Формирование основ жизненных компетенций у ребенка с ОВЗ в дошкольном возрасте.
статья (старшая группа) по теме

 

В последнее время все больше внимания уделяется такому явлению в педагогике как «инклюзивное образование», подразумевающее совместное обучение обычных детей и детей с ограничениями здоровья, детей – инвалидов, в общеобразовательных школах, детских садах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efendieva_e.n._rayonnaya_npk_word.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ жизненных компетенций у ребенка с ОВЗ в дошкольном возрасте.

В последнее время все больше внимания уделяется такому явлению в педагогике как «инклюзивное образование», подразумевающее совместное обучение обычных детей и детей с ограничениями здоровья, детей – инвалидов, в общеобразовательных школах, детских садах. Инклюзивное образование не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап развития системы образования вообще, и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья.

        На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

        Инклюзивное, то есть включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

        Детство – это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Наилучшие результаты наблюдаются тогда, когда усилия медицины, семьи и специалистов ДОУ направлены на развитие и воспитание ребенка, развитие у него жизненных компетенций. Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками,  необходимыми ребенку в обыденной жизни. Ребенок должен освоить методы компенсации неблагоприятных факторов. Компенсация осуществляется за счет сильных личных сторон характера, которые могут уравновесить потери, вызванные инвалидностью. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить эти сильные стороны, научить использовать их.

        Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. МБДОУ «Менделеевский детский сад» в разное время посещало несколько детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа воспитателей начиналась с подготовки детей и их родителей к приему таких детей путем бесед и консультаций. Педагогический коллектив понимает, что дети – инвалиды - это дети с особыми образовательными потребностями. Поэтому совместно со специалистами дошкольного учреждения (учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра и воспитатели) разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка, предполагающий постепенное включение в коллектив сверстников через сопровождающих его взрослых.

        С ребенком проводят индивидуальные занятия педагог – психолог и учитель – логопед. Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре осуществляют индивидуальный подход к ребенку, определяют для него нагрузку. Воспитатели формируют навыки самообслуживания в процессе режимных моментов; по мере возможности включают ребенка в продуктивные виды детской деятельности. Ребенок полноценно участвует в жизни группы, проявляет активность. Большая работа проводится с родителями ребенка. Им предлагается стать активными участниками в жизни группы, которую посещает ребенок. Родители могут сопровождать ребенка в режимных моментах, таких как утренняя гимнастика, прогулка и оказывать необходимую помощь. Вместе с ребенком они принимают участие в мероприятиях художественно – эстетического направления (выставки, конкурсы, театрализованная деятельность).

        Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а так же более полной реализации потенциала. Помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Дети в будничной и праздничной обстановке живут общим коллективом, не делая различий между собой. Например, в нашем случае родители стали замечать в поступках своих детей проявления милосердия, доброты, желания прийти на помощь, что приводит к  более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера, как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию основ здорового и безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста в играх-занятиях.

Перспективный план по формированию основ здорового и безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста в играх-занятиях....

Презентация на тему: «Педагогические условия реализации формирования основ и правил поведения в общественных местах детей дошкольного возраста»

•1. Актуальность темы, мотивация её выбора.•2. Противоречия и их обусловленность педагогической практикой на современном этапе.•3.Механизм реализации выдвинутых идей.•4. Полученный или прогнозируемый ...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ музицирования на музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО"

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к ...

Формирование основ поисково-исследовательской деятельности средствами экспериментирования детьми старшего дошкольного возраста

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям...

Формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с л...

Педагогический совет «Формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Протокол педсовета.

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов и повышение их профессионального мастерства.Задачи: 1. Теоретически обосновать формирование основ безопасности жизнедеятельности и здо...