Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» пгт. Приволжский Волжского муниципального района РМЭ.

Практикум

«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции

речи у детей дошкольного возраста»

Составитель:

Учитель-логопед

Петрова Е.Н.

Выступила на педагогическом вторнике  в МДОУ д/с №6 «Сказка»    19.09.19 г.

Заведующая МДОУ д/с №6 «Сказка» __________/Булдакова Э.В.

2019 г.

Слайд №1

Практикум: «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции

речи у детей дошкольного возраста».

Слайд №2

Цель: применение речедвигательной гимнастики в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. 

 Задачи:

  1. Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
  2. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
  3. Совершенствовать умение педагогов рефлексировать.

Ход практикума

Слайд №3,4

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Естественнонаучная основа речедвигательной ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология), которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи.

Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.

Речедвигательные  игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения.

У детей имеющих нарушение речи наблюдается скованность и замедленность движений, недостаточно развито чувство ритма, нарушение ориентировки в пространстве, недостаток резерва дыхательной системы.

Речедвигательные упражнения развивают дыхательную систему, все виды моторики.

Для получения коррекционного эффекта игры и упражнения должны проводиться в системе, с постепенным усложнением речевого материала.

Слайд №5

Выполнение детьми упражнений с проговариванием незатейливых стихотворных строчек позволяет шаг за шагом нормализовать речь ребёнка и положительно повлиять на двигательную систему (особенно полезна детям с заиканием).

Структура занятия:

1.Артикуляция гласных звуков с движением рук.

2. Чистоговорки с движением рук.

3. Речедвигательные упражнения.

4. Речедвигательные песни.

5. Пальчиковая гимнастика.

         6. Коммуникативная игра.

7. Релаксация.

Слайд №6,7

Освоение речедвигательных  упражнений мы начинаем с произношением гласных звуков, вырабатываем речевое дыхание. При выполнении этих упражнений,  раскрывается диафрагма. Речевое дыхание становится правильным, а звуки чистыми.

Упражнения на  артикуляцию гласных звуков

1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa

аaaaaooooooo

аaaaaуууууу

5.

А – разводим руки в стороны

О – поднимаем руки вверх

У – вытягиваем руки, вперед   показывая  указательный палец

И – поднимаем руки, вверх показывая указательный палец

Ы. – руки согнуты в локтях,  у груди сжаты пальчики в кулак, разводим кулаки в стороны

Э -  поднимаем руки вверх и касаемся  плечиков

Эти звуки мы можем произносить: громко, тихо, быстро, медленно

Упражнение «Пастушок»

Педагогам предлагается поиграть на дудочке, чтобы коровка не потерялась.

Я на дудочке играю: «У-у-у, у-у-у!»

Всех коровок собираю: «У-у-у, у-у-у!»

Вы идите все за мной: «У-у-у, у-у-у!»

Скоро мы придём домой: «У-у-у, у-у-у!»

Слайд №8

Упражнения на проговаривание слогов

За-за-за 

Разводим руками в стороны

Уходи домой коза

Грозим указательным пальчиком перед собой и разводим руки в стороны

Шу – шу – шу

Выпрямляем руки вперед

Я рукой машу

Машем ладошками

Ро – ро – ро

Наклон туловища вперёд делаем моторчик

Потерял петух перо

Поднимаем руки вверх

Упражнения на формирование речевого выдоха, плавной воздушной струи. 

На выдохе произносим звуки и слоги

Па – па – па – па – па

Говорим медленно, руки сжаты в кулак

Па – па – па

Говорим быстрее,  после каждого выдоха расслабляемся

Па – па – па

Ещё быстрее произносим слоги

Та-та-та

Руки сжаты в кулак,  напряглись и громко проговариваем,  движением руки как бы бросая на пол одновременно топая ногой, расслабились.

Та – та – та

Сжатый кулак, поднимая, немного вверх и опуская, вниз проговариваем медленно, а затем с ускорением

Слайд №9,10,11

Чистоговорки с движением рук.

"Ежик"
Жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа. (слегка касаясь пальцами, провести по лбу)
Жу-жу-жу – подошли мы к ежу. (слегка касаясь пальцами, провести по щекам)
Ужа-ужа-ужа – впереди большая лужа. (приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк и растереть лоб движениями в стороны - вместе)
Жок-жок-жок – надень, ёжик, сапожок. (кулачками массировать крылья носа)

 «Веселые слоги»

Ла-ла-ла… Дети хлопают в ладоши (3 раза).

Мила пол мела. Показывают как подметают пол.

Лу-лу-лу… Хлопают (3 раза).

Слава взял пилу. Делают скользящие движения ладоней друг о друга.

Ул-ул-ул… Хлопают (3 раза).

Михаил уснул. Кладут руки под щечку.

Ща-ща-ща… Хлопают (3 раза).

Наварили мы борща. Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Щи-щи-щи… Хлопают (3 раза).

Щиплем щавель мы на щи. Сжимают и разжимают пальцы.

Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)

Цы-цы-цы — в огороде огурцы (хлопаем в ладоши).

Ица-ица-ица — прилетела к нам синица (делаем легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья).

Рец-рец-рец — поклевала огурец (стучим указательным пальцем по коленям).

Цу-цу-цу — всем я дам по огурцу (ритмично вытягиваем руки вперед и затем прижимать к груди).

Чистоговорка с массажем «кенгуру»

Ру-ру-ру! Массаж точки на груди

Рано-рано поутру –

Ру-ру-ру! Массаж точек над бровями

Прискакал к нам кенгуру.

Ра-ра-ра! Массаж точек возле крыльев носа.

Закричал: «Вставать пора!»

Ра-ра-ра! Щиплют щечки

Начинается игра!

Ри-ри-ри!

Будем прыгать, 1-2-3! Дергают мочки ушей.

Ры-ры-ры!

Нет счастливей детворы! Хлопки в ладоши.

Слайд №12

Речедвигательные упражнения.

 

«Хвостатый-хитроватый»

-Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши на каждую четверть)

Это ты в ветвях повис? (потряхивать кистями рук).

-С-с-с-с-с-с-с-с-с! (Приложить пальчик к губам).

-Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Это ты в траве шуршишь? (потереть ладошку о ладошку).

-Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)

-Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)

- У-ку-шу! (Сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).

Слайд №13

«По ягоды» 

Мы шли-шли-шли, Маршируют, руки на поясе.

Землянику нашли. Наклонились, правой рукой коснулись

носка левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять, Маршируют.

Мы идем искать опять. Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.

Слайд №14, 15

Речедвигательные песни.

Песня «жуки»

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки.

Жу-жу, жу-жу-жу,

Мы летаем и жужжим,

Соблюдаем свой режим.

Жу-жу, жу-жу-жу,

Мы летаем и жужжим,

Мы здоровьем дорожим.

Жу-жу, жу-жу-жу.

Песня «комар»

З-з-з-з комар летит,

З-з-з-з комар звенит.

З-з-з, какой он злой!

З-з, гонится за мной!

Песня «ёжик»

Ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф, ежик, ежик.

Не увидишь у него ножек, ножек.

Иглы колются его колко, колко.

Будто круглая бежит елка, елка.

Песня «гуси»

Гуси медленно идут, га-га.

Вперевалочку бредут, га-га.

Гуси «га-га-га» гогочут,

Будто весело хохочут.

Га-га-га, га-га-га,

С перепонками нога.

Пальчиковая гимнастика. Слайд № 16, 17,18

«Пой-ка, подпевай-ка»

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей  (Дети загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.

Птички, птички, по домам. Машут обеими руками, как крыльями.)

Пальчиковая игра «Песочный дом»

Вот песочница большая Разводят руки в стороны

С крышею в горошек. Руки «домиком» над головой.

Из песка мы строим дом, Стучат кулачком о кулачок.

В доме пять окошек. Показывают раскрытую ладошку – «пять».

Первое – для зайчика, Загибают на левой руке пальчики по очереди.

Второе – для совочка.

В третьем куколка стоит,

В четвертом – два грибочка.

В пятом кругленьком окошке

Уложили спать мы кошку. Ладошки «спят» под щечкой.

Только кошке место мало. Грозят указательным пальчиком.

Прыг! И домик наш сломала! Шлепают ладошками по коленям.

Слайд №19

Коммуникативные игры. 

«Туча»

Дети бегают по залу под тихие звуки польки. Под громкую музыку дети быстро встают в круг, берутся за руки и двигаются приставным боковым шагом вправо под песню.

Туча, ты туча!

Спустись пониже!

Чем туча ниже,

Тем земля ближе.

Бах! Резко приседают.

И попрыгали из тучи

Гномы – капельки воды.

Водяные молоточки

Не забыли взять они,

Поскакали по дорожкам,

Застучали в барабан.

Скачет дождик, пляшет дождик,

Стало мокро тут и там.

 «Пирожки»

Испекли мы пирожки Дети стоят в кругу и «лепят» пирожки

С разною начинкой:

С капустой пирог, Дети передают «пирожок» друг другу в руки, называя

С морковкой пирог, начинку, стараясь не повторяться.

Со свеклой пирог…

И т.д.

Слайд №20

Упражнение на расслабление всего организма. 

«Летний денек» 

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и за​крывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу, 

Но на солнце не гляжу. 

Глазки закрываем, 

глазки отдыхают. 

Солнце гладит наши лица, 

Пусть нам сон хороший снится. 

Вдруг мы слышим: 

бом-бом-бом! 

Прогуляться вышел гром. 

Гремит гром, как барабан.

Упражнение на расслабление мышц рук 

«Лимон» 

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон. 

Чувствую, что круглый он. 

Я его слегка сжимаю — 

Сок лимонный выжимаю. 

Все в порядке, сок готов. 

Я лимон бросаю, 

руку расслабляю. 

Слайд №21

Огромным плюсом проводимой работы считаю игровую форму подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия с дошкольниками в весёлую обучающую игру, которая способствует не только музыкальному развитию малышей, но и мелкой моторики, речи, творческих способностей, а также обучению счету. Развитие ребенка происходит в игровой форме, где есть и пальчиковые игры, и физкультминутки, и инсценировки.

Используемая литература.

1.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;

2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;

3. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;

4. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;