Опыт работы по теме "Этикет в ДОУ"
методическая разработка по теме

Демченко Ирина Александровна

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями ставит задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.

Ведущей педагогической идеей  является создание технологии “Этикет для дошкольников». Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Новизна педагогического опыта заключается в комбинации элементов традиционных и нетрадиционных форм воспитания, обобщении и систематизации имеющийся материалов по этике для дошкольников по разным возрастным группам. В каждой группе определены задачи и представлен тематический план их реализации и содержание работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_soc.seti_.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

1.        ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

1.1.ИСТОРИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ПЕДАГОГИКЕ

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственном воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Известный русский просветитель XVIII века Николай Иванович Новиков полагал, что нравственные основы воспитания закладываются в семье. Особого внимания заслуживают нравственные правила Н.И.Новикова: уважение к старшим; любовь к людям труда, презрение к праздности, скуке; честность, мужество. Например: «Имей к людям уважение, если уважаем быть хочешь»; «Праздность – мать всем порокам»; «Если ты виноват, то винись скорее: упрямством умножишь и вины, и беды». Русский просветитель отмечал, что «процветание государства, благополучие народа зависит от доброты нравов, а доброта нравов неотъемлема от воспитания…Через него привычка к порядку, отечественный дух, благородная народная гордость». Его идеи нашли отклик в умах прогрессивного дворянства России начала XIX века. Нравственные нормы и правила хорошего тона усваивались дворянскими детьми, прежде всего в семейном кругу. Почитание старших было одним из основополагающих элементов традиционного русского воспитания. Мы живём в другую эпоху, изменились наши традиции. Но мы не должны забывать то ценное, что было в нашей истории.

         Большую роль в нравственном развитии личности дошкольника сыграл и Сухомлинский В.А., отводя важную роль в воспитании детей семье. Он говорил: «Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей». Семья оказывает огромное влияние на ребёнка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга – всё это имеет своё определённое значение. Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней.

Авторы, виднейшие российские учёные и педагоги: Максакова А.И. Формановская, Островская Л. Ф., Чуканова З., Юдина Н., Одинцова Л. и другие практические работники опубликовали свои статьи, которые отражают суть исследуемой мной темы. Вышли в печать сборники российских авторов, пособия по этикету: Богуславская Н.Е. 1997, Гурьянова М.Е. 1998, Дунцова К.Г. 1990, Лом И.М. 1994, Насонкина С.А. 1997, Пивовар В. 1998, Рукавчук Л.И. 1997, Хаткин Н.Б. 1997, Кузин Ф.  

Мы очень часто культуру поведения, культуру общения осваиваем на практике: в семье, в дошкольных учреждениях, в школе, в транспорте, на собственных промахах и ошибках. Вот почему есть необходимость в широкой пропаганде культуры поведения и повсеместном внедрении правил этикета.

Во многих странах этикет начинают изучать в дошкольном возрасте. Сейчас в США существует специальный институт этикета, носящий имя Э. Поста - одного из популярных писателей, книга которого по культуре поведения, вышедшая 1922 г., переиздавалась около 100 раз. Колоссальным успехом пользуются книги Д. Карнеги, для широкого круга читателей печатаются работы Камычек Я., Смолка К., Фромма А., Честара Д. и др.

Список литературы:

1.С.В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». Москва, 1986 г.

2.Л.М.Шипицина «Азбука общения» раздел № 8 С.-Петербург 2002 г.

3.Л.Ф.Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников».

4.Т.А. Шорыгина «Вежливые сказки» - этикет для малышей.

5.Л.Ф.Островская «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников» Москва Просвещение, 1990г.

7.Н.В. Нищева «Развивающие сказки» 2002 С-Петербург изд. Детство-Пресс

8.С.А. Насонкина «Уроки этикета» С.-Петербург изд. «Акцент» 1998 г. 9.О.Н. Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» Москва. Прометей 2003 г.

10.Е.А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» М. 2003 г

11.Собственные проекты «Родной свой край люби и знай», «Мир каждому человеку».

12.Семенека С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать» корр.-разв. программа М., 2003 г.

13.Т.А. Шорыгина «Эстетика для малышей» М., Прометей. 2003 г.

14.Т. Шорыгина «Этикет для малышей» М. Прометей. 2003 г.

15.О.А.Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекрасное» Москва. Баланс 2004 г.

16. Н.В. Клюева «Психолог и семья» Ярославль , 2001 г.

17. А.Ю. Монахова «Психолог и семья: активные методы взаимодействия « Ярославль, 2002 г.

18.А.А. Романов «Направленная игровая терапия агрессивности у детей” Москва. 2004 г.

19.В.А. Родионов, М.А. Ступницкая “Взаимодействия психолога и педагога» Ярославль 2001 г.

20.Н.В.Клюева «Психолог и семья: Диагностика, консультации, тренинг». Ярославль, Академия развития 2001г.

21.Л.Ф.Островская «Педагогические знания – родителям» М.Просвещение 1983г.

22.Л.Ф.Островская Р.С.Буре «Воспитатель и дети» М.П.1985г.

23.В.Н.Столетов «Диалоги о воспитании» М.Педагогика 1985г.

24.И.Н.Курочкина «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников» М.ГИЦ Владос 2001г.

Дошкольное воспитание

№7 1975 г. Л.Одинцова «Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника».

Д/В №2,3,4,5,12, 1986г. «Формирование культуры поведения и дисциплинированности в процессе трудовой деятельности детей дошкольного возраста».

Д/В №2 1976 Л. Островская «Поговорим о красоте поведения».

Д/В №4 1985г. Т.Комарова «За что и как поощрять ребёнка».

Д/В №12 2004г. «Ю.В. Щербинина “Речевая агрессия и пути её преодоления».

Д/В №1 1989г. Г. Портянкина «Планирование работы по воспитанию культуры поведения”.

Д/В №9 1985г. Л.Островская «Воспитание правильного поведения на занятиях».

Д/В №12 1994г. О. Кокоткина «Организация общения воспитателей с детьми».

Д/В №4 1988г. А.С.Макаренко «Лекции о воспитании. Как понять ребёнка?».

Д/В №10 1989г. Л.Островская «Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения».

Д/В №8 1978г. О.Фролова «О педагогической этике воспитателя».

Д/В № 5 2001г. И.Курочкина «Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса».

Д/В №5 1977г. Л.Островская «Избалованный ребёнок», Е. Гаспарова «Выходной с малышом», М. Сапков «Как мы приучаем сына к труду».

Д/В №1 1989г. Е. Гаспарова «Упрямство и капризы».

Д/В №10 2003г. И.Курочкина «О культуре поведения и этикете».

Д/В №8 1982г. Л.Островская «Азы воспитанности».

Д/В №5 1989г. Н. Формановская «Как правильно общаться».

Д/В №9 2001г. С.Козлова «Нравственное воспитание детей в современном мире».

1.2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность, делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе. Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте. Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует, развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.

А всё ли мы сделали для того, чтобы вырастить нравственно здоровых детей? Задала я себе этот вопрос и задумалась над этой проблемой. Перечитала заново методические книги, труды наших классиков-педагогов, приобрела много новых изданий. Пришлось по крупицам собирать рекомендации, советы, предложения. Так  возникла идея создания разработать технологию “Этикет для дошкольников»  в нашем детском саду. Работу в этом направлении начала я с диагностики уровня владения этикетом непосредственно детей своей старшей группы и их родителей. Результаты проведённого обследования представлены ниже.

Диагностика уровня владения этикетом воспитанников старшей группы детского сада на начало 2010-2011 учебного года

 

Диагностика уровня владения знаниями этикета среди родителей детей старшей группы

 

На практике я поняла, что обучать дошкольников хорошим манерам « на ходу» нецелесообразно. Например, если во время еды начать учить пользоваться ножом, то объяснение нового отвлечет ребёнка, может вызвать отрицательные эмоции и негативно сказаться на усвоении пищи и даже на аппетите. Поэтому знакомство с правилами хороших манер и упражнения в их выполнении, я решила проводить на специально организованных занятиях.

1.3.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОПИСАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Основные понятия:

Этикет (в пер. с франц. – ярлык, этикетка) – свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. В 17 веке во Франции при дворе Людовика появилось слово «этикет», определяемое как порядок поведения при дворе французского короля. Слово это, как и сам порядок, распространилось во французском обществе, затем в других странах. В России оно впервые появилось в начале 18 века. Этикет характеризовал собой новое явление поведенческой культуры, определяемое, тогда как соблюдение такого порядка поведения, который в своей основе строится на благопристойности, учтивости и приятности обхождения. Современное содержание понятия «этикет» близко к его первоначальному смыслу, хотя значительно расширилось. Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и реального поведения, внешним обликом.

Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованием гигиены, но и нормами человеческих отношений.

В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определенным образом.

Социокультурное воспитание детей рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру (социуму) должны лежать гуманные чувства, сотоварищество, сопереживание.

Беседы - специально организованный разговор с детьми на определенные темы. Целью бесед является уточнение и система¬тизация знаний детей по отдельным вопросам; научить общаться в ходе разговора: правильно отвечать на вопросы, самостоятельно задавать их; высказывать суждения.

Искусство и литература - богатейший источник и побудитель чувств,

переживаний, и именно высоких чувств,специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

Анкеты  позволяют выявить уровень, каких либо знаний и умений по любому вопросу.

2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Старшая группа, состоит из 23 детей.

Когда речь идет о функциональной норме, педагог  делает вывод о том, насколько ребенок «вписывается» в группу «среднестатистической» нормы, насколько он адаптирован к ней, относительно хорошо приспособлен или, напротив, выделяется среди коллектива нормально развивающихся сверстников, насколько владеет навыками личностной саморегуляции. Личностный уровень регуляции и саморегуляции как уровень, отражающий взаимоотношения между актуальным ближайшим развитием ребенка, между тем, что он хочет и может, и тем, что от него требует социум, может быть оценен через уровень сформированности базиса личностной культуры

или возрастных психологических новообразований.

Опишу его компоненты подробнее.

Социальная компетентность. К концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывая желания других людей. Может сдерживать себя, доказывать просьбы, предложения, несогласие в социально-приемлемой форме.

Коммуникативная компетенция проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью логическим операциям, речевому планированию, к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает о некоторых природный явлениях и их закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами — алфавитом, цифрами.

Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок владеет своим телом, различными видан ми движений. Имеет адекватные представления о своем физическом облике и здоровье. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Креативность.Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, движения и т. п., которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Ребенок может найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, стойкой мотивацией достижений, изобретательностью.

Самостоятельность и ответственность. Ребенок владеет навыками самообслуживания, замечает нарушения порядка в быту и природном окружении. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Самостоятельный ребенок — это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и умеющий понять, исправить и избежать ее в дальнейшем.

Произвольность. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, к преодолению непосредственных желаний, на основе собственных побуждений (данного слова, обещания) и установленных правил. Появляются настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к другим людям. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

Свобода поведения и безопасность. Свобода

 поведения у семилетнего дошкольника основана на его компетентности и воспитанности. Он осторожен и предусмотрителен, избегает травм, Знает, как себя вести в экстремальных ситуациях, проявляет разумную осторожность в незнакомой обстановке, при встречах с незнакомыми людьми. Ребенок понимает необходимость придерживания социально-детерминированных запретов (нельзя идти куда-то с незнакомым человеком и т. д.) и правил (нужно соблюдать правила перехода улицы, использовать предметы по назначению, понимать непредсказуемость поведения животных и т. д.).

Самосознание и самооценка. Ребенок осознает свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Стремится выполнять деятельность, значимую для него самого и окружающих. Ребенок семи лет способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности. Вместе с тем для многих детей характерна завышенная самооценка, что является своеобразным защитным механизмом, направленным на сохранение положительного самоуважения.

К семи годам у ребенка развивается чувство собственного достоинства, которое проявляется в умении соблюдать известную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми, отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство выступает как ценное качество личности, которое требует поддержки со стороны всех работников детского учреждения и родителей.

3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

3.1.ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.

По данной теме я ставила перед собой следующие задачи:

Изучить с дошкольниками понятия «этикета» и «культурного человека»;

формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях;

развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми;

воспитать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;

проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.

Методологической основой являются:

◦положения возрастной психологии о закономерностях развития ребенка (Л.С. Выготский, В.И.Лубовский; М.С. Певзнер; Д.Б. Эльконин);

◦культурно-исторический подход, рассматривающий формирование психики ребенка в онтогенезе как феномена культурного происхождения (Л.С.Выготский);

◦деятельностный подход, выделяющий игру в качестве ведущей деятельности ребенка (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов).

Формы и методы реализации следующие:

1.Занятия по основам этикета.

Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включены беседы, игры, театрализованные представления, приглашение родителей,  и т. п. – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т. п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях, необходимо проводить занятия с небольшой группой (10-12 человек).

 Для активизации деятельности детей я использовала положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях. Также я активно вводила детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились. Для усиления эмоциональной направленности занятий использовала литературные, музыкальные и живописные произведения. В конце занятия  подводился итог. Дети сами делали необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Я еще раз четко указывала на самое главное, что следует усвоить из занятия.Для закрепления правила рекомендовала простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки.

2.Игра - средство формирования у дошкольников представлений и понятий современного этикета.

Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей я использовала самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее обежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Однако, встречаются ситуации, когда один бежит и падает, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но останавливается и спешит на помощь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения этого малыша. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.

В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т. п.), также присутствуют правила поведения. Я хвалила строителей: как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдали за мной каждую минуту, даже когда были  заняты любимым делом и учились у меня определенному поведению.

 Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовили постановку сказки «Репа». В ходе ее разбора обращала внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями вносили осознание многих правил поведения в общественных местах. Вспоминались правила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.

Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости и принимали гостей с радостью. Дети играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Можно выбирать друга; тогда я обращала внимание на дружеские отношения между ребятами.

В свободное время проводила сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривала с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т. п. Атрибуты к игре можно сделать самим, и тогда все  убедятся, что можно сделать поделки и отлично ими играть. Если же поделки принесет воспитательница, то дети поймут: во-первых, она хочет порадовать своих воспитанников, во-вторых, она прекрасная рукодельница и все умеет делать.

Дидактические игры очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Эти игры можно сделать самим, обязательно вкладывая в комплект игры записи о ее содержании, целях и задачах. Это свидетельствуют об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.

3.Взаимодействие воспитателя и родителей в воспитании этикетного поведения.

Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Родители, а также бабушки и дедушки  принимали участие в занятиях, например по темам «Столовый этикет», «Посещение театра или кафе», «Прием гостей». Они не только наблюдали за своими детьми, но помогали мне, вооружались теми правилами, которыми овладевали их  дети.

Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы я руководствовалась принципом « взрослого человека надо учить осторожно и навязчиво». Моя цель – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; расширить их знания по содержанию современного этикета. Для освоения взрослыми поведенческого порядка, принятого в обществе предлагала специальную  литературу.

3.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является – народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…Всё чем жив человек.»

 (Михаил Юхма)

Изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Они требуют повышения эффективности воспитания. В «Конвенции о правах ребёнка» статья 29 сказано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме, т.е. на всестороннее развитие личности ребенка. В настоящее время перед педагогами стоит цель, как помочь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ «Об образовании». Образование служит решению задач формирования общей культуры личности, её адаптация к жизни в обществе…(статья 9, пункт 2). Одной из основных особенностей современного периода развития системы образования в России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития.

Образование, согласно Закону РФ «Об образовании» должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для её самореализации, формирование, картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (статья14, пункт 1.2.). Учреждение, работающее на будущее, должно быть ориентировано на развитие личности ребенка.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233 (Типовое положение к программам дополнительного образования) создаются условия для реализации в воспитательном процессе общечеловеческих, гуманистических ценностей с учётом требований конкретной жизненной ситуации. Решаются задачи– формирование представлений общественных отношений на уровне ближайшей микросреды и принятие её основных норм поведения. Решение этих задач даёт возможность положить фундамент, основ духовной личности, обеспечить чувство психологической защищённости, радости существования, чтобы каждый ребёнок стал: Человеком. Гражданином. Личностью.

3.3. НАУЧНОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.

     Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Основные  способы педагогического  воздействия на детей:

     1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

     2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

     З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют и принципы современного этикета, которыми я руководствовалась:

 разумность и необходимость соблюдения правил этикета;

 проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности;

 отработка прочных манер;

 обращать внимание на свой внешний вид;

 умение делать всё красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение;

 соблюдение национальных обычаев и традиций.

3.4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

После проведенной в течение 2-х лет целенаправленной работы в старшей и подготовительной группах, я снова провела сравнительный анализ уровня усвоения этикета детьми.

Сравнительная диагностика уровня владения этикетом воспитанников  детского сада

 

Результаты проведенной диагностики показали, что целенаправленная  деятельность  по этическому воспитанию дошкольников способствует повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, разви¬тию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, само¬оценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитанию основ нрав¬ственности и культуры поведения. У детей старшего дошкольного возраста были сформированы дружеские взаимоотношения, привычка играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения. Дети этого возраста проявляли большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они использовали в новых для них ситуациях, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяли на всех окружающих, даже незнакомых.

3.5. НОВИЗНА (ИННОВАЦИОННОСТЬ) ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.  

Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые которое рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. Благодаря этикету мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, что оказывает влияние на эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств.

Изучив содержание и сущность этикета, я пришла к выводу, что в основе этикетного поведения всегда лежат нравственные нормы, а эстетика поведения является его необходимым условием. Именно поэтому, говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Исходя из этих позиций я обобщила и систематизировала имеющийся материал по этике для дошкольников по разным возрастным группам. В каждой группе определены задачи и представлен тематический план их реализации и содержание работы. (Приложение № 2)

3.6. ВОЗМОЖНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Данные формы работы с дошкольниками наиболее эффективны при изучении этикета в детском саду.

Игровые приемы, включенные в воспитательный процесс, сочетаемые с этическими беседами раскрывают перед детьми наглядные образцы повседневного общения. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом – будет играть в ней ведущую роль, в третьем – принесет необходимый для нее материал, в четвертом – станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самодеятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению.  Нравственно направленные занятия, беседы содержат не только правило этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общении. Тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка. Практический материал, представленный в опыте (конспекты, консультации для родителей, памятки, сценарии праздников) также будет полезен педагогам дошкольных учреждений.

Однако обучение детей правилам современного этикета происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни детского сада: приветствие во время сбора детей и прощание в конце дня, поведение за столом, прогулка по улице, встреча с артистами кукольного театра, праздничное веселье, игры на свежем воздухе и в группе, участие в различных занятиях.

3.7. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Цель технологии «Этикет для дошкольников»:

формирование навыков культурного поведения у детей дошкольного возраста и воспитание их нравственной личности; привлечение родителей к культурному воспитанию детей в семье.

Основные задачи:

Изучить с дошкольниками понятия «этикета» и «культурного человека»;

- формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях;

- развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми;

- воспитать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;

- проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.

Работа по изучению этикета осуществлялась в двух направлениях:

- работа с родителями,

- работа с дошкольниками.

Работа с родителями

Знакомство ребенка  с нормами этикета происходит еще в раннем детстве, когда малыш только начинает включаться в окружающий его социум.  Знания о правилах приветствия,  о культуре еды и требованиях к внешнему виду  малыши получают от родителей, которые их передают из поколения в поколение. Поэтому так важно в начале программы провести работу с родителями и обсудить с ними  уровень и необходимость владения ребенком этикетными правилами.  

 Работа с родителями осуществлялась в форме:

- беседы по вопросам нравственного воспитания детей;

- организации выставки семейных традиций (кулинарные рецепты, фотографии путешествий по музеям, в другие страны);

- консультации по методическому обеспечению изучения этикета в домашних условиях (книги, Интернет-ресурсы)

-оформление папок, уголков-передвижек с рекомендациями по воспитанию детей.

Работа с детьми

Работа с детьми состояла из системы занятий, включающих в себя широкий спектр этикетных правил по следующим тематикам:

- «Правила приветствия»: вежливые способы обращения друг к другу в зависимости от времени суток и от собеседника; как представляться и представлять других; «волшебные» слова.

- «Речевой этикет»: общение по телефону, способы обращения к собеседникам, умение кратко излагать свои мысли и понимать звуковые сигналы.

- «Культура внешнего вида»: опрятность, чистота, удобство и уместность внешнего вида в зависимости от ситуации, времени года и времени суток.

- «Этикет и мой дом»: красота, чистота и уют дома, обращение с игрушками, порядок в детской комнате.

- «Поведение в общественных местах»: правила для пешеходов (как переходить улицу, понимать знаки светофора и дорожных знаки), поведение в транспорте, прогулка в лесу, поведение в театре, музее, кинотеатре и гардеробе.

- «Гостевой и подарочный этикет»: обращение с подарком, культура преподнесения подарка, правила поведения для гостей и приема гостей.

- «Столовый этикет»: сервировка стола, культурное поведение за столом и правила пользования столовыми приборами.

- «Семейный этикет»: секреты семейного счастья, правильное построение  межличностных отношений с мамой, папой, родственниками, братьями и сестрами, а также с домашними питомцами

Изучение всех этикетных ситуаций осуществлялось в игровой форме, в ходе которой модулировались ситуации общения, распределялись роли между детьми, осуществлялся выбор ими речевых выражений. В результате такой работы дети начинали внимательней и доброжелательней относиться друг к другу, расширяли свой словарный запас.

Таким образом, технология «Этикет для дошкольников» позволила детям и их родителям изучить этикетные правила,  овладеть хорошими манерами, тактичностью, выдержкой; оптимизировала детско-родительские отношения.

4. ВЫВОДЫ

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми. Этикет является составной частью нравственной культуры человека и формируется посредством воспитания. Этикет как внешняя форма поведения личности всегда связан с определенным внутренним моральным содержанием духовного мира личности. Внешняя культура неотделима от внутренней и, если между ними существует разрыв, в какой бы сфере деятельности это ни проявлялось, он означает ущербность и духовную неполноценность личности, что рано или поздно проявляет себя в ее отношениях с другими людьми. И если внутренние качества человека играют ведущую роль в содержании его духовного облика, то также нельзя относиться формально или с пренебрежением к эстетике поведения, заложенной в правила этикета. Без достаточно высокого уровня внешней культуры теряется культура внутренняя, обесцениваются знание и образованность.

Этикет воплощает в себе формы общения, являющиеся типичными для каждого общества. В традиционном обществе - это ритуалы, обряды, церемонии, где можно найти шаблоны поведения, которые позже приобрели характер этикетных форм. В классовом обществе - это манеры обхождения с представителями различных классов и сословий, правила поведения внутри самих социальных групп. В современной жизни содержание этикетных норм связано с демократизацией и гуманизацией общественных отношений. По распространенности этикетных предписаний можно судить о гуманности и добротности утвердившихся нравов в обществе, о характере образа жизни в целом. Правила этикета не абсолютны, а определяются местом, временем и обстоятельствами. Пове¬дение, не допустимое в одном случае, может быть вполне уместным в другом. Требова¬ния современного этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации, это результат опыта многих поколений.

Воспитание культуры поведения, культуры общения - процесс сложный и длительный и происходит постепенно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса и предполагает особую организацию быта повседневной жизни детей; вариативность условий воспитания; высокий уровень организационно-педагогических усилий в дошкольном учреждении; обязательную связь семейного и общественного воспитания; единство сознания, чувств и поведения, а также побудительной и исполнительской регуляции поведения.

Работая по своей комплексно-целевой технологии я  пришла к выводу, что вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим искреннюю улыбку.

И кому, как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, если хотите (образно говоря), ювелирную работу. И мы верим, что сегодняшние воспитанники нашего детского сада, которым заложили зерно доброго, человеческого, вырастут настоящими людьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...