Главные вкладки

    Использование крупотерапии в работе логопеда
    материал по теме

    Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка.   Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции, речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

    Работая логопедом в д/с я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности,   крупотерапию.

    Для проведения упражнений использую следующее оборудование: подносы, картон, бумагу; пластилин; простой и цветные карандаши; альбом для рисования; клей; краски; пластиковые тарелочки. Также,  будет необходим следующий  материал: цветная и белая фасоль, горох, бобы, зерна овса, пшеницы, семечки подсолнечника, а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни), крупа (манная, гречневая, рис, пшено).

    Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно.   Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе  с манной крупой можно использовать тонкие палочки,  либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно:  линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.

    На первых этапах работы предлагаю детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

    При работе с крупой использую различные варианты. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Аккуратно выкладывать крупинки ребёнок может научиться в более старшем возрасте.

    Для изготовления панно, основой которого служит         пластилиновая пластина, необходимо вырезать из картона  форму и аккуратно налепите сверху пластилин ровным тонким слоем. На эту поверхность выкладывается орнамент из зерновых или бобовых с несильным вдавливанием в пластилин. В качестве материала при выполнении орнаментов, панно, украшений используйте крашеные семена дыни, тыквы или крупы (пшено).

    imageВелико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность и расширяет словарный запас, их представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать.

    Многие нуждаются в поощрении для начала занятий. Но, с течением времени, чем больше уделяется внимания развитию навыков ребёнка и обеспечению его материалами, тем большей будет польза от занятий. Пробудить творчество ребёнка, подсказать интересное решение помогают рисунки, схемы, трафареты, стихи.

    Помимо рисования на подносах и выкладывания панно, крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:

    • массаж ладоней с помощью горошины (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее каждым пальчиком);
    • раскладывание в мисочки;
    • выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
    • угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
    • выкладывание цифр, букв;

    Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, необходимо проводить их в игровой форме: действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием палочек, с открытыми и закрытыми глазами.

      Развитие мелкой моторики рук ребенка можно совмещать с развитием усидчивости, воображения, творческих способностей, мышления и т.д.

    Не зря существует выражение, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon krupoterapiya.doc302.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование крупотерапии в работе логопеда

    Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка.   Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции, речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

    Работая логопедом в д/с я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности,   крупотерапию.

    Для проведения упражнений использую следующее оборудование: подносы, картон, бумагу; пластилин; простой и цветные карандаши; альбом для рисования; клей; краски; пластиковые тарелочки. Также,  будет необходим следующий  материал: цветная и белая фасоль, горох, бобы, зерна овса, пшеницы, семечки подсолнечника, а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни), крупа (манная, гречневая, рис, пшено).

    Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно.   Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе  с манной крупой можно использовать тонкие палочки,  либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно:  линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.

    На первых этапах работы предлагаю детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

    При работе с крупой использую различные варианты. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Аккуратно выкладывать крупинки ребёнок может научиться в более старшем возрасте.

    Для изготовления панно, основой которого служит         пластилиновая пластина, необходимо вырезать из картона  форму и аккуратно налепите сверху пластилин ровным тонким слоем. На эту поверхность выкладывается орнамент из зерновых или бобовых с несильным вдавливанием в пластилин. В качестве материала при выполнении орнаментов, панно, украшений используйте крашеные семена дыни, тыквы или крупы (пшено).

    Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность и расширяет словарный запас, их представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать.

    Многие нуждаются в поощрении для начала занятий. Но, с течением времени, чем больше уделяется внимания развитию навыков ребёнка и обеспечению его материалами, тем большей будет польза от занятий. Пробудить творчество ребёнка, подсказать интересное решение помогают рисунки, схемы, трафареты, стихи.

    Помимо рисования на подносах и выкладывания панно, крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:

    1. массаж ладоней с помощью горошины (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее каждым пальчиком);
    1. раскладывание в мисочки;
    1. выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
    1. угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
    1. выкладывание цифр, букв;

    Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, необходимо проводить их в игровой форме: действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием палочек, с открытыми и закрытыми глазами.

      Развитие мелкой моторики рук ребенка можно совмещать с развитием усидчивости, воображения, творческих способностей, мышления и т.д.

    Не зря существует выражение, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А...


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование крупотерапии в работе логопеда

    Работая логопедом в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности,...

    Использование ИКТ в работе логопеда ДОУ

    Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....

    Использование ребусов в работе логопеда

    Материал представлен в виде презентации, содержащей небольшой теоретический аспект, а также  практический материал по темам "Город", "Школьные принадлежности", "Буква Й", Буква Р"....

    Сообщение из опыта работы "Использование ИКТ в работе логопеда"

    Сообщение из опыта работы для районного методического объединения учителей-логопедов...

    Использование крупотерапии в работе логопеда

    Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мы...

    Использование крупотерапии в работе логопеда

    В статье использованы основные приемы работы мелкой моторики рук  для успешного развития связной речи дошкольников....