Проблемы гендерного воспитания в современных условиях дошкольного образования
материал по теме

Шайхутдинова Надежда Александровна

Проблемы гендерного воспитания в условиях современных реалий социума. Рассматриваеются проблемы духовной гендерной принадлежности, принадлежности к тому или иному полу по чертам характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы гендерного воспитания в условиях дошкольного образования

          Изменения, происходящие в обществе, неизменно ведут к изменению мировоззрения всего населения и как следствие изменения мужского и женского поведения. Проблема воспитания ребенка в соответствии с его полом, является как никогда актуальной, ведь в наше время всё сильнее стираются грани между «женским» и «мужским» - обязанностями, профессиями, и самое страшное, чертами характера. В семьях царит полный хаос по распределению обязанностей и детям всё сложнее сориентироваться, что является «женским», а что «мужским».

        Гендерная принадлежность — это совокупность признаков человека, определяющих его принадлежность к мужчинам либо к женщинам, главным образом в культурном и социальном плане. Но борьба за уравнивание своих возможностей женщинами началась  уже очень давно и продолжается по сей день. Причин этой борьбы множество - от борьбы женщин за личную свободу до  политического равенства. Все эти проблемы широко обсуждаются на различных уровнях, но вопрос духовной гендерной принадлежности не так широко рассматривается в качестве проблемы. Нацеленность родителей, педагогов, государства и как следствие детей только лишь на определенный результат, успех в умственной либо физической деятельности провоцирует отхождение на второй план значение воспитания. Направление гендерного развития в условиях дошкольного учреждения носит достаточно формальный характер – помогать детям воспринимать себя как существо определенного пола.  Воспитывать в девочке истинные женские качества как скромность, мягкость, терпение, в мальчике волю, желание помочь, силу духа становится второстепенным. Все эти качества, как будто, утрачивают свое значение и даже в некотором смысле переосмысливаются. В наше время девочек с раннего возраста учат, что девочка это не та, которая обладает набором каких-либо душевных качеств, а та, которая просто наденет платье, накрасит губы , а во всем остальном у нее равные возможности с мальчиками в любом аспекте деятельности. Сегодня мы боимся таких простых слов, как добродетель, милосердие и доброта. Мы не верим старым добрым словам, потому что больше не верим в старые добрые ценности.
Сам ребенок не в состоянии определить необходимость воспитания не столько принадлежности к определенному полу и набору прав и свобод, сколько набора качеств, определяющих полноту понятий «женщина» и «мужчина». Отстояв право на равные условия труда, обучения, юридического и политического равенства, женщины, тем не менее, продолжают борьбу, но уже не в контексте  равенства, а в контексте превосходства. Как говорил протоиерей Андрей Ткачев: «Тяжесть мира лежит на мужских плечах. Если эту тяжесть мужские плечи нести отказываются, мир сползает, и ему грозит падение... Надо воспитывать мужчин, сильных, последовательных, ответственных. Иначе в области их интересов останутся только пиво, футбол, продавленный диван и анекдоты о том, что ниже пояса. Больше всех эту катастрофу ощутят на себе ... женщины. Им некого будет слушаться, не за кого прятаться, по сути, некуда деваться. И они будут храбриться на людях, делать хорошую мину при плохой игре. Будут, одним словом, изображать наслаждение от свободы и независимости. Но лучшая подружка, и священник на исповеди, и заплаканная подушка будут знать, что женщины эти глубоко и неисцелимо несчастны... Женщина без мужчины — это ребро без человека». К сожалению, в этой гонке за превосходство пострадают все, особенно дети.

        Уже сейчас в процессе анализа поведения детей можно констатировать, что девочкам стала привычна агрессия, отсутствие нежности, понимания, сопереживания, мальчики же всё чаще не могут постоять за себя, не умеют правильно выстроить свои отношения с девочками, отсутствует культура поведения. В семьях воспитанников постепенно начинают пропадать понятия «забота», «доброта», «преданность», «терпение», любая сложность вызывает агрессию и желание уйти из семьи. В условиях дошкольного учреждения работа должна строиться равно как с детьми, так и с родителями. Сложность заключается в том, что если ребенок воспринимает любую информацию, то взрослый человек зачастую проявляет агрессию и нежелание слушать, что существует необходимость работы в данном направлении и в его семье. Результаты этого направления не подлежат объективной оценке, не всегда родители представляют опасность, которая таится в упущении такого важного момента как воспитание у ребенка качеств, определяющих его половую принадлежность. А ведь это именно опасность. Страшные последствия может повлечь это упущение. Уже несколько десятилетий мы можем наблюдать духовный распад семей, где каждый сам за себя, где женщина ропщет на то, что мужчина не может заработать, защитить тем самым семью, на безответственность мужчины, его инфантильность. Опасность заключается еще и в том, что основная масса людей делает это бессознательно. На этот выбор влияет множество внешних факторов, таких как телевидение, журналы,  музыка и даже мультфильмы. При сумасшедшем темпе жизни, который как будто бы необходим сегодняшнему человеку, совершенно забывается роль семьи и воспитания, все больше времени ребенок проводит у компьютера или смотрит мультфильмы непонятного содержания. Женские персонажи этих мультфильмов наделены какими-то сверхъестественными силами, жестоки, пусть и борются со злом, строги, тщеславны. Мужские персонажи все чаще прячутся за чьи-либо спины, нет у них ни желания трудиться, ни представления об этикете. Персонажи зачастую являются лишь потребителями. Ребенок теряет связь между своим полом и поведением.

        В наши дни вопрос о гендерном воспитании ребенка стоит очень остро именно потому, что нет возможности противостоять и внешним и внутренним факторам, влияющим на осознание взрослым и ребенком этой проблемы. Проблема состоит еще и в нехватке для детей собственных примеров. Семьи в большинстве своей живут отдельно от своих родителей. Мы страдаем от отсутствия хороших бабушек и дедушек! Хорошая бабушка нужна всем во все века. Сколько бабушек-склочниц, лентяек, празднословок… Ведь мы нуждаемся в этаких Аринах Родионовнах, которые знают фольклор, не боятся работы, всегда в трудах, которые сварят что-то такое, чего ты не сваришь, расскажут сказку, притчу, легенду… Бабушка — незаменимый человек! И родится она из хорошей мамы. Иначе — получается такая бабушка, которая делает химическую завивку, курит папиросы, говорит «не троньте меня, я хочу пожить для себя» и в восьмой раз выходит замуж.
Выход из сложившейся ситуации займет большое количество времени. С детьми необходимо работать в данном направлении посредством чтения книг, рассказов, истории о древнем русском быте, ну и конечно собственного примера. С родителями необходимо проводить беседы и попытаться донести до них одну простую вещь – позвольте своей дочке роскошь быть нежной, любимой, хранительницей семейного очага,  мальчику – роскошь ответственности за себя и своих близких, силы духа и трудолюбия.

        Хочется закончить свою работу строчками стиха великого князя Константина Константиновича Романова:        

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
Средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гендерное воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.

Проблема воспиания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения

В статье отражены особенности развития мальчиков и девочек, а также указаны условия, необходимые для удовлетворения познавательных потребностей детей, даны советы воспитателям по гендерному воспитанию...

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях

 Статья посвящена рассмотрению проблем семейного воспитания современного ребенка - ребенка XXI века. Отражены причины возникновения проблем в семейном воспитании. Представлены модели отнош...

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...

Проект "Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи "Я - мальчик! Я - девочка!"

В проекте содержится материал (ООД, беседы, игры, консультации для родителей, родительское собрание и т.д.) по созданию условий для естественного развития ребёнка дошкольного возраста в ДОУ и семье с ...

Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

В современном мире часто возникает вопрос, необходимо ли какое-то особенное гендерное воспитание дошкольникам. В последнее время педагоги часто говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены...