Проект "Русский валенок"
проект (старшая группа) на тему

 

В настоящее время проектная деятельность – одна их эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Проект – это работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом создается что-то новое. Я тоже стала осваивать проектный метод, что позволило создать в группе условия для планомерной и эффективной воспитательно-образовательной работы. В деятельности нашего ДОУ одной из важных задач в работе коллектива является духовно-нравственное воспитание детей. Ребёнок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод-наиболее целесообразная форма для решения задач духовно-нравственного и патриотического воспитания. Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем, во-вторых: позволяет объединить детей. Родителей и воспитателей. Хочу представить материал проведения проекта “Русский валенок”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkiy_valenok.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время проектная деятельность – одна их эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Проект – это работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом создается что-то новое. Я тоже стала осваивать проектный метод, что позволило создать в группе условия для планомерной и эффективной воспитательно-образовательной работы. В деятельности нашего ДОУ одной из важных задач в работе коллектива является духовно-нравственное воспитание детей. Ребёнок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод-наиболее целесообразная форма для решения задач духовно-нравственного и патриотического воспитания. Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем, во-вторых: позволяет объединить детей. Родителей и воспитателей. Хочу представить материал проведения проекта “Русский валенок”

Проект,,Русский валенок’’

Возраст детей: 5-7 лет.

Сроки реализации: две недели.

Цель проекта: Совершенствуя эффективность форм, методов и средств в духовно-нравственном воспитании детей скоординировать сотрудничество педагогов, специалистов, родителей через развивающие технологии, программы по обеспечению комплексного воспитания и развития ребенка, приобщения его к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.

Задачи:

Активизировать мотивацию педагогов детского сада по повышению эффективности работы по воспитанию детей в духе народных традиций.

Активизировать мотивацию родителей, дети которых посещают детский сад, в поддержке детского сада в этом направлении через педагогическое просвещение и сотрудничество, формирование семейных и национальных традиций на различных этапах жизни ребенка (семья, детский сад-школа).

Обеспечить преемственность: семья - детский сад.

Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения моделирующих проблемных ситуаций.

Гипотеза проекта:

Создать необходимую развивающую среду-пространство самореализации;

Помочь ребенку накопить необходимые знания;

Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на духовно-нравственное развитие ребенка.

Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь, будет совершенствоваться профессиональное мастерство педагогов детского сада, укрепляться и расширяться сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей

1 этап – подготовительный:

Актуализация темы изучения истории возникновения валенка через изучение родителями, заинтересовать идеей детей

Выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми

Совместное составление плана работы (воспитатель-родитель-дети)

II этап – реализация:

В течение двух недель родители с детьми изучают выбранный объект через:

-Подбор информации в книгах, журналах, в интернете

-Рассказы родителей, родственников;

-Поделка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей;

В педагогическом процессе используются следующие методы, используя собранный материал:

-Беседа, рассматривание разных видов валенок;

-Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;

-Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;

-Разучивание песен, стихов;

-Прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки”

-Дидактические, подвижные игры;

-Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”

III этап – подведение итогов:

-Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями

-Подготовка выставки творческих работ родителей и детей “Русские валенки”;

-Проведение праздника русского валенка;

-Сбор отзывов о детских и родительских впечатлениях

-Оформление альбома “Русский валенок”

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Цели проекта :

1.Закреплять у детей интерес к возрождению традиций русского народа

умение петь народные песни, играть в народные игры

умение использовать знакомые движения в хороводе

знание традиций изготовления, использования обуви русского народа – валенок

2.Активно использовать в речи народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.

3.Обобщить знания детей о валенках, их значении в жизни человека.

4. Вовлекать родителей в процесс воспитания детей в духе народных традиций, активно участвовать в посиделках.

Ход итогового  праздника ,,Русский валенок’’

Звучит русская народная музыка – дети входят в музыкальный зал.

1-й скоморох

Что за славный денек!

 Собирайся, народ!

 Будем петь и шутить

 Да себя веселить.

2-й скоморох

А мы пришли вас позабавить,

 С праздничком поздравить.

 Людей посмотреть

 Да себя показать.

(Дети садятся.)

Ведущий

На пиру большом и малом,

 На веселье небывалом –

 Мы вам скажем без утайки –

 Не прожить нам без хозяйки.

Дети

Дорогих гостей встречает,

 Добрым словом привечает.

 И так вышло, что сейчас

 У нее мы все в гостях.

 Принимай, хозяйка, нас.

 Начинаем в добрый час!

 Тук-тук (2 раза)

 В ворота слышен стук.

 Двери отворяйте,

 В дом гостей впускайте!

 Веселых ребятишек –

 Девчонок и мальчишек!

Под музыку выходят Хозяйка с дочерью.

Хозяйка

Добро пожаловать!

 Всех привечаем, всех встречаем.

 По обычаям российским

 От души поклон вам низкий!

Дочь Маша

Здравствуйте, дорогие гости!

 Если в доме, на работе

 У вас валенки в почете,

 То мы вас, своих друзей,

 Приглашаем поскорей

Все (вместе)

К нам на праздник –

 Поплясать, свою удаль показать.

Хоровод

Хозяйка. Ребята, вы, наверное, знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляния на Руси не было! В валенках праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь! Валенки и сейчас очень нужная и необходимая обувь. Её надевают взрослые и дети в сильные морозы.

1-й ребенок

Заиграй-ка ты, гармонь,

 Заиграй-ка звончато.

2-й ребенок

Что вы, девицы, сидите,

 Танцевать вы не хотите?

3-й ребенок

Засиделись, чай, с утра

 Поплясать всем нам пора!

4-й ребенок (девочка)

Ой ты, миленький ты мой,

 Выходи скорее.

 Поплясать, переплясать я тебя сумею!

Хоровод. Танец с валенками.

Хозяйка. В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком достатка. В играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий, быстрый.

1-й ребенок

Всем нам отдохнуть пора,

 А вот отдыху – игра.

2-й ребенок

У кого там хмурый вид?

 Снова музыка звучит!

 Мы грустить не разрешаем,

 Мы играть здесь начинаем!

Проводится игра “Бой валенками”.

Дочь Маша

Вижу я, издалека

 Едет Ваня к нам сюда,

 Едет прямо в хоровод,

 Расступись, честной народ!

Дети водят хоровод с инсценированием “Как на тоненький ледок”.

4-й ребенок (девочка)

Ой, Ванюша, ты не ушибся?

Ванюша

Нет! Я падал понарошку,

 Посмешить хотел немножко!

4-й ребенок (девочка)(Маше)

А Ванюша наш – герой,

 Только валенки с дырой!

Дочь Маша. Так пойдемте к моему дедушке, он быстро валенки подошьет. Он на все руки мастер!

Под музыку дети шагают разными танцевальными шагами по диагонали, по кругу, “змейкой”.

Далее выполняют ритмическое упражнение в соответствии с текстом.

Белым снегом замело, (Ходят, отводя руками воображаемый снег.)

Все дороги на село.

 Все дороги, все пути –

 Ни проехать, ни пройти! (Удивляются.)

 Мы шагаем по сугробам,

 По сугробам крутолобым. (Ходят с высоким поднятием ног.)

 Поднимай повыше ногу,

 Проложи другим дорогу.

Снег, снег, белый снег –

 Засыпает он нас всех. (Водят хоровод.)

 Мы на саночки садимся

 И под горку быстро мчимся.

 Снег, снег, белый снег – (Имитируется езда “На саночках”.)

 Мчимся мы быстрее всех.

 А вот и дедушка, Дедушка  Всеведушка!

На скамейке сидит Дед Всевед – под русскую народную музыку подшивает ( имитирует движения старый валенок.

Дед Всевед. Деточки мои дорогие, рад вас видеть! Проходите, мою избу посмотрите!

Дети рассаживаются на скамейки.

Дед Всевед Все уселись? Сегодня у нас веселье – праздника продолженье!

Дочь Маша. Дедушка, выручи, подшей валеночки!

Дед Всевед. Что ж, это можно. (Рассказывает и показывает последовательность ремонта валенок.)

А вы, ребята, чтобы веселее мне работалось, частушки бы спели, порадовали старика!

Дети.

И частушки есть веселье,

 И задорный перепляс,

 Песни русские раздольные

 Приготовили для вас!

 Эй, ребята да девчушки,

 Запевайте-ка частушки.

 Запевайте поскорей,

 Чтобы было веселей!

Дети исполняют частушки (в валенках).

Все.

Начинаем петь частушку,

 Первую, начальную,

 Мы хотим развеселить

 Публику печальную.

Девочки.

Раздайся, народ,

 Сейчас пляска пойдет!

 Пойдем, попляшем

 И себя покажем!

Мальчики

Наши девки меленьки –

 Чуть побольше валенка,

 Ну а как заголосят –

 Всех в округе удивят.

Девочка

Охоньки да аханьки –

 Какие парни махоньки!

 Из-за кочек, из-за пней

 Не видать наших парней!

Мальчик

А мы валенки наденем

 Выпьем простокваши,

 Вся душа истосковалась

 По подружкам нашим!

Все.

Мы вам пели и плясали,

 Дорогая публика!

 Не держитесь за карманы,

 Не возьмем ни рублика!

Хозяйка: Раз уж русский человек придумал делать обувь из войлока, то почему бы ему не придумать, как эту самую обувь не только носить, но и на другие нужды использовать. Вот он и придумал. Кто знает что?

Родитель: Испокон веков валенки в российских деревнях использовались в качестве подушки, вернее, её содержимого. А что – штука теплая, не очень мягкая, не очень твердая, в самый раз,  в наволочку засунул и спи себе на полотях.

2 родитель: В отдаленных чукотских селениях, где температура не поднимается выше минус30 градусов, валенки использовали иногда в качестве…почтовых ящиков. Приколачивали к двери, мелом малевали “Для писем и газет” и спокойно ждали почтальона

Хозяйка: А вы, дети, для чего бы могли использовать валенки: ( паровозики мастерить, клетки для птиц, корзины для мусора, костюмы из войлока сделать, копилку для монеток сделать.

Дед Всевед. Ну вот, принимайте работу – новые валенки, на вырост!

Проводятся игры для родителей: “Пробеги по сугробам в валенках”, “Прыжки в валенках на скакалке”.

Дуняша. Как же нам, дедушка, тебя за работу отблагодарить?

Дед Всевед. А я, Дед Всевед, долго живал, много видал,

 Все на свете знаю, к себе в решето собираю.

Вы бы мне про валенки что-нибудь рассказали, а я бы к себе эти рассказы в решето положил. У меня там много чего – и загадки, и пословицы, и потешки!

1-й ребенок

Баю, баю, баиньки,

 Скатаем Маше валенки!

 Валенки по ножке –

 Бегать по дорожке,

 К бабушке по прянички,

 К дедушке по яблочки.

2-й ребенок

Без шубы и валенок –

 Зима без конца.

Дед Всевед. Молодцы, ребята! А я вам теперь загадки загадаю:

Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки,

 В них мы бегаем зимой, утром – в садик, вечером – домой! (Валенки).

Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки).

Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки).

Да, отгадка одна – это валенки. А как же их делают?

Дети (рассказывают). Валенки – единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов: с овечек состригают шерсть и перерабатывают ее. Потом обрабатывают шерсть кипятком, паром, дымом, сбивают в общую массу – войлок – и катают – сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.

Из овечьей шерсти катают валенки трех цветов: черные, серые, белые. А производят только в России, и традиция этого промысла передается из поколения в поколение.

Дуняша. Так что валенки не просто натуральная обувь, она еще и полезная. Смотри, дедушка, какие модели сделали наши дети со своими родителями.

Дед Всевед. А теперь несколько вопросов родителям.

– Есть ли музей валенок?

Родитель:Есть два музея русских валенок: один в Москве, а другой в городе Мышкине Ярославской области

2 родитель: В Московском музее можно увидеть как художественные валенки в форме самовара, чайника, паровоза и даже самолета, так и исторические: офицерские валенки-бурки на кожаной подошве, которые носили военные и милиционеры в 20-30 годы 20 столетия. А также валенки времен Великой Отечественной войны, в том числе принадлежавшие карельским партизанам, со специальным крючком для лыж.

3 родитель: Нельзя обойти вниманием белоснежные свадебные валенки. Оказывается, помимо домотканых половичков и скатерти, которые девушки вязали долгими вечерами, с малолетства готовясь к замужеству, в приданное невесты входила и пара новеньких валенок ручной работы. Так что поговорка “Два сапога – пара” взялась не с потолка.

4 родитель: А в Мышкинском музее под гордым названием “Русский валенок” есть валенки, украшенные изящной сеткой и красными розами, с ажурными голенищами, расписанные цветами и диковинными птицами. Есть даже гусарские валенки с миниатюрными металлическими шпорами!

Под музыку демонстрируются модели художественно оформленных валенок.

Ведущий А теперь давайте посмотрим выставку детских рисунков “Русский валенок”.

Под музыку идет просмотр выставки.

Все рассаживаются. Возле дерева сидит Марфуша

Дед Всевед: Что это за девица здесь сидит? (Марфуша ничего не отвечает)

(Обходит дерево с другой стороны). Тепло ли тебе, красна девица, тепло ли тебе, милая? (Марфуша недовольно посмотрела.)

Дед Всевед Как зовут тебя , красна девица. Зачем ты к нам на праздник пришла?

Марфуша: За подарками

Дед Всевед: Прежде чем подарки получить, нужно быть работящей, умной,  доброй. Вот это мы сейчас проверим.

Марфуша А если я все сделаю,  подарки дашь?

Дед Всевед: Ну мы еще посмотрим! Валеночки подшей.

Марфуша (берет иголку, валенок, укалывает палец).

Марфуша: Маманя!

Дед Всевед: Ну ладно. Тогда проверим твои знания. В старину в крещение девушки бросали валенок за порог. Для чего была такая забава?

Марфуша: А знаю! Валенки лишние были, ненужные!

Дед Всевед: Опять не справилась с заданием!

Дед Всевед Я  знаю эту забаву! В старину на Крещение девушки бросали валенок за порог – куда его носок укажет, оттуда жди сватов да женихов. Надо было только сказать слова: “Брошу валенок через забор, ступай, валенок, к милёночку во двор!”

Проводится игра “Гадание” – Дуняша комментирует действия.

Дед Всевед: А теперь посмотрим, какая ты добрая. (дает конфету, Марфуша ест.)

Дед Всевед Как ты разве с детьми не поделишься?

Марфуша: Ты кому конфету дал? Мне? Вот я и ем. Дай им, и они будут есть.

Дед Всевед: Эх, Марфуша, не справилась ты ни с одним заданием!

Марфуша: (Плачет). Как же я без подарков? Я же замерзла, я же есть хочу.

Хозяйка: Наши дети добрые они не оставят тебя в беде. Мы дарим тебе валенки, чтобы ноги твои не мерзли и приглашаем всех гостей и тебя на чай. Приглашаем к самоварчику выпить чаю по стаканчику!

Литература:

1.Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"

Презентация праздника  о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование  представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...

Сценарий физкультурно-музыкального развлечения "Валенки да валенки - хороши да стареньки"

Данный сценарий предназначен для детей старшей о подготовительной групп....

Сценарий развлечения "Валенки, валенки - красивые, да ладненькие!"

Закреплять знания детей о валенках - как о старинной, теплой и полезной обуви на Руси....

Презентация "Валенки, валенки- красивые, да ладненькие!"

Ознакомление с народным промыслом - валянием валенков....

Конспект праздника совместно с родителями "Ах валенки, да валенки..."

От праздника получили огромный "мешок" эмоций, впечатлений,  знаний, умений и похвал!...

«Валенки да валенки»

Открытый просмотр музыкального досуга...