"Роль игры в жизни детей с нарушением интеллекта"
статья на тему

Айдабекова Анна Гусеновна

В данной статье, хочу поделиться своим взглядом о игре детей с умственной отсталостью, и в целом, что представляет собой их игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_zhizni_detey_s_intellektualnoy_nedostatochnostyu.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

   Роль игры в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью.

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом деятельности. Все дети живут в игре, она – их мир, их бытие … «А все ли дети живут в игре? Для всех ли она становится миром?» и «Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребенка, оказывала на него развивающее воздействие?». Эти вопросы возникают закономерно, так как мы работаем с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии.

Обучение игре таких детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития. Процесс обучения игре представляет собой форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками, что очень важно так как дети с нарушением интеллекта часто аутичны и не умеют взаимодействовать с окружающими людьми. При обучении игре детей с умственной отсталостью учитываются индивидуальные особенности и возможности развития каждого ребенка.

Дети с умственной отсталостью играют «рядом» или поодиночке. Самостоятельная игра, как правило кратковременна. Наша задача научить детей взаимодействовать друг с другом и с взрослыми в процессе игры. Так как именно игра обеспечивает выделение и осмысление детьми социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного движущего мотива личностного развития ребенка – быть как взрослый. Именно поэтому очень важно обучать детей игре и через игру социализировать их к взрослой жизни

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью.

Недоразвитие игровой деятельности у детей с умственной отсталостью оказывается как бы «запрограммированной» уже в раннем детстве. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно- деловым общением с взрослыми.

Дети с умственной отсталостью значительно позже, чем обычные дети, начинают выделять мать из числа окружающих людей и налаживать с ней эмоциональный контакт. В связи с этим позже чем обычно у них возникает эмоциональное общение с взрослыми, которое является предпосылкой сотрудничества, необходимого для овладения предметной деятельностью. Также низкий уровень развития зрительного восприятия, двигательной и зрительно-двигательной координации существенным образом сдерживает процесс овладения ребёнком предметными действиями.

Предметно- игровые действия дети с умственной отсталостью выполняют молча, без речевого сопровождения, не эмоционально, не проявляя стремления привлечь к совместной деятельности взрослых. У таких детей слабо выраженный и не устойчивый интерес к игрушкам. Часто у дошкольников с умственной отсталостью встречаются процессуальные действия, состоящие в том, что ребёнок непрерывно повторяет одно и тоже сочетание действий(одевает и снова раздевает куклу, строит и разрушает постройку из кубиков и т. д ). Это говорит об отсутствии замысла игры.  Такие действия выполняются механически.

Поэтому необходимо рано включать ребёнка в процесс систематических коррекционных занятий, которые будут способствовать как его физическому и психическому развитию в целом, так и формированию предметных и игровых действий в частности.

Литература:

  1. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».  Россия 2000 г.

  1. Л.Б. Баряева, А. Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития». С-Пб 2001г.

  1.  А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва 1993 г.

  1. Интернет ресурсы  www.moi-detsad.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в жизни детей

Игра – подлинная социальная практика ребенка его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной темой для дошкольной  педагогики является использование игры в целях всестор...

Роль игры в жизни детей дошкольного возраста

        Известный детский психолог Д. Б. Эльконин называет игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека», дающей детям возможность такой ориентации...

РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Как игра влияет на жизнь детей, что меняет...

Роль игры в жизни детей первой младшей группы детского сада

Роль игры в жизни детей первой младшей группы детского сада...

Игры по обучению детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности

Игры по обучению детей  с нарушением интеллекта дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности...

Игры на обучение детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности

В нашем современном мире детей подстерегает опасность. А дети имеющие ограниченные возможности здоровья более уезвимы: не могут говорить, не ориентируются в пространстве, всегда требуются сопровождени...


 

Комментарии

 Байрамукова Эльвира Рамазановна

Очень интересная и познавательная работа, большое спасибо!