Эмоциональные и поведенческие нарушения состояниея ребёнка.
учебно-методический материал по теме

Гамаюнова Оксана Владимировна

Дошкольное детство - это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. Однако, на формирование этих способностей, могут оказать существенное влияние эмоциональные и поведенческие нарушения состояния ребенка. Своевременно выявить их и провести коррекционную работу-это задача педагога психолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Neffy

Агрессивный ребёнок

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других.

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, несоответствие между желаемым и возможным. Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что ребенок ни в чем не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций.

«Выбиваем пыль» (для детей с 4 лет).

Каждому участнику достается "пыльная" подушка. Он должен усердно колотя руками, ее почистить.

«Уходи злость, уходи» (для детей с 4 лет).

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громкими криками "Уходи злость, уходи". Упражнение делается 3 минуты, затем они ложатся в позу звезды и отдыхают, слушая музыку 3 минуты.

«Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет).

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а… овощами: "Ты-огурец","А ты-редиска" и т. д.

«Нет! Да» (для детей с 5 лет).

Дети свободно бегают по помещению и громко кричат "Нет! Нет!". Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат "Нет! Нет!". По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже "Да! Да!", заглядывая друг другу в глаза.

«Тигр на охоте» (для детей с 5 лет).

Взрослый – тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает детей охотиться. Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперед тигра. Тигр очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, поднимает голову, вытягивает спину и медленно крадется к добыче. Сделав 5–6 таких скачков, он группируется, поджимает к груди лапу, голову, приседает и резко прыгает, издавая громкий клич "Ха!". Тигрята делают все это с ним одновременно.

«Жужа» (для детей с 6 лет).

"Жужа": сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекотят. "Жужа" терпит, но когда ей все надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стола, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Подушечные бои.

Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетами игры могут быть "Сражение двух племен" или "Вот тебе за…".

Рекомендация: игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.

Neffy



Предварительный просмотр:

Neffy

Гипервозбудимый и гиперактивный ребенок

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, возбуждения и чрезмерной активности нервной деятельности, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались.

Для таких детей характерны следующие признаки:

1. Ребенок постоянно в движении, не может спокойно сидеть.

2. При малейшем разочаровании кидается на пол, стучит ногами и кричит.

3. Без причины бьет себя по голове, громко плачет и кусает себя за запястья.

4. Без причины может отчаянно плакать по несколько часов днем и ночью.

5. Отказывается есть, бросает тарелку на пол, чтобы она разбилась.

6. Наотрез отрицает свои проступки, рассказывает лживые истории.

7. Не признает ничьей собственности, берет, что ему захочется.

8. Развитие речи протекает либо нормально, либо с различными нарушениями. Некоторые говорят громко и безудержно, другие сдержанны в общении или не говорят вообще.

9. При выполнении точных движений обнаруживаются нарушения, которые являются следствием минимального повреждения мозга.

10. Приступы судорог не являются чем-то необычным.

11. Характерно учащенное дыхание.

12. Ритм сна нарушен, ребенок не может вечером заснуть, другие просыпаются ночью от кошмаров.

13. Могут отмечаться чрезмерные мастурбации.

14. Делают стереотипные движения пальцами перед лицом, чтобы получить особый световой эффект.

15. Дети любят играть с водой, кажется что попытка плюнуть или сделать нечто подобное имеет для них какое-то значение.

16. Дети школьного возраста настолько ловко и умело все разрушают, что в их действиях видится преднамеренность.

17. Для таких детей характерны ложь и обман.

18. Интеллектуальным способностям детей не всегда наносится ущерб, но постепенно развиваются нарушения.

19. С такими детьми возникают проблемы, имеющие в некоторых случаях криминальную направленность.

20. Иногда интеллектуальные способности нормальны, а нравственное развитие в фазе инфантильности.

Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Ребенок многое может сам, а родители должны понять и успокоить его. Для этого следует обратить внимание на следующее:

1. Ребенку необходимо спокойное окружение, защита от всех чрезмерных внешних раздражителей. При оказании помощи ребенку родители и другие члены семьи своими действиями должны подтверждать любовь к ребенку.

2. Следует укреплять в ребенке силы симпатии и агрессии, которые раньше проявлялись редко и были неуправляемыми. Единственным аргументом при общении с такими детьми может быть только любовь. (Одна из самых больших радостей для малыша – возможность принести вещи, которые нужны для того или иного дела).

3. Необходимо использовать его двигательную энергию и физические силы для общего дела. Так ребенок может выразить переполняющую его симпатию и участливость.

4. Учить воспринимать дистанцию общения с другими людьми и проявлять сдержанность в эмоциях и делах.

5. У страдающего гипервозбудимостью ребенка, от которой зависит развитие интеллекта, способность к суждению и формированию понятий можно укреплять с помощью простых терапевтических упражнений:

Ребенок должен научиться распознавать в зеркально отраженных формах их первоначальный вид. Малышу предлагают идти вперед, топая ногами и считая свои шаги, затем просят его остановиться и сделать в обратном направлении столько же шагов.

Принцип зеркальности можно использовать в языковых упражнениях, предлагая ребенку произносить слова и небольшие фразы сначала так, как это принято, а затем в обратной последовательности.

Игра «Возьми себя в руки» (для детей с 5 лет).

Ребенку говорят: "Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то крикнуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека".

Neffy



Предварительный просмотр:

Neffy

Замкнутый ребёнок

Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.

Суть коррективной работы с замкнутым ребенком составляют действия по расширению его возможностей установления и поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми.

Основные направления работы с замкнутыми детьми:

1. Устранение причин, приведших к этому нарушению.

2. Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками.

3. Гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверстников (т. е. не только ребенка надо "поворачивать" к другим людям, но и показывать им, что ребенок не так плох или злобен, как они могли о нем думать).

4. Обучение ребенка навыкам общения и установления контакта. Коррекция может занять много времени и должна проводиться с осторожностью.

Работа ведется:

1) индивидуально с психологом;

2) с родителями замкнутого ребенка;

3) в коррективной работе применяется игровая терапия, изотерапия, танцетерапия, гидротерапия, и т. д.

Коррекция замкнутости

1. Избегать при контакте с ребенком давления и нажима.

2. Понаблюдать, чем любит заниматься ребенок и заняться с ним этим же, а не предлагать новые игры.

3. Выяснить, что ребенку приносит удовлетворение в игре и через это выйти на контакт с ребенком.

4. Постепенно вводить разнообразие в деятельности ребенка, усиливать их радостью общения.

5. Работа по восстановлению потребности ребенка в контакте с окружающими людьми.

6. Новые игры и различные формы взаимодействия ребенка с другими людьми.

7. Осторожное введение новых деталей в структуру существующих форм.

8. Строгая дозировка эффективных контактов с ребенком.

9. Оберегать ребенка от ситуаций конфликта с близкими.

10. Направлять внимание ребенка на процесс и результат совместного контакта со средой.

Neffy



Предварительный просмотр:

Neffy

Застенчивый ребенок

Немецкий психиатр Фридрих Шольц образно определяет застенчивость так: "… в то время как страх смотрит в будущее, а печаль обращает свои взоры в прошлое – застенчивость есть мучительное ощущение каждого текущего момента, такое же частое у детей, как и у взрослых..".

Застенчивость – это тяжелое психическое состояние, которое может влиять на наше мышление, задерживая, расстраивая его ход, может действовать вопреки желаниям на чувства (эмоции) и, наконец, вызывать у нас неловкие, вынужденные, лишние движения руками, ногами, головой и т. п.

У детей застенчивость проявляется в смущении, робости, неловкости и какой-то кажущейся глупости; она возникает у них в присутствии взрослых людей, им незнакомых, но иногда и при детях. В некоторых случаях застенчивость есть один из симптомов психоастении.

Задача коррекции застенчивости состоит в том, чтобы тренировать застенчивого ребенка в общении с людьми.

С этой целью можно создать:

1. Систему поручений: ребенку поручается передать какую-нибудь вещь малознакомому человеку; далее ему предлагается сказать тому же человеку на словах, что для него является сложнее первого поручения.

Подобные поручения постоянно, постепенно и систематически усложняются в пределах своего дома или учреждения, а затем и вне его; ребенок начинает ходить в близлежащие магазины, почтовые отделения, аптеки и т. п.

Мягкопроводимая система поручений осторожно, нефорсированно дает хорошие результаты.

2. Нельзя бранить, упрекать ребенка, также нельзя быть холодно-строгим, чем лишь усиливается боязливая напряженность ребенка.

3. Приобретите доверие робкого, смущающегося ребенка, тогда для Вас откроется его сердце. (Бранью, суровыми упреками, холодной строгостью Вы только еще более усилите боязливую напряженность бедного застенчивого ребенка).

Для определения эффективности применяемой коррекции целесообразно провести с ребенком данную диагностику до и после определенного курса занятий и проследить изменения его самооценки.

Диагностика самооценки ребенка. «Лестница» (с 5–7 лет).

Ребенку дают рисунок лестницы и говорят, что на его верхних ступеньках находятся самые хорошие дети, а внизу самые плохие. Ребенок должен показать свое место, а также место других детей (друзей, братьев, сестер) на этой лестнице. Применяются шкалы с различными характеристиками, например:

– хороший – плохой;

– умный – глупый;

– добрый – злой.

Neffy



Предварительный просмотр:

Neffy

Ребенок с трудностями в общении

Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваш ребенок все время дерется, обижает других детей, спорит, мешает им играть. Нарушение в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.

Такие дети:

1. Не умеют обращаться с просьбами.

2. Не задают уточняющих вопросов.

3. Лучше ориентируются в инструкциях, направленных на их предметную деятельность, чем на познавательную.

4. Активная речь на уроке обращена, как правило, к учителю.

5. Часто воспроизводят реплики без дополнительной умственной переработки.

6. Переключение деятельности сопровождается "взрывом" вербальной активности.

Предлагаемые коррекционные упражнения:

1. Игра «Найди друга» (для детей с 5 лет).

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза. Дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, и т. д. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

2. Игра «Оригинальное знакомство».

Цель: продиагностировать внутреннее состояние.

Ход: участники садятся в круг. Каждый должен представиться так: любым именем, персонажем фильма, сказки, либо предметом. Так же необходимо продумать какой-либо жест, характеризующий Ваше состояние на данный момент. Так представляется каждый участник. Если предыдущий участник говорит, что ему одиноко или что-то подобное, то следующий должен его как-то подбодрить.

3. Игра «Сочини историю» (для детей с 5 лет).

Ход: ведущий начинает историю: (Жили-были…), следующий участник продолжает историю и так далее, по кругу. Когда очередь доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает его более осмысленным и упражнение продолжается.

4. Игра «Скажи, что ты слышишь».

Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи; развитие слухового внимания.

Ход: педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно прислушаться и определить, какие звуки они услышат (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих, и т. д.). Дети должны отвечать целыми предложениями. Игру лучше проводить на прогулке.

Neffy



Предварительный просмотр:

Neffy

Тревожный ребёнок

Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две:

а) проблему выявления причин тревожности, снятие её отрицательных последствий;

б) устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимозаменяющих уровнях:

1) обучение приемам и методам управления своим состоянием, снижением тревожности;

2) расширение возможностей человека, формирование у него навыков, умений, знаний о саморегуляции;

3) перестройка особенностей личности, прежде всего его самооценки и мотиваций.

Работа на этих уровнях может организовываться в индивидуальной и групповой формах, необходимо включать близкое окружение ребенка. Одновременно необходимо проводить работу с семьей.

Приемы коррекционной работы:

1. "Переинтерпретация" симптомов тревожности. Часто людей с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки этого состояния. При определенной тренировке этот прием может помочь "выбраться из чертова колеса".

2. "Настройка на определенное эмоциональное состояние". Мысленно предлагается связать данное состояние с одной мелодией, цветом, жестом.

3. "Приятное воспоминание". Предлагают представить ситуацию, в которой он испытал полный покой, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представить эту ситуацию.

4. "Использование роли". Предлагают ярко представить себе образ для подражания, войти в эту роль.

5. "Контроль голоса и жестов". Объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом.

6. "Улыбка". Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Объясняют значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.

8. "Мысленная тренировка". Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, продумывается поведение.

9. "Репетиция". Проигрывается ситуация, вызывающая тревогу.

10. "Доведение до абсурда". В процессе беседы в "спокойных ситуациях" предлагается играть очень сильную тревогу, страх.

11. "Переформулировка задачи". Необходимо тренировать умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя.

Работая с тревожным ребенком, необходимо помнить, что полная коррекция этого недостатка – это долгий и сложный процесс, необходимо учитывать особенности темперамента ребенка, его индивидуальные черты личности, а также особенности его близкого окружения как дома, так и в образовательном учреждении.

Neffy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.

Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...

Система работы по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников

Система работы с воспитанниками, их родителями (лицами их заменяющими), педагогами по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников...

Система работы по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников

Система работы с воспитанниками, их родителями (лицами их заменяющими), педагогами по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников...

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей.

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей....

Эмоциональные и поведенческие нарушения в старшем дошкольном возрасте

Информация для педагогов и родителей по возможным нарушениям в поведении у старших дошкольников...

Предупреждение эмоциональных и поведенческих проблем в дошкольном возрасте

Предупреждение эмоциональных и поведенческих проблем...

Техника эбру (рисование на воде) как ресурсный метод коррекционного воздействия эмоциональных и поведенческих нарушений детей дошкольного возраста.

В статье раскрыто коррекционное воздействие техники эбру на эмоциональные и поведенческие нарушения детей дошкольного возраста....