"Посеять в детских душах доброту"
статья по теме

Филиппова Наталья Николаевна

Реферат о работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Представлен на I городской научно-практической конференции по здоровьесбережению "Физическое, психическое,социальное и духовное оздоровление детей в условиях работы образовательных учреждений города", получил диплом  I степени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная научно-практическая конференция

«Физическое, психическое, социальное и духовное оздоровление детей в условиях работы образовательных учреждений города»

Реферат

«Посеять в детских душах доброту»

Подготовила:

Филиппова

Наталья Николаевна,

воспитатель высшей категории

МБДОУ детский сад №3

«Незабудка»

Г.Протвино

2012 г.

Посеять в детских душах доброту

«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека». (М.Пришвин). 

Здоровьесбережение – одна из главных задач педагогов дошкольного образования. Здоровье — это правильная, нормальная деятельность организма (С. И. Ожегов),  «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Влияние здоровья тела на психику очевидно, но нельзя недооценивать и обратной связи. Древневосточная мудрость гласит: ”Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится”. “Питание духа” не менее важно для здоровья, чем питание тела. Сбои в “питании духа”  влекут за собой такие заболевания, как наркомания, алкоголизм  и  неврозы.

 Духовное здоровье современных детей вызывает тревогу. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовном  здоровье:  детская преступность с каждым годом всё выше; по итогам ежегодной диспансеризации детей дошкольного возраста на первом месте среди заболеваний стоят именно нервно-психические. Концентрируя своё внимания на материальных условиях, люди заботятся более о физическом здоровье, оставляя в стороне духовную, нравственную, психическую составляющие. Именно поэтому одна из главных целей педагогической работы – духовное развитие дошкольника.

Под духовностью следует понимать состояние души, при котором нравственные качества преобладают над материальными потребностями. Духовность включает в себя нравственность – этические нормы, правила поведения. И очень важно понимать, что духовно-нравственное здоровье детей зависит от его развития, над которым надо работать с раннего возраста и подпитывать постоянно. Необходима целенаправленная работа по   воспитанию духовно развитой и богатой личности, обладающей такими общечеловеческими ценностями, как истина, свобода, социальная справедливость, гуманизм, красота, добро.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. И, познавая, он проявляет на деле свою способность понять это качество. Доброта – это процесс душевного творчества, результатом которого становятся добрые дела.  Воспитание доброты – это пробуждение в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания. «Зажигает только тот, кто сам горит». Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими.

Доброта как личностная категория не только общечеловеческая, но и национальная. Духовное воспитание всегда было основной целью народной педагогики. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа.  Все духовные ценности в народной педагогике  сплетены воедино. Огромное количество пословиц, поговорок, сказок образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности. Духовные ценности всегда служили ориентиром в жизни русского человека. Сейчас, когда нарушена связь поколений, когда ребёнок зачастую не видит образца доброй, праведной жизни, именно фольклор поможет дать ценностные ориентиры в жизни. А это так важно для становления личности ребёнка. Ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое  учит жить, верить, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной, любить людей и творить добро.

Работа по воспитанию духовности ведётся постоянно и последовательно. Давая поэтапно первоначальные представления о доброте, педагог решает несколько задач:

  1. сформировать у детей представление о доброте;
  2. создать мотив быть добрым;
  3. формировать навыки и привычки быть добрым.

- Для формирования у детей представление о доброте   можно использовать куклу, которая находится на протяжении всей работы рядом с детьми и выполняет роль персонажа, олицетворяющего для детей доброту. В нашей группе это Домовой – добрый дух группы, который заботится о порядке и оберегает дом от зла. Очень эффективным методом является чтение русских народных сказок и обсуждение героев и их  проявлений добра и зла, сказочных поучений – дети получают наглядный урок торжества добра и необходимости бороться за него. Большой интерес детей вызывает  их участие в изменении конца поучительных сказок: дети сами придумывают для героев такие слова и поступки, чтобы они в конце сказки не поссорились.  Также очень полезно проводить с детьми словесные игры, в которых надо в рассказе или стихотворении вставить доброе слово или завершить рассказ. Знакомство детей с народными праздниками и традициями погружает их в атмосферу добра.  Дети моей группы ежегодно участвуют в масленичных гуляниях, празднуют осенние «Кузьминки», зимние «Святки», летние праздники «Троица», «Иван Купала». Результатом  работы на первом этапе должно стать  понимание ребенком значения слов «добрый», «доброта».

- На втором этапе надо постараться сформировать у детей мотив «Быть добрым». Чтение художественной литературы (А. Барто «Вовка – добрая душа» и др.) помогает воспитывать положительное отношения к доброте; одобрение каждого доброго дела ребёнка вызывает у детей  желание быть добрым, делать добрые дела. Использование настольно-печатной дидактической игры «Вежливость» учит детей оценивать различные ситуации, выбирать добрые поступки. Творческие задания  из серии «Науки доброты» (изготовление кормушек для птиц, игрушек для малышей и т.п.) позволяют увидеть результаты своих добрых дел.

- На третьем этапе надо стараться  формировать навыки и привычки быть добрым. Подводить детей к мысли, что проявлять доброту может каждый человек, помогают беседы о людях разных профессий (как человек в этой профессии проявляет доброту?), сюжетно-ролевые игры (например, в игре  «Больница» дети подражают доброму доктору Айболиту). Неоценимо использование художественной литературы: анализируя произведение, дети рассуждают: «Почему необходимо быть добрым?»; слушая сказки, дети выбирают добрых героев и анализируют их поступки. Формированию  у детей  умения проявлять доброту и бережного отношения к природе способствует работа в  уголке природы, где дети ухаживают за растениями. Необходимо постоянно стимулировать желание ребенка быть добрым: можно  оформить стенд с фотографиями  добрых дел детей, организовать конкурс рисунков на тему «Добрые  дела». Оказание помощи детям младших групп (поделиться игрушками, показать инсценировку, помочь в одевании и т.п.) – практические уроки доброты.

Посеяв в детских душах доброту, мы способствуем формированию в дальнейшем «доброго поведения» у детей, когда желание делать добрые дела и «идти дорогою добра» является уже потребностью.

Моя работа по воспитанию добрых чувств в 2012 году вылилась в участие в межрегиональном семинаре «Духовно-нравственное воспитание через приобщение дошкольников к народной культуре». В совместной деятельности педагогов и детей, в празднике «Живая старина», дети побывали в деревянной Руси: принимали гостей и пекли булочки; кликали весну, будили Домового, играли с ним и смотрели сказки волшебного сундучка; украшали обрядовое дерево и водили весенний хоровод. Дошкольники показали своё знание народных песен, игр и пословиц, узнали много нового о русских традициях, а, самое главное, - окунулись в атмосферу гостеприимства, искренности и добра, чем всегда славилась Россия. Работа по духовному развитию детей ведётся постоянно.

Подробнее мне хочется остановиться на открытом занятии «Дорога добра», которое стало определённым этапом в данной работе и было проведено в рамках подготовки к педсовету «Посеять в детских душах доброту». Цель занятия – в игровой форме уточнить и закрепить у детей понятия добра и зла, желание «делать хорошо», идти дорогою добра. Решались следующие задачи:

- познакомить детей с понятием «доброта»;

- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь детей;

- воспитывать культуру общения, формировать уважительное и доброжелательное  отношение к людям.

Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная.                                                                                                                              

          На протяжении всего занятия дети шли по дороге добра по приглашению Феи доброты. Уточнив значение понятий «добрый» и «доброта», вместе с песней «Дорогою добра» дети путешествовали, находя в пути лепестки волшебного цветка. Эти подсказки Феи позволяли делать остановки: дети поговорили о самом добром человеке – о маме; прочитали и обсудили «Урок дружбы»; поговорили о бережном обращении к природе и помогли выпавшему из гнезда птенчику; в  лесу узнали сказочных героев по их добрым делам; поделились друг с другом улыбками и добрыми словами. В конце путешествия, собрав все лепестки воедино, был подведён итог занятия и дети посмотрели видеопослание от Феи доброты – фотоальбом «Доброта» с пожеланием идти и дальше только дорогою добра.

Каждодневно последовательно и планомерно проводя уроки доброты, педагог посеет в детских душах доброту. И обязательно будут всходы – открытость, сочувствие и доброе отношение детей к окружающим. Дети вырастут духовно здоровыми. А здоровье – это богатство  каждого человека и общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посеять в детских душах доброту...

Как помочь нашим детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе в этом жестоком мире? Есть ли пути, ведущие  к воспитанию добрых дел? ...

Родительское собрание. Тема: «Посеять в детских душах доброту».

Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим, воспитание  понимания, сопереживания, доброты....

Педагогический совет "Посеем в детских душах доброту".

На педсовете идет обсуждение системы нравственного воспитания, обсуждается нравственный облик воспитателя, ведущий рассказывает о принципах педагогической деятельности. В практической части педагоги о...

Посеять в детских душах доброту...

Посеять в детских душах доброту... Дом – это основа истинной добродетели.Если правильным ценностям не научат в семье,то, вероятно, им не научат совсем.Гордон Б. ХинклиКак помочь нашим...

"Посеем в детских душах доброту"

Развлечение для детей совместно с родителями в рамках семейного клуба «Гармония»...

Памятка для родителей Посеять в детских душах доброту"

ldquo;Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!”     ...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо!Очень прекрасная работа.Доброта - это очень важное человеческое качество.И мне приятно в этой работе увидеть и свое направление, по которой я работаю.Очень мало видешь своих едомышленников работающих по этой теме.Загляните на мою страничку. Может быть вы найдете что-нибудь для свой работы, и оставьте комментарий.Удачи и творчество!

Филиппова Наталья Николаевна

Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за отзыв! Заглянула на вашу страничку. Сколько материала! Просмотрела пока только самое актуальное - портфолио. У меня через 2 года аттестация, мне уже страшно. До свидания!

Серегина Татьяна Сергеевна

Наталья! Не бойтесь, справитесь. Идите к аттестации умеренным шагом, все по критериям и набирайте самое главное баллы. Если что понравилось, пользуйтесь. Удачи!