Поликультурный подход при организации работы с родителями в дошкольном учреждении
консультация по теме

Галушкина С.А.

 

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

Консультация для воспитателей

«Поликультурный подход при организации

работы с родителями в дошкольном учреждении»

                                                 Подготовила старший воспитатель                                                                

                                                          Высшей квалификационной категории:                

               Галушкина С.А.

 

Саранск 2013

«Поликультурный подход при организации

 работы с родителями в дошкольном учреждении»

 

Следует отметить, что идея поликультурности  стала предметом научного исследования в начале 20 века. в это понятие включали этническую и мировую культуры, способствующие развитию общечеловеческого сознания и утверждающие идею о едином мире, не допускающем унификации культур. Поликультурность связана со свободой духовного развития личности народа: человек не может глубоко и осознанно овладеть культурой, если ему навязывают чуждые идеи и взгляды, если не обеспечивается развитие его природных сил и способностей.

Поликультурное воспитание является отражением  сущности и подходов интернационального воспитания. В то же время между поликультурным и интернациональным воспитанием есть определенные различия: учет национальных особенностей здесь является более важным, нежели в интернациональном воспитании. Будучи близким идеи гуманного межнационального сосуществования, поликультурное воспитание отвергает консолидацию на базе корпоративной враждебности, противостояния иным цивилизациям и духовным ценностям. Поликультурное воспитание, с одной стороны, отрицает формирование человека вне национальной культуры, с другой стороны, содействует порождению мультиидентичной личности как средоточия  и пересечения нескольких культур.

Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей  различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах.

Так, цель поликультурного образования обозначается как формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Задачами поликультурного образования являются следующие:

  1. полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
  2. формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
  3. воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
  4. создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
  5. формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
  6. воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

В концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15 июля 1996 г. N 909, отмечается необходимым «обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомления детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров». Одной из таких программ является проводимая работа «Новые формы работы с родителями по формированию у детей дошкольного возраста этики межнационального общения».

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях поликультурной образовательной среды

 Массовая культура внушает людям мысль о первостепенной значимости индивидуальных нужд, личных интересов по сравнению общественными. В провозглашаемом новом жизненном порядке фактически отрицается сила добра и справедливости, утверждается победа сильнейшего, слабому и беззащитному отводится последнее место в обществе. Молодежь заряжается завистью, корыстью, жаждой легкой наживы. Наиболее ярким проявлением «массовой культуры» считают «кич» («дурной товар» - нем.), «дешевка», «халтура». Он уродует и вытесняет национальные культуры. Иммунитет против разлагающего воздействия  на человека массовой культуры вырабатывает только национальная, подлинно народная культура, которую получают учащиеся через образование и воспитание.

На основе взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур происходит обогащение и развитие общечеловеческой культуры.
Состояние современной культуры обуславливает особую значимость интегрированного подхода в воспитательно-образовательном процессе. Ориентация на освоение, сохранение и приобщение к этнической культуре молодого поколения предполагает адекватные этой культуре методы междисциплинарного освоения материала.

Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями, которые можно представить  в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, социально-политического, культурологического, лингвистического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений.
1.
«Историко-этнографический блок» включает в себя знания истории, географии, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа и предполагает наличие умений пополнения, углубления и совершенствования знаний по истории, географии, этнографии страны и творческого использования этих знаний в процессе общения; подбор и систематизация материала по традициям и обычаям и т.д.

2. «Социально-политический блок» включает в себя

знание государственного устройства, структуры государственной власти, системы социальных институтов (образование, здравоохранение), развитие науки, техники, производства и социальной защиты. Для его реализации необходимы накопление  и систематизация знаний по социально-политическому устройству страны, умение ориентироваться в системе социальных институтов, достижений науки, техники, производства для осуществления социокультурного общения.

3. «Культурологический блок» включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре, умение вести себя в соответствии с этикетом страны.

4. «Лингвистический блок» включает в себя знание языка, его строение (фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология), а также аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе.

В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности.

Социально-педагогическая среда предстает как совокупность отношений между всеми субъектами, обеспечивающими и реализующими функцию образования  в соответствии с социально значимыми целями и оказывающими непосредственное или опосредованное воздействие на формирование личности детей.

Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Поликультурная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.
В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребенка, формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре:

1. Имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов.
2. Имеется уголок краеведения («изба», комната быта и прочее).
3. Имеются образцы народного быта
4. Имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).
5. Имеется художественная литература (сказки и легенды народов Поволжья).

Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но  и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая.

Необходимо целенаправленно использовать возможности  естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным представляется стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, воспитателями, другими детьми.

Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.

Любая образовательная среда России является педагогической средой полиэтнической средой. Но отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют взаимной предвзятости. Понимание этой проблемы актуально и в наши дни.

Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, затрагивающие формирование:

  1. личности человека как носителя своей национальной культуры;
  2. человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру, язык других наций.

Компоненты поликультурной среды 

Личность и общество

Личность и семья

Религия
Этнос
Родной язык
Средства массовой информации
Средства народной педагогики
Методы народной педагогики

Родители
Семейные обычаи
Обычаи
Традиции
Сказки, детский фольклор
Пример, совет, укор

Личность и общество сверстников

Личность и значимые взрослые

Инициация
Взаимоотношения со сверстниками
Правила поведения детей

Наставник
Воспитатель
Семья, воспитатель

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения  с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Поликультурный подход при организации работы с родителями в дошкольном учреждении»

Консультация для воспитателей«Поликультурный подход при организацииработы с родителями в дошкольном учреждении»...

Организация работы с родителями в дошкольном учреждении.

Организация работы с родителями в дошкольном учреждении....

Доклад на тему: "Поликультурный подход при организации работы в дошкольным учреждении" .

Поликультурное воспитание - это воспитание ребенка на культуре нарожов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры, его национальности....

Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)

Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Современные подходы в организации здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном учреждении

Сохранение и укрепление здоровья детей, выработка ценностных ориентаций на здоровый образ жизни является главным приоритетом дошкольного образования....