Главные вкладки

    Методика" Интервью с ребенком"
    проект на тему

    \\\

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zaharov_intervyu.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методика «Интервью с ребенком» 

    (автор А. И. Захаров )  

    В качестве одного из методов диагностики я использовала интервью с ребенком (Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.), в процессе которого выяснила подробности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье. 

    Исследование проводится в форме индивидуальной беседы с каждым ребенком, в процессе которой ему задают следующие вопросы:

    1. С кем ты живешь дома?

    Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

    2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

    Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.

    3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

    4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек)  на работе, или другое?

    Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.

    5. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?

    Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

    6. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).

    Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.

    7. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда?

    Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с родителем.

    8. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом папе, поделился бы с ним или не всегда?

    Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с родителем.

    9. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама?

    10. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет папа?

    Обработка и анализ результатов:

    Посредством первых 5 вопросов диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

    При обработке и анализе результатов опроса также следует учитывать следующее:

    - возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;

    - успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (бабушки у девочек, дедушки у мальчиков);

    - идентификация с родителем того же пола сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

    - уменьшение идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием “Я-концепции”, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя;

    - идентификация  с родителем того же пола у девочек  отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:  

    а) большим  возрастным периодом идентификации девочек;

    б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

    в) большей значимостью для идентификации девочек  эмоционально теплых отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

    г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

    д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.


    Бланк ответов

    Изучение идентификации детей c родителями

    Дата проведения беседы___________________________________________

    ДОУ № ____________________  Группа______________________________

    Имя, фамилия ребенка __________________ возраст ________пол_________

    1.Если бы ты играл в игру “семья”, то кого бы ты стал изображать, кем бы ты в ней стал - мамой, папой или собой?____________________________________

    2.С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома?)_______________________

    ______________________________________________________________________

    3.Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?__

    ______________________________________________________________________

    4.Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек)  на работе, или другое?________________________________________

    ______________________________________________________________________

    5.Когда ты станешь взрослым, и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь также его воспитывать (играть, заниматься с ним),  как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6.Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как бы тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату?)______________________________________________________________

    7.Если бы тебя обидел  кто-нибудь из ребят, ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или нет?_______________________________________________

    ______________________________________________________________________

    8.Если бы тебя обидел кто-нибудь из ребят, ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?_______________________________________

    ______________________________________________________________________

     

    9.Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?______________________________________________________________

    10.Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или нет?_________________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

    Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

    Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

    В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

    « Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

    Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

    Брошуры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

    В  брошурах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

    Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

    Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...


     

    Комментарии