Консультация для воспитателей "Элементарные опыты и эксперименты как метод обучения старших дошкольников в детском саду"
консультация (старшая группа) на тему
В консультации раскрывается значение опытов и экспериментов для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Элементарные опыты и эксперименты как метод обучения старших дошкольников в детском саду»
Каждый ребенок уже с пеленок начинает познавать окружающий его мир: ему надо обязательно все потрогать, попробовать на вкус, исследовать все окружающие его предметы: телевизор, кастрюли, шкафы и всевозможные хозяйственные принадлежности. Во все эти штучки ребенок играет с большим интересом, чем со своими детскими игрушками. Непроизвольно малыш начинает проводить свои первые опыты с раннего детства, когда начинает бросать и наблюдать, как падают игрушки из кроватки, когда проверяет, звенит игрушка или нет, когда ловит воду во время купания, а она не ловится, топит резиновую игрушку, а она всплывает. Ребенок растет и ему хочется сделать еще больше собственных открытий: как звучат кастрюли, как растворяется в чае кусочек сахара, тает на ладошке комочек снега и многое другое.
В моей группе малыши тоже с удовольствием проводят различные опыты и эксперименты: наблюдают, как фонтаном бьет вода из крана, если зажать его пальчиком, строят башенки из кубиков, с замиранием ожидая падения, с удовольствием перемешивают краски и радуются полученным цветам. Все это у ребят получается спонтанно, как бы случайно во время игры. Но если детям так интересно экспериментировать, то почему же их интересы не использовать во время обучения различным дисциплинам. Например, для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром, при выполнении трудовых поручений в уголке природы и просто неназойливо во время иной деятельности пополнять у ребят запас знаний, так необходимых для умственного развития детей.
Как известно, в дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдают не от избытка информации, а от ее недостатка.
По прогнозам ученых третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности в активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве со взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Также имеет смысл культивировать в детском саду познавательно-исследовательскую деятельность, имеющую основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка.
Многолетние исследования экспериментирования (А.Н. Леонтьев, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков и др.) позволяют сформулировать следующие основные его положения.
1. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
2. В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
3. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
Особого внимания заслуживает преобразовательная деятельность. Здесь важно положение о том, что личность не может развиваться только в рамках потребления, что ее развитие предполагает созидание и преобразование, которые не знают границ. Только то, что созидается самим человеком, его собственными руками, мыслью и сердцем, представляет для него интерес.
Таким образом, использование в работе с детьми элементарных опытов и экспериментов является очень актуальной темой на сегодняшний день, так как современная педагогика ориентируется на личностный подход к детям, сотрудничество с детьми, а также призывает не сообщать готовые знания детям, а делать открытия вместе с ними, чутко направлять на самостоятельные исследования.
В течение нескольких лет я использовала несложные опыты в работе с детьми своей группы. Мои занятия стали не только интереснее по содержанию, но и более эффективны по усвоению естественнонаучных знаний.
В течение нескольких лет целью своей работы я определила использование практических методов обучения (опытов и экспериментов), с помощью которых я решаю задачи познавательного, экологического, творческого развития детей. Я стремлюсь развивать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира; развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств; расширять перспективы поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, преобразующие действия; поощрять у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Хочу отметить, что в реальном процессе обучения, я использую не только практические методы, но и наглядные, словесные и игровые методы в различных комбинациях друг с другом, но уделяю особое внимание проведению элементарных опытов и детскому экспериментированию.
Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.
Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста (Н.Н.Поддьяков, С.Л.Новоселова). В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка.
Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребенка, направленные на определенный результат. Например, воспитатель организует несложный эксперимент, в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства (плавают-тонут) различных предметов: опускают в таз с водой поочередно кнопку, дощечку, лодочку, гвоздь, высказав предварительно предположения относительно их способности плавать. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление. Поисковые действия, которые стимулируются педагогом в процессе обучения, направлены на познавательный результат, в этом их педагогическая ценность.
Многие предметы, вещества (вода, песок и др.) обладают признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств(цвет, величина, форма, запах) и скрытыми, неподдающимися такому непосредственному восприятию(хрупкость, переход воды из одного состояния в другое и пр.).
Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их педагог вместе с детьми создает специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Таковы опыты превращения воды в пар, снега – в воду, опыты с песком и глиной, с простейшими магнитными и электрическими явлениями.
Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
Исследованиями советских психологов А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова показано, что наиболее существенный прогресс в умственном развитии детей возникает в результате усвоения системы знаний, отражающей важнейшие зависимости той или другой области действительности. Педагогические исследования последних лет показали, что дошкольники усваивают систематизированные знания о закономерных явлениях природы и физических явлениях, и это дает значительный эффект в умственном развитии детей, в частности, в развитии их мышления.
Формирование представлений о зависимостях природы связано с использованием новых методов обучения: элементарное экспериментирование с объектами природы, демонстрация моделей, раскрывающих взаимосвязь растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логично построенная беседа, подводящая детей к пониманию причинных связей в природе и окружающем мире.
Формируя у детей представление о значении внешних факторов, в средней группе мы с ребятами занимались проращиванием семян. Я брала лоскут мягкой фланели или слой ваты, смачивала его водой, сверху разбрасывала семена кресс-салата (горчицы, чечевицы, фасоли, овса, укропа). Вместе с детьми ежедневно утром и вечером поливала семена. Через несколько дней появились ростки, а затем и веселые зеленые листочки. Мы с ребятами сделали вывод, что растения относят к живым объектам. Выяснили, что необходимо для их жизни: вода, тепло и свет.
Для уточнения представлений у детей о влиянии внешних факторов на рост и развитие растений в следующем эксперименте я изменила условия.
Замочила несколько бобов в миске с водой. На следующее утро положила их на дно стеклянной банки, сверху накрыла ватными шариками. Поставила банку на подоконник и не забывала поливать. Через некоторое время там появились корешки, затем и ростки. Вместе с детьми мы наблюдали, как ростки пробьются сквозь ватку, обовьются вокруг шариков, что еще раз подтвердило значение внешних факторов для развития и роста растений.
Итогом нашей работы стало открытое занятие по теме: «Как мы ухаживаем за растениями», где мы с ребятами демонстрировали самостоятельно выращенные лук и зелень, а так же показали на практике, какой уход необходим комнатным растениям.
В старшей группе любознательность детей на занятиях проявилась в постановке вопросов, таких как: « Если все растения содержат много воды, то почему она не течет, когда режешь морковку, яблоко, картошку? », «Земля круглая, а почему мы тогда не падаем, почему не выливается вода из рек, морей и океанов?», «Как возникает ветер?», «Почему, когда мы снимаем свитер, раздается треск?», «Как устроен компас?»
Для возникновения проблемных ситуаций я преднамеренно сталкивала
жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут, так как не хватает знаний, жизненного опыта. Например, изучая тему «Такая разная вода», сообщала достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети (большая часть организма) состоят из воды.
Посмотрев внимательно на комнатные растения, овощи, выложенные на столе, дети с удивлением спрашивают: «Где же эта вода? Ведь она не вытекает при разрезании, разламывании?».
Здесь жизненный опыт детей сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют их жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие, то есть ребенок не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира. Я не стремлюсь переубедить и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения), внимательно выслушиваю все возражения, поощряю за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, а затем предлагаю провести опыт, чтобы выяснить совместно, действительно ли все живые организмы на две трети состоят из воды, выслушиваю все, подчеркиваю, все предположения детей, благодарю за активное участие и постепенно подвожу к мысли: «растения, употребляемые в пищу – морковь, свекла, картофель, яблоки – содержат много жидкости». Натираю любой овощ или фрукт на терке и сравниваю количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение. Дети с нетерпением ждут результата исследования. На основании факта: сока получилось гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли, принимают его в результате увиденного.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, я создаю новую проблемную ситуацию: «сталкиваю» только что усвоенные знания с новыми фактами. Предлагаю самим решить задачу: «Почему вода относится к неживой природе, ведь она движется в реке, течет?».
Проблемную ситуацию создаю, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки. Чтобы создать проблемную ситуацию по теме «Воздух-невидимка», прежде всего, выделяю четко главную мысль, которую дети должны усвоить на этом занятии: воздух находится везде, но ведь воздух невозможно увидеть, рассмотреть, потрогать. Для развития мышления очень важно подвести детей к самостоятельному выводу, а не сообщать это знание в готовом виде, подтверждая примерами. При изучении темы «Воздух», необходимо столкнуть его жизненные представления с научными фактами, для объяснения которых у него не хватает ни знаний, ни жизненного опыта. Причем возникшее противоречие должно заинтересовать детей, тогда оно будет принято ими. Именно поэтому изучение этой темы я начинаю с опытов. Сначала показываю стакан, переворачиваю его вверх дном, наклоняю горизонтально, чтобы все убедились: в стакане нет ни жидкого, ни твердого вещества. Затем задаю вопрос: «Что находится в стакане?». Ответ хором: «Ничего!» - соответствует уровню знаний и жизненных представлений детей о воздухе. Но я не спешу исправлять и сообщать знания в готовом виде. Достав воздушный шарик, спрашиваю: «Что вы здесь видите? Что здесь есть?». «Ничего!». Тогда я надуваю шарик и опять спрашиваю: «Что теперь в шарике?». И дети хором отвечают: «Воздух».
Новый материал закрепляю другим опытом: вставляю в воздушный шар свисток. Когда воздух выпускаю – шарик свистит, в итоге определяем: «Где теперь воздух, который был в шарике?». Ответы большинства таковы: «Здесь!», «Возле меня», «Везде». Опыт убеждает: воздух есть во всех уголках комнаты. Но остается вопрос со стаканом, в котором, как считают дети, нет ничего. Поэтому вновь спрашиваю: «А в стакане есть воздух?». Одни отвечают утвердительно, другие выражают сомнение. Из этого следует: не все приняли новое знание. Чтобы помочь решить им эту проблему, провожу с ними индивидуально различные опыты, помогаю сомневающимся прийти к выводу: воздух находится везде.
Создавая проблемные ситуации, я приучаю не бояться допускать ошибки, не читаю нравоучений. Ведь это порождает робость. Я считаю, что, боясь ошибиться, ребенок не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития.
На своих занятиях я даю возможность детям не только наблюдать опыты, проводимые мною, но и потрогать руками исследуемые вещества, а также самостоятельно проводить эксперименты, находить решения к поставленным задачам. Так при знакомстве ребят с магнитами, я предлагаю ребятам самим исследовать, какие предметы (сделанные из различных материалов) притягиваются к магниту, а какие нет. Такое же самостоятельное исследование предлагаю при определении, какие вещества растворяются в воде, а какие нет.
Чтобы ребятам было интересно, я стараюсь начинать каждое занятие с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта (все это происходит в ситуации свободного, непринужденного размещения участников вокруг предмета исследования). Например, показываю, как притягиваются маленькие бумажные зайчики к расческе после расчесывания или демонстрирую появление радуги; беру два магнитика, а они отталкиваются друг от друга или запускаю ракету, сделанную из воздушного шарика. Затем детям предоставляю возможность свободно поэкспериментировать самим. Обсудив полученный эффект, я несколько раз меняю условия опыта, и мы с ребятами смотрим, что из этого получается. (Например, предлагаю расчески из разных материалов, магниты разных размеров и цветов). Результат таких экспериментов - формулирование каких-либо причинно-следственных связей (если…, то…; потому…, что…). Один из наборов материала оставляю после занятия в групповом помещении в специально отведенном месте – в уголке экспериментирования. В нашем уголке находятся: различные вещества и материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие); оборудование для экспериментов (воронки, тазики, емкости); приборы (лупа, весы, часы), элементарные устройства, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств, предметы рукотворного мира для обследования и преобразования. Постепенно этот уголок-лаборатория наполняется все новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт и утвердиться в своих представлениях.
В своей работе использую тематическую связь занятий познавательного цикла с занятиями продуктивной деятельностью. Так для проведения некоторых опытов, мы с ребятами сами изготавливаем экспериментальные установки (вертушки, флюгера, песочные часы, весы, самодельные магнитные игры и другие приспособления).
В процессе поисково-познавательной деятельности я уделила время исследованию таких физических явлений, как статическое электричество и магнетизм. Я познакомила ребят с процессом намагничивания - размагничивания, с возникновением статических электрических зарядов, способами их обнаружения, рассказала, что есть материалы, проводящие электричество, и непроводящие - изоляторы.
Дети с интересом и удовольствием проводят опыты по этим темам, и поэтому для расширения и закрепления знаний детей о магнетизме я провела занятие, основанное на опытах.
Проблемы, выдвинутые детьми, я не оставляю без внимания, а использую их в работе в дальнейшем. Хотелось бы отметить: проблемы дети ставят далеко не на каждом занятии, и большинство – из области растительного и животного мира – мира, наиболее им близкого и интересного. В ходе исследования я пришла к выводу: за небольшим исключением, дети способны осознавать и разрешать под руководством взрослого те же типы противоречий, что и школьник, и взрослый, и ученый.
Одной из таких взрослых проблем является экологическая проблема. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение, начиная с детского сада и далее на всю оставшуюся жизнь.
Одно дело рассказывать детям, что мусорить нехорошо, а другое - предложить ребятам самим провести эксперимент. Сначала мы играем с детьми на чистом ковре (или участке детского сада на прогулке), а потом я угощаю ребят конфетами, и мы вместе специально разбрасываем фантики. Я предлагаю поиграть снова, а затем узнаю у ребят, понравилось ли им играть на загрязненном участке. Обязательно в заключение мы делаем выводы и убираем совместными усилиями мусор.
На занятиях природоведческого характера и в совместной деятельности с детьми объясняю и показываю, что нехорошо бросать мусор не только на улице, но и тем более нельзя загрязнять водоемы, которые нас окружают: речки, моря, озера, и предлагаю следующий опыт. Беру стакан с водой и добавляю песок, мелкий мусор – и мы наблюдаем, какой мутной стала вода. Затем ставлю рядом два стакана, с чистой и с грязной водой, и вместе с детьми мы решаем, какую воду приятнее пить, какой водой приятнее мыть руки, в какой воде рыбам будет комфортнее жить. В конце исследований делаем вывод, как сохранить воду чистой, незагрязненной.
Все чаще перед нашей страной стоит проблема нерационального использования природных богатств, истощения запасов полезных ископаемых. Чтобы не быть голословной, делаю с ребятами макет природных богатств: например, гору железа, а потом показываю, что если оттуда все время брать железо, то в итоге ничего не останется. Подвожу детей к тому, что для того, чтобы не случилось полного истощения природных ископаемых, надо экономить наши богатства и рационально их использовать.
Для закрепления и совершенствования элементарных экологических знаний, мы с ребятами делаем макет чудесного края (в виде плаката), где вода чистая и прозрачная, много птиц, зверей, насекомых, где нет мусора. Именно такой и должна быть наша планета – чистой, зеленой, населенной разными видами живых существ, полной сюрпризов и загадок.
Надо не упустить время, для того чтобы помочь детям дошкольного возраста раскрыть как можно больше загадок из жизни растений.
Любой ребенок готов экспериментировать день и ночь, изучая окружающий мир во всех подробностях. Этим ценным качеством стоит воспользоваться, чтобы придать подобным опытам созидательный и познавательный характер. Поэтому с ребятами своей группы занялась разведением огорода на подоконнике.
Начали мы с проращивания семян в различных емкостях( мы использовали разноцветные пластмассовые крышки, морские раковины и старые резиновые игрушки), предварительно выстелив их дно слоем ваты, смоченной водой.
Старшие дошкольники уже готовы к анализу наблюдаемых событий и явлений. Поэтому мы с ними изучаем, какие вырастут вершки у давно знакомых детям корнеплодов – свеклы, репы, моркови, петрушки, а заросли используем для игры, украшая пространство камешками и населяя его маленькими пластмассовыми или резиновыми фигурками животных.
Для исследования корешков я традиционно использую репчатый лук. Беру стеклянную банку от детского питания, наливаю в нее воду и помещаю сверху луковицу так, чтобы ее нижняя часть касалась воды. Скоро покажутся корешки, которые обычно скрыты от наших глаз – так ребята еще раз увидят, как питаются растения.
Пока ребенку интересно все на свете, поощряю любые эксперименты. В дело идут не только купленные семена, но также семена и косточки, извлеченные из фруктов за обедом. Это же так здорово – съесть апельсин, а потом посадить косточку в землю и посмотреть, что из этого выйдет. Главное условие проращивания – влага и тепло. Я с ребятами втыкаю промытые косточки, принесенные ребятами, и ежедневно поливаю ростки. Приклеиваю на горшок этикетку с названием растения и датой посадки – а то недолго и запутаться, где тут лимоны, а где киви.
На нашем огороде мы не только просто наблюдаем за жизнью растений, но и выращиваем необычные подарки к праздникам. Например, накануне Дня Защитника Отечества мы с ребятами взяли яичную скорлупку, прорастили в ней семена на вате, а водостойкими чернилами снаружи нарисовали смешную рожицу, и через некоторое время появился Весельчак с копной зеленых волос.
Чтобы Весельчаку не было одиноко, мы ко Дню 8 Марта вырастили ему подружку по имени Крошка. Взяли картофелину и обрезали так, чтобы она могла стоять на блюдце, сделали ножом углубление и разместили там семена кресс-салата, а на самой картофелине вырезали веселую мордашку. Некоторые детали для нее сделали из цветной бумаги или пластмассы. Ежедневно поливали семена, и через несколько дней Крошка радовала нас зеленым ежиком волос.
Ребятам очень нравится ставить эксперименты на нашем огороде, наблюдать за каждым из горшочков, что же там нового появилось за время отсутствия малышей. Мне кажется, что наш природный уголок – это маленький оазис среди холодной осени, зимы, надежда на то, что не за горами лето.
А летом у нас появляется возможность проводить массу экспериментов не только в группе, но и на свежем воздухе. Именно в это время они общаются с природным материалом: песком, водой, глиной и камушками.
Я продолжаю знакомство с водой с жидкого ее состояния – самого привлекательного для детей. Для уточнения представлений детей со свойствами воды демонстрирую следующие опыты.
Воду можно разлить. С этой особенностью воды знакомлю детей на прогулке: например, выливаю воду на асфальт и мы наблюдаем с ребятами за тем, как она разливается, а затем испаряется под лучами солнца (лужи высыхают).
Для уточнения представлений о текучести воды провожу несложный опыт. Беру два ведерка, наполненные водой, а также два-три предмета из твердого материала (кубики, камешки, палочки). Сравниваю свойства воды и свойства этих предметов: вода льется, растекается, твердые предметы сохраняют форму. Задаю вопрос: «А есть ли форма у воды?» Ответ на этот вопрос дети находят самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (баночки, формочки). В заключение обобщаю результаты экспериментирования: вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.
Обращаю внимание детей на то, что вода бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха (например, когда даю детям пить на прогулке).
Представление о воде как о жидкости без запаха формирую следующим образом. «Чистая вода ничем не пахнет», - убежденно говорят дети. Труднее доказать, что вода не имеет вкуса. Утолив жажду, дети часто говорят: «Ух, вкусная!». Уточняю смысл слов «вкус», «вкусная». Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «кислый», «соленый», «горький». Можно ли про воду сказать, что она сладкая, кислая, соленая, горькая? Предлагаю попробовать воду с различными наполнителями: с солью, сахаром, с долькой лимона, а также обычную кипяченую воду без добавок, и таким доступным способом я формирую представление о том, что чистая вода не имеет вкуса.
Иногда дети ошибочно считают, что вода белого цвета. Предлагаю ребятам вспомнить предметы белого цвета, беру лист бумаги и рядом ставлю прозрачную баночку с водой. На основе наглядности дети убедятся: чистая вода не имеет цвета – она бесцветная.
С этим признаком воды непосредственно связан другой – прозрачность. Предлагаю им бросить в таз с водой камешки. Уточняю, видно ли камушки, лежащие на дне. Спрашиваю детей: всегда ли вода бывает прозрачной? Почему она бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке, озере, луже? В заключение подвожу детей к обобщению: чистая вода – прозрачная; мутная и грязная – непрозрачная.
Сообщаю, что у воды есть еще один признак: способность поверхности воды отражать окружающие предметы. В тихий безветренный день подвожу детей к луже на асфальте. Рассматриваю вместе с ними, что отражается в воде. Рассказываю, что в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над лужей, тазом с водой.
Сложности возникают при формировании представлений о газообразном состоянии воды (туман, пар, тучи, облака). Доступными опытами знакомлю с таким физическим явлением, как испарение. Например, в солнечный день выливаю на асфальт воду. Асфальт под лучами солнца быстро высохнет, а вода в виде пара исчезнет. В повседневной жизни привлекаю внимание к этому процессу: в аквариуме снизился уровень воды, поднимается пар от кастрюли с кашей, запотели окна. Я привлекаю родителей, чтобы они дома обратили внимание детей на явления испарения, встречающиеся в жизни.
Очень интересны дошкольникам опыты с твердым состоянием воды – со льдом, со снегом. Мы наблюдаем за таянием льда, за процессом замерзания воды, рассматриваем через лупу снежинки, наблюдаем за рисунком от растаявших цветных льдинок, но такие опыты мы чаще проводим зимой.
Летняя лаборатория интересна экспериментами не только с водой, но и исследованиями свойств глины, камней, почвы и песка.
При рассматривании песка дети могут обнаружить для себя много интересного: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем маленькие), по цвету (попадаются темные и светлые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), в песке встречаются ракушки.
Подвожу ребят к выводу, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются по листу бумаги.
Таким же образом можно исследовать свойства камня, глины, почвы.
Тем для исследований очень много. Можно брать любое явление в живой и неживой природе и проводить исследования. Я уверена, что моим ребятам интересно на моих занятиях, они получают информацию в ходе собственных исследований и нам многое предстоит открыть вместе с детьми и их родителями.
В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, собраниях, субботниках и др.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей.
В своей работе я применяю следующие формы и методы работы с родителями: один раз в месяц провожу день открытых дверей группы, что дает возможность познакомить родителей с работой группы, ее традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
В дни открытых дверей показываю фрагменты воспитательно-образовательной работы, в том числе работу уголка экспериментирования. Привлекаю родителей к постоянному пополнению уголка необходимым оборудованием и материалом для проведения опытов и экспериментов. Для привлечения внимания родителей к экспериментальной деятельности детей демонстрирую вместе с детьми элементарные опыты и эксперименты.
По мере необходимости провожу беседы и консультации по своей теме работы. Целями консультации является усвоение родителями определенных знаний, умений. Например, консультирую, как надо приучать ребят экономить свет, воду, электричество.
Также два раза в год организую семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения экспериментированию, научить родителей проводить с детьми простейшие опыты и эксперименты.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей отмечу вечера опытов с участием педагогов, родителей, детей, подготовку спектаклей с показом опытов-сюрпризов, проведение вечера «Вопросов и ответов».
Уголок для родителей организую с целью знакомства родителей с текущей информацией и их знакомства с педагогическими вопросами. В нем выставляю для обозрения книги, журналы (или выписки из них), фотографии, детские работы, связанные с экспериментальной деятельностью. Особое внимание уделяю красочному оформлению родительского уголка.
Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?), практикуется в установлении причинно-следственных, родовитых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.
Таким образом, экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
В моих планах на будущее уже в этом учебном году создать висячий садик (с непосредственным участием детей), в нем я планирую вырастить и витаминную зелень к столу, и газонную траву, а так же другие растения. Летом создать небольшую лабораторию на участке детского сада, где ребята смогут во время прогулки исследовать свойства песка, воды, определять направление и силу ветра.
В подготовительной группе я планирую познакомить ребят с различными оптическими явлениями: со спектром, с преломлениями лучей, с использованием в жизни различных оптических приборов. Организовать кружок «Занимательные опыты в живой и неживой природе», где будет уделено внимание исследованиям человеческого организма, взаимосвязям живой и неживой природы, а также проведению ряда опытов из разряда фокусов, имеющих простейшее объяснение.
Темы дальнейших исследований подскажут мои ребята, задавая вопросы, фантазируя, ведь ребенок в дошкольном возрасте решает сто тысяч разных почему. Моя же задача постараться объяснить новые темы как можно проще и самое главное с участием самих детей.
Список литературы:
- Денискина М. Опыты с водой. //Мой ребенок. 2005. №10.
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. М., 2007.
- Зубкова Н.М. Научные ответы на детские «почему». С.-П., 2007
- Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание.2007.№1
- Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. // Дошкольное воспитание.2007. №3.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2007.
- Короткова Н. Организация познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. 2002. №1.
- Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. М., 1988.
- Некрасова Е. Играем с песком, водой и глиной// Дошкольное воспитание. 2006. №6.
- Ола Ф. Занимательные опыты и эксперименты, пер. с французского. М., 2007
- Программа воспитания и обучения в детском саду // Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М., 2005.
- Саватеева М. Экология для всех. // Мой ребенок. 2004. №10.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М., 2005
Диагностическая карта детей по освоению знаний о живой и неживой природе
в процессе экспериментирования
дата проведения: группа: старшая
№ | Живая природа | Неживая природа | Физические явления | Умение самостоятельно проводить элементарные опыты | Творческий интерес | max = 33б | |||||||
Основные признаки живых организмов | Строение, функции и значение частей растений | Свойства и состояния воды | Свойства и качества воздуха | Свойства и качества песка, глины | Свойства и качества камня и почвы | Магнетизм. Особенности и действие магнитных сил | Статическое электричество. Возникновение и проявление | Как измеряют время | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»
Конспект НОД в подготовительной группе...
Детское исследование как метод обучения старших дошкольников
Главная особенность исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом, передать детям инициативу в организации ...
А.И. Савенков "Детское исследование как метод обучения старших дошкольников"
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные приемы. Они позволят понять общее направление работы и показ...
Повышение деловой квалификации Консультация для педагогов МДОУ на тему:«Детское экспериментирование как метод обучения старших дошкольников»
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...
Повышение деловой квалификации Консультация для педагогов МДОУ на тему:«Детское экспериментирование как метод обучения старших дошкольников»
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...
Выступление из опыта работа с элементами мастер-класса: «Игра как ведущий метод обучения детей ПДД в детском саду»
Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Ребенок становится участником дорожного движения с самого юного возраста, ког...
Картотека опытов и экспериментов с воздухом для старших дошкольников
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспер...