Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Описание методики обследования уровня развития интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obsledovaniya_starshaya_gruppa.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАРШАЯ ГРУППА
ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА
«ФИЗИЧЕСКИ РАЗВИТЫЙ, ОВЛАДЕВШИЙ ОСНОВНЫМИ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ»
Владение основными культурно-гигиеническими навыками:
Высокий. Навыки сформированы, автоматизированы (застегивает и расстегивает пуговицы, ухаживает за одеждой, одевается, раздевается, принимает пищу, укладывается спать, создает и контролирует условия их выполнения, исполняет качественно).
Средний. Навыки сформированы, основные из них успешно автоматизированы, обращает внимание на качество выполнения навыков.
Низкий. Навыки недостаточно автоматизированы, хотя основные умения освоены.
Низший. Навыки не автоматизированы, умения не достаточны, качество выполнения низкое.
Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур:
Высокий. Выполняет самостоятельно, при минимальном контроле взрослого.
Средний. Выполняет самостоятельно при напоминании взрослого.
Низкий. Выполняет отдельные гигиенические процедуры самостоятельно, основные - в совместной со взрослым деятельности.
Сформированность основных движений и физических качеств:
Высокий. Уверенно, координирование, точно, гармонично выполняет движения, как хорошо знакомые, так и новые, в том числе по показу и инструкции взрослого (ходит энергично, сохраняя прямую осанку; ловит мяч двумя руками, перебрасывает мяч, многократно ударяет об пол и ловит мяч; прыгает, ходит по бревну, метает мяч, прыгает через веревку; бегает, высоко поднимая колени, со сменой темпа, по пересеченной местности, подтягивается по скамейке с помощью рук, лазает по веревочной лестнице, гимнастической стенке чередующимся способом); создает творческое сочетание движений; в движениях передает заданный ритм, темп и направление;
двигательные качества сформированы, контролирует качество выполнения движения, адекватно оценивает свои движения с точки зрения двигательных качеств и мотивирует оценку; точно выполняет прицельные движения, сформированы мелкомоторные движения (срисовывает прямоугольники, правильно пишет многие буквы, вырезает круги и овалы из квадратов и прямоугольников соответственно, копирует прямые, ломаные, замкнутые линии, собирает 6-составную матрешку, пирамидку, застегивает и расстегивает пуговицы, пытается шнуровать обувь), четко выделяет ведущую руку, дифференцированы движения правой и левой рук; физические качества сформированы (быстро, ловко выполняет движения, сохраняет выносливость).
Средний. Большинство движений выполняет правильно, проявляет старание, движения достаточно координированные; в движениях передает заданный ритм, темп и направление, хотя в некоторых ситуациях нуждается в помощи взрослого, особенно при освоении новых движений, успешнее действует по показу, чем по инструкции; двигательные качества сформированы, не всегда контролирует выполнение движений, недостаточно адекватно оценивает свои движения с точки зрения двигательных качеств, не мотивирует оценку или формально мотивирует, самооценка эпизодична, но оценивает движения сверстников, может придумать разные сочетания несложных движений; достаточно точно выполняет прицельные движения, сформированы мелкомоторные движения, четко выделяет ведущую руку, дифференцированы движения правой и левой рук; физические качества проявляет при выполнении знакомых движений.
Низкий. Большинство простых движений сформированы, но неуверенно выполняет сложные движения, не всегда проявляет старание, координация движений недостаточная; затрудняется в выполнении новых движений по показу и инструкции; в движениях не всегда правильно передает заданный ритм, темп и направление; д не всегда проявляется в деятельности; недостаточно контролирует выполнение движений; неадекватно оценивает свои движения с точки зрения двигательных качеств, не мотивирует оценку; недостаточно точно выполняет прицельные движения, многие мелкомоторные движения не сформированы, недостаточно четко выделяет ведущую руку и дифференцирует движения правой и левой рук; быстро утомляется; физические качества не сформированы.
Сформированность потребности в двигательной активности:
Высокий. Потребность в двигательной активности сформирована, испытывает удовольствие от движения, целесообразно организует свою двигательную активность, осмысленно относится к точности и правильности выполнения движений, осознанно выполняет все виды движений, следя за их качеством.
Средний. Потребность в двигательной активности проявляет, но самостоятельно ее не организует, она возникает стихийно, не всегда следит за точностью и правильностью движений и не всегда самостоятельно контролирует свою двигательную деятельность.
Низкий. Потребность в двигательной активности ярко не проявляется, однако участвует в двигательной деятельности по предложению взрослого или сверстника, хотя интерес к ней сохраняется ненадолго; не контролирует качество своих движений.
Низший. Избегает участия в двигательной деятельности, сам ее не инициирует.
Сформированность представлений о здоровом образе жизни:
Высокий. Имеет четкие, осознанные начальные представления о здоровье и факторах риска, о значении гигиенических процедур и правилах их выполнения, важности правильного питания, отдыха и прогулок, о гигиенических основах организации деятельности, о некоторых возможных травмирующих ситуациях и первой помощи в случае травмы.
Средний. Представления недостаточно развернутые и осмысленные, выражает их кратко, но выделяет основные моменты, затрудняется в их объяснении.
Низкий. Представления нечеткие и неконкретные, многие аспекты представлений о здоровом образе жизни неосознанны.
Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни:
Высокий. Выполняет самостоятельно, при минимальном контроле взрослого.
Средний. Выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого.
Низкий. Выполняет отдельные правила самостоятельно, основные - в совместной со взрослым деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА
«ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, АКТИВНЫЙ»
Познавательные интересы:
Высокий. Проявляет разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру), при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи.
Средний. Преимущественно проявляет познавательные интересы к миру физических явлений.
Низкий. Проявления познавательных интересов неустойчивые, преобладают предметно- ориентированные, утилитарные интересы (интересы обладания предметами или удовлетворения своих утилитарных нужд).
Познавательные вопросы:
Высокий. Вопросы имеют преимущественно причинно-следственнный характер, отражают попытки понять существенные связи и отношения в окружающем мире, внимательно выслушивает ответы, соотносит их с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.
Средний. Вопросы имеют причинно-следственный характер, сочетаются с уточняющими вопросами; ответы выслушивает с интересом, выдвигает свои версии ответов, может настаивать на них, ориентируясь на собственный опыт или житейские представления.
Низкий. Задает вопросы, преимущественно отражающие обыденные, обиходные связи и отношения; может не проявлять интерес к ответам; настаивает на своих версиях ответов, нередко противореча очевидным фактам.
Познавательное экспериментирование:
Высокий. Любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы; способен к мысленному экспериментированию, рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы.
Средний. Принимает заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослым; стремится экспериментировать сам, но нуждается в помощи взрослого; в речи отражает ход и результат экспериментирования, задает вопросы.
Низкий. С желанием принимает участие в экспериментах, организованных взрослым, в речи отражает эмоции, возникающие в процессе работы, иногда задает уточняющие вопросы, сам экспериментирование не организует.
Самостоятельность:
Высокий. Самостоятельно действует в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, уверен, четко соблюдает необходимую последовательность действий, организует свое рабочее место, убирает за собой.
Средний. Самостоятельно, последовательно действует в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи, или в том случае, когда процесс достижения результата недостаточно ясен и неочевиден, уровень самостоятельности снижается.
Низкий. Систематически самостоятельность не проявляет; действуя сам, может нарушать требуемую последовательность действий; при самостоятельном выполнении качество результата деятельности снижается.
Обращение за помощью к взрослому:
Высокий. Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, привлекает взрослого для содействия в решении проблем после попыток их решить самостоятельно, не пытается переложить на взрослого усилия по решению проблемы.
Средний. Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений, но устраняется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому.
Низкий. Обращается за помощью в тех ситуациях, когда сам может решить проблему.
Участие в образовательном процессе:
Высокий. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; не мыслит себя вне группы, высказывает предложения по выбору видов деятельности, решению иных важных для жизни детей группы вопросов, например подготовки к празднику; участвует в подготовке праздников в учреждении и дома; свободно ориентируется в помещениях учреждения.
Средний. С интересом относится к тому, что происходит в детской группе, задает вопросы
о предполагаемых событиях (содержании предстоящего занятия, ожидаемой игре), испытывает
удовлетворение от общей с другими детьми деятельности, стремится деятельно участвовать в жизни группы, высказывает свои предложения, но они могут быть нереалистичны, без учета специфики взаимодействия детей друг с другом или с воспитателем в условиях детского сада.
Низкий. Откликается на предложения взрослого в отношении участия в мероприятиях, происходящих в группе; не проявляет инициативу или проявляет редко, не проявляет явного интереса к образовательному процессу или проявляет неустойчивый интерес.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА
«ЭМОЦИОНАЛЬНО ОТЗЫВЧИВЫЙ»
Отклик на эмоции близких людей и друзей:
Высокий. Адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, замечает нюансы переживаний и отражает в развернутой речи; сопереживает и стремится содействовать, пытается понять причины эмоциональных состояний, стремится радовать других, быть полезным.
Средний. Адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, кратко отражает состояния в речи, не замечает нюансы переживаний; сопереживает и стремится содействовать, но нередко без учета интересов другого и реальной ситуации; не пытается самостоятельно понять причины эмоциональных состояний других людей.
Низкий. Реагирует на эмоциональные состояния других людей, но недостаточно четко дифференцирует эти состояния, затрудняется в их точном речевом отражении; как правила, выделяет базовые эмоции: радость, страх, гнев; сопереживание поверхностное, «бездеятельное», оказывает содействие по побуждению взрослого, чаще действуя формально, не понимает причин эмоциональных переживаний других людей.
Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов:
Высокий. Адекватно реагирует на события, описанные в тексте; испытывает яркие переживания, разнообразные по содержанию; дает эмоциональную оценку персонажам и мотивирует ее, исходя из логики их поступков; самостоятельно предлагает варианты содействия персонажам; различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; с помощью взрослого, отвечая на вопросы, проникает в сферу переживаний и мыслей героев, объясняет мотивы поступков персонажей; использует в речи сравнения, эпитеты, элементы описания из текстов в повседневной жизни, игре; соотносит содержание прочитано взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом.
Средний. Адекватно реагирует на события, описанные в тексте; эмоционально откликается на перипетии сюжета; дает эмоциональную оценку персонажам, но мотивирует неразвернуто или не мотивирует; с помощью взрослого предлагает варианты содействия персонажам; недостаточно четко различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; с помощью взрослого соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом; иногда использует в речи некоторые слова и выражения из прочитанных произведений.
Низкий. Эмоционально откликается на некоторые эпизоды сюжета, может проявлять неадекватные ситуации переживания, например смеется, когда персонаж попадает в трудную ситуацию; затрудняется дать эмоциональную оценку персонажам, а если с помощью взрослого дает ее, то не мотивирует; не различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей.
Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения:
Высокий. Адекватно, ярко, глубоко реагирует на произведения; выразительно отражает образы этих произведений, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывает о своих эмоциональных переживаниях; замечает и понимает эмоциональные проявления в разных жанрах произведений; понимает средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций.
Средний. Адекватно реагирует на произведения; достаточно выразительно отражает образы этих произведений в речи и движениях, но уровень таорчества в данном процессе не высокий, преобладают стереотипы; использует в передаче образов произведений ограниченный набор речевых и неречевых средств, понимает некоторые средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций, кратко оречевляет свои переживания, они недостаточно осознанны; творческая активность недостаточна: наблюдается стереотипное эмоциональное реагирование.
Низкий. Откликается на эмоции, отраженные в произведениях, но эмоциональное реагирование неглубокое; в речи и движениях отражает наиболее яркие образы произведений, но творчества при этом не проявляет, не понимает средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций, если и называет некоторые из них, то по вопросам взрослого.
Эмоциональное реагирование на мир природы:
Высокий. Адекватно воспринимает мир природы; ярко, глубоко реагирует на его объекты и явления; выразительно отражает образы природы, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывает о своих эмоциональных переживаниях.
Средний. Адекватно эмоционально реагирует на мир природы; достаточно выразительно отражает образы природы в речи, движениях, но уровень творчества в данном процессе невысокий, преобладают стереотипы; использует в передаче образов природы ограниченный набор речевых и неречевых средств, кратко «оречевляет» свои эмоциональные переживания.
Низкий. Мир природы вызывает некоторые эмоции, но эмоциональное реагирование неглубокое; в речи и движениях отражает наиболее яркие образы природы, но творчества при этом не проявляет; не понимает средства выразительности, затрудняется в речевом выражении своих переживаний.
Представления об эмоциональных состояниях:
Высокий. Имеет четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах (радость, страх, гнев, интерес, удивление, сомнение, грусть, стыд, чувство прекрасного), понимает и объясняет причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт, опыт литературных персонажей, мнение и рассказы взрослого.
Средний. Имеет общие представления об эмоциях и чувствах (радость, страх, гнев, интерес, удивление, сомнение, грусть, стыд, чувство прекрасного); затрудняется в самостоятельном объяснении причин их возникновения и приемов преодоления отрицательных переживаний; отвечая на вопросы взрослого, приводит в качестве объяснения отдельные, не всегда существенные, или утилитарные факты.
Низкий. Имеет общие представления об основных эмоциях (радость, страх, гнев); не может объяснить причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний или
объясняет неверно.
Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении:
Высокий. Постоянно учитывает в деятельности и общении эмоции других людей, понимает важность эмпатии, инициирует их поддержку, помощь.
Средний. Может учитывать в деятельности и общении эмоции других людей, инициировать их поддержку, помощь, если такие действия не противоречат его собственным интересам.
Низкий. Редко ориентируется в деятельности и общении на эмоции других людей, не инициирует их поддержку, помощь, но может оказывать по предложению или вместе со взрослым.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА «ОВЛАДЕВШИЙ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ И СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ»
Использование вербальных и невербальных средств общения:
Высокий. Устанавливает продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, выражая содержание общения разнообразными способами; понимает разнообразные инициативные обращения и адекватно на них реагирует, передает содержание диалога в инициативных репликах, используя реплики-реакции, реплики-ответы, реплики-сообщения, реплики-побуждения, в том числе побуждения к совместной деятельности; вступает в речевое общение разными способами: сообщает о своих впечатлениях, переживаниях, задает вопросы, побуждает партнера к совместной деятельности; дифференцированно использует вербальные и невербальные средства в разных ситуациях общения, обладает выразительной речью, мимикой, пантомимикой.
Средний. Устанавливает продуктивные контакты со знакомыми взрослыми и сверстниками
с помощью речевых и неречевых средств общения, затрудняется в общении с незнакомыми людьми; недостаточно четко дифференцирует вербальные и невербальные средства в соответсттвии с разными ситуациями общения; обладает достаточно выразительной речью, мимикой, пантомимикой.
Низкий. Не всегда удается выбрать адекватные средства общения в соответствии с особенностями партнеров по общению и ситуации общения, наиболее успешно общается в привычной обстановке; речь, мимика и пантомимика недостаточно выразительны.
Владение диалогической речью:
Высокий. Принимает участие в групповой беседе; передает содержание диалога в инициативных репликах, используя реплики-реакции, реплики-ответы, реплики-сообщения, реплики-побуждения, в том числе побуждения к совместной деятельности; вступает в речевое общение разными способами: сообщает о своих впечатлениях, переживаниях, задает вопросы, адекватно отбирает и использует лексические средства; побуждает партнера к совместной деятельности, поддерживает общую тему разговора; говорит спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; нормы речевого этикета, как правило, не нарушает.
Средний. Откликается на высказывания партнеров по общению, принимает участие в групповом разговоре, внимательно слушает, высказывается по предложению взрослого, соблюдает очередность в разговоре, выслушивает собеседника, не перебивая, но понимает и принимает не все инициативные обращения; передает содержание диалога в инициативных репликах, используя реплики-реакции, реплики-ответы, реплики-сообщения, реплики-побуждения, хотя реплики не-
достаточно разнообразны; не всегда может поддержать общую тему разговора; чаще говорит спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; нормы речевого этикета нарушает редко.
Низкий. Не всегда поддерживает общую тему разговора; редко использует инициативные реплики, их арсенал однообразен; в диалоге реализует, главным образом, стремление высказаться,
Владение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми:
Высокий. Доброжелателен, неконфликтен; умеет самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, используя конструктивные способы и прибегая к помощи взрослых только в исключительных случаях; умеет договариваться; изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации; проявляет уважение и внимание к собеседнику, обосновывает свое согласие и несогласие с действиями партнера, использовать индивидуализированные формулы речевого этикета за счет приращения к ним мотивировок.
Средний. Чаще доброжелателен, неконфликтен; пытается самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, но в конфликтных ситуациях чаще прибегает к помощи взрослого; пытается договариваться, но не всегда продуктивно; использует стереотипные формы речевого этикета; не всегда проявляет уважение и внимание к собеседнику.
Низкий. Нередко проявляет агрессивные вспышки или безразличие к содержанию и характеру общения; не пытается самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, прибегает к помощи взрослого или применяет неконструктивные способы; не умеет продуктивно договариваться.
Форма общения со взрослым:
Высокий. Наряду с внеситуативно-познавательной формой общения начинает проявлять внеситуативно-личностную форму: становится все более актуальной потребность в понимании, ищет компромиссы со взрослым, начинает в общении усваивать знания непрямым путем (из рассказов взрослого, книг), все больше интересуется проблемами социального характера и обсуждает их (например, ведет разговоры на личные темы), задает соответствующие вопросы; выполняет правила, задаваемые взрослым в общении, использует в общении развернутую речь.
Средний. Внеситуативно-познаватльная форма общения; проявляет как ведущую потребность в познании посредством общения, взрослого рассматривает как эрудита, источник знаний о предметах и явлениях физического мира, задает вопросы о мире природы, использует в общении развернутую речь, пытается объективировать свой опыт, который значит больше, чем мнение взрослого.
Низкий. Использует преимущественно ситуативно-деловую форму общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в сотрудничестве со взрослым и совместной деятельности, претендует на самостоятельное выполнение предметных действий, настаивает на своем варианте поведения, использует ситуативную речь с обилием междометий, обрывков предложений, наряду с речевыми средствами обильно использует, часто в качестве ведущих, предметные средства: жесты, позы, действия.
Форма общения со сверстниками:
Высокий. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в сотрудничестве с другими детьми, умение договариваться, ставить и достигать общие цели, понимает и учитывает интересы и особенности других детей, использует развернутую речь.
Средний. Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в общих действиях, сильные конкурентные мотивы, сверстник интересен как участник игр и как средство самоутверждения, использует ситуативную речь.
Низкий. Эмоционально-практическая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в эмоциональных контактах со сверстником, характерна подражательность, конфликты происходят в основным из-за игрушек, действия подражательны, общение проявляется как веселая беготня, крики, прыжки и т. п.
Владение культурой общения:
Высокий. Знает и постоянно, за редким исключением, выполняет правила культуры общения, четко сознает как сами правила, так и необходимость их выполнения для поддержания продуктивного общения; вежлив, обходителен, выражает благодарность за внимание, помощь, сочувствие, согласие - несогласие, одобрение - неодобрение, оценку социально приемлемыми способами; предлагает помощь и обращается за помощью, дает советы и сам их применяет; чаще всего
использует правила культуры общения в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности;
согласовывает свои действия и действия партнеров, умеет договариваться; адекватно оценивает выполнение правил культуры общения другими людьми и может мотивировать оценку; достаточно адекватно оценивает свое коммуникативное поведение; при нарушении правил общения испытывает чувство стыда и вины, стремится исправиться.
Средний. Знает и, как правило, выполняет правила культуры общения, в ряде случаев нуждается в напоминании взрослого, не все правила и их необходимость четко осознает; обычно вежлив при выражении просьбы, благодарит за помощь и содействие; использует правила культуры общения в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности, хотя может их нарушать,
подчиняясь своим потребностям, желаниям; согласовывает свои действия и действия партнеров, не всегда продуктивно умеет договариваться, прибегает к помощи взрослого; не всегда адекватно оценивает выполнение правил культуры общения с другими людьми, развернуто не мотивирует оценку; не всегда относит знакомые правила общения к своей деятельности и поведению, оценка своих поступков не всегда адекватна, но при разъяснении взрослого оценивает себя более объективно, однако не всегда самостоятельно меняет свое социально неодобряемое поведение.
Низкий. Знает основные правила культуры общения, но не всегда выполняет, правила недостаточно осознанны, не может четко определить необходимость их выполнения; нередко нарушает правила, подчиняясь своим потребностям, желаниям; не согласовывает свои действия и действия партнеров, нуждается в контроле со стороны взрослого; затрудняется в объективной самооценке и оценке выполнения правил культуры общения с другими людьми, самооценку и оценку не мотивирует; несмотря на оценку взрослого, не меняет свое социально неодобряемое поведение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА
«СПОСОБНЫЙ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ (ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ)
Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения:
Высокий. Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится выполнять нормы и правила, относит содержащиеся в них требования к себе, четко формулирует нормы и правила, испытывает чувство вины и стыда при нарушении норм и правил, понимает важность нравственного поведения, осознает последствия нарушения/соблюдения норм и правил и в соответствии с этим организует свое поведение, при нарушении норм и правил поведения испытывает чувство вины и стыда, стремится исправиться.
Средний. Поведение определяется правилами повседневной жизнедеятельности, действуя в привычных ситуациях; моральные нормы формулирует слишком обобщенно или слишком конкретно, может их нарушать в реальной ситуации, однако позитивно реагирует на замечания взрослого, старается исправиться, испытывает дискомфорт при нарушении норм и правил, хотя не может четко определить свое состояние и его подлинные причины; последствия нарушения норм и правил осознает и объясняет, ссылаясь на имеющийся опыт и соответствующую оценку взрослым поведения; чаще старается себя вести социально одобряемым образом.
Низкий. Поведение зависит не столько от норм и правил, сколько от непосредственнх желаний; нормы и правила обобщенно не называет и развернуто не объясняет, дифференцируя их только как «хорошо», «плохо»; нормы и правила выполняются достаточно успешно при их совпадении с желаниями и потребностями ребенка, в иных случаях требуется в их выполнении помощь взрослого; при нарушении норм и правил не испытывает выраженного дискомфорта; понимает последствия нарушений; не стремиться себя вести социально одобряемым образом.
Соблюдение правил поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.):
Примерное содержание правил
Правила поведения на улице, в транспорте, поликлинике, театре, дома в соответствии с особенностями деятельности в каждом случае; вместе с родителями – Правила дорожного движения, согласно сигналам светофора; правила техники безопасности в быту, во время игр и занятий; правила набора телефонных номеров пожарной службы, милиции, скорой помощи.
Высокий. Знает и соблюдает систему правил поведения в определенном общественном месте, понимает и развернуто объясняет необходимость им следовать, а также негативные последствия их нарушения.
Средний. Знает основные правила, соблюдает при помощи взрослого, понимает необходимость им следовать и кратко объясняет, исходя из конкретных ситуаций.
Низкий. Знает некоторые правила, соблюдает в общей со взрослым деятельности, затрудняется в формулировке правил и объяснении необходимости им следовать.
Осознание своей жизнедеятельности:
Высокий. Четко осознает свои возрастно-половые, индивидуально-типологические, психологические, личностные особенности, эмоции, социальные контакты и свои социальные роли;
осознает свои предпочтения, желания в отношении настоящего, близкого и отдаленного будущего (учеба, профессия, семья, досуг); осознает цели, способы, желаемый результат выполнения своей текущей деятельности (что, как, зачем делает); понимает последствия своих поступков и действий; осознает то, как его воспринимают другие люди, разные по возрастному, социальному и иным статусам; знает свое прошлое, с удовольствием рассказывает на тему «Когда я был маленьким...»; имеет сформированную временную перспективу во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; может составить свою родословную, рассказать о родственных связях.
Средний. Осознает некоторые свои возрастно-половые, индивидуально-типологические, психологические, личностные особенности, эмоции, социальные контакты и свои социальные роли; осознает свои предпочтения, желания в отношении настоящего; ближайшее будущее осознается как поступление в школу, отдаленное будущее осознается недифференцированно; осознает цели, способы, желаемый результат выполнения своей текущей деятельности (что, как, зачем делает); в обобщенном виде осознает последствия своих поступков и действий; не дифференцирует восприятие самого себя другими людьми; осознает отдельные эпизоды своего прошлого.
Низкий. Осознает свои отдельные возрастно-половые и личностные особенности, основные свои предпочтения, желания в отношении настоящего; ближайшее будущее не вызывает явного интереса, отдаленное будущее осознается недифференцированно; понимает некоторые цели, результаты выполнения своей текущей деятельности, способы деятельности не выделяет; с помощью взрослого осознает последствия своих поступков и действий; не дифференцирует восприятие самого себя другими людьми; осознает свое ближайшее прошлое.
Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений:
Высокий. Ставит цели самостоятельно, инициативен в разных видах деятельности; цели разнообразны, связаны не только с утилитарными, но и общественными нуждами; сам ставит и принимает от взрослого цели достаточно отдаленные; развернуто отражает цели в речи; им подчиняется успешно, длительно согласует с целью свою активность; развернуто планирует этапы ее достижения; создает условия, необходимые для успешного достижения цели; проявляет элементы прогнозирования.
Средний. Цели ставит в некоторых видах деятельности, обычно привлекательных и связанных с предметно-практическими ситуациями; кратко и свернуто отражает цели в речи; цели касаются в основном интересов самого ребенка, но выходят за пределы его непосредственных нужд; цели связаны с близкой перспективой; планирует основные этапы достижения цели в обобщенном виде; понимает необходимость ряда стандартных условий для достижения цели; создает некоторые стандартные условия для достижения цели, нуждаясь в руководстве взрослого.
Низкий. Сам ставит цели, но сугубо утилитарные, чаще цели определяются взрослым или ситуацией, в которую включен ребенок; цели связаны с ближайшей перспективой; нуждается в помощи взрослого на этапе планирования, называет условия, но не всегда важные для достижения цели, условия создаст вместе со взрослым, цели называет при вспомогательных вопросах.
Способность к волевому усилию:
Высокий. Волевое усилие проявляет часто, длительно противостоит отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; цель деятельности удерживает без помощи взрослого и в его отсутствие, преодолевает трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели, понимает и объясняет необходимость волевого усилия (трудиться, стараться, работать, сосредотачиваться и пр.) для получения качественного результата.
Средний. Волевое усилие проявляет достаточно часто, может противостоять отвлечениям в интересной, увлекательной деятельности, способен к волевому усилию в присутствии взрослого, в ситуации трудностей и помех ищет «обходные пути», необходимость волевых усилий понимает, но затрудняется четко объяснить.
Низкий. Волевое усилие проявляет иногда, оно кратковременно; легко отвлекается, цель в ситуации трудностей и помех удерживает с помощью взрослого, через некоторое время меняет цель на более привлекательную, необходимость волевого усилия четко не понимает.
Соподчинение мотивов:
Высокий. Соподчинение мотивов возникает часто; протекает осознанно, отношение к борьбе мотивов рассудительное, ситуацию борьбы мотивов обсуждает; завершается соподчинением мотивов, принимается осознанное решение: борьба мотивов чаще завершается в пользу общественного мотива, находит компромиссы, позволяющие удовлетворить интересы разных сторон; в процессе деятельности установившееся соподчинение мотивов сохраняется; роль взрослого необходима в особо трудных случаях, когда значимость разных мотивов примерно одинакова.
Средний. Соподчинение мотивов возникает достаточно часто, но общественные мотивы не всегда побеждают личные; борьба мотивов протекает как процесс метаний, поиска более подходящего для себя решения, завершается соподчинением мотивов, но остаются сомнения в правильности принятого решения; роль взрослого в ситуации борьбы мотивов «помогающая».
Низкий. Соподчинение мотивов возникает редко; борьба мотивов протекает бурно, с аффективными реакциями; завершается соподчинением личных мотивов общественным с помощью взрослого, роль которого в данном процессе «определяющая», решения в пользу личного или общественного мотива зависят от ситуации, соподчинение мотивов нарушается ребенком в процессе выполнения деятельности: он начинает действовать под влиянием общественных мотивов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА
«СПОСОБНЫЙ РЕШАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ (ПРОБЛЕМЫ), АДЕКВАТНЫЕ ВОЗРАСТУ»
Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком:
Высокий. Систематически применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности дм решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком, при этом действует, определяя и сопоставляя свойства предметов и материалов, из которых изготовлены знакомые и малознакомые предметы, ориентируясь на их качества; применяет обследовательские действия для выявления свойств и качеств предметов, использует движения рук по предмету для его обследования, а также глазомер; в деятельности выделяется звено ориентировки.
Средний. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных взрослым, в отношении собственной деятельности испытывает затруднения в применении знаний и способов деятельности.
Низкий. Самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) применяет с помощью взрослого.
Проблемность как качество ума:
Высокий. Замечает несоответствия, противоречия в окружающей действительности и пытается самостоятельно их разрешить, в исключительных случаях прибегает к помощи взрослого, например при недостатке информации описывает объекты с использованием карт-моделей, классифицирует объекты по их свойствам, качествам и назначению, сравнивает объекты по нескольким критериям: по функции, свойствам, качествам, происхождению, объясняет некоторые зависимости, например, свойств материала, из которого изготовлен предмет, и функций предмета, назначение бытовых предметов, облегчающих труд человека, обеспечивающих передвижение, создающих комфорт; выделяет существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений; определяет технологическую цепочку создания некоторых предметов; самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи и объясняет их, более сложные - с помощью взрослого; использует систему перцептивных действий в соответствии с выделяемыми признаками объектов.
Средний. Замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей действительности, попытки их самостоятельного разрешения наблюдаются нечасто, как правило, прибегает к помощи взрослого; выделяет существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений, устанавливает простые причинно-следственные связи с помощью взрослого, объясняет знакомые причинно-следственные связи; использует знакомые перцептивные действия, для приведения их в соответствие с выделяемыми признаками объектов нуждается в помощи взрослого.
Низкий. С помощью взрослого замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей действительности, попытки их самостоятельного разрешения не наблюдаются или наблюдаются очень редко, помощь взрослого в разрешении проблем принимает не всегда; с помощью взрослого выделяет существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений и устанавливает некоторые причинно-следственные связи, затрудняется в их объяснении; использует отдельные знакомые перцептивные действия.
Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации:
Высокий. Преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное экспериментирование.
Средний. При необходимости преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, ориентируется на помощь взрослого.
Низкий. С определяющей помощью взрослого преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.
Низший. Не преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, помощь взрослого существенно не влияет на данный процесс.
Способность предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе (оценивается отдельно в рисовании, конструировании, речевом творчестве):
Высокий. Замысел развернуто формулирует до начала деятельности, совершенствует его в процессе изображения, отбирает средства в соответствии с замыслом, воплощает его в соответствии с содержанием запланированного.
Средний. Замысел кратко формулирует до начала деятельности (указывает, что будет делать, но затрудняется содержательно ответить, как будет делать), отбирает некоторые средства в соответствии с замыслом, результат в целом соответствует замыслу.
Низкий. Замысел кратко формулирует до начала деятельности, но чаще - в процессе ее выполнения, отбирает средства безотносительно замыслу, при затруднениях меняет замысел, результат может не соответствовать замыслу.
Низший. Замысел не формулирует до начала деятельности, кратко называет в процессе ее выполнения или после получения результата; средства деятельности, результат, как правило, с замыслом не соотносятся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА «ОВЛАДЕВШИЙ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции:
Высокий. Стремится следовать образцу, обращается к нему в процессе выполнения деятельности; задает взрослому уточняющие вопросы, направленные на выяснение правильности действий; результат в целом соответствует образцу.
Средний. Старается следовать образцу, но этап обследования образца выражен недостаточно; результат по основным показателям соответствует образцу; задает вопросы по поводу конкретной ситуации выполнения задания, передавая инициативу взрослому.
Низкий. К образцу обращается редко, не обследует его, результат соответствует образцу только в общих деталях; вопросы взрослому задает редко, зачастую настаивает на своей версии выполнения задачи без соотнесения с образцом.
Самоконтроль:
Высокий. В самостоятельной деятельности проявляет эпизодический самоконтроль, как правило, по результату; иногда проявляет элементы пооперационного и предвосхищающего самоконтроля; учитывает прошлый опыт; замечает и с помощью взрослого устраняет ошибки, самостоятельно может корректировать свою деятельность; понимает необходимость самоконтроля.
Средний. Самоконтроль проявляет при напоминании взрослого и с его помощью; с помощью взрослого замечает и пытается устранить ошибки (что не всегда удается); в совместной со взрослым деятельности опирается на прошлый опыт, но не все условия может проанализировать; самостоятельно не может корректировать свою деятельность.
Низкий. Самоконтроль проявляется только в совместной со взрослым деятельности, сам свой опыт не анализирует и не учитывает.
Самооценка:
Высокий. Положительная, достаточно устойчивая, уровень притязаний зависит от ситуации успеха/неуспеха (повышается при успехе, несколько снижается при неудаче), может быть несколько завышена; кратко мотивирует самооценку, ориентируясь на свои достижения и оценки взрослых.
Средний. Положительная, недостаточно устойчивая, иногда меняется в зависимости от внешних обстоятельств; может себе приписывать несуществующие достижения и положительные качества; испытывает трудности в мотивировании самооценки, но кратко объясняет по вопросам взрослого.
Низкий. Неадекватная (завышенная или заниженная); может меняться в зависимости от обстоятельств; самооценку не мотивирует или мотивирует ситуативно (хороший, потому что сегодня хорошо кушал).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта развития интегративных качеств ребёнка старшего дошкольного возраста
Данная карта позволит отследить динамику формирования интегративных качеств дошкольника...
Мониторинг развития интегративных качеств детей среднего дошкольного возраста
Описание мониторинга развития интегративных качеств детей среднего дошкольного возраста...
Развитие интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством творческой мастерской.
Современный уровень и темп жизни предполагает активное использование различных гаджетов и компьютерных технологий в повседневности. Поэтому, нередко можно наблюдать, как ребенок с л...
Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)
Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)...
Открытое занятие по развитию коммуникативных и интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимний лес"
Коррекционно-образовательные цели:закрепление представлений о диких животных и их детёнышах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.Коррекционно-р...
Элементы театрализации в развитии интегративных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста
Элементы театрализации в развитии интегративных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста...
"Формирование интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности"
Выбор темы разработки обусловлен основными тенденциями стандартизации образования. ФГТ определяют в качестве результата образования детей дошкольного возраста совокупность интегративных качеств. Основ...