Письмо родителям! Вера в ребенка!
консультация по логопедии

Спильная Елена Валерьевна

Статья - это письмо родителям детей, у которых речевые проблемы, хотя понятно, что вера в ребенка нужна всегда и во всех сферах развития личности. Вера- генератор любой систимы воспитания, коррекции и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vera_v_rebenka_pismo_roditelyam_statya.docx106.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Уважаемые родители!

  Заметила тревожные звоночки в работе с Вами, и решила написать Вам, чтобы  предостеречь  Вас от многих ошибок сейчас и в будущем!!!

  Разрешите Вам напомнить некоторые основные принципы психологии педагогики, которые являются фундаментом моей логопедической работы.

    Известный русский психолог Лев Семенович  Выготский  в начале 1930-х годов ввел  понятие «зоны развития ребенка», оно традиционно выступает в качестве фундаментального положения в педагогической психологии и психологии развития! Он писал: «Зона ближайшего развития (ЗБР) определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».

Согласно Выготскому, ЗБР определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. То, что изначально доступно для ребёнка под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (навыками, умениями). Её наличие свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. Согласно Выготскому Л. С., процессы развития идут вслед за процессами обучения. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности, а также на сформированные раннее у ребенка систему научных понятий. Понятие Зоны ближайшего развития также позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Её определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка. «Большая или меньшая возможность перехода ребёнка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешность умственной деятельности ребенка».

Схема: Три зоны развития ребенка. Автор схемы: Типанов Николой. C:\Users\Елена\Desktop\зона ближ развит схема.jpg

Данная схема показывает наглядно нашу логопедическую работу  в сотрудничестве логопеда и родителя: от простого к сложному, вводим звук в речь от звука к слову, от слова к предложению, от предложения к тексту, введение звука в речь.

Своим учителем и наставником считаю великого человека нашего времени Шалва Амонашвили , автора научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».

   Личность ребёнка – центральное понятие концепции гуманной педагогики, которую разработал Амонашвили.

Логопедия требует  индивидуального подхода к ребенку. Для меня каждый ребенок уникальный, бесценный!

 Итак, Шалва  Амонашвили  создал памятку для родителей, которая содержит в себе основные идеи гуманности в воспитании и образовании.

Приведем некоторые положения этой памятки:

  • Дети от рождения несут в себе добрые намерения;
  • Важно разумно сочетать нежность любви с суровостью долга;
  • Бережное воспитание открывает возможности образованию;
  • Каждый ребенок имеет свой характер, важно разглядеть это вовремя, возможно за отдельными чертами характера скрывается дарование;
  • РЕБЕНОК МОЖЕТ ВСЁ!!!
  • Основную информацию ребенок получает до пяти лет;
  • В воспитании детей недопустимы ложь, грубость, НАСМЕШКА;
  • Научите детей искать позитивное в каждом моменте

Ш.А. Амонашвили в своих выступлениях определяет основные постулаты гуманной педагогики гуманной педагогики:

- ВЕРА в возможности ребенка, несмотря ни на что: ни на диагнозы врачей, ни на вердикты учителей, ни на свою беспомощность. ( Да, знать диагноз надо, надо лечиться (бороться), но надо верить в выздоровление!)

- раскрытие его самобытной природы;

- уважение и утверждение личности воспитанника, направление его на служение добру и справедливости.

Не подвергая сомнению, значимость знаний в становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.

«Чаша добра» Шалвы Александровича Амонашвили:

*Нижний слой- это вера, куда входят следующие заповеди:

Верить в безграничность ребенка; каждые мама и папа от Бога родители, учитель тоже может стать от Бога, если сам того захочет, верить  в силу, преобразующую силу, преобразующую силу педагогики добра, любви, понимания, сочувствия, помощи.

*Далее в чашу нужно положить прощение, радость, романтику воспитания.

*Образование стоит добавить как раскрытие конечного образа ребенка, а не внушение знаний, а воспитание- как питание духовного стержня.

Руководящие принципы учителя (думаю, следует добавить , что данные принципы и для родителя):

  • Принцип очеловечивания среды вокруг ребенка,
  • Принцип уважения личности ребенка,
  • Принцип терпения в становлении ребенка;

Заповеди учителю:

  • Верить в безграничность ребенка,
  • Верить в свои педагогические способности,
  • Верить в силу гуманного подхода к ребенку;

Опоры в ребенке:

  • Стремление к развитию (ребенок всегда хочет  расти, развиваться, быть лучше, нам надо только поддержать малыша в этом);
  • Стремление к взрослению (каждый ребенок мечтает быть взрослым!!!)
  • Стремление к свободе («Я сам!»- мы слышим с тех пор, как ребенок научился говорить.)
  • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

   В коррекционной педагогике есть еще участник педагогического процесса: это родители! Участие родителя в учебе очень важна, так как дошкольник не обладает многими навыками: еще не сформирована осознанность действий, поступков, а также специфика логопедической работы: практически у 98% детей нарушено фонематическое восприятие. Для введения в речь поставленного звука нужно, чтобы ребенок научился слышать новый звук, мог выделять его в потоке звуков, и различать этот звук среди близко по звучанию звуков, для формирования всех данных навыков нужна помощь ребенку извне, то есть помощь родителей.  Логопед в Логопункте видит ребенка 2 раза в неделю по 20 минут, то есть логопед может воздействовать на личность ребенка, будьте внимательны… Готовы?!

 Итак, логопед работает с ребенком всего 4% в неделю!!! 

  Что можно за это время успеть?! Конечно, что-то можно успеть!!! Поставить звуки, построить индивидуальный план коррекционной и логопедической работы, по которому автоматизировать звуки, формировать фонематическое восприятие, развивать связную речь.

Но результата можно достичь только, полностью опираясь на АКТИВНУЮ помощь родителей.

   Картина логопедической работы ясна, и очевидна значимость взаимосвязи  логопеда и родителей, но если  родитель сомневается в специалисте, если вместо четкого выполнения заданий логопеда родитель подвергает сомнению задания логопеда, как вы думаете, кто больше всего пострадает? Правильно, всегда страдает ребенок!!!

  В педагогическом процессе важна вера родителя не только в собственного дитя, но и в учителя!

Зачем это надо?

Это очень важно! Так как в жизни работает принцип: во что поверишь, то и получишь!!!

    В работе всегда есть спорные моменты, в таких случаях особенно важно уметь довериться опыту, знаниям, навыкам специалисту.

Не тратьте время на рассуждения, а занимайтесь с ребенком!!!

Я верю в Вас и Ваших детей!!!

Вы- замечательные мамы! У Вас потрясающие дети!

У нас все получится!!!        

С безмерной любовью к Вашим детям! С глубоким  уважением, Ваш учитель-логопед!

Литература:

  1. Амонашвили А. А.. Педагогические притчи. – М.:  Свет, 2018.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Национальное образование, 2019.