работа по развитию мелкой моторики "Мои умелые ручки"
материал (подготовительная группа) по теме

Кравченко Ирина Александровна

Итоговая работа по теме самообразование: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". В конспекте размещены упражнения способствующие развитию мелкой моторики такие как - пальчиковые гимнастики, игры с карандашом, ориентировка на листе при помощи крупы и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Мои умелые пальчики"111 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие мелких мышц пальцев, кисти, подготовка руки к рисованию, письму ,развитие тактильных ощущений, глазодвигательной координации.

Оборудование: карандаши, фасоль: белая, красная, горох, счетные палочки, бумага зеленого цвета,  игрушка заяц 2 шт. , волк

Ход занятия: - Ребята, давайте посмотрим, что лежит перед вами на столе

– Сегодня мы с вами будем играть с пальчиками, карандашом, фасолью, горохом, счетными палочками. Начнем с пальчиков.

1. Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому»

Приготовьте, пожалуйста, руки (дети ставят локти на стол, руки в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга).

В гости к пальчику большому

 Приходили прямо к дому

 Указательный и средний

 Безымянный, и последний

 Сам мизинчик-малышок

 Постучался о порог.

 Вместе пальчики друзья –

 Друг без друга им нельзя.

 На первую строчку – выставить вверх большие пальцы, на вторую – соединить под углом кончики пальцев обеих рук, на третью – поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую кулачки стучат друг об дружку. На последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

2. Игра с карандашом

Упражнение №1

 Возьмите не отточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.

Упражнение №2

 Дети поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.

Упражнение №3

Возьмите карандаш и зажмите его между указательными пальцами обеих рук. Вот так вот! А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.

3. Физкульт минутка

Буратино потянулся,

 Раз нагнулся, два нагнулся.

 Руки в стороны развел,

 Ключик, видно, не нашел.

 Чтобы ключик нам достать

 Нужно на носочки встать.

4. Выполнение фигурок животных из пальцев рук

Кошка

А у кошки ушки на макушки

 Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

 (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).

Колокольчик

Колокольчик все звенит –

 Языком он шевелит.

 (Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палей правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает).

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки

 Из кустов они торчат.

 Он и прыгает и скачет,

 Веселит своих зайчат.

 (Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы ими шевелить в стороны и вперед).

Волк и лиса

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Сказка «Приключение зайки»

(Обыгрывание сказки с помощью фигурок, выполненных из пальцев рук, которые были ранее освоены).

 Жил-был возле леса на полянке, где росли красивые цветы, заяц. Ему было очень скучно, и он пошел искать друга. В лесу он встретил другого зайчика. На их беду в лес прибежал волк - зубами щелк. Убежали зайцы, спрятались, и думают, что им сделать. И решили они построить дом. Посмотрели зайцы, что волка нет и пошли в лес. Они пилили, рубили, молоточком колотили и построили себе дом, а в доме стол, стул, кровать и крепкий замок. Прибежал на стук волк - зубами щелк, посмотрел на дом зайцев и убежал прочь. А зайцы стали жить - поживать и добра наживать.

5. Ориентировка в пространстве и на листе

-Положите, пожалуйста, перед собой лист картона зеленого цвета, пододвиньте тарелочки на которой находится фасоль белого и черного цвета, счетные палочки.

– Положите по середине листа, вертикально одну сетную палочку. Слева и справа от нее положите по три палочки с каждой стороны, так чтобы он смотрели вниз.

– Что получилось? (Елочка)

 – Сколько всего понадобилось счетных палочек для елочки? (Семь)

– В левом нижнем углу положите черную фасоль, а вокруг нее пять белых фасолен.

 – Как вы думаете, что получилось? (Цветок)

 – Сколько фасолен вы использовали для цветка? (Шесть) – Сколько фасолен белого цвета? (Пять)

 – Сколько фасолен черного цвета? (Одна)

 – Пять плюс один – будет шесть.

– В правом нижнем углу положите одну черную фасоль горизонтально и одну белую вертикально, друг под другом.

 – Дети, что получилось? (Гриб)

– В верхнем правом углу положите пять горошен.

 – На что похоже? (Солнце)

– В каком углу мы не положили ни чего? (В левом верхнем углу)

 – Посмотрите на листок и подумайте, что у нас с вами получилось? (Поляна)

Ребята, сегодня мы с вами очень хорошо поработали с нашими пальчиками.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками»

Программное содержание:

Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;

 Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение;

 Учить элементам самомассажа рук и ног;

 Учить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.

Ход занятия:

Воспитатель:

 Что умеют делать ваши пальцы на руках и на ногах? (ответы) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте сейчас сыграем в пальчиковую игру «Как живешь?».

 

Пальчиковая игра «Как живешь?»

 - Как живешь?

- Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь?

- Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь?

- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

- Вдаль глядишь?

- Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед?

- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед?

- Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь?

- Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь?

- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

 

Воспитатель:

 Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики? (Да) Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.

 (Взрослые и дети выполняют самомассаж)

 - Вы готовы, глазки?

- Да! (поглаживание век)

- Вы готовы, ушки?

- Да! (поглаживание ушей)

- Вы готовы, ручки?

- Да! (поглаживание кистей рук)

- Вы готовы, ножки?

- Да! (поглаживание ног)

- Вы готовы? (развести руки в стороны)

- Да! (обнять себя руками)

 

Воспитатель:

 А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. (родители и дети передвигаются друг за другом по ребристой доске, сцепившись, как вагоны, под музыкальное сопровождение)

 

Воспитатель:

 Приехали!

 

Станция «Лесная»

Подвижная игра «Найди свою палатку»

 Цель: Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту.

В разных сторонах зала находятся обручи с цветными ориентировками.

 

Воспитатель:

 Посмотрите сюда, это палатки. Выберите каждый себе палатку и запомните свой цвет. По сигналу «Идем по лесу!» - вы ходите парами и изображаете животных и птиц в лесу. А по сигналу «По палаткам!» каждая пара должна занять свое место – встать в обруч со своим цветным сектором. Готовы? (музыка леса или подыгрывает музыкант)

 Медведь – ходьба на внешней стороне стопы, руки перед собой, полусогнутые в локтях.

Лиса – ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистей рук перед собой.

Олень – ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются, кисти изображают рога.

Дикая лошадь – бег с высоким подниманием колен, кисти рук сжаты в кулаки.

Филин – обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз.

Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

 

Воспитатель:

 Поехали дальше? (идут поездом по ребристым доскам)

 

Станция «Театральная»

Игра «Зеркало и обезьяны»

 Цель: Научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

(Взрослые и дети садятся в круг по-турецки, воспитатель показывает сюжетные пальчиковые упражнения на удержание позы кисти руки под стихотворные рифмовки, а дети выполняют упражнения, родители им помогают.)

 

Петушок:

 Петушок стоит весь яркий

Гребешок он чистит лапкой.

 

Гусь:

 Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

 

Кошка:

 У кошки ушки на макушке,

Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

 

Воспитатель:

 Молодцы! Садимся в поезд и едем дальше!

 

Станция «Массажная»

 Цель: Научить элементам самомассажа рук и ног.

(Используются массажные мячики или контейнеры от киндер-сюрпризов)

 

Воспитатель:

 Эта станция непростая. Сейчас мы будем делать массаж рук и ног. А в этом нам помогут вот такие контейнеры из-под игрушек от киндер-сюрпризов. Они хорошо массируют ладошки и пальчики.

 

Игра-массаж «Китайские шары»

 Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

(сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)

 

Воспитатель:

 Ну а теперь можно приступить к основному массажу. Садитесь по-турецки на пол напротив своего ребенка. Готовы?

(разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стоп пальцами рук (от периферии к центру))

 Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

(растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги)

 Затем руки я помою

(«моют» руки)

 Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

(пальцы в «замок»)

 Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

(расцепить пальцы и перебирать ими)

 

Воспитатель:

 А теперь переходим на массаж стопы.

(родители делают массаж стопы своему ребенку)

 Пальчики на ножках,

Как на ладошках,

Вместе я их соберу

И поглаживать начну.

(поглаживание стопы и пальцев ног)

 Каждый пальчик разотру,

Каждый пальчик покручу.

(растирание каждого пальчика)

 Разведу вперед, назад и сожму руками.

(руками тянуть пальцы на себя, от себя)

 Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные!

Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!

 

Воспитатель:

 Молодцы! Массаж научились делать. Поехали дальше?

 

Станция «Джунгли»

Подвижная игра «Ловля обезьян»

 (под песню «Чунга-чанга»))

 Цель: Развитие быстроты и мелкой моторики рук.

 

Воспитатель:

 Дети сейчас будут обезьянками, а взрослые будут изображать их родителей и находиться на одной стороне площадки. А на противоположной стороне находится ловец, который показывает обезьянкам движения, те их повторяют. По сигналу «Ловец» дети бегут к своим родителям. Тех, кто не успел, ловец уводит к себе.

 1. Руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев.

2. Руки согнуты в локтях перед собой, перекрестное движение рук и одновременное сжимание и разжимание пальцев.

3. руки разведены в стороны, наклоны влево и вправо и поднимание левой и правой ноги, локоть тянется к колену

4. Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.

5. ходьба «Обезьянки» - на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и ног.

 

Воспитатель:

 Ловец!

(дети убегают к своим родителям)

 

Воспитатель:

 Хорошо поиграли! Забавные обезьянки, шустрые! Поехали дальше.

 

Станция «Игровая»

 Цель: Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.

Материал: Большой носовой платок, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.

 1) Упражнения для профилактики плоскостопия (разминка):

«Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.

«Барабанные палочки» – постукивание пальцами ног.

«Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.

«Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами.

 

Воспитатель:

 Вот наши пальчики размялись, пора им поиграть.

 2) Захватывание, поднимание мелких игрушек пальцами ног.

 3) Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к уголку».

 

Воспитатель:

 Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы имели возможность убедиться: пальцы ног и рук могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования и массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с друзьями и родителями, в гостях и дома. А сейчас давайте пожелаем друг другу что-то хорошее, скажем ласковые слова своим детям и своим мамам.

 

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками»

Муниципальное дошкольное учреждение                

детский сад № 14 «Ручеек» с. Тенгинка        

муниципального образования                            

Туапсинский район.

Работа по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

в подготовительной группе

                                                                  Воспитатель:  Кравченко И.А.

-2012-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа по развитию мелкой моторики "Мои умелые пальчики"

Итоговая работа по теме самообразование: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". В конспекте размещены упражнения способствующие развитию мелкой моторики такие как - пальчиковые гимна...

Конспект образовательной деятельности в средней группе по развитию мелкой моторики "Умелые ручки"

Конспект открытого занятия в средней группе. В конспекте представлены пальчиковые игры, самомассаж, художествено-эстетическое развитие: рисование, лепка на пластилиновой основе....

Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки» 2013-2016 г.г.

Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Сегодня вас ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики «Умелые ручки»

Цель программы – способствовать развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, леп...

Мелкая моторика "Умелые ручки".

Мелкая моторика «Умелые ручки».Как говорил известный педагог В. А.Сухомлинский : «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».«Рука – это своего рода внешний мозг...

Кружковая работа по развитию мелкой моторики « Пальчик, ручка, язычок»

Кружковая работапо развитию мелкой моторики«Пальчик, ручка, язычок»...