Главные вкладки

    "Сотрудничество ДОУ с семьёй в рамках сенсорного воспитания детей раннего возраста"
    статья (младшая группа) по теме

    Старикова Анна Ивановна

    Деятельность педагога, для успешного развития личности ребёнка посредством навыков сенсорного воспитания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Введение

                                                                                                     

         Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов  называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

          Воспитателем в детском саду, после окончания Медицинского училища, я работаю 25 лет, в МДОУ№21 «Умка» в группе раннего возраста работаю с 1989 года. Средне – списочный состав в группе 15 детей. Дети поступают в группу в возрасте от 1 года –

    1 года 6 месяцев.

         Работу по сенсорному воспитанию осуществляю в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду М.А.Васильевой, в работе с родителями использую методическое пособие Е.С. Евдокимовой «Детский сад и семья».

         В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством удовлетворения этой потребности является сенсорное освоение действительности за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.

         Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т, е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Значительно расширяется возможность в освоении окружающего мира, способствует дальнейшему накоплению чувственного опыта и возникновению первых элементарных, но основополагающих знаний. Так, например восприятие ребёнка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах – значительно развивается пространственная ориентировка, умение видеть предмет в разных положениях, соотношениях, состояниях и т.п. На основе этого опыта у детей формируется воображение, способность предвидеть изменения ситуаций, планировать результаты практического действия.

         Что происходит, когда ребёнок научиться выполнять действия с предметами более уверенно и самостоятельно? Это значит, что дети, во-первых, хорошо начинают представлять конечный результат, то есть то, что должно получиться в итоге. В пирамиде, например, кольца должны быть расположены по мере уменьшения их величины. Во-вторых, он ориентируется в свойствах предметов, соотносит их между собой. В-третьих, ребёнок начинает владеть движениями руки (умеет удобно взять кольцо, примерить расстояние от коробки с кольцами до стержня и произвести точное движение с первой попытки нанизывать кольцо).

         Таким образом, происходящее на втором году жизни интенсивное накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами, обладают самыми разнообразными свойствами, даёт начальные представления о предметной действительности, которые будут со временем уточняться и качественно углубляться.

    Теоретическая часть

       

      Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно – психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

         Ребёнок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же ведёт он себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что – то новое. Малыш тянется к этой игрушке, хочет взять её в руки, рассмотреть. Иногда новизна, пугает его; он внимательно вглядывается в изображение сказочного персонажа, подолгу рассматривает игрушку, прежде чем захочет протянуть к ней руку.

         Когда у ребёнка ещё недостаточно развита речь, невелик активный словарь для высказывания своих желаний, настроений, познавательных побуждений, он пользуется выразительными жестами, вопросительными взглядами, мимикой, стремится вступить в контакт со взрослым, указывая жестом на заинтересовавшийся его предмет. Он исключительно чуток к эмоциональным проявлениям взрослых. Не зная многого, малыш начинает понимать ситуацию, как - бы, «считывая» информацию через эмоционально- мимические реакции на лице взрослого. Во взглядах малыша при этом можно прочитать вопрос разрешения к действиям, желанию привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее.

         Значительно облегчают ориентировку имеющихся у малыша элементарных сенсорных знаний, поэтому он к своему, пока ещё небольшому возрасту способен оценивать происходящее на основе личного опыта, находить общее, различное и особенное в создавшейся ситуации указывает на качественное совершенствование его умственной деятельности, на формирование элементов анализа и синтеза в познании наблюдаемых явлений.

         Основополагающую роль в познании окружающего мира играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки.

        И.М. Сеченов был одним из первых учёных, подвергших критике теорию наследственной предопределённости развития движений ребёнка как результата созревания неких нервных структур. Он писал, что движение руки человека наследственно не передаётся, а возникают в процессе развития как результат образования ассоциативных связей между ощущениями зрительными, осязательными и мышечными при активном взаимодействии с окружающей средой.

         Исследователями периода раннего детства (Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, в более поздние годы – М.Ю. Кистяковская) доказано, что движение выпрямленных рук ребёнка над грудью возникают вследствие особой реакции, обращённой к взрослому, эту реакцию назвали комплексом оживления, который проявляется в следующем: ребёнок останавливает взгляд на предмете, улыбается оживлённо пытается его взять и рассмотреть. В этом возрасте возникают ощупывающие движения. С этого времени происходит включение а работу центров тактильного анализатора коры больших полушарий мозга. Зрительно – тактильно – кинестические связи образуются в момент направления рук к предмету и овладения им. У ребёнка возникают определённые ощущения при прикосновении ладоней, пальцев к предмету. После образования этих связей вид предмета становится стимулом целенаправленных движений рук.

         На втором году жизни малышу хорошо знакомы его личные вещи, предметы быта, необходимые для удовлетворения жизненных потребностей, и другие объекты ближайшего окружения. Особую категорию составляют специальные предметы, стимулирующие познавательную активность, - это дидактические игрушки. Являясь как бы микромиром для маленького ребёнка, они дают обобщающую информацию не только относительно формы, величины, цвета предметов и т.п., но и чёткие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействии с окружающей средой. Поэтому дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений  о многообразии  и свойствах предметного мира. Главная задача заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание ребёнка на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировку, сортировку) игрушек по сходству или различию и т.п.

        Занимаясь, например, с пирамидкой, ребёнок должен учесть в одном случае размеры колец, в другом – их цвет. Собирая матрёшку, он определяет верхнюю и нижнюю его половинки, правильно соотнести их по размеру, приложить усилие, чтобы соединить части игрушки, и т.п.

         Дети учатся производить действия, требующие относительно сложных ручных умений, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе овладевают практическими способами познания физических свойств предметов, определяют зависимость действий от качественной характеристики объекта (например, масса предмета зависит от его величины и особенностей материала; движение предметов зависит от их формы – круглая игрушка способна прокатываться, некруглая – остаётся на месте, от величины – в большой предмет можно вложить меньший, а не наоборот, нанизывать можно только игрушки, имеющие сквозное отверстие и т.п.

         Кроме того, играя с дидактическими игрушками, дети уясняют зависимость между целым и частью; осваивают прямые и обратные действия (открывают и закрывают коробку, собирают и раскладывают шарики, нанизывают и снимают кольца с пирамидки и т.п.), знакомятся с количеством (один, много, мало).

       Дидактические игрушки выполняют ещё одну важную задачу. Они способствуют развитию координации рук и в частности, мелкой моторики пальцев.

         Выполнение этих задач, способствует формированию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, а необходимость запоминать, узнавать и воспроизводить способы действий, влияет на развитие памяти.

    Практическая часть

          Наши дети познают, осваивают мир своими темпами, а иногда и способами. Он не похож на других во многом. Я  помогаю раскрыть  способности ребёнка и развивать их.

         Мною была разработана и проведена диагностика уровня развития сенсорных навыков у детей. Результаты диагностики по сенсорному воспитанию показали очень низкий уровень. Были выявлены следующие проблемы:

     а) У детей отсутствует навык восприятия предмета по цвету, форме, величине.

     б) Мало развита координация движений рук.

     в) Пассивный словарь преобладает над активным.

           Для решения этой проблемы, передо мной была поставлена цель: 

    1) Провести работу, направленную на развитие сенсорных навыков детей посредством занятий на основе игровой деятельности.

    2) Научить детей в процессе игр воспринимать предметы, их разнообразие и  активизировать разговорную речь.

    Задачи:

         Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной

         проблеме.

         Разработать перспективный план занятий по сенсорному воспитанию.

          Обогатить предметно – развивающую среду группы разными видами дидактических

         игр и пособий.

         Организовать сотрудничество с родителями воспитанников в вопросах изготовления

         игр и дополнительных занятий с детьми дома.

         Начиная свою работу по данной теме, мною была изучена литература по проблеме сенсорного воспитания детей. При отборе материала опиралась на положения отечественной педагогики, разработанной Э.Г. Пилюгиной.

     По данной теме мною была разработана рабочая программа    

     Выполнение сенсорного воспитания решает такие задачи:

         Развитие координации движений рук, навык ориентации в 3-х контрастных величинах  

         с разницей 3 см.

        Навык умения группировать однородные и разнородные объекты по цвету, форме

        и величине.

        Ориентироваться  в 4-х контрастных формах (шар, куб, кирпич, призма).

         В сентябре дети приходят впервые в детский сад, почти не разговаривают, говоруны дома, а у нас молчат. Дети постепенно привыкают к новым условиям пребывания в детском саду, начинают общаться, показывать предметы, иногда и называть их. После моих упражнений на специальных и индивидуальных занятиях предметные действия у детей становятся уверенными, точными, а затем самостоятельными.

          Опыт работы показывает, что не все родители понимают значимость манипуляций пальцев рук. Мало внимания уделяют детям в самостоятельности в выполнении тех или иных действий. Всё родители выполняют за своих детей от нехватки времени и терпения. И процесс обучения откладывается на более поздний час. Поэтому родителям, полезно знать этапы развития предметного действия. Знакомство с этапами этого развития нашло своё отражение в консультации  для родителей, их определил известный психолог Д.Б.Эльконин .

         Моя главная задача в работе с родителями, повысить уровень педагогической культуры в сенсорном воспитании, для всестороннего развития детей.

         Согласно годового плана работы с родителями, я посещаю семьи на дому, с целью ознакомления с условиями жизни детей. Провожу беседы,  консультации в форме деловой игры, тренинги,  даю рекомендации,  а интересный материал выставляю в родительский уголок в ввиде брошюр, памяток, папок – передвижек. В рубрику «Библиотечка» выставляю интересную литературу, журналы, альбомы.  Подобные формы работы, позволяют  лучше сотрудничать с родителями.

          С некоторыми родителями, я испытываю трудности, так как они считают, что тех занятий, которые проводятся в детском саду достаточно для развития детей. В таких случаях, я стараюсь убедить родителей  в том, что развитие сенсорного воспитания положительно влияет на формирование у детей познавательных процессов: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, а также на развитие речи. Готовит к овладению навыков письма, что в будущем поможет  избежать многих проблем  школьного обучения.  Я рекомендую родителям  ежедневно обращать внимание на характерные черты своего ребёнка при манипуляции с тем или иным предметом и предлагаю дополнительно заниматься с детьми дома. (план дид. игр см. Приложение 4).  

         Ведущей в раннем возрасте является предметная деятельность, поэтому сенсорное задание, я включаю именно в этот вид деятельности, где учёт цвета, формы, величины предметов, является необходимым условием.

         Занятия по сенсорному обучению я планирую в тесной взаимосвязи со всеми разделами работы: соблюдаю принципы последовательности. Первоначально провожу ознакомление с осязаемыми сенсорными свойствами: величиной, формой предметов, которые можно обследовать путём ощупывания,  а затем с цветом предметов. Далее, провожу знакомство с резко различными свойствами предметов (круг – квадрат, красный – синий), а затем с более близкими признаками (круг – овал, жёлтый – оранжевый, кубик – кирпич). Соблюдаю систематичность обучения, занятия провожу по подгруппам, учитываю уровень развития каждого ребёнка, с новыми детьми и часто болеющими  занимаюсь индивидуально. С детьми  до 1 года 6 месяцев одни и те - же занятия повторяю 2-3 раза, но с усложнением. С детьми от 1 года 6 месяцев каждое занятие провожу 1 раз.

         Наиболее трудными для детей являются действия с предметами различной окраски. Разные формы воспринимаются детьми гораздо легче, чем цвет, поэтому в начале года, предлагаю детям только одинаковый материал, позже 2 цвета, затем 3 и к концу года 4. Для упражнений детей в определение цвета на первых занятиях использую следующий комплекс.

        Комплекс занятий под названием «Ёжики грибочки», я начинаю в начале адаптационного периода, который помогает развлечь и организовать детей. Далее игры-занятия я усложняю, включая в них дополнительно дидактический материал из комплекса «Укрась куколку». В этом комплексе для занятий, предлагаются 4 цвета в разном сочетании: парами по 3 и все 4, в зависимости от подгруппы детей и степени усвоения материала. Этот комплекс игр – занятий также рассчитан на адаптационный период.

         После комплекса игр – занятий с куклами, я перехожу к дидактическим играм выполненные в цветовой гамме радуги. Этот комплекс игр называется «Весёлые гномы». Он включает в себя группирование однородных предметов, закрепление представлений о форме и величине. Задания по восприятию цвета, я включаю на занятиях  по  лепке и конструированию.

         В группе имеется сенсорный стол с отверстиями 4 –х цветов. Дети катают шарики с горки, а затем раскладывают их согласно цвету. Эта игра рассчитана для совместной и самостоятельной деятельности детей.  Сенсорная зона в группе  оформлена в виде  фруктового сада и лесной поляны,  где дети подбирают вкладыши (фрукты, цветы, ягоды) и нанизывают их на втулки. На подвесных крестовинах, я вывешиваю различный материал 4 – х цветов, (бабочки, шарики, рыбки), а так же материал по ознакомлению с окружающим  в цветовой гамме.

         С помощью родителей,  изготовили комплекты решёток с большими и маленькими отверстиями геометрической формы. К каждой решётке сделали  комплекты  вкладышей. Сшили большую модельную куклу «Застегайка», где дети с удовольствием играют с ней   застёгивают кнопки, пуговицы, молнии. Для прогулочной веранды родители сшили  объёмные сенсорные коврики, где дети с удовольствием играют во время утренней и вечерней прогулки.

         Очень хорошо используются дидактические игры, сделанные руками родителей «Собери букет», «Музыкальная шкатулка», «Подарок маме», эти игры были представлены на педагогических чтениях на тему: «Современные подходы к работе с семьями воспитанников в ДОУ».

         Я придумываю немало интересных заданий для детей, позволяющих заменить,  как можно больше свойств,  предметов. Выполняя различные действия, ребёнок ощущает вес предмета – лёгкий или тяжёлый; чувствует характер их поверхности – гладкая, твёрдая, мягкая, упругая.

         Систематические занятия с предметами развивают у моих малышей наблюдательность. Дети начинают замечать физические свойства и качества предметов; разбирая и собирая кубы – вкладыши, пирамидки, матрёшки, проталкивая малые предметы в соответствующие отверстия коробок, подбирая крышки к коробкам разной формы и величины.

         Когда дети подрастают, к концу года для индивидуальных занятий использую игры развивающего обучения из опыта семьи Б,П, Никитина  «Сложи узор», «Разноцветные палочки», «Обезьянки», а также Д/и «Какая игрушка» - автор Л,А, Венгер. Методика изготовления игр предложена родителям для занятий дома.

         Готовя пособия к занятиям, я опираюсь на эталонную систему основных цветовых спектров. Мой опыт работы в группе раннего возраста показал, что промышленные игры и игрушки не могут заменить игрушек, изготовленных вручную. Ведь в них заложена доброта, тепло, поэтому мои малыши очень любят заниматься с такими игрушками и процесс усвоения материала идёт значительно быстрее.

         Любопытно было узнать, как сами родители формулируют результаты совместной работы с ДОУ.

    , Нравиться возможность получить ответы на вопросы, решить проблемы – 59%

    . Много интересной и поучительной информации о собственных детях – 67%

    . Даёт возможность понять педагога; нравиться совместная деятельность родителей

      и детей; нравиться творческая атмосфера – 54%

    Кроме того такая форма работы позволяет:

    . Наглядно отследить удачи и недоработки в развитии детей, причём выводы об этом, родители делают самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребёнка в группе.

    . Продемонстрировать приёмы и методы работы с детьми.

         Статистика показала, что активно проявляют себя семьи, где родители постарше и в семье ни первый ребёнок, менее активно прислушиваются к просьбам, советам и рекомендациям родители молодые. В связи с этим у меня появилась необходимость, организовать в этом году клуб «Молодая семья» с целью повышения педагогической культуры молодых родителей, для решения следующих  задач:

    1. Преодолеть барьер недоверия родителей к работе ДОУ.
    2. Пропагандировать положительный опыт семей, активно принимающих участие в программе ДОУ.

         Для решения создания клуба «Моя семья», мне очень помогло посещение МО «Социальное развитие детей раннего возраста», где я выступала с докладом на тему: «Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада с семьёй детей раннего возраста».

    Заключение

      Благодаря хорошо налаженному контакту с родителями, к концу года, мы приходим к разным, но в тоже время неплохим результатам.

          По результатам мониторинга на январь 2012-2013года, можно сказать, детям легче даётся навык ориентации в двух контрастных величинах, группировке однородных объектов по форме. Тяжелее даётся навык группировки однородных объектов по цвету, ориентации в двух контрастных формах (куб, призма).

                                                                     

         Моя  дальнейшая задача:  

    1. Научить,   детей овладевать сенсорными  навыками, которые на сегодняшний день даются труднее.
    2. Улучшить условия развивающей среды для обеспечения игровой сенсорной деятельности.
    3. Изготовить пособия ( крупный строительный материал из поролона, сенсорные коврики с фрагментами русских народных сказок).
    4.  Использовать нетрадиционные,  интересные формы работы с родителями, для успешного сотрудничества с ДОУ.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация:«Формы взаимодействия с родителями в процессе музыкального воспитания детей раннего возраста»

    Размещение тематических материалов на мини-сайте, родительское собрание, совместные консультации детей и родителей, ежемесячные встречи, совместные утренники и не только......

    "Взаимодействие ДОУ с семьёй в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста".

     В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного образовательно...

    «Сенсорное воспитание детей раннего возраста в ДОУ».

               Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полн...

    Выступление на тему: «Сотрудничество ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улиц...

    Выступление на тему: «Сотрудничество ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улиц...

    «Инновационные формы сотрудничества ДОУ с семьёй в рамках ФГОС ДО»

    Актуальность, характеристики инновационного опыта.Система дошкольного образования, как указано в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляе...