Способы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.
статья на тему

Авжян Оксана Александровна

 

 

Процесс общения дошкольника с художественной литературой -это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли художественной литературы в формировании личности человека с самых ранних лет жизни в последние годы говорится немало. Художественная литература должна и может оказывать влияние на мыслительную, духовную, эмоциональную сферу личности ребенка. Ученые подчеркивают, что "ранние "инъекции" интереса к художественной литературе совершенно необходимы". Проблема раннего пробуждения и развития интереса к художественной литературе на сегодняшний день весьма актуальна. Очень важна и целенаправленная деятельность организации работы ДОУ в этом направлении.

Слово "интерес" в переводе с латинского означает "важно", "имеет значение". Существуют многочисленные трактовки понятия "интерес".             С.А. Ананьин выделил две стороны вопроса - психологическую и педагогическую (интерес как цель и как средство воспитания).

Понимание учеными интереса как психологического феномена также многозначно. Нам представляется правильным понимание интереса как аффективно-когнитивного комплекса (Е.П. Ильин), т.е. интерес - это, прежде всего мотивационное образование, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительным эмоциональным тоном впечатления удовольствия от процесса), присутствует и другой - потребность в знаниях, новизне. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

Для того чтобы, работа по пробуждению и развитию интереса ребенка к художественной литературе была более эффективной, нужно дать ответы на следующие вопросы: каковы сущность и природа интереса малыша к, художественной литературе условия его возникновения, механизмы формирования, значение в психической жизни, роль в процессе воспитания и др.

Следует отметить, что рекомендации, как целенаправленно формировать интересы, как использовать их для личностного развития дошкольников еще мало разработаны в современной науке. Почему многие, на первый взгляд, увлекательные формы проведения занятий, в т.ч. появившиеся в последнее время альтернативные методики, оказываются мало эффективными и, более того, негативно влияют на психическое развитие ребенка?

Объяснение этому находим у известного психолога А.Н. Леонтьева. Он пишет о том, что педагогика (конкретно педагогика интереса) мало помогает воспитателям формировать интересы детей, так как "ограничивается недостаточно проанализированными рекомендациями, справедливость которых легко доказывается практикой мастеров педагогического дела, но научить пользоваться которыми других крайне трудно. Дело здесь именно в том, что остаются нераскрытыми те отношения внутри самой деятельности ребенка, которые лежат за явлениями интереса и которыми единственно можно реально управлять. Чтобы увидеть эти отношения, нужно ... найти и исследовать сами способы управления интересами, и притом в условиях возможно более свободного их выявления. Работа с детьми в дошкольных учреждениях представляет такие условия в наибольшей степени".

Для организации деятельности направленной на пробуждение и развитие интереса к художественной литературе, реализацию ее педагогического потенциала важно выявить психологические закономерности процесса общения ребенка с художественной литературой, т.е. те отношения, которые складываются в триаде читатель (слушатель) -художественная литература- ребенок - педагог. Необходимо знать педагогические закономерности литературного развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста, какие психофизиологические особенности возраста способствуют или, наоборот, препятствуют этому развитию.

Сложной и малоисследованной задачей является анализ механизма усвоения и освоения ребенком косвенного опыта почерпнутого из художественной литературы. Для этого необходим  тщательный  анализ  работ психологов, педагогов, искусствоведов, педагогического опыта сотрудников детских библиотек, воспитателей, родителей который позволяет данные знания получить и эффективно использовать в педагогической работе с малышами.

Специфика работы с дошкольниками, особенно младшими, заключается в том (это и представляет наибольшую трудность), чтобы, формируя новые ценные качества,- не погубить уже имеющиеся: творческую активность, нешаблонность восприятия, ассоциативность мышления, искренность, эмоциональность и главное радость и добровольность занятий.

Психические особенности познавательной деятельности ребенка таковы, что ведущим компонентом в общении с художественной литературой является эмоциональный. Его угасание ведет к разрушению и двух других компонентов интереса - познавательного и волевого. Это определяет одну из особенностей организации работы с художественной литературой: обеспечение различных эмоциональных реакций на художественной литературу (удивление, радость, удовлетворение и др.) и эмоционально благополучной позиции ребенка в процессе познания.

Создание научно обоснованной системы педагогических условий, действенных методических разработок способствующих приобщению дошкольников к художественной литературе является важной задачей педагогической теории и практики [11, 37 - 38].

Выше сказанное позволило нам сформулировать научный аппарат работы:

Цель: проанализировать педагогические условия организации работы в ДОУ, способствующие ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Объект исследования: дети среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогический процесс ознакомления средних дошкольников с художественной литературой.

В связи с поставленной проблемой исследования нами была выдвинута гипотеза: заключалась в том, что работа по воспитанию любви и интереса у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной при соблюдении следующих условий:

-   организованная педагогическая  работа в соответствии с возрастными
особенностями и программными рекомендациями по данному возрасту,

-   создание художественно-развивающей среды в группе,

систематичность    и    комплексность    характера    данного    вида воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

1.  Проанализировать педагогическую литературу по данной теме.

2.         Рассмотреть  особенности  восприятии художественной  литературы
детьми среднего дошкольного возраста.

3.         Выявить наиболее эффективные методы и приемы по ознакомлению
детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы ознакомления дошкольников с художественной литературой.

1.1. Особенности восприятии детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.

Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающие отдельные качества

реальности.

Восприятие - ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который объединяющую функцию:

во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета,

во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации,

в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка [4, 14].

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, от знакомства детей с литературой, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению.

Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Ребенок стремится к тому, чтобы мир приоткрыл свои тайны, помог осуществить фантазии ребенка.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира и мира литературы, помочь ему овладеть способами познания связей между действительностью и сказкой поможет знакомство с художественной литературой.

Но для успешного овладения дошкольниками восприятия художественной литературы, использования ее в работе с детьми, педагог должен знать законы и правила формирования восприятий дошкольников.

Как уже подчеркивалось раньше дошкольный период - это важный этап для развития психики ребенка, но данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития восприятий у детей. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. Но развитие восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности [18, 29].

Так восприятие младшего дошкольника (3-4 лет) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, величина, вкус и другое, - не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все, а только наиболее яркие, конкретные свойства или объекты предмета или произведения, а иногда и одно свойство или определение, и по нему отличает предмет или объект от других объектов.

Действуя с предметами или воспринимая литературные произведения, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств предмета или литературного жанра.

Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете, что касается художественного слова, то ребенок в этом возрасте способен отличить сказку от стихотворения, догадаться о хороших и плохих качествах героев.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложение, прикладывание предметов друг к другу, измерения и другие.

В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности.

Он учится воспринимать их проявления, осваивать способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности.

За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, о белом и черном, о понятиях величины, о пространстве, о времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура и т.д.).

Художественная литература - важный проводник эстетической жизни ребенка дошкольного возраста. Чтобы понять сложную и влиятельную роль художественной литературы в развитии восприятия детей, необходимо понять то своеобразие детского мировосприятия, которое можно охарактеризовать, как детский мифологизм, который сближает детей с художником.

Для детей, для настоящего художника вся природа жива, полна богатой внутренней жизни, - и это ощущение жизни в природе не имеет в себе, конечно, ничего надуманного, теоретического, а является непосредственной интуицией, живым, убедительным восприятием.

Это чувство сказочности в окружающей жизни, по мере роста процессов восприятия у ребенка дошкольного возраста, все более нуждается в интеллектуальном оформлении - и художественной литература как раз, и отвечают этой потребности ребенка.

Есть еще другой корень художественной литературы это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образов, чтобы выразить в них детские чувства.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложение, прикладывание предметов друг к другу, измерения и другие.

В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности.

Он учится воспринимать их проявления, осваивать способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности.

За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, о белом и черном, о понятиях величины, о пространстве, о времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура и т.д.).

Художественная литература - важный проводник эстетической жизни ребенка дошкольного возраста. Чтобы понять сложную и влиятельную роль художественной литературы в развитии восприятия детей, необходимо понять то своеобразие детского мировосприятия, которое можно охарактеризовать, как детский мифологизм, который сближает детей с художником.

Для детей, для настоящего художника вся природа жива, полна богатой внутренней жизни, - и это ощущение жизни в природе не имеет в себе, конечно, ничего надуманного, теоретического, а является непосредственной интуицией, живым, убедительным восприятием.

Это чувство сказочности в окружающей жизни, по мере роста процессов восприятия у ребенка дошкольного возраста, все более нуждается в интеллектуальном оформлении - и художественной литература как раз, и отвечают этой потребности ребенка.

Есть еще другой корень художественной литературы это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образов, чтобы выразить в них детские чувства.

Существует несомненная и глубокая связь между играми и художественной литературой, можно было бы даже сказать, что всякая художественная литература, в своей сущности, есть не что иное, как игра фантазии -  независимо от того, была ли игра эта сыграна или нет.

Обратимся к краткой характеристике детского восприятия сказочного мира. Первые сказки, связаны с личностью самого ребенка: матери, няни хорошо это чувствуют и начинают свои первые сказки так: «Жил - был мальчик, такой как ты...»

В этих произведениях невольно повествуется о том, что переживает ребенок - сказка как бы воплощает в образе то, что есть в душе ребенка. В сказочном повествовании выступают люди, животные, вещи - знакомые ребенку - и эти художественные произведения звучат для ребенка, как рассказ о чем-то вполне реальном.

Для ребенка слова художественного произведения вполне реальны, они имеют глубокую, таинственную связь с вещами, названием которых они являются: дети глядят на слова как на символы вещей, они боятся некоторых слов, верят в волшебную силу других. Мы имеем здесь дело с настоящей верой в волшебную силу слов.

В мире художественной литературы нет ничего невозможного для ребенка. Здесь действительное и чудесное так сплетается одно с другим, что нам, взрослым, представляется это непонятным, - между тем здесь нет никакой загадки, если вспомнить, что сама действительность понимается ребенком мифологически [21, 76].

В детских произведениях постоянно на лицо неожиданные перемены, скачки, превращения, что так сродни дошкольному возрасту ребенка. Очень часто в сказках находим преувеличения или преуменьшения, - это один из излюбленных приемов художественной поэтики, что тоже характерно для детей дошкольного возраста.

Для характеристики восприятий литературного мира ребенка неоценимое значение имеет мало еще изученное сказочное творчество ребенка дошкольного возраста.

Первые художественные произведения, сочиняемые детьми, не имеют ничего общего с личностью ребенка - и это несколько не противоречит указанному выше типу сказок, которые рассказываются ребенку.

Собственные, попытки в художественном творчестве ребенка дошкольного возраста представляют собой сказки о детях, животных, которым вкладываются такие же чувства, какие испытывает и ребенок.

Можно решительно сказать, что художественная литература всецело связаны с работой фантазии, которая неотделима от чувства восприятия, именно как органа эмоциональной сферы: литературный мир объективирует ребенка дошкольного возраста те или иные чувства и восприятия, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайна их влияния на детскую душу.

Конечно, литературный мир открывается ребенку лишь тогда, когда он владеет всеми видами восприятий и речью - и эта связь художественной литературы с восприятиями и языком всегда остается тесной.

Когда ребенок овладевает речью и процессами восприятия окружающего мира, он именует весь мир, дает всему название, как бы оживляя весь этот мир, - и здесь, собственно говоря, и начинается детская сказочность. Все, что получает имя, получает и жизнь, все оживает и как бы открывается в своей жизни для ребенка, который чувствует эту жизнь даже в неизменных и мертвых вещах.

Когда в произведениях литературы оживают вещи, когда различные предметы начинают действовать ночью, когда все спит, - то в этом нет ничего удивительного для ребенка, ибо сказочное одухотворение всего у ребенка в крови.

По мере развития восприятия и игры, роста литературного материала все яснее становится для ребенка различие мира «воображаемого» и действительного, - но, и, отделяя эти два мира, ребенок их не противопоставляет, ибо воображаемое для ребенка дошкольного возраста реальностью, только иного типа.

Задача художественной литературы дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства, дать познавательную функцию, которая потом раскроет понимание действительности перед ребенком дошкольного возраста через восприятие окружающего мира.

Задачами развития восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста является: научить детей дошкольного возраста воспринимать произведения художественной литературы: сюжет, героев, события, характеры? героев и нравственный и эстетический смысл произведения, дать характеристику особенностей жанра: волшебство, перевоплощение, одушевление вещей и животных.

В результате формируются нравственные, эстетические и речевые эталоны, происходит скачок в развитии фантазии ребенка, которые являются моделями для восприятия окружающего мира и регуляторами поведения ребенка.

Знакомство с художественной литературой расширяет словарный запас, накапливает речевые обороты, способы изложения информации, литературные приемы для передачи характеров, настроений, смысла, поступков, особенностей событий и обстановки.

При восприятии произведений художественной литературы возникают сложные и многообразные, незнакомые для него чувства, которые он учится выражать мимикой, жестами, словами, воплощать свои чувства в музыки, танцах, рисунках. Эти чувства закрепляются и формируют его духовную сферу [19,22-23].

Художественные произведения, предложенные ребенку дошкольного возраста, должны быть направлены на формирование приемов восприятия, которые могут позволить выделить последовательность событий, особенности героев, следить за их действиями и поступками, проявлениями характера, отношению к другим героям и событиям, понимания цели и смысла разворачиваемых событий, понимать характерные особенности произведения.

Художественные произведения позволяет чувствовать особенности этого произведения, его язык, стиль, образность, волшебство. При занятиях с детьми следует учитывать их возрастные особенности при восприятии произведений литературы:

-2- 3 года - воспринимают слова и действия,

-3- 4 года - воспринимают героев и их действия,

-4    - 5 лет - воспринимают последовательность событий, характер героев, их взаимоотношения,

-5- 6  лет- воспринимают сложный сюжет,  части  сказочного
произведения (завязку, кульминацию, развязку), более тонкие особенности
героев и их поступков,

-6- 7 лет- воспринимают    смысл    произведения,    средства
выразительности, глубину характеров, описание чувств [30, 89].

Нельзя не отметить связь развития восприятия художественной литературы с восприятиями социальных явлений и восприятия природы.

Восприятие художественной литературы этот вид активной деятельности способствует всестороннему восприятию социальных явлений, это влияет на формирование целостного динамичного образа природы и вооружает приемами ее восприятия. Ведь не секрет, что именно в литературе для детей четко и цельно прорисованы образы добра и зла, красоты и безобразия, и именно они становятся эталонами для ориентировки ребенка в социальной жизни.

Полученный личный опыт от восприятия художественной литературы

помогает ребенку дошкольного возраста систематизировать с помощью эталонов, принятых в обществе, понятий добра и зла, хорошо плохо, правильное понимание поступков людей, их переживаний, умение понять и простить, поставить себя на место другого.

Общение с природой сопровождается эмоциональными переживаниями, которые могут выражаться в рассказах, рисунках детей. Ведь для ребенка, как подчеркивалось раньше, весь мир животных и растений живой, поэтому ознакомление детей дошкольного возраста с природой и их экологическое воспитание надо начинать со знакомства с художественной литературой [24, 39].

Вывод: произведения художественной литературы для детей наиболее изученная форма эстетического восприятия, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика должна идти навстречу развитию литературного мира ребенка, его эмоциональной жизни. Ведь ребенок дошкольного возраста не ищет, прежде всего, знания - а ищет выражения и питания своей внутренней жизни, творчества, и мы должны помочь детям в этом. Фактически и жизнь, и обучение давяще действуют на эмоциональную и жизнь ребенка, убивая в нем художника, в которой он живет и рисует себе, и нужно всеми силами помогать ребенку подольше оставаться в мире художественного слова, и тогда, когда он станет взрослым, он будет настоящим художником, поэтом, личностью, которая будет любить литературу.

 

 

 

1.2. Содержание работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой.

Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми, так как дети дошкольного возраста только слушатели, а не читатели. Воспитатель должен так прочитать или рассказать произведение, чтобы увлечь детей, чтобы вызвать в их сознании картины и образы, созданные писателем, чтобы заставить их переживать прослушанное.

Подготовка воспитателя к чтению или рассказыванию начинается с разбора литературного произведения, чтобы выяснить основной замысел автора или содержание народной сказки, определить характер действующих лиц и их взаимоотношения. В произведениях для детей дошкольного возраста чаще всего в характере героя выделяется одна какая-либо черта. Так, например, в сказке «Заюшкина избушка» лиса хитра и бесцеремонна со слабыми, но труслива. Когда встречается с сильным и храбрым, петушок -смелый, находчивый, защитник слабых.

После того как сделан разбор произведения, начинается работа над выразительностью его передачи. Она ведется параллельно в трех направлениях:

1)    овладение       средствами       эмоциональной       и       образной
выразительности (богатство и разнообразие интонаций),

2)                     расстановка логических ударений и пауз как внутри предложения,
так и между отдельными частями произведения,

3)                     выработка ясного и правильного произношения: нужно добиться,
чтобы каждое слово звучало правильно, тогда дети правильно его воспримут
[14,37].

В процессе такой подготовительной работы воспитатель вживается в литературное произведение и запоминает текст. Поэтому при чтении он свободно сможет общаться со своими маленькими слушателями и речь его будет звучать так. Как если бы он произносил свои собственные слова. Это делает произносимые слова убедительными, впечатляющими, наиболее доходчивыми для ребенка.

Если воспитатель собирается читать или рассказывать уже известное детям произведение, над которым он в свое время он достаточно поработал, то в этом случае нужно готовиться к занятию, вслух прочитать произведение несколько раз, чтобы возобновить в памяти текст и средства выразительного чтения, выработанные ране.

Методические требования к рассказыванию или чтению детям книг.

Основная задача воспитателя во время художественного чтения или рассказывания - обеспечить полноценное восприятие детьми литературного произведения. Все должно быть направлено к этой цели: выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы проведения занятия.

Все: дети непосредственно, живо воспринимают художественное произведение, но по-разному выражают свое отношение к тому, что им читают. Это зависит от возраста, от индивидуального склада характера, от содержания произведения.

Выбрав произведение для чтения детям, воспитатель должен постараться воспринять его с точки зрения детей и решить, все ли в содержании и языке будет понятно детям. Если педагог предполагает, что отдельные выражения, слова дети не поймут, и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово таким приемом: во время рассказывания, не останавливаясь, пояснить новое слово синонимом или краткой фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринимать основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Так, например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» таких слов великое множество, многие из этих понятий совершенно недоступны детям, однако без объяснений этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой старухи, их взаимоотношения детьми воспринимаются живо.

Объяснять детям дошкольного возраста образные выражения нет надобности, так как взятые отдельно от текста слова теряют свое образное значение, а в контексте и выразительном чтении дети их правильно понимают. Права Е.И. Тихеева, которая говорила. Что «Лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию литературного произведения: обратиться к их личному опыту. Чтобы вызвать в памяти соответствующие впечатления и наблюдения, или предварительно рассказать о фактах и явлениях, которые послужили сюжетом произведения, показать картины, связанные с содержанием произведения.

В ходе чтений или рассказывания не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами или замечаниями. Чтобы удовлетворить естественное желание детей еще раз послушать то, что им понравилось педагог может два или три раза прочитать произведение, если оно невелико, или же повторить отдельные наиболее яркие места.

Если в сказке герой поет песенку, можно предложить детям повторить эту песенку. В первое время, когда дети не привыкли отвечать по одному, педагог и не требует индивидуальных ответов: он чередует хоровые ответы и индивидуальные [6, 9].

Показ иллюстраций.

Книга, предназначенная для ребенка дошкольного возраста, обязательно содержит иллюстрации. Иллюстрации в такой книге занимают равноправное место с текстом. Потому что ребенок сам не читает, книга обращается, прежде всего, картинками. Среди иллюстраторов детских книг есть замечательные художники: В. Лебедев (книги С. Маршака «детки в клетке», «Цветная книга»), Е. Чарушин, Е. Рачев, Д. Шмаринов.

Хотя дети любят рассматривать картинки, но многое в их содержании они могут упустить, неправильно понять, кроме того, в группе могут быть дети, у которых нет ярко выраженного интереса к книге, встречаются дети с неустойчивым вниманием. Следовательно, нельзя полагаться на непосредственный интерес детей. Нужно воспитывать у них умение рассматривать картинки, воспитывать усидчивость, наблюдательность.

Беседы о прочитанном.

Беседы с детьми после чтения проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства детей, для того чтобы дать возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги.

Когда и о чем. беседовать с детьми после чтения?

Беседа - ответы на вопрос, поставленный автором. В тех случаях, когда автор заканчивает свое произведение вопросом к читателям, темой беседы с детьми становится именно этот вопрос.

1.                   Беседа в ёвязи с прочитанным. Когда содержание произведения
в какой-то мере связано с собственными впечатлениями детей или фактами
из их жизни, педагог после чтения направляет детей на высказывание своих
впечатлений, наблюдений.

2.                   Беседа о содержании прочитанного. С целью заставить детей
вспомнить   прочитанное   и   выразить   свое   отношение   к   содержанию
произведения, к действующим лицам проводятся беседы, которые проходят
успешно в старшей группе, когда детям доступно оценочное отношение к
окружающему.

3.                   Беседа      воспроизведение    прочитанного.    Беседа    после
прочтения рассказа или сказки по вопросам воспитателя является одним из
методических    приемов    обучению    детей   рассказыванию    и    помогает
запоминанию текста. В подобных беседах важно сохранять эмоциональное
отношение   детей   к   произведению,   к   героям.       А   это   зависит   от
эмоциональности, выразительности речи педагога [13, 3].

Методы и приемы развития восприятия детьми дошкольного возраста художественного  слова.

Чтение художественного слова (2 - 7лет).

В любом возрасте ребенка нужно настроить на слушание. Успокоить и посадить рядом, показать книжку, сказать название, о чем будем читать,

спросить о его желании слушать. Перед чтением следует рассмотреть вместе с ребенком картинки, сопровождая их комментариями, вопросами, которые могут вызвать интерес к прослушиванию.

Чтение желательно сопровождать комментариями и показом иллюстраций для формирования более полного образа воспринимаемых событий.

Читать надо, выразительно, передавая голосом характер событий и особенности героев, желательно с характерными для героев интонациями.

При чтении нужны паузы в основных местах, предшествующие важным событиям, или после, чтобы ребенок настроился на восприятие или пережил

эмоции, высказал свое отношение.

Для дошкольников характерно бурное переживание эмоций, неумение управлять ими, поэтому дальнейшее восприятие может быть нарушено, если не дать ребенку время для эмоциональной переработке информации.

Так же важным методом развития восприятия сказок, является метод:

 Беседа о прочитанном художественном слове.

 (3-4 года).

§   Понравилась ли сказка? Что понравилось? Почему?

§   О ком эта сказка? А еще о ком?

§   Кто из героев больше понравился? Почему?

§   Кто не понравился? Почему?

§   Что делал главный герой?

§   Что делал плохой персонаж?

§   Что было в начале сказки?

§   Что было потом?

         (4-5 лет).

§   Чем закончились события?

§   Какой был главный герой? А еще какой?

§   Какой был плохой персонаж? А еще какой?

§   Чем они отличаются друг от друга? Почему это видно?

§   Повтори слова героев, которые ты запомнил. Что они говорили в главные моменты? В конце?

  Игры - беседы с героями произведений (5 - 7 лет).

Наряжаем кукол или вырезаем героев из бумаги, обозначая их атрибуты или символы, или сами одеваемся в героев и от их имени ведем беседу с детьми.

Такая беседа позволяет выйти из сюжета произведения и передать свое отношение к героям более эмоционально. Поскольку ребенок воспринимает все события в произведении, как реальные, глубоко их, переживая, он пытается повлиять на них, исправить нежелательные события, научить героев правильному поведению, изменить мнение о них.

Поэтому герои должны беседовать с характерными для них интонациями и особенностями поведения, в соответствии с событиями сказки и ролью.

  Инсценирование художественного слова.

Дети дошкольного возраста не только благодарные, увлекающиеся слушатели, но и зрители. Они любят смотреть спектакли кукольного или теневого театров, кукольные представления. Эти зрелища для детей имеют воспитательную ценность. Они обогащают эстетическое восприятие, так как в спектакле соединяются разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство, сценическое искусство.

Инсценирование художественных произведений требует от воспитателя предварительной подготовки, которая заключается в следующем: работа над передачей выразительности текста произведения, подбор игрушек, кукольной обстановки и других предметов, репетиция спектаклей игрушек, чтобы овладеть наиболее удобными и экономичными движениями для передачи действия кукол. Подобные спектакли игрушек, как полезное и радостное развлечение, можно показать детям в часы игр во вторую половину дня [28, 90].

Кукольный театр (3 - 7лет).

В зависимости от возраста можно проигрывать отдельные фрагменты сюжета, повторяя слова героев. Для этого можно использовать игрушки, бумажные макеты или настоящий кукольный театр, театр теней, условные предметы, которые будут изображать героев.

Показать пример, как можно проиграть сюжет. Попросить ребенка показать вам сюжет. Предоставить ребенку, самостоятельно использовать фрагменты, подсказывая ему, если он забыл слова.

  Игры с картинками по произведениям (4 - 7лет).

 Вырезать картинки к сказке и разложить перед ребенком в беспорядке. Попросить ребенка разложить картинки по порядку событий.

§ Что вначале?

§ Что потом?

§ Чем закончилось?

Пусть ребенок расскажет события на каждой картинке.  Дети более старшего возраста могут рассказать события по иллюстрации на странице.                                  

Инсценировки (5- 7лет).

 Дети вместе с взрослым изображают отдельные фрагменты произведения, повторяя слова героев, движения, позы, передают характер героев и события через мимику, жесты, интонацию.

Для усиления эмоциональных средств показать детям приемы подражания. Создать обстановку, костюмы или их элементы, которые усилят восприятие роли.

 Драматизация (6- 7 лет).

Подготовка    костюмов,    сцены,    разучивание    ролей,    организация просмотра   зрителями,   предварительные   репетиции   позволяют   ребенку глубоко  осмыслить  художественные  средства  выразительности,   которые передают характер героев и событий, смысл произведения.

         Творческая деятельность (5 - 7 лет).

Рисунки героев, сцен из произведений. Лепка. Выразительное рассказывание. Перед началом творческой деятельности надо заинтересовать ребенка, показать средства и способы выполнения, провести беседу о сказке.

Развитие восприятия художественного слова в дошкольном возрасте необходимо потому, что все психические свойства ребенка формируются и развиваются в ходе взаимодействия с окружающим миром, для ребенка он всегда сказочный, и под влиянием обучения и воспитания в широком значении этих слов [9, 157].

Заучивание стихотворений с детьми.

В детском саду с детьми заучивают стихи с целью воспитания у них любви к художественному слову, воспитания вкуса, обогащения их восприятия образцами поэзии. Следовательно, для заучивания наизусть надо отбирать стихи, достойные того, чтобы выполнить эту роль в эстетическом воспитании детей.

При заучивании стихов с детьми перед воспитателем стоят две задачи: во-первых, добиваться, чтобы все дети хорошо запомнили стихотворение, во-вторых, чтобы они читали стихотворение выразительно. Эти две задачи решаются одновременно. Заучивание стихов на память есть в тоже время выработка выразительности речи.

Чтобы достигнуть прочного и сознательного запоминания, нужно заучивать стихотворение не по частям, не по строфам, а целиком, но в течение нескольких дней.

Для запоминания какого-либо материала, тем более стихотворения, важно отношение к нему детей, их эмоциональный настрой. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы стихотворение детям понравилось, чтобы оно вызвало у них живые образы и чувства.

В младшей группе перед детьми ставится задача выучить стихи, так как ребенок этого возраста не способен понимать учебную задачу — выучить что-либо путем произвольного запоминания. Если же педагог с помощью разнообразных игровых приемов многократно повторяет стихотворение, то дети, играя, непроизвольно запоминают текст. В процессе заучивания наизусть педагог обращает внимание на выразительность чтения детьми. Нельзя допускать, чтобы при заучивании дети говорили монотонно, однообразно интонируя каждую строчку.

Чем старше ребенок, тем чаще надо педагогу опираться на понимание и сознательное намерение ребенка сделать так, а не иначе. Нужно:

А) пояснить простым, доступным детям языком, как, с каким чувством следует читать отдельные места стихотворения,

Б) напомнить им подходящий случай, подходящее положение из их жизни, если это возможно,

В) применять игровые приемы, начиная с самого простого: подержать в руке предмет, о котором идет речь в стихотворении, прочитать стихотворение, сопровождая чтение игровыми действиями, чтение в лицах (элементы игры-драматизации).

Перед детьми среднего и старшего возраста воспитательница ставит задачу выучить стихотворение. Как в этих группах осуществляется данный вид работы с художественным словом?

В начале занятия нужно вызвать у детей состояние, наиболее благоприятное для восприятия и запоминания стихотворения, например, задать вопрос, связанный с темой произведения, или напомнить о событии из жизни детей, близком к содержанию стихотворения.

Затем воспитательница читает стихотворение (наизусть). После первого прочтения дети предупреждаются о том, что стихотворение они будут заучивать наизусть.

Педагог читает стихотворение несколько раз, затем вызывает детей по одному повторить стихотворение. В первую очередь она обращается к тем, кто быстрее запоминает, кто изъявляет желание, а затем и к другим детям. Такое индивидуальное чтение проходит с помощью воспитателя. В последующие дни на ближайших занятиях нужно уделить минут десять повторению вновь заучиваемого стихотворения, спрашивать тех, кто еще не был   вызван.   Таким   путем   воспитательница   добивается   запоминания стихотворения каждым ребенком.

Воспитатель напоминает детям, чтобы они читали стихи не слишком тихо, не торопясь, без выкриков. Недопустимо учить читать стихи с пафосом, нарочито громким голосом, с заученными жестами. Все это не свойственно детям и производит неприятное впечатление, а детей приучает к неискренности.

В целях воспитания у детей интереса и любви к художественному слову и книге и самых элементарных умений пользоваться ею, то есть рассматривать картинки [7, 72].

В дошкольном возрасте у детей возникает желание пользоваться книгой, и таковая должна быть им предоставлена. С этого возраста необходимо приучать к обращению с книгой. Методическое содействие взрослых только облегчает это развитие. И, несомненно, первую роль в этом процессе играет уголок книги.

А.П. Усова рекомендует с детьми старшего дошкольного возраста устраивать в книжном уголке выставки книг и картинок (2 -3 раза в течение года).

Примерная тематика выставок следующие:

Наши любимые сказки.

1. Книги с иллюстрациями: «Зайка», «Волк и семеро козлят», «Царевна -
лягушка»,    «Русские   сказки»,   рассказанные   К.   Ушинским,    «Сестрица
Аленушка   и   братец   Иванушка»,   «Три   медведя»,   «Теремок»,   «Первые
сказки»,    «Колобок»,    «Крошечка   Хаврошечка»,    «Лисичка    сестричка»,
«Морозко», «Марья Маревна».

2.   Репродукции  с картин  Васнецова «Аленушка»,  «Иван  Царевич»,
«Снегурочка», картины Б. Чарушина на сказочные темы.

 

Пушкин.

1. Портреты Пушкина, репродукция картины художника Н.Н. Ге «Пушкин в Михайловском».

2.      «Сказка о рыбаке и рыбке» в различных изданиях с иллюстрациями, стихи Пушкина для детей.

3.      Макеты на тему сказок Пушкина.

«Весна».

1. Книги со стихами о весне, сказка «Снегурочка».

2.      Репродукции с картин, изображающие весеннюю погоду.
Устройство   выставки   с   детьми   является   результатом   работы   на

занятиях: чтения и рассказывания педагога, бесед, рассматривания картин на соответствующие темы, наблюдений. Выставки повышают у детей интерес к книге, заставляют более внимательно относиться к ее содержанию, прививают навыки бережного отношения к книге, объединяют детей. Устраивать с детьми выставки лучше всего во второй половине года: к этому времени года дети уже знают уже многие книжки, у них имеются некоторые навыки работы в книжном уголке.

В день открытия выставки желательно устаивать утренник (без специальной длительной подготовки), где дети будут читать стихи, и петь песни. На утренник можно пригласить детей средней группы, сотрудников детского сада, родителей.

В книжном уголке очень хорошо организовать сюжетно-ролевую игру «Библиотека», которая воспитывает бережное отношение к книгам - своим и детского сада: привычка убирать их на место, по мере надобности их подклеивать, помогая в этом младшим детям. Игра вызывает у детей интерес к книге и книжному уголку, желание научиться читать. Дети начинают избирательно относиться к книгам, иллюстрациям, любимым стихам. Педагог поощряет рост интереса к поэзии, сказкам, приучая детей изготовлять для библиотеки книжки-самоделки, украшая их рисунками на темы любимых стихов и сказок, рассказов.

Наиболее распространенными формами взаимоотношений между двумя тремя детьми в игре в библиотеку становятся трудовые отношения в процессе ремонта книг, отношения между библиотекарями и читателями, совместное изготовление книг - самоделок и чтение их, рассматривание иллюстраций, участие в подготовке выставки библиотечных книг в уголке книги. В уголке книги так же можно очень интересно и содержательно провести беседу.

В воспитании интереса и любви к художественному слову большое значение имеют праздники и развлечения. Участие в праздниках - большая радость для детей. Выступая перед сверстниками, они стремятся говорить четко, правильно, выразительно. Развивается умение воздействовать словом на слушателя [10, 23 - 26].

Вывод: процесс воспитания интереса и любви к художественному слову расширяет кругозор ребенка. Эмоционально обогащает его познавательную деятельность, развивает способность отзываться на яркую образную речь, решает все основные речевые задачи, которые ставит программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

 

 

Заключение.

Проблема ознакомления детей среднего дошкольного возраста с литературой довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Ознакомление с художественной литературой дошкольников действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие речевых умений ребенка, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения (51, 85).

Все эти качества в ребенке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством развития личности. Воздействие художественной литературы на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно.

В этом процессе огромную роль играет личность педагога. В воспитательном плане закреплены такие задачи как изобразительное искусство, музыка, ознакомление с литературой, но если педагог подходит к этой программе сухо, неинтересно, то он никогда не добьется развития у ребенка выше перечисленных качеств. Исследование показало, что и познавательный интерес к художественной литературе у дошкольников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, детская литература обладает большим эмоциональным потенциалом.

Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования творческих качеств личности. Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, ознакомление детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой используемая в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством развития у детей 4-5 года жизни. Опытные педагоги, зная это, способны посредством литературы воспитать подлинные творческие качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Вот те выводы, к которым мы пришли в ходе нашей работы (45, 26).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой

Материал содержит опыт работы - проект, смотр-конкурс книжных уголков в группах среди педагогов, детей и родителей. Также имеются рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у д...

Необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Проблема необходимости приобщения к художественной литературе обусловлена тем, что мы живем в век развития электроники, поэтому , совершенно необходимо воспитать в детях любовь к книге уж...

Перспективное планирование ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой во 2 младшей группе.

Очень важно правильно спланировать на год работу с детьми по всем образовательным областям так, чтобы каждый вид детской деятельности закреплял знания и умения детей, полученные при предварительной ра...

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой в программах дошкольного образования

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дош...