"Вера в ребенка творит чудеса" Травинская Н.Ф.
материал (средняя группа) по теме

Травинская Наталья Францевна

 

Н.Ф.Травинская,

воспитатель МБДОУ – Детский сад «Машенька»,г.Абакан.

Вера в ребенка творит чудеса

 

                                                            «Порывы, воля, а так же желания присущи даже новорожденным

                                                             детям, между тем как рассудительность и ум, естественно, появля

                                                             ются у них только с возрастом. Потому и забота о теле должна пре

                                                             дшевствовать заботе о душе, а затем, после тела, нужно позаботи-

                                                             ться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило

                                                             воспитанию ума, а воспитание тела – воспитанию души.»

                                                                                                                                                   Аристотель

       Начав тему о духовно нравственном воспитании, мне хочется продолжить ее немного в другом  направлении. Вся наша работа, о чем бы  мы не говорили и что бы мы не делали, она сводиться к одному слову – воспитание, воспитать.  А по словарю  Ожегова : воспитать – это вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дать образование, обучив правилам поведения.  

И я хочу  пригласить  Вас к  творческому  размышлению на тему: «Как воспитать духовно богатую личность, при этом не давить авторитарно на ребенка. Как вселить веру в ребенка, при  этом не посягать  на его  свободу.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vera_v_rebenka_tvorit_chudesa._travinskaya_n.f.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Ф.Травинская,

воспитатель МБДОУ – Детский сад «Машенька»,г.Абакан.

Вера в ребенка творит чудеса

                                                            «Порывы, воля, а так же желания присущи даже новорожденным

                                                             детям, между тем как рассудительность и ум, естественно, появля

                                                             ются у них только с возрастом. Потому и забота о теле должна пре

                                                             дшевствовать заботе о душе, а затем, после тела, нужно позаботи-

                                                             ться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило

                                                             воспитанию ума, а воспитание тела – воспитанию души.»

                                                                                                                    Аристотель

       Начав тему о духовно нравственном воспитании, мне хочется продолжить ее немного в другом  направлении. Вся наша работа, о чем бы  мы не говорили и что бы мы не делали, она сводиться к одному слову – воспитание, воспитать.  А по словарю  Ожегова : воспитать – это вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дать образование, обучив правилам поведения.  

И я хочу  пригласить  Вас к  творческому  размышлению на тему: «Как воспитать духовно богатую личность, при этом не давить авторитарно на ребенка. Как вселить веру в ребенка, при  этом не посягать  на его  свободу.»

Дети – это такая непосредственность, это  изумительный народ со своими привычками, характером, традициями игры, общения и шалостями. Дети отличаются полным доверием ко всему, что им говорят и обещают, их лицо есть для наблюдателя открытая книга; дети пугливы.  Дети – народ  живущий в истине, говорят мудрые люди. И действительно, дети любят истину, а точнее не знают, что такое ложь. Но, живя в социуме, они видят, как взрослые лгут, ругаются, и дети адаптируются, теряя свою истинную природу.

«Однако, детей не обманешь, они умнее нас. Мы хотим доказать ,что мы разумны. А они этим вовсе не интересуются, а хотят знать, честны ли мы, правдивы ли мы, добры ли, сострадательны, есть ли у нас совесть… и дети смотрят на воспитателя не как на разум, а как на человека. Воспитатель есть первый ближайший человек, над  которым они делают свои наблюдения и выводы, которые они потом прикладывают ко всему человечеству. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них, что происходит в душе, есть единственное воспитание.»- писал Толстой Л.Н. в своих дневниках.

Несомненно  -  это самые близкие люди должны заложить в детях честность, совесть; хотя изначально дети живут по совести, но еще этого не понимают; нужно дать им возможность осознать, что такое совесть, и придерживаться ее. Направлять  детей на благородство своим личным примером. «Пример учит жить и говорить. Слово же не включает в себя примера» -писал  Л.Н.Толстой о воспитании.

Мы -  взрослые готовы на все для детей, значит дети должны для нас являться серьезной причиной совершенствования . Зная, что  все качества правдивости, искренности и прямоты слагаются из действий и рассуждений окружающих их лиц, мы должны следить за всяким своим действием и словом. И если у нас в работе будет  прослеживаться полное соответствие между словом и делом, этим мы положим верное основание для развития нравственного  характера  ребенка.  

     В «Размышлениях о гуманной педагогики» Ш.А.Амонашвили  очень точно написано: «Кто эти люди, на которых возложено воспитание ребенка, кто родители, учителя, кто составляет микросоциум  ребенка, чем они живут, какими нравственными ценностями они руководствуются – качество духовности этого окружения решает суть духовности личности ребенка.  Личность воспитывается личностью, духовно богатая личность воспитывается духовно богатой личностью.»

В другом размышлении  Ш.А. Амонашвили  пишет:  «Что же значит это древнее слово – «воспитание». В этом слове кроется глубочайший смысл, от него зависит судьба наша и наших детей. Воспитание – это «питание оси», а именно духовной оси. Изначально в ребенке присутствует Творец. И с помощью потоков красивых, мудрых, возвышенных, наполненными всеми благими чувствами и намерениями образов этот Творец раскрывается. Нельзя забывать и о самой важной, на мой взгляд, стороне воспитания – воспитании духовности. Классическая педагогика, также как и искусство, культура, развивается только на основе понятия духовности. А что такое духовность. Духовность можно сравнить с клеткой живого организма, в которой есть ядро. А что есть это ядро? Это вера. Настоящая духовность без веры не существует. В современном мире все явления пытаются трактовать с материальной точки зрения, но веру нельзя потрогать или увидеть. Вера есть предчувствие истинного знания.»

                          И так,  наша главная  задача в работе:  заложить в детей любовь к познанию,  веру в себя  и все это возвести в привычку. А привычка всего прочнее, когда берет начало в раннем возрасте; это и называем мы воспитанием, которое есть  в сущности не что иное, как рано сложившиеся привычки.

Детей часто хвалят, но хвалят более по привычке, по лести, а не по убеждению в их доброте, уме и других качеств.  Мы должны ценить  их ум, способности, доверие к нам и тогда они нам ответят взаимностью. В похвале есть всегда элемент оценки  «молодец!», «гений», и т. д. Похвала опасна тем, что ребенок привыкает к ней и старается делать все ради похвалы. А мы – педагоги должны поддержать его так,  чтобы ребенок и не  заподозрил, не почувствовал,  что мы  неискренни. И вместо слов «Молодец», можно найти другие слова : «Мне понравилось, как ты сделал!», «Я рада что у тебя так получилось красиво!», «А считаю, что у тебя все получиться, если ты успокоишься и начнешь работать!». Мои дети на перебой стремятся  открыть и подержать двери другим детям, помочь в чем то, а я учу взамен отблагодарить этих детей , за добрые поступки добрыми словами : «Вы заботливые, спасибо!». Они всегда  горят желанием  помочь мне чем –то : донести или просто работать на участке, но и  я не забываю отблагодарить их словами : «Вы очень мне помогли, спасибо!», «Ты умеешь работать, спасибо за помощь.»

Для достижения целей мы все пользуемся разными видами авторитетов. Воспитатель не возможен без  авторитета. Я в работе стараюсь пользоваться авторитетом знания и помощи, но и не забываю о дисциплине, ведь она моя лучшая помощница. Так авторитет знания обязательно ведет к авторитету  помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и  в помощи. Бывает такое, что ребенок не может попросить, т. к. он этого не умеет сделать. В этом случае мы должны увидеть, что ребенок нуждается в ней и прийти к нему на помощь.

« Иногда даже лучше, чтобы ребенок видел нашу настороженность, внимание и доверие к его силам. Авторитет помощи, осторожного и внимательного педагога счастливо дополнится авторитетом знания. Ребенок  чувствует  ваше  присутствие  рядом с собой, вашу разумную заботу о нем, вашу страховку, но и в тоже время будет знать, что вы от него кое -что требуете, что вы и не собираетесь  все делать за него и снять с него ответственность.» - писал А.С.Макаренко в своих лекциях.

Из психологии мы знаем, что слово мало –помалу облекается в плоть. В пословице мы слышим – вода камень точит. Еще Л.Н.Толстой писал, что самое внушаемое существо – это дети. И если мы  внушаем   какую-нибудь   мысль - это значит,  мы внушаем веру в эту мысль. А если мы будем внушать ребенку, что он обладает таким-то нравственным качеством,  значит    будем изменять в данном направлении  его нравственную личность.   Дети к нам приходят  малы, слабы, беспомощны, неопытны, застенчивы , неуверенны, но на подсознании у них другое- они ждут чего-то нового, они в ожидании всегда; и все это  в новом окружении  угнетает его и  сковывает.  Мы должны своей заботой и любовью создать условия комфортности и защищенности. И  это мы должны дать ребенку веру в себя, в  свои силы, в добро.

И хочется закончить  размышление  великими словами  Ш.А.Амонашвили:

   « Как бы ребенок ни вел себя, нужно верить в то, что его возможности безграничны, что он талантлив и у него все получится.

Вера в ребенка и любовь к нему творит чудеса и делает возможным то, что на первый  взгляд кажется невозможным.

 Берите систему воспитания ребенка из своего открытого сердца, где хранится Божественная мудрость.

  Воспитывайте  ребенка не авторитарно, а гуманно.

Слова «не трогай», «не бери», «угомонись», «замолчи» сделают вас с вашим ребенком только врагами. Выстраивайте отношения на основе уважения, доброты, ласки, нежности, понимания и сострадания - это и есть гуманная педагогика. Верить нужно в ребенка.»

           

Библиографический список.

1.А.С.Макаренко. Лекции о воспитании детей. Пед.соч.; в 8т.М.,1984.

2.Л.Н.Толстой. Из писем и дневников.,М.,1928-1958.

3.Ш.А.Амонашвили. Размышления о гуманной педагогике.,М.,2001.

4.С.И.Ожегов. Словарь русского языка.,М.,1988.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Как помочь ребенку творить дома .»

Умение творить надо развивать и поддерживать в ребенке..... А что надо делать родителям? как помочь крохе поверить в свои таланты......

Буклет "Позвольте ребенку творить!" (совместное творчество детей и родителей)

Памятка для родителей: «Позвольте ребенку творить!» (совместное творчество детей и родителей)...

Письмо родителям! Вера в ребенка!

Статья - это письмо родителям детей, у которых речевые проблемы, хотя понятно, что вера в ребенка нужна всегда и во всех сферах развития личности. Вера- генератор любой систимы воспитания, коррекции и...

Консультация для родителей "Позвольте ребенку творить"

Материал предназначен родителям с целью донести важность развития творческих способностей  детей  и советы как этому способствовать....

Консультация для родителей по художественно – эстетическому развитию детей «Позвольте ребенку творить»

Детство – прекрасная беззаботная пора. Именно в детстве человек менее всего стеснён рамками и правилами. Ребёнок сам выбирает, чем ему заняться, какой вид деятельности выбрать. Один малыш будет ...

Буклет "Позвольте ребенку творить"

Мама,папа,я - творческая семья!...

Буклет "Позвольте ребенку творить"

Мама, папа, я - творческая семья!...