Межличностные отношения. Психологическая совместимость
консультация по теме

В межличностных отношениях очень важна психологическая совместимостьлюдей, характеров, интересов. А,также, умениелюдейвыстраивать правильные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_psihologicheskaya_sovmestimost.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

«Московский педагогический государственный Университет им.Ленина»

Факультет «Дошкольная педагогика и психология»

РЕФЕРАТ

по

НА ТЕМУ:

«Психологическая совместимость»

                                                         

Выполнила работу: студ. Заочного отделения

гр.205 Терентьева Е.В.

Проверила: ст. преподаватель  Бахотская М.А.

Москва 2013 год

Содержание

Введение

  1. Понятие психологической совместимости (структурная и функционально-ролевая)
  2. Концепции и гипотезы совместимости. Экспериментальная проверка. Психологи, работающие над этой темой.
  3. Психологическая совместимость в социологии.

     Психологи, работающие над этой темой.  Интересные  публикации.

     Книги, прочитанные мною по теме.

  1.  Психологическая совместимость личностей в общении и совместной деятельности
  2. Негативные формы межличностных отношений
  3. Трудности общения как фактор человеческой несовместимости
  4. Измерение психологической совместимости

Заключение

        Список используемой литературы

«Славнейшая победа-победа над самим  собой» (Публилий Сид)

«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть» (Л. Толстой)

Введение

С давних пор философы пытались выявить закономерности тех или иных форм поведения личности, а также определить, почему с одним человеком легко найти общий язык, а с другим нет никакой возможности это сделать, чем определяется логика поведения отдельного человека.

     Все наши отношения с окружающим миром строятся, исходя из видения своего "Я", из того факта, как реакция окружающих соотносится с собственной реакцией индивида.

Индивид стремится установить и постоянно поддерживать определенный набор свойств, характеристик, как он думает, его сущность. В соответствии с набором этих представлений индивид строит своим отношения с окружающими, дает оценку поведению других людям. В ряде случаев они могут игнорировать объективную информацию, если она не соответствует их представлению, и соглашается с ошибочными или даже ложными данными, если они соотносятся "Я – образу".

Задачей данной работы является рассмотрение различных точек зрений на психологическую совместимость.

В данной работе я хотела бы рассмотреть разные причины возникающих разногласий в семейной жизни и в группах: несовместимость характеров, отсутствие общих целей общения у членов семьи, трудности, связанные с возрастом, эмпатия и антипатия и др.

I  Понятие психологической совместимости

Совместимость психологическая – соотношение личных качеств двух и более людей в организованной группе, являющиеся условием их целесообразного взаимодействия. Люди могут оказаться настолько несовместимыми, что это может вести к снижению эффективности деятельности и их самих, и других членов группы (например, производственной бригады, летного экипажа, управленческой команды, фирмы, организации) и даже к развалу данной группы. Наоборот, при условии хорошей совместимости создаются оптимальные условия.

Различают несколько необходимых слоев (или уровней) психологической совместимости. Один из них обозначается как ценностно-ориентационное единство, когда люди внутренне принимают одни и те же перспективные цели активности, имеют сходные ценностные представления и соответствующие эмоциональные отношения, добровольно и в равной мере принимают на себя ответственность за успехи и неудачи в деятельности. Это создает эффект хорошей деловой сплоченности группы.

Еще один слой (или уровень) – согласованность функционально-ролевых ожиданий между членами группы; а именно, они достаточно ясно представляют, знают, кто, что, когда и как должны делать при решении принимаемых всеми задач, и согласны в соответствующих вопросах.

Исходя из этого, можно сказать, что человеческая несовместимость появляется тогда, когда отсутствуют необходимые слои психологической совместимости в процессе межличностного взаимодействия.

Перейдем к определению отношений и социально-психологических качеств личности (структурная совместимость), которые влияют на психологическую совместимость.

Если сравнивать людей между собой по присущим им социально-психологическим характеристикам, то они отличаются друг от друга степенью осознания своих отношений к сторонам действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, которые эти отношения вызывают. Эти факторы зависят от определенных черт характера, под которым в психологии понимается свойство личности человека, проявляющееся в ее отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

При этом совершенно очевидно, что многие черты характера, например «общительность - замкнутость», «альтруизм - эгоизм», «бесконфликтность - конфликтность» по своему происхождению и содержанию являются социально-психологическими характеристиками отношений личности. Естественно, что все они в различной степени представлены и неодинаково взаимопроникают друг в друга у разных людей. Вместе с тем их различное сочетание обусловливает существование определенных социально-психологических типов людей.

Сравнение последних между собой показывает, что одни люди широко открыты окружающим людям и социуму, другие слишком замкнуты в узком кругу своего миросозерцания, в личных устойчивых отношениях к ближайшей к ним общности людей.

Любое качество характера, даже самое замечательное, когда получает чрезмерное развитие, начинает приобретать некий негативный оттенок, усложнять жизнь самому человеку и его окружению, обусловливать «трудный», «тяжелый» характер. Так, даже такие чудесные качества, как жизнерадостность, активность, при своем переизбытке обусловливают «трудный характер». Это постоянно веселые, беспечные, жизнерадостные люди, у которых всегда хорошее настроение, независимо от обстоятельств жизни, повышенная активность, энергичность, но направленная часто на неадекватные цели (алкоголизм, наркотики, беспорядочные сексуальные связи, хулиганство.

Поскольку многие из вышеперечисленных социально-психологических качеств, с одной стороны, являются общечеловеческими, а с другой – в большей или меньшей степени присущи определенным типам людей, важно определить критерий, по которому их можно оценивать у конкретных личностей. Таким критерием может выступать стремление человека по-разному их использовать. Вот почему Э. Шостром выделяет в соответствии с этим критерием два типа личности – манипулятор и актуализатор.

Для манипуляторов характерны тщательно маскируемая фальшь при контактах с людьми; стремление фальсифицировать личные переживания при фактическом равнодушии к окружающим; намеренная расчетливость в подборе средств воздействия на последних; тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям межличностного взаимодействия.

Ему нужно, во что бы то ни стало владеть ситуацией: он навязывает свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает бессознательно. Основную свою задачу манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление». Наряду с потребностью управлять манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.

Манипулятор – это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей».

Манипулятор относится сам к себе и к другим людям, как к неодушевленным предметам. Он никогда не бывает самим собой, он даже не может расслабиться, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл надлежащую роль. Стиль жизни манипулятора включает в себя четыре основные характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

Для актуализатора характерны такие социально-психологические качества, как честность и искренность во взаимоотношениях с другими людьми, устойчиво проявляемый интерес к последним, самостоятельность и открытость в выражении своих мнений, вера в собственные силы и в разум тех, с кем вступает в общение.

II. Концепции и  гипотезы  совместимости. Экспериментальные проверки.  Психологи, работавшие над этой темой.

Психологическая совместимость – характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым без внешнего вмешательства противоречиям.

Хотя понятие используется в психологической, а особенно часто – в популярной околопсихологической литературе, до настоящего времени общей теории психологической совместимости не создано. Тем не менее, исследования в этом направлении ведутся. Известны опросник межличностной совместимости Т.Лири (Timothy Leary) и созданный на его основе тест ТМО (Айвазян Т.А., Зайцев В.П.), гипотеза Г.Ю.Айзенка(Hans Jurgen Eysenck) о совместимости темпераментов, гипотеза Акоффа и Эмери (Russel L. Ackoff, Fred E. Emery) о совместимости установок, тест ДМО Л.Н.Собчик и др. Попыткой создать такую теорию можно назвать соционику, хотя соционическая теория интертипных отношений распадается на ряд тезисов и концепций, которые лишь частично совместимы друг с другом и ещё требуют экспериментальной проверки.

Экспериментальная проверка

Проверка соционической гипотезы об интертипных отношениях проводилась в нескольких направлениях:

- статистика "благополучных" и "неблагополучных" семей (А.Аугустинавичюте; Е.С.Филатова; А.В.Букалов, О.Б.Карпенко, Г.В.Чикирисова)

- статистика разводов (А.Л.Афендик)

- независимая проверка другими методиками выявления межличностной привлекательности и склонности (Богомаз)

Среди несоционических можно отметить несколько (1979 и 1981) последовательных исследований А.Н.Волковой (в замужестве – Обозовой) и Н.Н.Обозова, которые проверяли межличностную совместимость при помощи опросника Кеттелла. При этом шкалы опросника распались на две группы: а) те, совпадение которых более благоприятно для партнёров; б) те, расхождение которых более благоприятно для партнёров. В двух исследованиях некоторые шкалы показали разные результаты, однако по большинству шкал выводы совпали. Интересно, что супруги Обозовы достаточно давно знакомы с соционикой (профессор Н.Н.Обозов даже включён в состав редколлегии ряда соционических журналов), однако встречного интереса к ней не проявили.

 III.        Психологическая совместимость в социологии.

     Психологи, работающие над этой темой.  Интересные  публикации.

К большому сожалению, психологи отдали проблему психологической совместимости на откуп социологам, которые, естественно, подходят к ней с точки зрения прежде всего социальных, а не собственно психологических факторов. В учебниках социологии понятие "совместимости" традиционно упоминается, но не раскрывается. Такая ситуация отчасти связана с многолетней историей науки у нас и за рубежом. На Западе в психологии доминировала традиция бихевиоризма, для которой "отношения" были чем-то эфемерным, экспериментально не проверяемым; советская же традиция опиралась на подход А.Н.Леонтьева, считавшего социальные факторы более важными, чем врождённую предрасположенность к тем или иным чертам характера.

Однако социологический подход также принёс немало важных результатов. Среди достижений социологического направления стоит отметить "социометрию" Дж.Морено. Изучение социологических факторов полезно, поскольку помогает формализовать ситуацию, отделить факторы, задаваемые ситуацией, от проявлений психологического типа. В соционике граница между ситуацией и типом проведена ещё далеко не чётко, отсюда расхождения между "социологическим" подходом В.В.Гуленко и "информационным" подходом В.Д.Ермака.

Ниже помещены ссылки на те публикации, которые посвящены:

  1. теоретическому обоснованию принципов психологической совместимости, на которых основана система интертипных отношений
  2. экспериментальной проверке гипотезы об интертипных отношениях
  3. альтернативным точкам зрения на психологическую совместимость.

Публикации (соционика)

  1. Афендик А.Л. О методике и результатах исследования интертипных отношений в молодых семьях Львова // «Соционика, ментология и психология личности», 2003, № 2, с. 22 – 23.
  2. Богомаз С.А. К проблеме статистической верификации концепции интертипных отношений // Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии (Материалы Всероссийского симпозиума).- Кострома, 2000.- С. 48-49.
  3. Богомаз С.А. Психологические типы К.Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения. Методическое пособие. – Томск, 2000. – 71 с. – в формате PDF!
  4. Гуленко В.В. Жизненные сценарии – от этических чувств к сенсорным влечениям – Киев, 2.12.1992 // «Соционика, ментология и психология личности», 1996, № 1.
  5. Гуленко В.В. Закономерности процесса группообразования – Киев, 11.05.1998.
  6. Гуленко В.В. Критерии взаимности: интертипные отношения как взаимодействие темпераментов и установок. – Киев, 15.07.1992 // «Соционика, ментология и психология личности», 1996, № 2.
  7. Гуленко В.В. Построение шкалы комфортности интертипных отношений – Киев, 13.08.1996.
  8. Ландвер Р. Какой тип – подходящий? Типология личности в семейном консультировании – черновой перевод с немецкого.
  9. Лопатинская П.Н. Некоторые аспекты возникновения и сохранения интертипных отношений // «Соционика, ментология и психология личности», 2002, № 2.
  10. Филатова Е.С. О системных особенностях некоторых интертипных отношений – заочный доклад на конференции Научного соционического общества, Москва, 17 апреля 2005 г.
  11. Филатова Е.С. Соционическая статистика для 299 женщин, мужчин и их детей // «Соционика, ментология и психология личности», Киев, 2000, № 6 (33).
  12. Филатова Е.С. Супружество в системе соционики (отрывок из будущей книги).

Книги (соционика)

  1. Антонов В.Н., Садриев М.М., Сафаров Т.А. Выбор брачного партнёра и супружеская совместимость. – Уфа, 1998. – 148 с.
  2. Васильев Вл.Н., Рамазанова А.П., Богомаз С.А. Познай других – найди себя (Лекции о психологических типах и их  отношениях). – Томск: 1996. – 185 с.
  3. Гуленко В.В. Структурно-функциональная соционика: Разработка метода комбинаторики полярностей. – Ч.1 – Киев: «Транспорт України», 1999. – 187 с.
  4. Филатова Е.С. Соционика личных отношений. – М., "Чёрная белка", 2004. – 76

 Собчик  Л. Н. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о детях).

Книга "Диагностика психологической совместимости" предназначена широкому кругу читателей, которым небезразлична тема любви, а также проблемы, связанные с семьей и детьми. Она поможет им лучше разобраться в себе и получить некоторые знания, необходимые для налаживания и сохранения добрых отношений в контактах с близкими людьми.

В то же время книга "Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь" является практическим руководством для психологов и педагогов, сталкивающихся в повседневной работе с драматическими ситуациями, поводом для развития которых являются не сложившиеся отношения в личной жизни, семейные неурядицы и конфликты с трудными детьми у тех, кто обращается к ним за помощью. Общие рекомендации, обращенные к читателю, могут использоваться психологом как канва для обсуждения проблем консультируемых им лиц. Естественно, информация, касающаяся тестирования, предназначена только профессионалу-психологу.

Рекомендовано учебно-методическим объединением по образованию в области социальной работы в качестве учебно-методического  и для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа».

Книги, прочитанные мною по этой теме:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры ….. Как быть?

Шумные и спокойные, подозрительные  и простодушные, яркие и скромные-какие они, наши близкие, друзья, коллеги? Существует ли идеальная совместимость и как подобрать партнера? Как  строить отношения и разрешать конфликты?Что такое трудный характер и можно ли его изменить? Что влияет  на нас больше: качества врожденные или заложенные воспитанием?

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком…..Как?

Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком…..Так?
  2. Ходосова А.П.. Егорова Н.А., Гришина Д.В. «Переходный возраст»

Конфликт отцов и детей-вечная проблема! Книга «Переходный возраст» написана для родителей, желающих понять своих детей, и для подростков, стремящихся найти общий язык со взрослыми.

  1. Владимир Леви «Нестандартный ребенок»

Эта книга, также, написана для родителей, пытающихся понять и найти общий язык с повзрослевшими детьми.

IV Психологическая совместимость личностей в общении и совместной деятельности

Совместимость  —  оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую. По другим сведениям в межличностных отношениях  группы различают структурную(характер, темперамент) и соционально-ролевую совместимости.

Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.). Например, при комплектовании экипажей гребных судов (байдарок, каноэ, академических лодок) подбирают спортсменов, равных по физическим данным.

В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношение людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. В этом отношении показательна ситуация рассказа Л. Н. Толстого «Слепой и глухой». Предпринятое двумя персонажами рассказа нападение на чужой посев гороха окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и сигналы каждого из них не доходили до другого. Они оказались физиологически несовместимыми.

Еще большее значение в пределах данного вида совместимости имеет темперамент. Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это ранее представлялось. Тем не менее указанные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.  Исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что «пригонка» темпераментов осуществляется по определенным правилам. Доказано, что в общении хорошо совмещаются два неодинаковых темперамента (холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик) и плохо уживаются люди с однотипными темпераментами (два холерика). С другой стороны, в работе, требующей подвижности нервной системы от всех ее участников, противоположные темпераменты не пригодны, поскольку не обеспечивают одинакового ритма работы.

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую: один — задиристый, решительный, другой — спокойный, рассудительный, неторопливый. Один  —  более способный в усвоении знаний, другой  —  в приобретении двигательных навыков. Сказанное не означает, что в любых случаях совместимыми оказываются лишь люди с противоположными чертами, с несходными способностями и другими свойствами. Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность распада общности в этом случае большая.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.

Идейное родство, стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на иных основах. Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы перекрывает и интегрирует все другие основания. Практически же встречается совместимость в пределах одного или двух видов. Например, физическая и психофизиологическая; психофизиологическая и социально-психологическая; социально-психологическая, психофизиологическая и социально

IV. Негативные формы межличностных отношений

Полнота анализа межличностных отношений требует исследования их негативных форм. Негативная форма дружеских взаимоотношений – вражда. Она предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии доверия, скупости в контактах и передаче информации партнеру: нарушение его планов, препятствие в деятельности, намеренное занижение его самооценки, статуса, намеренная дезорганизация сознания и самосознания партнера. В целом отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнера и его жизнедеятельности.

Следует отметить, что отношения вражды, как и дружбы, возникают при условии взаимного отношения друг к другу равных партнеров. В случае превосходства одного из них или при односторонней неприязни не отмечается типично враждебного поведения, стремления нанести партнеру ощутимый вред.

Основная функция деструктивных отношений – культивирование, поддержание, удовлетворение аномальных потребностей и личностных черт (стяжательство, агрессия, хулиганство и пр.). Этой функцией обусловлено и число входящих в группу лиц. Обычно оно невелико, не превышает размеров малой группы. Численность группировки зависит от возможностей удовлетворения аномальных потребностей.

Взаимная заинтересованность в удовлетворении аномальных потребностей сужает взаимодействие членов группировки рамками взаимодействия, сотрудничества в удовлетворении данной потребности. Как правило, в контакт вовлечена не вся структура личности, а лишь те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями.

Проявление данного вида отношений - взаимное участие, помощь в удовлетворении аномальных потребностей при поиске объектов потребности, взаимная стимуляция потребности. Членство в группировке, время ее существования, характер взаимоотношений всецело обусловлены возможностями и желанием удовлетворить общую для данных партнеров потребность.

V. Трудности общения как фактор человеческой несовместимости

Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.

Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватные оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

Анализируя трудности, связанные с возрастом общающихся, нужно обязательно учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы и делать поправку на то, как они проявляются у ребенка, подростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и женщины, у пожилых и стариков.

Особое внимание надо обращать на зависимость между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности и такими специфическими для взаимодействующих людей характеристиками, как их способности к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека с помощью интуиции.

С позиций педагогической психологии выделяются иные трудности общения. Трудности педагогического общения можно объединить в три основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.

Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало предложения, помочь начать говорить, «задать тон», формулировать «узкие» вопросы, требующие односложных, предсказуемых ответов, и «широкие», проблемные творческие вопросы.

Регуляционные трудности связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.

Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельными мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисциплины.

В отдельную группу можно выделить трудности общения, в которых преобладает социально-психологический фактор.

Социально-психологические трудности общения часто испытывают руководители. В качестве ключевых выделяются три группы трудностей общения в управленческой среде.

Первую группу составляют трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу. Они могут характеризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.

Во вторую группу входят трудности общения, связанные с развитием отношений, групповых процессов, с группообразованием, сохранением группового единства. Для руководителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление помогать партнеру без «запроса» с его стороны; централизация на содержание собственного «Я»; отношение к другому человеку в рамках «должного», а не реального; декларация псевдообщности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежнего опыта взаимодействия, нормативных предписаний и т.п., в результате чего понятие «Мы» используется не как результат формирования психологической общности, а декларативно, в чем проявляется отсутствие отношения к партнерам в целом к группе как к реальным субъектам.

В третью группу включаются трудности общения, связанные с отсутствием, несформированностью средств групповой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумении вести обсуждение, дискуссию и т.п.

К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между взаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью, членством во враждующих группировках или в группах, значительно различающихся по своей направленности.

Одна из трудностей рассматриваемого вида может возникать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступать в контакты. Имеется в виду не разговорный язык, а язык давно работающих вместе профессионалов, или язык, сложившийся в данной общности, и т.п.

Особый вид трудностей общения может быть проанализирован с позиций психологии труда. Как известно, во многих видах деятельности не обойтись без взаимодействия между людьми. И чтобы эти виды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. А для этого должны знать права и обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участника, не должно чрезмерно отличаться от знаний других участников деятельности.

Особый интерес представляют трудности общения, рассматриваемые в свете индивидуально-личностных различий.

Исследования показали, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится, в частности, эгоцентризм. Из-за сильной центрированности на себе, своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях индивид оказывается не способным воспринимать другого субъекта, его мнение и представление. Эгоцентрическая направленность личности проявляется и в эмоциональном, и в поведенческом плане.

Установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сенситивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и застенчивости.

Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющимися в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.

К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости отчужденность, одиночество, чрезмерная сенситивность, истероидность, невротизация!

Трудности общения могут быть рассмотрены и с позиций медицинской психологии. Особую форму трудностей при общении с окружающими испытывают люди, страдающие логоневрозами.

Исследования показали, что у каждого из них свой комплекс неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности логоневротика к другим сторонам его бытия. Свои специфические трудности общения есть и у больных с другими нарушениями в психике, а также страдающих различными соматическими заболеваниями.

Каждое из описанных выше взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.

Анализируя различные социально-психологические качества личности, следует помнить, что многие из них есть результат проявления сложного соотношения между «я» - личность и «они» - другие люди. Сущность этого соотношения позволяет не только четко осознать и осмыслить проявление истинных особенностей конкретного человека в его отношениях с другими людьми, но и предвидеть многие варианты его возможного поведения в различных условиях реальной действительности. Это важно для предотвращения конфликтных ситуаций, преодоления несогласованности действий людей в составе различных общностей.

Возможны явления большей или меньшей психологической несовместимости в связи с некоторыми особенностями эмоциональности, проявлений типы высшей нервной деятельности, элементарных потребностей, моторики.

VI. Измерение психологической совместимости

Психологическую совместимость можно рассматривать как многомерный феномен. Можно выделить четыре плана (измерения) совместимости:

1. совместимость, основанная на сыгранности, сработанности членов команды – обусловлена длительным, иногда многолетним их взаимодействием;

2. операционально-ролевая совместимость – в ее основе лежит хорошее понимание партнерами замыслов и действий друг друга в различных игровых эпизодах безотносительно к продолжительности предварительных совместных дел;

3. совместимость в личностных чертах – основывается на взаимном соответствии личностных черт ленов команды;

4. совместимость в деловом общении – проявляется в удовлетворенности партнеров межличностными отношениями, складывающимися между ними в ситуациях деятельности.

Одно из значительных проявлений психологической совместимости характеризуется сходством жизненных целей и интересов членов команды.

Заключение

Совместимость – одно из важнейших условий групповой сплоченности и эффективности. Применение психологических знаний в управлении можно существенно повысить эффективность и надежность самых разнообразных решений, связанных с совершенствованием организационной деятельности, с формированием команд.При решении вопросов о психологической совместимости членов команды потребуются знания основ физиологии и психологии труда, и при это нужно учитывать, что каждая личность обладает различной степенью способности или неспособности к тому или иному виду деятельности

И,  самое важное-отношения в семье. Для поддержания гармоничных отношений в семье необходимо учитывать интересы и характеры всех членов семьи, но не забывать о своих интересах и увлечениях. Необходимо работать над собой, своими комплексами, которые мешают жить и нормально общаться.

«Славнейшая победа-победа над самим  собой» (Публилий Сид)

«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть» (Л. Толстой)

Список используемой литературы

1.         Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры ….. Как быть?-М: Астрель; Владимир:ВКТ, 202-256с.;ил.

2.        Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как?-М.:АСТ:Астрель,2009-238, (2)с.

3.        Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком…..Так? М.:АСТ:Астрель,2009-258, (2)с.

4.        Ходосова А.П.. Егорова Н.А., Гришина Д.В. «Переходный возраст»-М.: Мой МирГмбХ&Ko.КГ2007-288с.-(Советы любящим родителям)

5.        Владимир Леви «Нестандартный ребенок. -2-е изд., доп. И перераб.-М:Знание, 1988.-256с.

6.      Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.

7 . Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. пособие для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001г.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.

9. Донцов А.И. "Психология коллектива", Москва 1999г.

10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. "Социальная психология малой группы", Москва 2001г.

11. Пугачев В.П. "Руководство персоналом организации", Москва 2004 г.

12. Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. "Управление – это наука и искусство", Москва 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей в старшем дошкольном возрасте"

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встреч...

«Влияние межличностных отношений в детском коллективе на психологический климат» Курсовая работа

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является деятельность педагога по формированию детского коллектива и межличностных отношений в нем. Любая организация, в том числе и детский сад, м...

Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения дошкольников

: Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитате...

Психологическая совместимость как фактор эффективности совместной деятельности педагогической диады.

Создать хороший социально-психологический климат в дошкольном учреждении, подобрать коллектив педагогов так, чтобы все воспитатели не только успешно справлялись со своей работой поодино...

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются проблемы социально-личностного развития старших дошкольников в процессе становления системы межличностных отношений. Отмечены основные факторы, влияющие на успешное развитие м...