Статья: "Логопедическая ритмика как один из эффективных методов вызывания речевого подражания и форма коррекции речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ".
статья по логопедии

Лепехина Светлана Викторовна
В статье представлен теоретический материал по вопросам взаимосвязи общей и речевой моторики, а также практический материал по использованию методов коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ на занятиях по логопедической ритмике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Лепехина Светлана Викторовна

учитель-логопед

МДОУ  ДСКВ № 19

г. Волгоград, Волгоградская область

  ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ  РИТМИКА  КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ВЫЗЫВАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ И ФОРМА КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

Аннотация: в статье представлен теоретический материал по вопросам взаимосвязи общей и речевой моторики, а также практический материал по использованию методов коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ на занятиях по логопедической ритмике.  

Ключевые слова: логоритмика, коррекция, речевые нарушения, моторика, музыка, движения.

        Для нашего дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида, которое посещают дети с ОВЗ, логоритмика - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.  С  каждым годом неговорящих детей становится все больше.  Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых, зрительных функций и  двигательных навыков.  Для правильного произношения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.   На занятиях по логоритмике  мы работаем над взаимосвязью между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Изучена и подтверждена взаимосвязь общей и речевой моторики. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает эмоциональную сферу, психические процессы — восприятие, внимание, память и мышление; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи.

Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания дошкольника, что очень важно в наше время — воспитание умения вести себя во время занятий; формируется чувство такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми, умение сопереживать и сочувствовать друг другу.

Тяжелые дефекты речи чаще всего сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций. Компенсация речевого нарушения осуществляется через активное включение тех видов деятельности, которые обеспечиваются работой правого полушария мозга, а также формирование межполушарного взаимодействия, которое обеспечивает компенсацию нарушенных двигательных, внеречевых и речевых функций у ребенка.

Общими в занятиях логоритмической деятельностью являются:

-  Комплексное воздействие на сохранные анализаторные системы ребенка в процессе логоритмической деятельности;

-  Систематичность занятий и строгая дозировка нагрузки для каждого ребенка;

-  Многократность повторения тренировочного материала.

Для коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей в занятия по логопедической ритмике мы включаем:  музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения, танцевально-ритмические упражнения, эмоционально-коммуникативный тренинг.

Вокальное музицирование представляет собой упражнения для развития голосового аппарата, пение с движением и аккомпанементом. Дети поют слоги мягко, напевно, формируя певческое дыхание, которое, в свою очередь, способствует развитию продолжительного речевого дыхания. Слоговые сочетания помогают устранять гнусавый тембр детского голоса. Разучиваются вокальные партии и обыгрываются с детьми в форме диалога между девочками и мальчиками. Чтобы задание вызывало интерес у детей, создаются игровые ситуации, например «Прогулка». На отрывистое звучание – «короткий бег по горячему песку», на напевное – «спокойная ходьба по мягкой травушке». В ходе работы над текстом песни расширяется активный словарь детей, фонематический слух и фонематические представления, формируется произвольность внимания. Игровое содержание текста помогает формированию грамматического строя речи. Для игры дети делятся на две подгруппы: одна поет, вторая играет, и наоборот.

Процесс развития вокальной, исполнительской культуры у детей с речевыми нарушениями является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой — средством коррекции голоса, артикуляции, дыхания.

        Инструментальное музицирование предполагает игру на музыкальных инструментах и их заместителях.

        Речедвигательные игры и упражнения способствуют продуктивности вербального запоминания, конкретизации слуховых образов, развитию связной речи. Дыхательно-артикуляционный тренинг служит основой для воспитания правильного физиологического и речевого дыхания, базой для артикуляционного компонента речевой системы. Речевые игры являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, интонационной выразительности. Например, дети поют фразу на одном дыхании, не разрывая ее, с отчетливой артикуляцией (за-за-за, зи-зи-зи, са-са-са, си-си-си и т.д.).

        Танцевально-ритмические упражнения позволяют расширить представления занимающихся о своих ритмических способностях. Игрогимнастика способствует развитию определенных групп мышц, координации, зрительно-пространственных представлений, регуляции мышечного тонуса. Игроритмика воспитывает пластичность, координированность движений, ритмические способности, учит тонко чувствовать и передавать в движения характер музыкальных произведений.

        Эмоционально-коммуникативный тренинг включает в себя упражнения, имеющие своей целью осознание и выражение невербальными и вербальными средствами основных эмоций (страха, радости, печали, гнева, злости, спокойствия), а также развитие эмпатии, коммуникативных навыков. Коммуникативные игры и упражнения с использованием хороводов, парного массажа способствует переходу ребенка на новый этап в развитии коммуникации. Релаксационные упражнения направлены на снятие мышечного, эмоционального напряжения и позволяют лучше контролировать эмоции и действия, участвуют в формировании навыка саморегуляции.  

Увлекательный сюжет, игровая форма в сочетании с использованием наглядного материала стимулируют потребности в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоциональный отклик.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

        Список литературы

  1. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». - М.: Просвещение, 1985г.
  2. Шашкина Г. Р. «Логопедическая ритмика для дошкольников». Учебное пособие — М., 2002г.
  3. Клезович О.В. «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей»: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей –М., 2004г.
  4. Бутакова Л.Г. «Занятия ритмикой и логопедической ритмикой в детском саду и во вспомогательной школе». М., 1994г.
  5. Анисимова Г.И. «Новые песенки». Популярная логопедия - М., 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение своевременной коррекции речи у детей дошкольного возраста/

Консультация для родителей и педагогов о значении своевременной коррекции речи....

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети часто страдают от страхов. Это происходит в силу многих причин. Яркое воображение ребенка, впечатлительность — возможные причины детских страхов. Конечно же, есть и более глубокие при...

«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».

Мастер-класс «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)» в рамках Семинара-практик...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, орган...

Консультация для педагогов Гендерный подход в коррекции речи у детей дошкольного возраста

Гендерный подход в коррекции речи  у детей дошкольного возраста . Какие игры использовать на занятиях с мальчиками, а какие с девочками. Почему....

Логомодули - как эффективная форма коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР

Ежегодно отмечается рост количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. Общее недоразвитие речи (ОНР) – одно из самых распространенных логопедических заключений. Среди детей, имеющих те ...