Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях
статья по теме

Дунаева Ксения Владимировна

   Статья посвящена рассмотрению проблем семейного воспитания современного ребенка - ребенка XXI века. Отражены причины возникновения проблем в семейном воспитании. Представлены модели отношения родителя к своему ребенку. Затронута тема того, какие новые качества в воспитании ребенка требует современный социум и почему семья претерпевает кризисы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnye_problemy_semeynogo_vospitaniya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

                                             

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается   солнце, так в  детях отражается нравственная чистота матери и отца».

                                                                                                                          В. А. Сухомлинский

       Если проводить параллель, то можно сказать, что капля воды – это наше общество, частью которого является  семья, а солнце – ребенок, который получает воспитание изначально в семье. Какие же возникают изменения и проблемы? Почему это происходит?  Почему в современных условиях “лучи солнца” светят по-другому ?    

     Для ребенка  семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Одна из главных функций семьи - воспитательная: воспитание детей, самореализация в детях [1]. Самореализация в детях – отражение своего Я в детях. Современные дети показывают, что изменились ценности взрослых. Основные изменения произошли в замене таких ценностей,  как трудолюбие, послушание, аккуратность, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные блага, думать много о себе. Современное общество изменилось так, что утратило силу главенство отца в семье, роль матери в воспитании детей, подчинение детей родителям. Наблюдается равенство в общении с детьми. Например, я наблюдала следующее: мама задерживалась и не пришла, как обычно, после сна забрать ребенка, мальчик 4,5 года ее ждал и произносил такую фразу - “Ну где же моя мама? Ну придет, получит она у меня!” Дети руководствуются своими принципами, что приводит к    спорам с родителями, к неуважению старших. Идет  ориентация на воспитание таких качеств, как самостоятельность, активность и независимость. [2]. Вот реальный пример поведения современного ребенка (девочка 4,5 года и девочка 8 лет) в семье: ”Дочка (4,5 года) очень разборчивая во всем, она поступает так, как считает нужным, сама в нужное ей время берет еду в холодильнике, ест, что ей хочется (не всегда полезное), понятия завтрак, обед и ужин в семье не существует.”  Мама идет на поводу у ребенка, понимая это, она не может ничего изменить. А когда повышает голос и ругается за неправильные поступки детей, то слышит такие фразы от дочки (8 лет): ”Папа, когда ты найдешь нам другую некрикливую маму?! ”. Разве могли мы во время  XX века о таком подумать и так сказать?! На данном примере прослеживается проблема затруднения родителя в воспитании своего ребенка. Родители не имеют педагогического образования, им тяжело справляться с современными детьми.

   Однако основная задача современного воспитания – подготовить ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни, той которую диктует нам общество. А оно требует ориентации на вышеуказанные новые качества – самостоятельность, независимость. Но надо их уметь направлять в нужное русло. Исследования  показали,что гораздо легче адаптируются к сегодняшней жизни те дети, чье воспитание носило демократический характер и чьи родители стремились привить своим детям более современную систему ценностей. В связи с изменениями условий российская семья претерпевает кризисы: экономические и социальные. Экономические – потеря работы, низкий уровень оплаты труда и пособий, удорожание содержания ребенка в семье, медицинского обслуживания и пр. Среди социальных причин чаще встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень и негативный воспитательный потенциал семьи. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, у него формируются неадекватные стереотипы семейного и общественного поведения, отсутствуют образцы позитивного поведения членов семьи. [3].

   Нельзя не затронуть проблему техносферы, в которой живет современное общество. Через CМИ (интернет, телевидение) идет большой объем информации. Зачастую информация агрессивная. Родители проводят время в социальных сетях и завлекают туда детей. Ведь ребенок воспитывается на примере своего родителя. Все время взрослых проходит у компьютера, и ребенок не имеет представления о том, что можно вместо сидения за компьютером шить, рисовать, печь и т.п. Культ “хозяек” уходит в прошлое. Медики рекомендуют проводить детям за компьютером от 10 до 20 минут в зависимости от возраста, а они сидят по 2,3 часа, а то и целыми днями. А ведь рисование, лепка и прочее, куда более полезно в дошкольном возрасте. Конечно, не надо исключать полностью общение ребенка с компьютером, планшетом – нам время диктует их использование, но надо направлять общение с техникой на саморазвитие ребенка. Например, использовать игры, мультики и прочее, которые направлены на развитие мышления, внимания, памяти, творческих способностей ребенка.

    Зачем нужен родителю ребенок? Хочется рассмотреть такие современные варианты семейного воспитания и проблемы, которые возникают при этом:  

  1. “Ребенок напоказ”. Все сказано этими строками:

“Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если вы наряжаете своих детей, как куколок, с целью ими любоваться или вызвать восторг от посторонних людей, если вы доставляете им удовольствия, несоответствованные их возрасту, вводите их в круг веселящихся взрослых людей, если вы ищете случая, где бы ваши дети могли отличаться перед другими, или услаждаетесь похвалами, расточаемыми им в их присутствии, то ваша любовь не бескорыстна: вы не замечаете, что здесь работает ваше тщеславие, которое воспитывает честолюбцев, людей поверхностных, не способных ни на какие движения без расчета на личные выгоды”. В.Я.Стоюнин 

 

  1.  “Ребенок - помеха”.

 Родители такого ребенка ставят на первое место свои дела и    потребности, а ребенка заинтересовывают телевизором, ограничивают его двигательную активность с раннего детства, делают все за него (одевают, раздевают, убирают игрушки), так как у них мало времени. Потом вырастает лодырь, неряха и лежебока.

  “Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.”   П.Ф.Лесгафт 

  1. ” Ребенок – центр вселенной”

  Ребенок занимает в семье центральное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Родители его всегда оправдывают. И растет из такого ребенка эгоист и баловень, не имеющий представления о нормах и правилах поведения. Мне как-то было неудобно за маму девочки (6-7 лет), с которой я ехала в транспорте – дети громко разговаривали, веселились, прыгали, в транспорте ехали пожилые люди. И когда я сказал, что надо вести себя потише, что это общественный транспорт от мамы я услышала такие слова: “Да ладно, это же дети, им надо покричать, попрыгать…!”  Вот этим и сказано все о воспитании этой семьи! Да, им надо попрыгать, покричать, выплеснуть эмоции! Но не в общественном же транспорте! Куда же девается культура поведения?

“Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными ” . Д.Дидро 

      Родители не являются педагогами, не видят себя со стороны. Из практики видно, что,  чаще всего, они не задумываются о последствиях воспитания своих детей. Дошкольное образование в современных условиях является той важной ступенькой в развитии ребенка, где смогут направить родителя по нужному пути. Для решения проблем воспитания ребенка в семье необходимо создавать благоприятные условия в группе, атмосферу тепла и доброжелательности, чтобы каждый родитель хотел обратиться к воспитателю за консультацией. Необходимо проводить проектную деятельность, которая сплочает взаимодействие детей с родителями и детским садом. С помощью проектов можно решать разнообразные вопросы, направленные на семейное воспитание, причем родители даже об этом не догадываются. Они выражают радость от удовольствия, которое получают на презентации проекта. Позитивный и довольный родитель –  это залог хорошей, спокойной атмосферы в семье. Что и является важным условием для воспитания гармонически развитой личности. Мы – работники детского сада поможем дать чистое отражение солнечных лучей, о которых говорил В.А Сухомлинский. Ведь воспитатель  - это второй родитель для ребенка и друг семьи, который всегда придет на помощь в трудной ситуации.

      Непрерывное обучение взрослых и детей не даст развиваться проблемам и исключит многие ошибки!

[1] -    “ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия”

[2] -   Сатир В. “Как строить себя и свою семью. Заметки психолога”

[3]-  “ Этика и психология семейной жизни”. Типовая программа курса для   учащихся старших классов средней школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы гендерного воспитания в современных условиях дошкольного образования

Проблемы гендерного воспитания в условиях современных реалий социума. Рассматриваеются проблемы духовной гендерной принадлежности, принадлежности к тому или иному полу по чертам характера....

Актуальные проблемы семейного воспитания

Актуальные проблемы семейного воспитанияСемейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, прох...

Статья "Проблемы семейного воспитания в современной семье"

Статья "Проблемы семейного воспитания в современной семье"Воспитание - часть социализирующего образования. Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемы...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: автор рассматривает систему современного дошкольного образования в аспекте семейного воспитания, раскрывает необходимые условия качественного воспитания детей дошкольного возраста....

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...

Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гра...