Детское исследование как метод обучения старших дошкольников
статья на тему

Вовк Юлия Викторовна

Главная особенность исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом, передать детям  инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_detskoe_issledovanie.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников

Слайд 2

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума,   интерес к серьезной интеллектуальной работе,   самостоятельность как личностную черту,   вселить в них радость сотворчества,   то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей   образовывали царство мыслей, дай возможность им   почувствовать себя в нем властелинами».     Ш.А. Амонашвили.  

Слайд 3

Главная особенность исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом, передать детям  инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Основной ожидаемый результат  исследовательского обучения

заключается в развитии творческих способностей, приобретений ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.

Слайд 4

Уровни практической реализации исследовательского обучения

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации:

• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся;

  • педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
  • на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск мг годов ее исследования и разработка решения осуществляются  учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви а др.).

слайд 5

личность педагога

Быть способным видеть «удивительное в обыденном»

Уметь находить и ставить реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме

Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске.

Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления

Уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение.

Предлагать свою помощь  только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадежность своего поиска

Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме.

Уметь закончить проведение исследований  до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

Быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным детям продолжать работать над проблемой на добровольных началах.

Учет возрастных особенностей . Так как речь идет о старшем дошкольном возрасте, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Исследовательские умения должны осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Слайд 6

Учебное исследование дошкольника включает следующие  элементы:

  • выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
  • выработку гипотез;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • анализ и обобщение полученных данных;
  • подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, док лад, макет и др.).

слайд 7

Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений. Например, ребенок делает проект космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов питания и косметики. А может быть даже «сконструировано» несуществующее животное с какими-то новыми, необычными возможностями.

Эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растении, животные, явления неживой природы (вода, камни, небесные светила). Например, вместе с детьми проводим экспериментирование с волнистыми попугайчиками - проверяем, как попугаи реагируют на свет, боятся ли громких звуков, резких движений, любят ли музыку и др. Можно провести эксперименты с растениями и их цветами, семенами, с явлениями неживой природы.

Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Сейчас издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований. Например, вместе с детьми собираем из разных источников информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов. I )Ги.1ЧНО темы теоретические могут разрабатывать дошкольники, входящие в категорию одаренных детей.

Слайд 8

Правила выбора темы:

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулируя вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.)
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда,  и старшей групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного  времени.

Слайд 9

Программа учебно-исследовательской деятельности детей в образовательном учреждении должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

  1. Подпрограмма «Тренинг».

Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.

  1. Подпрограмма «Детская исследовательская практика».

Проведение самостоятельных исследований и выполнение

творческих проектов.

  1. Подпрограмма «Мониторинг».

Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проект детей, фестивали детских работ и др.

Слайд 10

Подпрограмма «Тренинг»
Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.

Слайд 11

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у детей следующие навыки и умения:

Видеть проблемы;

        * Задавать вопросы;

               * Выдвигать гипотезы;

                    * Давать определение понятиям.

                           * Классифицировать и наблюдать;

                                 * Проводить эксперименты;

                                        * Делать умозаключения и выводы;

                                              * Готовить свои мини – доклады;

                                                    * Объяснять, доказывать

                                                                  и защищать свои идеи.

Слайд 12

Учимся видеть проблемы.

  1. На картинке нарисована коробка, установленная на столе н странном положении. Педагог предлагает детям посмотреть ми картинку и сказать, есть ли в ней что-то, что их удивляет.

Дети должны «увидеть» проблему: коробка в таком положении не может удержаться на столе. Тем не менее она стоит так, как стоит. За счет чего? Дети должны высказать предположения, а потом провести подтверждающие их эксперименты - установить коробку так, как показано на картинке.

Опыт: бумага держит линейку. Провести по  

                                        бумаге влажной тряпкой, чтобы между столом  

                                        и листом не осталось воздуха. Бумага не  

                                        позволит линейке упасть. Почему?

                                        воздух оказывает на бумагу давление и она не  

                                        дает линейке подпрыгнуть.

Слайд 13

Наблюдение как способ выявления проблем

Умение видеть проблемы тесно связано с умением наблюдать. Специфику наблюдения несложно понять, рассмотрев близкие термины. Так, например, мы смотрим глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим уже умом.

Д.и. «Рассмотри и опиши», «Нарисуй предмет по памяти»    

 Цель. Развитие внимания и наблюдательности.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Д.и. «Назови как можно больше возможных признаков этого предмета».    Цель. Умение ставить проблему

Д.и. «Почему светит солнце?»   Цель. Наблюдение как способ выявления проблемы.

Слайд 14

Что нужно растениям для роста и развития

Слайд 15

 Дидактическая игра «Интервью».         

 Цель. Выявить умение задавать вопросы

Д. И. «Важное задание»  

  Цель. Выявить умение получать информацию из разных источников

Слайд 16

Учимся задавать вопросы

  1. Возможно использование упражнений, связанных с описанием предметов. Здесь необходимо напомнить ребенку, что описать кого-то или что-то - значит ответить на вопросы:
  • Что это такое?

Чем оно отличается от других или от другого?

Чем похоже на других или другое?

Что или кого описывать, может предлагать педагог, а можно предоставить выбор объекта ребенку.

Слайд 17  Учимся выдвигать гипотезы

Легче всего ребенок учится выдвигать гипотезы, если сначала предложить ему объяснять явления не только реальными, но и фантастическими причинами.

  • Упражнения «Почему дует ветер? Почему ребёнок плачет? Почему весною    тает снег?»

Дети осваивают «словарь гипотез»: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».

Слайд 18

Полезно уметь выдвигать гипотезы, предполагающие обратное действие. Например, детям показывают какие-то знакомые предметы и спрашивают: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»

  1. Представь, что воробьи стали размером с больших орлов.( "Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.) Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

Слайд 19 Предварительная оценка гипотез

Невозможно проверить все гипотезы. Нужно выработать критерии и составить таблицу.

ПРИМЕР. Дети нашли черепаху на улице и решают, что с ней делать.

Слайд 20

Классифицировать и давать понятия

Упражнение. Понаблюдать за  воробьём, а затем описать его.    

 Цель. Развитие способности делать описание животного  (предмета), чётко  формулировать   определение  понятия

Д.И. Раздели животных на больших, маленьких, рыжих, черных, белых,      умеющих плавать, спящих дома, живущих в детском саду…    

Цель. Выявить умение детей классифицировать по определённому  признаку

Слайд 21

Коллекционирование (классификация)  – освоение  родовидовых отношений. Представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.

Слайд 22

Эксперимент на предпочтение  «Кто тебе больше нравится?»

Примерные темы экспериментов: «Какая игрушка является самой предпочитаемой», «Какое занятие (блюдо) больше нравится» Нужно составить таблицу. Чем меньше нравилась картинка, тем больше у нее  номер места.            

Слайд 23

ПОДПРОГРАММА «ДЕТСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ПРАКТИКА»: ХАРАКТЕРИСТИКА, УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ И КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Основное содержание работы в рамках действия этой подпрограммы - проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает.

Опыты с водой «Как исчезает вода».                                                              

  Материал: губка, ткань,       полиэтилен, металлическая пластина, кусок дерева, фарфоровое блюдце.     Делается вывод: вода испарилась, улетела в воздух в виде маленьких     частиц, вода впиталась в … .

Цель. Выявить умение проводить эксперимент

Слайд 24

Опыт: пламя свечи сжигает кислород.
Без кислорода огонь гореть не может. Пламя свечи погаснет, когда будет израсходован весь кислород в банке.

Слайд 25

Опыт: электричество и волосы
Ты  можешь получить статическое  электричество с помощью своих волос.                КАК? Потри один шарик о волосы. Что произойдёт?  Сначала шарики начнут притягиваться, а потом отталкиваться друг от друга.                                                    Почему? Наэлектризованный шарик притягивает к себе второй шарик, которому передается часть заряда. Это и отталкивает их друг от друга.

Слайд 26

Опыт: может ли стакан быть пустым.
Хоть мы и говорим «пустой», но в нём на самом деле кое – что находится.            Докажем опытным путём.                                                                                                                                   КАК? Погрузи вертикально стакан, вверх дном. Так же вертикально вынь его.

 Что произойдет? Внутренние стенки стакана останутся сухими.                                     Почему? В стакане находится воздух, не позволяющий воде проникнуть в стакан.

Слайд 27

ОПЫТ «Бумага держит линейку»

Цель. Выявить умение проводить эксперимент

Слайд 28

Опыт: Увеличь воздушный шарик, не добавляя в него воздух
Что произойдет?
Шарик будет увеличиваться, пока не лопнет.
Почему?
Под влиянием тепла молекулы воздуха в шарике будут двигаться всё быстрее, ударяясь о стенки шарика и расширяя его до тех пор, пока шарик не лопнет.
Внимание: следи, чтобы шарик не соприкоснулся со свечой.

Слайд 29

Опыт: плавает ли пластилин
Древесина, пенопласт и лёд плавают на поверхности воды независимо от их формы и размера. Пластилин или железо могут плавать, а могут и тонуть. Их способность плавать зависит от той формы, которую они принимают.
Почему?
Когда из пластилина делается лодка, он наполняется воздухом. Вместе пластилин и воздух не такие плотные и тяжелые, именно поэтому наша «лодка» держится на воде.

Слайд 30

Игра «Волшебные превращения»

На основе этой игры можно провести мысленный эксперимент.

Мы изучаем то, как, например, стихия огня воздействует на изменения физических свойств воды. Педагог предлагает детям выбрать кого-либо, кто возьмет себе роль Огня. Остальные дети становятся Капельками воды, которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и пре вращаются в ледяные шарики или снежинки, когда Огонь далеко. Когда Огонь рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают)

Слайд 31

Опыт: сахар и мыло передвигают предметы
Сахар притянет кусочки спичек к центру миски. Мыло заставит спички расположиться по её периметру.
Почему? Кубик сахара имеет внутри свободное пространство, куда устремляется вода, вместе с ней и кусочки спичек. Мыло, растворяясь, оставляет маслянистый след, который легче воды, а потом образует плёнку на её поверхности. Эта плёнка и отталкивает щепки от центра к краям миски.

Слайд 32

Невидимое письмо
Как? Обмакнуть конец зубочистку в уксус или лимонный сок, написать письмо.
Дать высохнуть. Поднести горящую свечу к листу бумаги с письмом. Слова проявятся. Почему? При нагревании сок начинает действовать с кислородом и темнеет. Теперь письмо можно прочитать.

Слайд 33

Подпрограмма мониторинг

Постепенно каждый ребенок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. Каждое  детское исследование должно завершаться мини-докладом. Не всегда удается сделать его публичным, но хотя бы один слушатель - педагог - должен принять участие в обсуждении.

Один из главных критериев - степень самостоятельности. Участие взрослого  должно быть строго дозированным. Важные критерии: познавательная ценность темы, исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками) и логичность изложения и умение отвечать на вопросы.

Слайд 34

Диагностика детского экспериментирования

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • выдвигать гипотезу (как, с помощью чего, что получается);
  • проверять предположения (отбор нужных средств, реализация в действии);
  • видеть и выделять проблему; определять цель;
  • решать проблему, то есть анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

•Осуществлять эксперимент, делать выводы;

• графически фиксировать этапы действий и результаты.

При оценке сформированности этих умений педагогов интересуют не количественные, а качественные показатели, их устойчивое позитивное развитие. 

Наиболее важные показатели и оценочные параметры:

  • Степень проявления интереса, активность участия в обсуждении и процессе деятельности.
  • Важен не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; оценивается  как ребёнок думает, рассуждает, и выделяются такие показатели, как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации, рефлексивные навыки (умение формулировать выводы, аргументировать свои суждения).

Слайд 35

Долгое время нас пытались приучить к тому, что обучение ребенка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка, к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании.

Слайд 36

Что я слышу — забываю.  Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю.  Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское исследование как метод обучения»

Консультация для воспитателей ...

Детское исследование как метод обучения

Я расскажу о методике проведения детскогоисследования, которое позволит включить ребенка в собственный исследовательский поиск....

Детское исследование как метод обучения дошкольников.

Главная  особенность  исследовательского  обучения  —  активизировать  учебную  работу  детей,  придав  ей  исследовательский,  творческий х...

А.И. Савенков "Детское исследование как метод обучения старших дошкольников"

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные приемы. Они позволят понять общее направление работы и показ...

Повышение деловой квалификации Консультация для педагогов МДОУ на тему:«Детское экспериментирование как метод обучения старших дошкольников»

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...

Повышение деловой квалификации Консультация для педагогов МДОУ на тему:«Детское экспериментирование как метод обучения старших дошкольников»

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...