Игра в детском саду
статья по теме

Мудрикова Ирина Александровна

"Как рано, поразительно рано проявляются в играх первые зародыши тех форм поведения, которые много лет спустя, подвергшись усложнениям и превращениям, определяют ценность данной личности".

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Е.А. Аркин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_v_detskom_sadu.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игра в детском саду»

К пяти годам у детей в нашем детском саду, как правило уже сформированы условно-предметный и ролевой способы построения сюжетной игры.  Что же нужно для ее дальнейшего развития? Раньше, я главным образом, была озабочена обогащением тематического содержания игры и внедрением ее "коллективной формы".  На деле это часто сводилось к разучиванию с детьми готовых сюжетов ("Больница",  "Магазин",  "Почта",  "Парикмахерская"  и т.д.). В зависимости от возраста детей, изменялись лишь темы, и увеличивалось количество участников, за которыми на все время игры закреплялись определенные роли. Я стремилась охватить игрой всю группу детей. Дети уже не хотели играть самостоятельно в "разученные" игры, и по моему предложению они их только воспроизводили. По существу, самостоятельная игра не воспроизводилась.

И вот, чтобы помочь детям подняться на новую, более высокую ступень развития сюжетной игры, я решила больше обращать внимание на игру-фантазирование. Игра – фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Дети еще не могут самостоятельно развертывать игру – фантазирование в чисто речевом плане   (без опоры на предметные действия, роль), но возможность уже закладывается в этом возрастном периоде (5 – 6 лет), т.к. увеличивается объем знаний об окружающем, концентрируется интерес к тем или иным сторонам жизни, к событиям, о которых они узнают из книг, кинофильмов и участниками которых хотели быть. Каждый ребенок стремится воплотить в игре свой замысел. При этом все сильнее становится стремление играть вместе со сверстниками. Конечно, дети и раньше могли развернуть игру со сверстниками, но согласование в ней осуществлялось за счет предметно – игровой среды, направляющей действия участников в общее смысловое русло, за счет принятия близких по смыслу ролей, вызывающих дополнительные действия партнеров. Цепь событий развертывалась как бы автоматически, как воспоминание о той или иной смысловой сфере. Усложнение и разнообразие влекло за собой трудности построения совместной игры. В начале игры дети, как правило, определяют лишь тему, а дальнейшие события нарастают как "снежный ком". Общий сюжет складывается из предложений уже в процессе игры. Согласовывать при этом замыслы в группе  - непосильная задача для старших дошкольников.

Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовали согласованно, я решила научить детей более сложным способом построения игры – совместным сюжета сложением. Сюда включалось умение ребенка выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров – сверстников: обозначать для них (пояснить), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить сосем другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.

И эффективным средством для формирования этих умений у детей оказалась совместная игра взрослого (воспитателя) с детьми. Сначала совместная игра – придумывание протекала у нас в чисто словесном плане. Игра – придумывание позволяла мне, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий. В своей игре мы вновь возвращались к действиям с игрушками, к ролям, но усвоенные умения вместе придумывать новые сюжеты позволяли нам более полно и согласованно реализовывать игровые замыслы.

Совместную игру с детьми я начинала не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - "расшатывания" уже известных; постепенно переводила детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого "расшатывания" оказались сюжеты волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружают в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей. Преобразовывать сказки довольно легко: сохраняя общую смысловую канаву событий, мы изменяли лишь конкретные условия действий персонажей или самих персонажей или самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции (героя, "дарителя", противника), и получится новая сказка. Очень понравилась нам сказка "Иван – царевич и Серый Волк" и мы решили ее преобразовать. В первом случае Царь хочет получить Жар – птицу и отправляет за ней Ивана – царевича. А мы заменили Жар – птицу другой, трудно достижимой для Царя диковиной  - новогодней елкой. И отправил он за ней не Ивана – царевича, а слугу. Встретил наш герой не Серого Волка, а фею и получил от нее волшебный клубочек (или ковер – самолет, сапоги – скороходы и т.п.). С помощью волшебного средства попадает наш герой в страну, где растут елки. И тут он должен вступить в борьбу с противником. Мы заменили царя из сказки о Сером Волке на Змея Горыныч, охраняющего самую красивую елку в лесу. Победив противника, герой забирает елку и возвращается домой. Но на своем пути он встречает морского царя, которого успешно побеждает. А в награду наш герой получил не полцарства, а сто мороженного.

При преобразовании сказки мы использовали весь арсенал известных персонажей – сначала из других сказок, а затем и из историй, кинофильмов.

Конечно, схема преобразования сказок нужна не детям, а мне, чтобы развертывать игру – придумывание. Знать, как можно "расшатывать"  знакомый сюжет.

А вот другая сюжетная игра "магазин". Аня захотела быть продавцом в магазине. Я взяла на себя роль Бабы – Яги и говорю: "в магазине, где работает Аня, есть телефон.  И в моей избушке на курьих ножках тоже есть телефон."  Такое сочетание, казалось бы, несовместимых ролей обычно вызывает интерес у детей.  Второму ребенку я предложила тоже такую роль, как у меня: "Ксюша, давай ты тоже будешь Бабой – Ягой, и у тебя тоже будет избушка с телефоном". Ксюша соглашается, и я разворачиваю с ней разговор, наводящий на мысль о необходимости взаимодействия с "продавцом": "Хотела к тебе в гости прилететь, да у меня ступа сломалась. Не знаю, как быть. Как ты думаешь, может их в магазине, продают? Позвоню-ка я в магазин ".  В зависимости от ответов продавца я разворачивала сюжет так, чтобы у второй

"Бабы – Яги" тоже возникла необходимость позвонить в магазин и даже посетить его. Начав игру, свое участие в ней сводила к минимуму или устранялась совсем, дав первоначальный заряд работе детского воображения. Дети с удовольствием продолжали игру сами, придумывали необычные коллизии, прибегая к смене игровых ролей.

Полученный в игре со мной опыт придумывания много темных сюжетов, событий, объединяющих  разно контекстные роли, помогает детям в моей группе более успешно развертывать самостоятельную совместную игру. Главный эффект игры с взрослыми, игры – придумывания, заключается в том, что придумывание в том, что приобретенные умения совместно развертывать новые сюжеты придают самостоятельной игре детей на любую тему более творческий и согласованный характер

Всю работу по формированию совместного сюжета сложения я начала с детьми в старшей группе и думаю предложить в подготовительной группе детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование детских ключевых компетенций через интерактивные игры в детском саду"

Понятие «интерактивный»к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с ке...

Детский спортивный праздник Малые олимпийские игры в детском саду

Воспитывать интерес и любовь к занятиям спортом, к результатам и достижениям спортсменов. Содействовать познавательному и физическому развитию ребенка. Способствовать формированию здорового образа жиз...

Конспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду. Малые Олимпийские игры в детском саду.

Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культурыКонспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду.Малые Олимпийские и...

Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)

Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных....

Детские народные игры в детском саду

Русские народные игры очень разнообразны: настольные игры, детские игры, хороводные игры для детей  и взрослых с народными песнями, плясками, прибаутками. Издавна игры служили средством самопозна...

Детские народные игры в детском саду

Все мы знаем, что народные игры с давних пор использовались не просто для развлечения, но и обучения, воспитания, психологической разгрузки, а на гуляньях и празднествах обязательно входили в «к...