«Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой. Роль сказки в познавательном и творческом развитии ребенка.»
материал (младшая группа) по теме


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 46

Межмуниципальный семинар

«Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой. Роль сказки в познавательном и творческом развитии ребенка.»

Воспитатель МБДОУ №46 Зубкова А.Г.

Апатиты 2013г.

Задачи:

  1. Проанализировать роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста;
  2. Определить влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.
  3. развитие литературной речи;
  4. приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

                                                  «Сказка – самая здоровая

пища - не лакомство, а насущный

                                                       и очень питательный хлеб»

К. Я. Чуковский.

Не для кого не секрет, что сказка существует для детей и для тех взрослых, которые не утеряли лучших детских качеств: чистоты, фантазерства, беспредельной веры в искусство, в добро и, наконец, удивительный мир детской непосредственности. Но именно задача взрослых состоит в том, чтобы влюбить детей в сказку. А ребенок уже готов воспринимать её.

 Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая – история о дружбе, помощи, доброте, любви ко всему живому.  

        Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям, радоваться счастью другого, переживать чужую судьбу, как свою.

Сказка- первая духовная пища ребенка. Она питает ум, учит мыслить, развивает воображение и облагораживает чувства.

Сказка – это мостик, по которому ребятам легче перейти из детства во «взрослую жизнь»…если с малых лет научиться быть веселым и добрым, из тебя обязательно вырастет хороший человек»        

Советы от младшей группы,-  как влюбить детей в сказку.

Чтобы, влюбить детей в сказку, им необходимо показать все богатство и разнообразие современного сказочного фонда, а также, приблизить к пониманию содержательной многомерности, художественной неисчерпаемости сказки.

«Сказочный фонд» нашей младшей группы состоит из программных произведений, рекомендуемых и произведений которые, как я считаю нужны в данный момент детям. Которые характеризуют определенного ребенка или возникшую проблему в группе.

Гендерный подход.

        Разделив группу на мальчиков и девочек и изучив их интересы, девочкам мы читаем такие сказки как, Красная Шапочка, Маша и медведи, сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

А мальчикам же: Федотка, - Чуковский, был у Пети и Миши конь, Толстого.

По типу характера.

Как известно у всех детей разноцветный характер.

  1. Упрямым непослушайкам: кот петух и лиса, сказка о глупом мышонке.
  2. Трусишкам: как заяц за яблоками ходил.
  3. Агрессивным кусачкам: волк и семеро козлят.
  4. Задирам: лиса и заяц.
  5. Непоседам: колобок, гуси – лебеди, три поросенка, усатый, полосатый.
  6. Робким и Застенчивым: репка, бычок, муха цокотуха.
  7. Хитрушкам: лиса и волк.

Иллюстративный материал также применяем для развития речи.

Дети учатся пересказывать сказки. И у них получается это, с невероятной точностью. Они обязательно поправят меня, если я попытаюсь их запутать.

Для наилучшего запоминания, в детском саду, мы используем театр (пальчиковый, настольный, кукольный, бумажный), приобретенный совместно с родителями.

В дни «книжной недели», в детском саду, дети с удовольствием переодеваются в сказочных героев, переживают с ними драматические ситуации и конечно же находят выход из них. Предполагая положительное окончание сказки, дети не устают верить, что и в их жизни будет все прекрасно и не кто не потревожит их волшебный мир.

Изобразительная деятельность

При помощи изобразительной деятельности дети с удовольствием  обсуждают эмоции нарисованных героев. Комментируя, что волк обязательно должен быть с зубами, а у лисы хитрые узкие глазки. А нарисованный зайка, обязательно перестанет дрожать и наконец проучит хитрую «плутовку».

В лепке, у детей есть прекрасная возможность пофантазировать над частями поделки, применяя семена, крупу, в виде глазок ушек и хвостиков. Они с огромным удовольствием играют с вылепленными героями.

Музыкальные сказки, воспроизведенные при помощи дисков и аудиокассет, а также подаренного родителями проигрывателя вызывают у детей множество положительных эмоций. Музыкальные переходы захватывают душу и еще больше трогают маленькие сердца, заставляя переживать совместно с героями сказки.

        В нашем саду многие занятия начинаются с входа в группу сказочных героев. Дети с удовольствием играют с ними, получая положительный эмоциональный настрой, они лучше усваивают программу. Можно целыми днями говорить о признаках весны, но стоит ей появится, предварительно украсив группу проталинами и подснежниками, и у детей тут же загораются глаза, они с великим удовольствием читают стихи о весне, солнце и весенней капели.

        Удивительные сказки, они учат считать, развивают внимание, мышление и память и речевую активность. Но чтоб по-настоящему влюбить детей в сказку очень важно объединиться с родителями. Опыт показывает, каким же полноценно развитым ребенок приходит в социум, имея дома свой личный уголок сказки.        Очень важно убедить родителей создавать подобные домашние уголки и посещать городские библиотеки. Наши дети с удовольствием приносят хорошие и интересные и красочные издания в группу. В помощь родителям мы оформляем информационные, тематические уголки,  папки передвижки, рекламу нашей сказки, о том как приучить ребенка к чтению. Подсказываем у кого из детей есть наиболее интересные книги, для того чтоб они могли меняться произведениями.

Мы предложили лишь несколько советов, что бы познакомить детей со сказкой и навсегда влюбить детей в этом волшебный потрясающий мир. Мир познания добра и зла, подарите нашим детям сказку, не лишайте ребенка волшебного детства и он вернет вам все сторицей.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытания

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

                                            В. Берестов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль музыкальной сказки в познавательном и творческом развитии ребенка»

Сказка - это мир фантазии, переплнтеный с реальностью.  Чтобы понять сказку . нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку тоже нужны фантазия и воображение....

Сообщение "Роль иллюстраций при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой".

   Мы не можем представить детскую книгу без иллюстраций. Значение картинки в ней не меньше, чем значимость текста. Для ребенка каждая новая книга с ее красочными иллюстрациями, радос...

Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы (из опыта работы).

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы"

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы"

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию ребенка, стимулирует развитие речи, творческие...