Консультация для воспитателей ДОУ на тему : "Организация деятельности педагога ДОУ в процессе формирования гендерной принадлежности дошкольников"
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Молоканова Ирина Валентиновна

Организация предметно - игровой среды в группе ДОУ на основе гендерного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для  воспитателей  ДОУ

на тему :

Организация деятельности педагога ДОУ в процессе формирования гендерной принадлежности дошкольников.

                                                                                                   Молоканова И.В.

                                                                                                                                       2013 г.

В современных условиях конкурентно способным ресурсом деятельности  педагога  дошкольного образования являются не только специальные знания , владение информацией и педагогическими технологиями , но и способность увидеть в каждом ребёнке его индивидуальные особенности , сильные и слабые стороны личности.

Под гендерной принадлежностью дошкольника мы понимаем процесс осознания себя как представителя определённого пола. Однако осознание – скрытый от педагога, внутренний процесс, но он имеет поведенческие проявления.

В процессе формирования гендерной принадлежности дошкольника педагогам ДОУ необходимо:

- знать гендерный состав группы детей;

- ориентироваться в специфике траекторий развития детей, принадлежащих к  различным гендерным группам;

- учитывать гендерную составляющую игр и игрушек для детей разного пола;

- выявлять различия в усвоении знаний детьми с различной гендерной доминантой;

- ориентироваться в предпочтительных видах деятельности детей с различной гендерной доминантой;

- обеспечивать условия для позитивной трансляции мальчикам и девочкам собственного опыта;

- создавать условия для оптимального выбора форм, методов и средств обучения детей разного пола;

- знать собственную гендерную доминанту и понимать специфику собственного гендерного стиля общения;

- учитывать свою гендерную составляющую во взаимоотношениях с детьми разного пола.

Под гендерным подходом мы понимаем методологическую ориентацию, ориентированную на культивирование индивидуальных особенностей ребёнка и на основании этого предполагающую:

- определение содержания, форм и методов воспитания;

- создание гендероориентированной образовательной среды, способствующей развитию личности в соответствии с её природным потенциалом.

Существует стереотипное отношение педагогов и родителей к ожидаемым и нежелательным гендерным проявлениям в поведении детей.

- Педагог любит детей тех типов, которых он умеет учить и может научить.

- Родители и педагоги терпимее относятся к неудачам детей «своего типа» .

- Успешность обучения представителей разных гендерных типов зависит не только от образовательных технологий, но и  от целей, задач, содержания образования, методов оценивания и «портрета идеального воспитанника».

- Хорошие педагоги, мамы и папы ведут отсчёт не от себя, а от ребёнка. Не «делай как я, думай, как я», а «делай и думай, как ты, а я тебе помогу».

Непосредственно образовательная деятельность будет целенаправленно способствовать формированию гендерной принадлежности детей, если педагог сможет :

- видеть детей различных гендерных групп и предъявлять объективные требования к ним;

- учитывать разницу в концентрации внимания детей феминной и маскулинной гендерных групп;

- дифференцировать раздаточный материал по интересам;

- опираться на высокую поисковую способность маскулинной группы детей;

- опираться на высокую речевую способность феминных детей;

- давать возможность маскулинной группе занимать лидерские позиции.

У мальчиков и девочек среднего и старшего дошкольного возраста в игре формируется отношенческий компонент: при распределении ролей по половому принципу они практически не путают половую принадлежность  игровых персонажей, выбирая себе в партнёры ребёнка , с которым сложились дружеские отношения. Для игры девочкам достаточно ограниченного пространства , мальчики же осваивают доступные горизонтальную и вертикальную территории . Основа ролевых игр девочек (воспитание детей, ухаживание за домом, приготовление пищи, забота о близких) всё это формирует определённые нравственные основы. А у мальчиков направленность в играх сводится к «тяжёлой физической работе» , они строят мосты, чинят машины и т.д .В играх закладывается уважение к девочкам , доброта , терпеливость.

Необходимо помнить специфику гендерной принадлежности и обеспечивать детей игровым материалом с учётом их интересов.

Рекомендации для педагогов по организации предметно-игровой среды

в группе ДОУ на основе гендерного подхода

1. Анализируйте поведение детей в сюжетно-ролевой игре, отслеживая полоролевое соответствие и фиксируя (разнообразие манипуляций с игрушками.

2. Оцените привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики для детей с точки зрения одобряемых обществом образцов мужского и женского поведения.

3. Заведите «Дневник игровых действий», где будете целенаправленно фиксировать соответствие наиболее выбираемого сюжета игры наличию игрового материала. Это поможет лет выявить дефицит игрушек и устранить его.

4. Пополняйте среду в соответствии с меняющимися потребностями детей. Помните, что чем старше дети, тем чаще их игровые объединения разнополые.

5. Создавайте условия для принятия ребенком половой роли: пополняйте среду игрушками, уточняющими действия ролевого персонажа (в уголке мальчиков обеспечьте наличие полицейское жезла, набор слесарных инструментов автомобильной атрибутики, достаточное количества конструкторов и пр. ; в уголке девочек обеспечьте наличие скатертей, вазочек для сервировки стола, украшений и бижутерии для девочек и кукол, коробочек для их хранения, индивидуальных расчесок, одежды для кукол (нижнее белье, платья, носки, головные уборы, перчатки, аксессуары и пр.)

6. Обеспечьте достаточное количество игрушек в уголке совместных игр, чтобы ребенок мог без труда выбрать: себе атрибут для самостоятельной деятельности.

7. Организуйте выставку детской -литературы, где герои ведут себя как - настоящие «рыцари и принцессы».

Для постоянного пополнения - предметно-игровой среды необходимым игровым материалом с целью обогащения игровой атрибутики детей можно в совместной деятельности педагогов и детей организовать изготовление игрушек.

Педагог может украсить этими самодельными игрушками развивающую среду, применять их как атрибут для самостоятельной деятельности детей, использовать в организованной сюжетно-ролевой игре.

В совместной деятельности педагога с детьми сегодня преобладает групповая форма взаимодействия. В работе с группой разнополых детей среднего и старшего дошкольного возраста можно реализовать гендерный подход, используя дидактические игры, которые помогут в поведенческих стилях и ролях.

Литература

1. Велиева И. Диагностика в ДОУ: гендерный подход// Обруч. 2009. №3 .

2. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по–разному, любить по-разному. Нейропедагогика -учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. Самара: Учеб. Лит.; Изд. Дом «Фёдоров», 2008.

3. Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: Метод. пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2010.

4. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера» 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Под гендерной принадлежностью до­школьника мы понимаем процесс осознания себя как представителя определенного пола. Однако ......

Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Организация мини-музея в группе детского сада»

Цель: актуализация знаний педагогов по теме «музейная педагогика».Задачи:1.                 уточнить представления ...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Организация и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС"

В выступлении раскрывается специфика работы воспитателя по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности....

Доклад на тему: "Организация взаимодействия с родителями по вопросу формирования безопасного поведения дошкольника».

laquo;Организация взаимодействия с родителями по вопросу формирования безопасного поведения дошкольника»....

Консультация для воспитателей "Участие родителей в проектной деятельности и их влияние на формирование социально - коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста (из опыта работы)."

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характерист...

Консультация для педагогов по теме: "Использование инновационной технологии «Лэпбук» в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников", декабрь 2022 г.

                       Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши,...