«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Белоусова Наталья Владимировна

Мастер-класс «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)» в рамках Семинара-практикума «Преодоление ОНР у детей с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_teoriya.docx25.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Преодоление ОНР у детей с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий».

«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».

Подготовила:

учитель-логопед Белоусова Н.В.

Январь 2019г.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

С этой целью была разработана образовательная программа «Говорящая музыка», которая составлена на основе системы логоритмических занятий, разработанной Г.Волковой и учебно-методических пособий Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».  

Направленность программы: данная программа направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально - личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.

Новизна и актуальность: логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста.

Направления работы:

  1. развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  2. формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
  3. развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
  4. развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
  5. развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
  6. развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
  7. развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.

        Цель программы: стимулирование речевых и познавательных процессов      развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками.

        Задачи обучения:

  1. Коррекционно-развивающие задачи:
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • формировать грамматический строй и связную речь.
  1. Образовательные задачи:
  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать переключаемость и координацию движений;
  • развивать ритмическую выразительность;
  • развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
  1. Оздоровительные задачи:
  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • формировать правильную осанку, походку;
  • развивать координацию движений и моторных функций.

Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. Средствами логопедической ритмики являются:

 ходьба и маршировка в различных направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус;

упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; 

ритмические упражнения;

самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями;

игровая деятельность;

упражнения для развития творческой инициативы.

Практические упражнения.

  1. Динамическое упражнение «Кто как ходит»

Кошка ходит по-кошачьи,

Ходит крадучись она.

Пружинящий шаг

А собака по-собачьи

Ходит, гордости полна.

Ходьба с высоким подъемом колена

По-утиному утенок

Чуть вразвалочку идет.

Шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону

По-козлиному козленок

Скачет рожками вперед.

Подскоки

По-слоновьи ходит слон,

Тяжело ступает он.

Ходьба, опираясь на ступни и ладони

По-гусиному – гусята

Важно шествуют шажком.

Ходьба в полуприседе

А по улице ребята –

Кто в припрыжку, кто пешком.

Бег с постепенным переходом на ходьбу

  1. Дыхательное упражнение «Покачай игрушку».

Цель: укреплять мышцы живота. Способствовать активному вдоху и выдоху.

Описание: дети лежат в сухом бассейне на спине. Небольшую игрушку они помещают на живот. На шумном вдохе дети поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают её.

Качели вверх,

Качели вниз,

Крепче ты, дружок, держись.

  1. Пальчиковая гимнастика «Пять мух»

Пять мух кругом летают,

Танцуют и поют.

Пять пальчиков - мухи. Перебираем

 пальчиками в воздухе (мухи летают).

Одну из них поймали,

Партнёр по игре ловит одну из мух

(или ловит сам ребёнок свободной рукой).

Ещё четыре тут.

Большой палец загибаем - остаётся четыре "мухи".

Четыре толстых мухи

Уселись на двери.

Ладонь повёрнута тыльной стороной наружу.

Рука зафиксирована. Сгибаем - разгибаем пальцы

Одна вдруг улетела,

Осталось только три.

Действия аналогичны предыдущим, только

 в этот раз остаётся не 4, а 3 пальца.

Три мухи на нос сели -

Ползут по  голове,

Действия соответствуют тексту.

Одна вдруг улетела,

Осталось только две.

Две мухи друг за другом,

Летают у окна,

Перебираем пальцами в воздухе, вращаем кистью.

Одна вдруг улетела,

Осталась здесь одна.

Одна большая муха  

Упала на пол - бух!

Роняем руку на колени/стол.

Куда – то убежала,

Загибаем оставшийся палец.

И нет в квартире мух.

Вращаем кулачком.

А утром мы проснулись

И увидали вдруг,

Пять хорошо знакомых

Тех самых старых мух.

Разгибаем пальцы, перебираем ими в воздухе.

  1. Массаж «Ходит ёжик»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

И колючками своими  колется, колется.

А я ёжику-ежу ту тропинку покажу,

Где катают мышки маленькие шишки.

тихонько походить ноготками по спинке

провести подушечкой указательного пальца к бочку

немного пощекотать ребёнка

  1. Чистоговорка «Лиса»

СУ, СУ, СУ, СУ,  не пускают в дом лису.

СА, СА, СА, СА,  ждёт у дома два часа.

СЫ, СЫ, СЫ, СЫ,  она хочет колбасы.

СИ, СИ, СИ, СИ,  ей кусочек отнеси.

  1. Комар и конь.                                                                                                                                Бегал конь по полю (1). И прилетел к нему комар (2)
    Сел комар коню на спину, а потом на шею, а потом на ухо (3).                                                         А потом и говорит:
    - Хоть и большой ты и сильный, а мы, комары, еще сильнее: как накинемся, всего покусаем и победим.
    - А вот нет, — говорит конь. Тут комар как зажужжит (4).
    И из леса и с болота, и с пруда слетелись комары (5).
    Облепили они коня, и на спине сидят и на шее сидят, и на щеках, и на ногах(6).                     Вот конь и спрашивает:
    - Все, что ли, прилетели?                                                                                                                        - Все!- отвечают комары.
    - Тогда держитесь, — говорит конь.                                                                                            И как повалится на спину(7) и начал с боку на бок перекатываться (8).                                           Всех комаров передавил, один только комар и остался.                                                    Скоро он к тебе прилетит.


1 – барабаним кулаками по спине (туловищу).

2 – водим пальцам по спине (туловищу).

3, 6  – дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

4,5 – звукоподражание.

7 – ложимся на спину.

8 – катаемся на спине, переваливаясь с боку на бок.

  1. «Зимняя дорога»
  2. Комплекс «Разминка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлена регулировка речевого дыхания, упражнения на отработку фонационного дыхания, упражнение на дыхание с участием голоса...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельн...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, орган...

Презентация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»

(1 слайд). - Здравствуйте, уважаемые педагоги. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем районном методическом объединении. Зовут меня Зюляева Марина Сергеевна. Я работаю учителем-логопедом в МБДОУ &laqu...

Консультация "Речедвигательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей среднего возраста"

Речедвигательная ритмика - это специфический метод формирования и коррекции произносительной стороны речи, которая включает двигательные упражнения, где учавствует тонкая и общая моторика, органы арти...

Речедвигательная гимнастика - средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Речедвигательная гимнастика - это гармоничное сочетание слова, музыки, движения....

Консультация для педагогов "Речедвигательная гимнастика- средство коррекции речи у детей дошкольного возраста"

Речедвигательная гимнастика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением. В выполнении упражнений участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции...