Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения
статья по теме

В статье отражены особенности развития мальчиков и девочек, а также указаны условия, необходимые для удовлетворения познавательных потребностей детей, даны советы воспитателям по гендерному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_gendernoe_vospitanie.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения направлен на то, чтобы дети росли социально адаптивными, включенными в процесс общения с окружающим миром, детьми и взрослыми. Мальчиками и девочками, чтобы ребенок с ранних лет овладел культурой понимания других людей, культурой созидательного взаимодействия. Общение ценно еще и тем, что двусторонний процесс, позволяющий понимать не только окружающих, но и себя.

Возможность общения не только с детьми одинаковой половой принадлежности, но и с противоположным полом в детском саду позволяет ребенку учиться общаться по-разному, учитывая особенности партнера по социальному взаимодействию, и учиться быть социально гибким, подвижным, развивая в себе социальное творчество.

Дошкольное воспитание ориентированное  только на воспитание мальчиков, или только девочек, кажется ошибкой. Ведь именно в дошкольном периоде детство начинается и активно протекает полоролевая  (гендерная) социализация, закладываются первоосновы полоролевых ценностных ориентаций и центральных качеств пола – мужественности у мальчиков и женственности у девочек. И все это позволяет ребенку реализовать себя как представителя конкретного пола, правильно строить взаимоотношения с противоположным полом, а также помогает в будущем избежать феминизации мужского поколения и маскулинизации женского.

Гендер означает по одним источникам – род, по другим – представление. Гендер показывает на то, как мы представляем свой  пол окружающим, насколько мужественно или женственно ведем себя, на какие идеалы опираемся. Гедер – это пол в социально-психологическом смысле, специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин.

Главные задачи гендерного воспитания - формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.

Особенности развития и обучения мальчиков и девочек.

Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин – пространственные и математические. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины – дружелюбность и контактность.

Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире.

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними.

Мальчики прежде всего ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать. А девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл “считывают” хуже. Если мальчик постоянно переживает девичьи эмоции, то он воспитывается уже по женскому типу.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Поэтому, организуя проблемно-поисковые ситуации  для ребенка, необходимо помнить, что дня мальчиков характерно широкое пространство поиска и экспериментирования, то есть задействована должна быть вся группа или специальное помещение. Необходимо помнить, что мальчики чувствуют себя комфортно в пространстве, начинают доминировать в нем. Девочкам удобнее решать проблему в камерных условиях, а значит, необходимо сузить зону поиска решения, сделать проблему более концентрированной в пространстве (достаточно стола, стула, одной зоны в предметно-развивающей среде группы). Это по силам воспитателю в рамках одного игрового, проблемно-поискового занятия. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.

Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет жизни. Девочки заполняют альбомы “принцессами” и автопортретами, а мальчики машинами и военными сражениями, и никогда наоборот. У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. Все, о чем говорил учитель, присутствует: и фигурные окна, и фонтаны, и деревья, и необычные цветовые решения. У мальчиков почти каждый рисунок – новое, неожиданное принципиальное решение: дом – космический корабль, дом, стоящий на трех слонах, дом, обвитый огромной лианой с огромными прекрасными цветами (и это тоже мальчики!) и так далее.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется “инстинкт материнства”, выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они как правило прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. Мальчикам пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее).

В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане “забивают” мальчиков. Их речь развита лучше, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас.

У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов — лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у шестилетних мальчиков, но часто не по силам девочкам в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую.

Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие .

Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни.

Эмоциональное отношение к проблеме или задаче, вариантам их решения будет выражаться у мальчиков и у девочек по-разному, и воспитателю необходимо продумать условия и возможность действенного выражения у мальчиков и вербального у девочек. Очевидно, что результаты освоенных знаний и умений требуют эмоционального различного воплощения у детей разного пола, и это очень значимый и важный момент. В своих работах выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский не раз подчеркивал, что механизмы, познания у дошкольника базируются на эмоционально-чувственном восприятии жизни.

Занятия с мальчиками и девочками должны учитывать особенность восприятия знаний мужским и женским мозгом. Так, основу проблемных ситуаций и задач для мальчиков должны составлять пространственные задачи, составляющие основу обучения детей конкретного пола. У девочек в большей степени происходит ориентация на применение совместных умений в ходе решения задачи или проблемной ситуации, их в большей степени волнует не сама ситуация, а возможность стать участницей ее решения. Если мальчики решают задачу — в этом специфика культурных мужских практик, то девочки ищут решение, их увлекает сам процесс, социальное взаимодействие по этому поводу. Эта неуловимая разница часто становится причиной серьезных педагогических ошибок и отражается на качестве обучения.

В совместном обучении мальчиков и девочек вполне допустимы занятия, проводимые в подгруппе детей одной половой принадлежности, если того требуют и содержание, и способы его освоения. Это разнообразит обучение и даже будет полезным в некотором смысле. Очевидно, что главным фактором в обучении детей разного пола становится воспитатель и те условия, которые создаются им для  своих воспитанников.

Условия для  удовлетворения познавательных потребностей девочек и мальчиков.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что к числу оптимальных условий, в которых удовлетворяются познавательные потребности и мальчиков и девочек, повышается качество обучения, можно отнести;

управление эмоциональными стрессами детей, иными словами, взаимодействие с ребенком должно быть таким, чтобы он чувствовал привязанность к взрослому, эмоциональный комфорт, не испытывал страха потери этой привязанности. Исследования показывают, что потеря привязанности и у мальчиков, и у девочек одинаково влияет на память, а значит — и на обучение детей в целом. Известны факты, доказывающие, что ребенок с потерей привязанности, в состоянии стресса, практически не обучаем;

создание предметно-развивающей среды, отражающей особенности интересов и познавательной активности разнополых детей. Самыми главным» принципами  в  создании  общей среды становятся ее привлекательность для детей, заставляет думать, самостоятельно применить освоенные знания и умения, опыт и ее доступность. Сам воспитатель становится частью такой среды и для детей младшего дошкольного возраста выступает посредником во взаимодействии с ней.

единство  требований к организации жизни ребенка в семье и в детском саду, что влечет за собой просвещение родителей в обучении мальчиков и девочек.

правильный режим питания  ребенка, который влияет на его cспособность учиться. Ряд исследований показывает, что увеличивать утро (в завтрак) углеводную нагрузку (хлеб, каша, сахар) детям с малоподвижным образом жизни не рекомендуется. Поскольку в результате при распада Сахаров у мальчиков наблюдается тенденция к нервному возбуждению, а у девочек — депрессия или  эмоциональный спад. Мальчики становятся импульсивными, а девочки на время уходят в себя или расстраиваются. Пища с высоким содержанием волокон и протеина (йогурт, молоко) обеспечивает успешность в обучении, активизирует способность учиться, так как благодаря подобной еде клетки мозга у дошкольников растут быстрее.

выработка и реализация санкций в обучении мальчиков и девочек. Реализация такого условия возможна, если по результатам комплексной психодиагностики психолог и воспитатель сообща вырабатывают ряд санкций или разумных требований к ребенку — мальчику или девочке, регулирующих его деятельность и поведение в обучении.

реализация индивидуального подхода в обучении детей, как мальчиков, так и девочек.

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЯМ

1.   Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, вышивку, шитье, а у девочек — крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.

2.  Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, используйте их на занятиях в контексте культурных практик. А для девочек лучше подойдут вода и песок, чтобы можно было практически осуществлять разные варианты поиска, обсуждать их совместно.

3.   Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к действиям.

4.  Используйте чаще различные головоломки для девочек.

5.  Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.

6.  Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.

7.  Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.

8.   Приглашайте на занятия родителей детей, в присутствии мужчин и пожилых людей дети (особенно мальчики) ведут себя более организованно и стараются произвести приятное впечатление.

9.  Если в группе есть лидеры-мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, что среди них тоже есть лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. Необходимо помочь девочке использовать этот потенциал.

10.  Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей, успешно решающих задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гендерное воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.

Проблема воспиания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

Проблемы гендерного воспитания в современных условиях дошкольного образования

Проблемы гендерного воспитания в условиях современных реалий социума. Рассматриваеются проблемы духовной гендерной принадлежности, принадлежности к тому или иному полу по чертам характера....

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья о различиях в воспитании девочек и мальчиков...

Стендовая работа на тему: "Гендерное воспитание детей в условиях детского сада"

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами...

Проект "Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи "Я - мальчик! Я - девочка!"

В проекте содержится материал (ООД, беседы, игры, консультации для родителей, родительское собрание и т.д.) по созданию условий для естественного развития ребёнка дошкольного возраста в ДОУ и семье с ...

Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

В современном мире часто возникает вопрос, необходимо ли какое-то особенное гендерное воспитание дошкольникам. В последнее время педагоги часто говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены...


 

Комментарии

В статье отражены особенности развития мальчиков и девочек, а также указаны условия, необходимые для удовлетворения познавательных потребностей детей, даны советы воспитателям по гендерному воспитанию