Консультация для воспитателей. Тема: Как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома?
консультация по теме

Панова Анна Николаевна

 

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заостряя внимание на деталях), быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность, в том числе игры, целесообразно поэтапно: начинать с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с чёткими правилами, способствующим развитию внимания.

            Тренировку отклоняющихся от нормы особенностей поведения тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать упражнения и игры, которые способствуют развитию одной особенности, например, только внимания или только умения контролировать свои импульсивные действия и двигательную активность.

            Поработав с одной особенностью и получив результаты, можно подбирать игры на выработку двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребёнок мог хорошо усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры.  При этом надо увлечь ребёнка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появиться опыт участия в играх и упражнениях, направленных на одновременное развитие двух слабых функций (внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по отработке в одной игре всех трёх функций.

            Каждый педагог по своему усмотрению может расширить этот перечень, используя игры, как для индивидуальной, так и для групповой работы (в зависимости от этапа и целей занятий).

            Родители гиперактивных детей часто испытывают немалые трудности в их воспитании.  Далеко не каждому из них по душе поведение ребёнка в общественных местах и дома, но многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату.  Родители гиперактивного ребёнка нередко с опасением относятся к детскому саду. Они уже заранее переживают: вот сейчас выйдет воспитатель и начнёт «распекать» их чадо. Услышав первые замечания педагога, мамы и папы либо начинают отчаянно защищаться, либо стоят с поникнувшей головой, будто ругают их самих. После  такой «прелюдии» они, как правило, встречают выбегающего к ним навстречу ребёнка упрёками и нотациями. Педагог, присутствующий при этой «тёплой» встрече, тоже очень неловко себя чувствует и даже сожалеет о том, что стал причиной ссоры.

            На самом деле научиться избегать подобных ситуаций можно. Для этого, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребёнок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований, для того чтобы испытать чувство вины, у мамы и папы нет. 

            Уверенность родителей в том, что окружающие не отвергают их ребёнка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принять сына или дочь. Если воспитатель встретит родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряжённому состоянию придёт чувство гордости, радости.  И, увидев бегущего к ним ребёнка, родители встретят его не упрёками, а нежностью и улыбкой. 

            Гиперактивному ребёнку требуется постоянная психологическая  поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берётся, однако чаще всего ему это не удаётся. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребёнку, и помнить: ребёнок делает только то, что ему интересно, и занимается этим до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребёнок устанет, его следует переключить на другой вид деятельности. Если ребёнок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок

Многим мамам приходится с завистью смотреть на спокойных, сосредоточенных, серьезных  малышей и их  родителей: ведь они не знают, что такое ребенок, который не умеет ходить потому, что все время бегает и прыгает. Как правило, о том, что слишком подвижный, суетливый, возбудимый ребенок называется гиперактивным, родители знают. Но это диагноз или просто название?

 

        Педиатрия как наука, изучающая здоровье детей – особой возрастной категории – сформировалась сравнительно недавно. Для взрослых исследователей стало откровением то, что детское поведение, особенности психики, речь обладают собственными законами. Тем не менее, даже в детской среде врачи выделили небольшую группу тех, кто отличается от большинства сверстников особенным поведением. Чрезмерно подвижные дети впервые были описаны в середине 19 века, а в 60-х годах 20 века врачи определили это состояние как патологическое – ненормальное – и называли его ММД, минимальной мозговой дисфункцией, что говорило о минимальном расстройстве функций мозга. Гиперактивность, как самостоятельное заболевание выделили в 80-е годы, с тех пор оно появилось в Международной классификации болезни под названием «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», или СДВГ. Вместо слова «дефицит» иногда употребляют «нарушение». Характеризуется это состояние, помимо чрезвычайной активности и импульсивности, невозможностью гиперактивного ребенка концентрировать и удержать внимание на каком-либо занятии, с проблемами запоминания и обучения. Мозг такого ребенка не справляется с обработкой внешней и внутренней информации и стимулов из-за нарушения своих функций. СДВГ в настоящее время встречается у большого количества детей, от 2,2% до 18% по разным источникам, и заболевание это относят к серьезным социальным проблемам, так как оно мешает социальной адаптации таких детей. У мальчиков СДВГ встречается чаще, чем у девочек, в 4-5 раз, и дети с этим синдромом входят в группу риска по алкоголизму и наркомании.

Причины возникновения СДВГ различны. В его основе лежит функциональная незрелость или нарушения работы подкорковых ядер головного мозга  и  лобных областей коры головного мозга. В результате этих нарушений разнообразные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы могут стать для ребенка избыточными, вызывают переутомление, беспокойство и раздражение. Передача предрасположенности к СДВГ может происходить и генетически. Неблагоприятное течение беременности и родов является ведущим фактором возникновения этого синдрома у детей примерно в 65% случаев. В развитие заболевания вносят свой немалый вклад напряженность отношений между родителями, частые конфликты, нетерпимость, излишняя строгость к детям в семье.

Как проявляется синдром дефицита внимания

        Первые проявления этого заболевания иногда наблюдаются уже в первый год жизни. Малыши слишком чувствительны к обычным раздражителям - искусственному свету, домашним звукам, действиям мамы, связанным с уходом, - громко и часто плачут, страдают нарушениями сна: засыпают с трудом и мало спят, много бодрствуют, иногда отстают в двигательном и речевом развитии, отличаются инертностью, пассивностью. Кажется, что ребенок совершает слишком много лишних движений, они хаотичны и суетливы.

        Но не стоит каждого легко возбудимого ребенка с бьющей через край энергией приписывать к категории детей с заболеваниями нервной системы. В конце концов, упрямство и непослушание, так же как и несвоевременное «разгуливание»  в кроватке, капризы и баловство – это варианты нормы, если только все это не переходит в систему.

Наслышанные о «кризисе двух лет», «кризисе трех лет» родители не обращают внимание на упрямство, строптивость, отрицание всего и вся – забывая или не зная, что с началом четвертого года жизни у ребенка активно должны развиваться внимание и память. А вот когда гиперактивный ребенок идет в детский сад и воспитатели жалуются на расторможенность, неуправляемость, неспособность ребенка усидеть на занятии и выполнить предъявляемые требования, - следует бить тревогу, поскольку центральная нервная система гиперактивного ребенка не способна справляться с новыми требованиями, и правилами, которые предъявляются ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок. С началом систематических занятий подготовки к школе, то есть в возрасте 5-6 лет, критическом для созревания мозговых структур, происходит ухудшение течения заболевания. Избыточные нагрузки могут вызывать переутомление.

Эмоциональное развитие малышей с синдромом дефицита внимания, как правило, запаздывает. Это можно увидеть в их неуравновешенности, вспыльчивости, заниженной самооценке, нередко появляются нервные тики, навязчивые страхи и регулярные головные боли. Все эти проявления сопровождают и обуславливают низкую успеваемость таких детей в школе, хотя интеллект их может быть достаточно высокоразвитым. Адаптация в коллективе гиперактивным детям дается с трудом, поскольку из-за нетерпеливости и легкой возбудимости они часто конфликтуют как со сверстниками, так и со взрослыми. Гиперактивный ребенок с синдромом дефицита внимания в силу функций центральной нервной системы не способен предвидеть последствия своего поведения и не признает авторитетов. Не удивительно, что у таких детей часто проявляется асоциальное поведение, усугубляющееся в подростковом возрасте, характеризующимся импульсивностью в сочетании с агрессивностью.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью не связан с каким-либо психическим расстройством и должен обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности: труд и игра, в гостях и дома и т.д. Поведение ребенка с СДВГ в течение длительного времени вызывает психологический дискомфорт и нарушает адаптацию в коллективе или новой среде. Проявляющиеся в течение минимум полугода ошибки в любом задании, невозможность сосредоточиться на деталях и выполнять любую работу до конца; неспособность организовать свою деятельность, вслушиваться в обращенную речь; забывчивость, отказ от работы, требующей усидчивости, регулярная потеря предметов для учебы, повышенная отвлекаемость на посторонние стимулы – говорят о нарушении внимания. О гиперактивности и импульсивности ребенка говорят проявляющиеся в течение полугода суета и неспособность посидеть спокойно; невозможность играть в тихие игры; постоянные срывания с места, когда ребенок вскакивает со стула и начинает бегать по группе или классу; бесцельная беготня, ерзание, лазание в неподходящих для этого местах; неспособность дождаться своей очереди; выкрикивание ответа, не дождавшись вопроса. Большинство этих признаков должны проявляться в совокупности – тогда можно говорить о СДВГ, присутствующем у ребенка.

Диагностика и лечение СДВГ

        В каком бы возрасте родители ни обнаружили у своих детей признаки нарушения внимания и гиперактивности, им нужно обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка, потому что нередко под СДВГ скрываются более тяжелые заболевания. Диагноз ставится ребенку по результатам трех этапов обследования – объективного, то есть расспросов врача родителей о ребенке, наследственных и перенесенных заболеваниях, течении беременности и родов; психологического – то есть тестирования ребенка на выполнение определенных письменных и игровых заданий, и магнитно-резонансной томографии – нерентгенологического обследования мозга. Целесообразнее всего проходить такое обследование не ранее 5-6-летнего возраста, поскольку более младшим детям, во-первых, не проводят тестирование, а во-вторых, трудно объяснить, что во время компьютерного обследования мозга нужно лежать неподвижно.

 Наиболее эффективным лечением СДВГ является комплексное, то есть включающее в себя как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В силу психологических особенностей гиперактивные дети невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Инструкции и указания этим детям нужно давать четко, ясно, кратко и наглядно. Прием пищи, сон, прогулки, физические нагрузки гиперактивного ребенка должны соответствовать строгому режиму, а избыточную энергию таким детям нужно расходовать в упражнениях, длительных прогулках, беге. Нужно помнить, что переутомление при выполнении задания приведет к усилению гиперактивности. Участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей, следует значительно ограничить. Желательно, чтобы друзья гиперактивного ребенка были уравновешенными и спокойными. Ругать гиперактивного ребенка очень вредно – в особых случаях его можно только критиковать, то есть давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную - его поступкам. "

 СДВГ, к счастью, - не всегда пожизненный диагноз. При грамотном подходе к воспитанию и организации режима часть гиперактивных детей "перерастают" проявления заболевания уже к подростковому возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ? ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?"

Гиперактивный ребенок по своей природе подвижен, возбужден, реактивен, постоянно находится в движении, поэтому игры должны быть тщательно подобраны....

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ? ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С  ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ?  ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?...

Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми, чем занять их в детском саду и дома

Данный материал содержит краткую информацию по гиперактивности детей, игры, рекомендации педагогам и родителям по работе с ними....

Консультация для воспитателей "Активные формы деятельности дошкольников по экологическому воспитанию в условиях современного детского сада"

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельнос...

Консультация для воспитателей "Виды, методы и приемы при организации конструирования с детьми в детском саду"

quot;Виды, методы и приемы  при организации конструирования с детьми в детском саду"...

Гиперактивность: Как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома?

Гиперактивность: Как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома?...