Значение своевременной коррекции речи у детей дошкольного возраста/
статья (средняя группа) на тему

Козлова Ирина Александровна

Консультация для родителей и педагогов о значении своевременной коррекции речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение своевременной коррекции речи у детей дошкольного возраста

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем, речь  является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающая к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в детском саду и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью может свободно общаться с окружающими, понятно выражать свои мысли, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

В массовых группах детских садов встречаются дети с нормальным интеллектом, но со значительным отставанием в развитии речи.. Их речь невнятна, малопонятна окружающим, дефекты произношения затрудняют выступления таких детей на утренниках, участия их в различных конкурсах, где необходимо прочитать стихотворение, роль в сказке или спеть песню. Пока ребенок находится в младшем и среднем дошкольном возрасте эти дефекты мало заметны, но к старшему возрасту, когда у большинства детей  сформировано правильное звукопроизношение, дефекты явно бросаются в глаза, доставляя неприятности как детям, так и родителям плохо говорящего дошкольника.

Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на характер ребенка. К 5-6 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.  

Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу, где с первого дня пребывания ему приходится широко пользоваться речью:  задавать вопросы и отвечать на них в присутствии всего класса, читать вслух, выступать с проектами, так же участвовать в конкурсах, только более высокого уровня. В данной ситуации, недостатки речи негативно отразятся на успехах ребенка.

Особенно необходимой для ребенка становится грамотная правильная речь тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение других компонентов речевой системы, таких как фонематическое восприятие, процессы анализа и синтеза, лексико-грамматический строй, развитие связной речи. Если у ребенка страдают все компоненты речевой системы, ему необходима комплексная коррекция. В таком случае педагог-воспитатель должен порекомендовать родителям ребенка обратиться за помощью к учителю-логопеду для консультации. Чаще всего таким детям необходимо посещать логопедическую группу для детей с Общим недоразвитием речи с целью оказания своевременной помощи ребенку. Необходимо отметить, что у детей с ОНР свои особенности восприятия, памяти и мышления, характерные для данной патологии. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных занятий по осознанному формированию всех компонентов речевой системы.

Учитывая интересы ребенка, воспитателю необходимо своевременно отмечать детей с нарушениями речи и рекомендовать родителям  обратиться за консультацией  к педагогу-психологу и логопеду. Это первая помощь, которую вы можете оказать семье, имеющей ребенка с нарушением речи. В группу для детей с ОНР набираются дети 4-5 лет (средний дошкольный возраст), без патологии зрения, слуха и интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельн...

«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».

Мастер-класс «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)» в рамках Семинара-практик...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, орган...

Консультация для педагогов Гендерный подход в коррекции речи у детей дошкольного возраста

Гендерный подход в коррекции речи  у детей дошкольного возраста . Какие игры использовать на занятиях с мальчиками, а какие с девочками. Почему....

Статья: "Логопедическая ритмика как один из эффективных методов вызывания речевого подражания и форма коррекции речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ".

В статье представлен теоретический материал по вопросам взаимосвязи общей и речевой моторики, а также практический материал по использованию методов коррекции многообразных речевых и неречевых нарушен...

Презентация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»

(1 слайд). - Здравствуйте, уважаемые педагоги. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем районном методическом объединении. Зовут меня Зюляева Марина Сергеевна. Я работаю учителем-логопедом в МБДОУ &laqu...