Сообщение "Роль иллюстраций при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой".
материал по художественной литературе на тему

     Мы не можем представить детскую книгу без иллюстраций. Значение картинки в ней не меньше, чем значимость текста. Для ребенка каждая новая книга с ее красочными иллюстрациями, радость, переживание, новое впечатление – более значимо, чем впечатление, которое ребенок получает от прочитанного текста. К рисунку ребенок возвращается неоднократно, каждый раз переживая все новые и более глубокие впечатления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл illyustratsiya_28.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Роль иллюстраций при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой.

Воспитатель: Вавилкина Е.Е.

     Мы не можем представить детскую книгу без иллюстраций. Значение картинки в ней не меньше, чем значимость текста. Для ребенка каждая новая книга с ее красочными иллюстрациями, радость, переживание, новое впечатление – более значимо, чем впечатление, которое ребенок получает от прочитанного текста. К рисунку ребенок возвращается неоднократно, каждый раз переживая все новые и более глубокие впечатления.

     Особенности восприятия и понимания картин детьми рассматриваются в работах С.Л. Рубинштейна, Е.А. Флериной, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.

     Алуева М.А. отмечает, что художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей.

     Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. 

     Книжная иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их.

     Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению.

     Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире.

     Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

     Знакомясь с множеством книг, проиллюстрированных лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге — это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся малыши. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к творчеству.

     Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.

     Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус.

     Общение малыша с книгой начинается с обложки. Обложка как афиша, как вывеска: она сообщает о главном, о том, что будет внутри, приглашает туда зрителя и как бы заманивает его. На сине-голубом поле крупно выведены два имени, твердо подчеркнутые красной чертой. Это имена равноправных соавторов. Шрифты и рисунок тут в полном согласии. Красное «О» похоже на колесо, скорее на съедобный бублик. Остальные буквы белые, и мышонок белый, а хвостик желтый, серпиком. Перед мышонком соблазны на выбор -- белая свечка, красная морковка, желтый мешочек с овсом, а в левом нижнем углу -- запятая-червячок в красную полосочку. Красное, белое и кое-где проглядывает черное, которое «держит» страницу. Скромный набор цветов, а сколько в них смысла, и все плоско положенные изображения твердо держатся на определенных им художником местах, а запятая-червячок облегчает желание перевернуть страницу.

     Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д. Поленова, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.Н. Нарбут, В.А. Милашевский, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, Е.Н. Чарушин, Е.М. Рачев и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.

     Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Сутеева и его "Кто сказал мяу?", "Айболита", "Мешок яблок", "Елку", "Крошку енота" и другие книги;  Владимира Конашевича и его изумительные иллюстрации к "Тараканищу", "Чудо-дереву" Корнея Чуковского, "Вот какой рассеянный" С. Маршака и другим произведениям.

     Всегда вызовут добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.

     Таким образом, книжная иллюстрация оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

Художник – иллюстратор Ю.А.Васнецов

     Детей старшего дошкольного возраста знакомят с творчеством Ю. А. Васнецова. Много картинок-иллюстраций нарисовал художник для детей: важных и веселых котов, очень симпатичных зайчиков, белочек и других животных. Но больше всего любил художник рисовать мышей. Рассматривая веселых, танцующих мышек на иллюстрации к потешке «Мышки», дети сами подметили, что мыши так веселятся потому, что кот, который спит на уютной лежанке, под красивым и теплым одеялом, проснется не скоро. А на иллюстрации к народной песенке «Собака, кот, кошка и курочка» кот уже совсем другой - добрый, трудолюбивый. Кот старательно толчет сухари и вместе с мышатами ждет угощенья. При этом у кота от усердия даже виднеется язык.

     Предлагая детям иллюстрации с одними и теми же героями, мы обращаем их внимание на то, что животных и птиц художник изображает по-разному. Так, к потешке «Пошел котик на Торжок» он изобразил кота очень хозяйственного, важно шагающего с булкой под мышкой. Кот в больших расписных сапогах. На улице лежит пушистый снег. А вокруг сказочных фонарей снежинки устроили хоровод. На другой иллюстрации художник нарядил кота, как на праздник: бант, яркая рубашка, и усы распушил.

     Познакомившись с работами художника Ю. А. Васнецова, мы убеждаемся в его изобретательности: как много создано иллюстраций, и среди них нет ни одного повтора. Много персонажей нарисовал художник, но все они разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.

     В иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Александрович нарисовал в хороводе девятнадцать мышат, и все они в разной одежде: у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков-мышат разноцветные рубашечки с пуговками.

     Знакомя с иллюстрациями художника Ю. А. Васнецова, мы учим детей видеть, какую нагрузку в них несет цвет. Так, в иллюстрациях к потешкам «Скок-поскок» и «Конь» ярко-желтый фон не только передает теплый солнечный день, но и усиливает восприятие образов, созданных художником. Хорошо просматриваются на желтом фоне темно-коричневые фигурки бельчат, важно шагающих по мостику. Благодаря светлому фону дети видят пушистость их шерстки, любуются кисточками на ушах.

     Живут герои иллюстраций Ю. А. Васнецова в избушках с причудливыми и удивительными узорами. Посмотришь на домик и скажешь, кто в нем живет. Для зайки художник нарисовал маленькую простую избушку, и стоит она на пенечке. Для трех медведей большой крепкий дом из толстых бревен. Домик Ладушки нарядный, с резными ставенками. Но не все иллюстрации художника вызывают радостное настроение у детей. Вот посмотрят дети на иллюстрацию «Гуси», и у них меняется настроение. Дети видят, что к героям Васнецова пришла беда. Об этом говорит и тревожный темно-синий фон, и белые-белые гуси с вытянутыми шеями.

     Изображая мельницу, куда ходила Кисонька-Мурысонька (потешка «Кисонька»), художник придумал многое. Сказочная мельница декоративна. Она украшена дугами, точками, волнистыми и ломаными линиями. Крылья мельницы сплетены из старой легкой дранки. На мельнице живет симпатичный маленький мышонок. Он залез на подоконник и с интересом смотрит в окно. Вокруг мельницы растут удивительные волшебные цветы, которые так красиво блестят на солнце. Пряники Кисонька сложила в большую плетеную корзину. Прянички белые с красивыми узорами и очень аппетитные!

Художник – иллюстратор В.В.Лебедев

     В «Сказке о глупом маленьком мышонке» художник Владимир Владимирович Лебедев «играет» с мышонком, который то мордочку задрал, то сжался, уменьшился -- тетя Лошадь почти подавила его своей огромной пятнистой массой, а Щука свернулась в полукольцо, и мышонок оказался между сонной мордой и хвостом. Лишь тетю Кошку художник позволил себе одеть в нарядное платье -- у нее, как известно, роль особая. И вот финал. Сколько слез пролито в детстве над строчками: «Ищет глупого мышонка, а мышонка не видать»... Лебедевский лаконизм усиливает драму. Мама с воздетыми лапками и мордочкой и пустой розовый носочек с помпоном...»

     Книжка-картинка сделала свое дело -- показала всю бессмысленность просьбы капризного мышонка и привела к финалу, разбередив чувства ребенка, а заодно показав ему разных животных. Одинокий носочек, жалкий огарочек, засохшая корка, пустое пространство -- драма доведена до высшей точки. Условность приема дополнила переживания.

     Маршак замечательно писал: «Лебедев никогда не был ни иллюстратором, ни украшателем книг. Наряду с литератором-поэтом или прозаиком он может с полным правом и основанием считаться их автором, столько своеобразия, тонкой наблюдательности и уверенного мастерства вносит он в каждую книгу тетя Лошадь занимала почти целый разворот. Лебедев был рисовальщик из рисовальщиков! Он сумел вдохнуть теплоту и грусть в жизнеподобные композиции. 

Художник – иллюстратор А.Ф.Пахомов

   В рисунках А. Ф. Пахомова нет украшений, и ему не свойственных сказочность и декоративность. Жизнь детей -- вот главная тема его творчества.

     Герои его иллюстраций изображены очень естественно. Они добры и просты. Дети сочувствуют им и незаметно проникаются убеждением, что помогать друг другу в чем-либо -- хорошее и важное дело. Мастерство художника делает рисунки выразительными, интересными, находящими отклик в душе ребенка.

     А при рассматривании иллюстрации в книге «Что такое хорошо и что такое плохо?» наблюдается живая реакция детей. Хорошие поступки героев вызывают у них чувство радости. В противоположном случае, когда детям не нравятся действия героев, на лицах их можно  отметить тень грусти, разочарования. При рассматривании иллюстраций А. Ф. Пахомова к «Рассказу о неизвестном герое» дети дружно говорят о его героизме, смелости: «Герой скромный, честный, доброжелательный. Он не считает, что совершил подвиг, а просто помог в трудную минуту ребенку, не думая о себе и ничего не требуя взамен». Благодаря иллюстрациям художника дети еще раз увидят, как прост сам герой книги. Он ничем не выделяется. Таких, как он, можно встретить на улицах города. И все же в нем есть та притягательная сила, которая привлекает ребят.

     Так, проанализировав рисунки А. Ф. Пахомова, мы пришли к выводу, что в основном они сделаны в черно-белом исполнении. Однако его иллюстрации даже в графическом исполнении интересны детям. Художник, обращает внимание на особенности образа, интересные детали, помогает детям острее, глубже почувствовать смысл и содержание произведения. Благодаря иллюстрациям художника они учатся жестам, мимике, позе понимать настроение героев. Дошкольникам нравятся герои в иллюстрациях художника А. Ф. Пахомова, так как они близки им по возрасту и поступкам. Это и внучка из сказки «Бабушка, внучка да курочка», и герои книги «Что такое хорошо и что такое плохо?» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.

Процесс общения дошкольника с художественной литературой -это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли художественной литературы в формировании личности человека с самых ранних...

Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой

Материал содержит опыт работы - проект, смотр-конкурс книжных уголков в группах среди педагогов, детей и родителей. Также имеются рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у д...

Необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Проблема необходимости приобщения к художественной литературе обусловлена тем, что мы живем в век развития электроники, поэтому , совершенно необходимо воспитать в детях любовь к книге уж...

Перспективное планирование ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой во 2 младшей группе.

Очень важно правильно спланировать на год работу с детьми по всем образовательным областям так, чтобы каждый вид детской деятельности закреплял знания и умения детей, полученные при предварительной ра...

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой в программах дошкольного образования

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дош...