"Чудеса чародея Цвета" Практическая консультация для воспитателей
консультация на тему

Пращина Наталия Васильевна

Свойства цвета, его природа, влияние цвета на человека и многое другое сформировали целую науку под названием цветоведение. Современные программы дошкольного воспитания и образования предусматривают задачу развития у детей чувства цвета и цветовосприятия. Однако, разговор с детьми о цвете возможен лишь в том случае, когда взрослый сам знает язык цвета. Данная консультация поможет воспитателям расширить и обогатить свои знания по вопросам цветоведения. В консультации наряду с информацией предлагается практический материал, который может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesa_charodeya_cveta.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад «Сибирячок»

г.п. Лянтор, Сургутский район

Практическая консультация для воспитателей

Автор: Пращина Наталия Васильевна

педагог дополнительного образования

2012 год

  «Мир состоит из великого множества

               соединений цвета и света.

     И тот, кто легко и точно улавливает эти

                                              соединения, - счастливейший человек…»

        (К. Паустовский)

Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни.

 Что же такое цвет? Обратимся к словарю.

Цвет – один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а также их сочетаний и оттенков. («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Восприятие цвета (а человеческий глаз способен отличить до 1000 оттенков) может считаться одним из счастливейших качеств, которыми природа наделила человека. Однако проявиться эта способность может лишь при условии целенаправленного развития восприятия человека в разнообразной деятельности.

Каждая из программ дошкольного воспитания и образования предусматривает задачу развития у детей чувства цвета и цветовосприятия. Однако, разговор с детьми о цвете возможен лишь в том случае, когда взрослый сам знает язык цвета.

Свойства цвета, его природа, влияние цвета на человека и многое другое сформировали целую науку под названием цветоведение.

И сегодня я предлагаю вам рассмотреть несколько основных разделов этой интересной науки.

Существуют различные точки зрения на цвет, его природу. Проблемы цвета изучаются физиками, психологами, математиками, медиками. Нас интересует подход к цвету с точки зрения художника, т.к. наша задача – заинтересовать маленьких художников необыкновенными открытиями в области цвета.

Проходя через дождевые капли, солнечный свет в виде радуги проецирует на небо весь цветовой спектр, соединяя красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета. Среди этого цветового многообразия  в научном цветоведении, в качестве основных цветов, принято называть красный, зеленый и синий цвета. Эта триада лежит в основе исчисления цветов, начало которому положил И. Ньютон. Интересна точка зрения на этот вопрос Л. Альберти: «…Я утверждаю, что истинных цветов столько, сколько стихий, - четыре, от которых, постепенно умножаясь, рождаются другие виды цветов. Цветом огня будет красный, воздуха – голубой, воды – зеленый, земли – серый или пепельный».

Однако художники считают основными только три цвета – красный, желтый, синий. (Модель «Основные цвета»)

Эти цвета соответствуют трём краскам, из которых путем смешения можно получить наибольшее число цветов. Если смешивать основные цвета попарно, то образуется группа цветов, которые называются смешанными (составными или дополнительными).

Сейчас мы в практической деятельности убедимся в этом.

Практическое упражнение «Цветик - шестицветик»

Задание: используя краски трех основных цветов, смешивая их попарно раскрасить цветик - шестицветик. (Модель «Основные и составные цвета»)

Цветные факты

* У индейцев майя каждая сторона света была обозначена определённым цветом: восток был красным, север - белым, запад - черным, юг - желтым.

* Говорят, что И. К.  Айвазовский работал в комнате, окрашенной в красный цвет, - это стимулировало его творчество.
* Посуда и интерьер красного цвета возбуждают аппетит. Хотите похудеть - ешьте с синих тарелок.
* Красный - это первый цвет, который различают после рождения дети и, выздоравливая, люди с травмами мозга, временно потерявшие цветовое зрение.
* Возможно, окрашивание телефонных будок в красный цвет было рассчитано на то, чтобы человек быстрее прервал разговор: из красного помещения, замечают психологи, люди стремятся выбраться как можно скорее.
* Египетские иероглифы - единственная в мире письменность, в которой имел значение цвет. Например, слово "женщина" писали желтым, а бранные слова – красным цветом.
* За распознавание цвета отвечает правое полушарие мозга, а за его называние - левое. Один и тот же цвет кто-то считает синим, кто-то - зеленым, а кто-то - цветом морской волны.
* Зеленый цвет успокаивает. В Средние века врачеватели говорили, что четыре действия рождают чудо: пей мед, смотри на воду, на зеленый цвет и красивое лицо.

Синий цвет тоже успокаивает. Психологи советуют: когда нервничаете - возьмите стакан воды, поставьте на лист синей бумаги, посидите 10 минут, глядя на воду, а потом выпейте ее медленными глотками.

Цветок перед вами с шестью лепестками,

Все разного цвета – вы видите сами.

Чтоб породнить все цвета вокруг,

Поставили их в хоровод – круг.

Синий и жёлтый – будет зелёный,

Вот он огурчик немного солёный.

Чтоб фиолетовый цвет получить,

Красный и синий нужно сложить.

Вместе смешаем жёлтый и красный

Превратились они в апельсин прекрасный.

Нужно запомнить волшебный цветок,

И где у него какой лепесток!

Все остальные цвета, полученные в различных комбинациях, будут называться сложными. Например, смешение оранжевого с фиолетовым даёт красно – коричневый цвет, если смешать оранжевый с зелёным, получится жёлто – коричневый, зелёный с фиолетовым – сине – коричневый.

Все цвета, которые видит человек, подразделяются на две большие группы – ахроматические и хроматические. («Хроматос» в переводе с греческого означает цвет).

Хроматические – все окрашенные цвета.

Хроматические цвета обладают тремя качествами:

  1. цветовым тоном,
  2. насыщенностью,
  3. светлотой.

- Цветовой тон – это качество цвета, которое определено его названием (красный, желтый, синий, оранжевый). Цветовых тонов существует больше, чем названий для них (например, работая с желтой и зеленой красками, можно создать несколько вариантов желто – зеленого цвета или целый ряд переходных цветов, каждый имеет свой цветовой тон, а называются они обыкновенно желто – зелеными.

- Насыщенность – чистота цвета. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее (чем больше в основной цвет добавлено белой гуаши, тем он светлее, а значит менее насыщенный).

-Светлота – относительная яркость цвета по отношению к образцу (светлее или темнее), которая может быть выражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основной цвет.

Сейчас мы в практической работе отследим изменение хроматических цветов по светлоте.

Практическое упражнение «Светлотные выкраски»

Задание: троекратно изменить светлоту чистого хроматического цвета, добавляя в него белую или чёрную гуашь. Получить светловатый, светлый, очень светлый оттенки и темноватый, темный, очень темный оттенки определённого цвета.

Сказка «Про белую и чёрную краски»

   Жили-были на свете две сестрички — черная и белая краски. Белая была нежна и приветлива, а черная — хмурая, словно ее обидели. Сестрички очень любили прогулки по природе.

Там, где появлялась белая краска, сразу изменялся цвет травы, цветов, неба, бабочек, – всё становилось светлым, радостным.
   А там где проходила черная краска, все становилось сумрачным, хмурым, тревожным.
   И вот однажды во владениях сестер появился странствующий художник. Посмотрел он на работу белой краски и сказал: "Сколько света, нежности и легкости!" А к черной краске он обратился со словами: "А ты хоть и печальна и сумрачна, но все же по-своему прекрасна и нужна людям. Вы совершенно разные, но вам не прожить друг без друга. Если будете вместе, то очень поможете нам, художникам. Ваша сила — в дружбе с красками". И с тех пор черная и белая краски всегда вместе. Для всех художников это самые главные, важные и дорогие краски, с помощью которых можно делать настоящие чудеса в искусстве.  

Н. Пыряев

Ахроматические (неокрашенные) цвета – белый и черный, а также все оттенки серого, которые можно расположить между ними. Между собой они будут различаться преобладанием белого или черного.

 Среди художников принято условное деление хроматических цветов на две группы: теплые и холодные. Деление цветов «по температуре» связано с эмоционально – психическими особенностями восприятия человеком того или иного цвета. Теплыми считаются красный, оранжевый, желтый цвета -  они ассоциируется с огнем. Холодными – синий, голубой, фиолетовый - они ассоциируется с водой, льдом. Зеленый цвет относится к нейтральным. Однако, желто – зеленые цвета относят к теплой гамме, а сине – зеленые – к холодной.

Теплые насыщенные хроматические цвета воспринимаются нашим глазом как выступающие вперёд, приближающиеся. Холодные цвета, ахроматические и малонасыщенные цвета, создают впечатление удаляющихся.

Не менее существенно соотношение теплых и холодных цветов в многоцветной композиции. Следует учесть, что когда используют теплые цвета в качестве фона, а холодные в качестве узора, то фон будет выступать вперед. Иногда создается впечатление, что не узор расположен на фоне, а наоборот, фон на узоре.

Далее мы поговорим о контрастных и сближенных цветах.

Противоположные по качеству цвета называют контрастными цветами. В цветовом круге они располагаются  друг против друга. Красный -  зеленый, желтый – фиолетовый, оранжевый – синий. Если внимательно посмотреть на пары контрастных цветов, то можно увидеть, что один из цветов каждой пары основной, а другой обязательно составной. Контрастные цвета подчеркивают яркость друг друга.

Например, красный рядом с зеленым кажется еще краснее, желтый на фоне фиолетового выглядит как яркое светящееся пятно. (Модель «Контрастные цвета»)

А вот цвета, находящиеся в цветовом круге рядом друг с другом называются сближенными или нюансными. Нюансными можно считать синий и фиолетовый, красный и фиолетовый, желтый и оранжевый и др. чем ближе цвета, тем тоньше нюанс.

         В живописи контраст используется для передачи противоположных начал, таких, например, как грусть и радость, светлое и темное, теплое и холодное. Контрастные цвета подчеркивают яркость друг друга. Когда художник хочет что – нибудь выделить на своей картине он также использует контрастные цвета.

Знание цветовых сочетаний помогает художнику при подборе цвета фона основного изображения.

В ходе нашей работы я постаралась затронуть все разделы науки цветоведение, которые доступны для понимания и восприятия старшими дошкольниками.

И сейчас хочу представить некоторые наглядные материалы и пособия, которые использую в практической работе с детьми.

1. Знакомство детей с цветами радуги и их последовательностью:

  1.  рассматривание изображения радуги, наблюдения на прогулках;
  2.  сказка «Как Радуга себе наряд искала»;
  3.  разучивание стихотворений, считалок о радуге;

Считалка про радугу
Вспыхнет радуга-дуга –
Семь слоёв у пирога!
Красный – сладкий, из малинки,
А оранжевый – с кислинкой.
Жёлтый – спелая морошка,
А зелёный – киви крошка.
Голубой – из голубики,
Синий – слива и черника.
Фиолетовый кусок – ежевики сладкий сок.
Семь цветов нам не забыть!
А тебе сейчас водить!                  
Н. Брагина

  1. разучивание речетативов, в которых первая буква каждого слова соответствует названию цвета радуги:

    1. «Каждый  Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»

2. «Кончился дождик

Омыта земля

Жаркой волною

Залиты поля

Голосом звонким вторит ручей

Солнечной песне,

Фанфарам лучей»

  1. Радужные ступеньки
  2. Д/И «Цветик – семицветик»

2.Деление цветов на теплые и холодные:

  1. модель «Теплые и холодные цвета»
  2. Д/И «Поможем Радуге»
  3. Д/И «Букет (шапочка, посуда и др.) для Солнышка и для Снегурочки»
  4. рассматривание репродукций картин выполненных в теплой и холодной цветовой гамме.

3. Знакомство с основными цветами:

  1. модель «Основные цвета»

4. Знакомство с составными цветами:

  1.  «Азбука смешивания красок»
  2. Практическое упражнение детей в смешении красок на палитрах
  3. Д/И «Малыш потерялся»

5. Расширение представлений о многообразии цветов и цветовых палитрах:

  1. упражнение: найти в группе предметы определённого цвета, сравнить их.
  2. Д/И «Дружная семейка»
  3. «Цветные таблички» Монтессори материал

6. Показать влияние белой и черной красок на остальные:

  1. практические упражнения в добавлении ахроматических цветов в хроматические;
  2. модель «Свойства белой и черной красок»

7. Обогащение знаний о контрастных и сближенных цветах:

  1.  модель «Контрастные цвета»;
  2.  рассматривание репродукций картин выполненных в контрастной или ньюансной (сближенной) цветовой гамме;
  3. морфологическая дорожка, показывающая зависимость цвета предмета от фона, на котором он расположен.

«Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило,
Или радовало это?..
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все вокруг нас будет
Разноцветным и прекрасным!»

Литература

1. Аллаярова И.Е. Симфония красок. – М.,2006.

2. Цветные факты взяты на сайте http://daksnike.narod.ru/Inter/i34.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

"Чудеса чародея цвета"

Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому в своей работе я использую упражнения цветотерапии, которые позволяют снять напряжённость у детей, стабилизир...

Игра для воспитателей «Поле чудес» по теме «ОБЖ в детском саду» Консультация для воспитателей

Игра для воспитателей «Поле чудес» по теме «ОБЖ в детском саду»Консультация для воспитателей .Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста как одно из направлений здоровье сберегаю...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Мастер- класс и консультация для воспитателей «Чудеса из макарон»

Макароны – идеальный «строительный» материал для детского творчества.С макаронами приятно работать: это экологически чистый материал, который имеет разную фактуру (мелкие, крупные, р...