Эмоциональные и поведенческие нарушения в старшем дошкольном возрасте
статья

Макеева Надежда Ивановна

Информация для педагогов и родителей по возможным нарушениям в поведении у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povedencheskie_i_emotsionalnye_narusheniya.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональные и поведенческие нарушения в старшем дошкольном возрасте.

Непослушание, упрямство – ребенок настаивает на том, что хочется только ему, выражается в неповиновении.

Причины:

  • борьба за власть или за внимание;
  • отсутствие родительского авторитета;
  • протест против авторитарного воспитания;
  • ребенок не видит ближайшего результата деятельности;
  • преобладание наказаний над поощрениями;
  • предъявление ребенку невыполнимых требований;
  • не сформированы нравственные и ценностные установки;
  • игнорирование интересов и потребностей ребенка.

Негативизм – отрицательное отношение к требованиям взрослого, независимо от их содержания. Делает все наоборот, использует слова «не хочу», «не буду», «нет».

Причины:

  • возрастной кризис;
  • родители часто используют нравоучения;
  • реакция на неудовлетворенные потребности (в понимании, внимании, уважении, самостоятельности);
  • защитная реакция (боязнь ошибиться, не справиться с чем-либо).

Капризы – бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, хлопанье дверью, попытки укусить, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов.

Причины:

  • перевозбуждение нервной системы ребенка, слабое здоровье, большая утомляемость;
  • у ребенка нет времени на отдых и игры;
  • отсутствие требовательности со стороны взрослого, дисциплины, не установлены границы дозволенного;
  • ребенку «выгодно» быть капризным, так как в этот момент на него обращают внимание, в то время, как его «должное» поведение не подкрепляется вниманием;
  • несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку;
  • гиперопека, беспрекословное выполнение всех желаний ребенка, он не знает слова «нет»;
  • родители в своих требованиях не учитывают сил и возможностей ребенка.

Агрессивность – склонность ребенка к физическим столкновениям, драке, употреблению оскорбительных слов и выражений. Может быть направлена на себя, на окружающих людей, животных, предметы.

Причины:

  • низкий уровень развития волевых качеств, дисциплинированности;
  • авторитарный стиль воспитания, большое количество ограничений;
  • заниженная или завышенная самооценка ребенка;
  • стремление к самоутверждению;
  • родители поощряют агрессивность в своих детях, либо показывают модель соответствующего поведения по отношению к другим, и к окружающей среде;
  • часто к агрессивности прибегают избалованные, отверженные, брошенные дети.

Импульсивность – склонность действовать поспешно, не рассуждая, не обдумывая.

Причины:

  • особенности темперамента (холерик);
  • несформированность эмоционально-волевой сферы;
  • отсутствие самоконтроля и саморегуляции;

Вспыльчивость, гнев – ребенок по любому поводу склонен устроить истерику, расплакаться, разозлиться, может проявить вербальную и физическую агрессию.

Причины:

  • особенности темперамента (холерик);
  • несформированность эмоционально-волевой сферы, недисциплинированность;
  • авторитарный стиль воспитания, излишняя строгость;
  • недостаточное удовлетворение потребностей ребенка.

Ложь (лживость) – может проявляться, как мнимая, так и настоящая, в зависимости от возраста.

Причины:

  • способ защиты от чрезмерной опеки родителей;
  • желание добиться внимания, признания, укрепить свой статус в коллективе сверстников;
  • способ защититься от неприятностей, упреков родителей, избежать наказание;
  • чрезмерная строгость в семье, основанная на страхе;
  • несформированность ценностных и нравственных установок, эмоционально-волевой сферы.

Демонстративность – ярко выраженная потребность во внимании. Демонстративные дети любыми способами привлекают внимание, применяя и негативную тактику поведения: жалуются, проявляют агрессию, провоцируют скандалы и ссоры.

Причины:

  • заниженная или завышенная самооценка ребенка;
  • неправильное воспитание (избалованность или строгость);
  • потребность в похвале, превосходстве над другими;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • способ самоутверждения, привлечения внимания.

Эгоизм (эгоцентричность) – ребенок уверен, что «центр мира» и только его интересы должны быть удовлетворены.

Причины:

  • гиперопека;
  • преувеличение значения личности и достоинств ребенка;
  • стимулирование хорошего поведения подарками;
  • дефицит безусловной любви, внимания к ребенку, недостаток телесного контакта;
  • личный эгоистический пример родителей;
  • внешнее информационное воздействие (реклама, мультфильмы, интернет и т.д.).

Тревожность – повышенное беспокойство, неуверенность, мнительность.

Причины:

  • особенности типа темперамента;
  • гиперопека, контроль за каждым шагом ребенка;
  • тревожность родителей;
  • низкая самооценка;
  • требования взрослых не соответствуют возможностям ребенка;
  • завышенные ожидания родителей;
  • эмоциональное отвержение ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА НОД ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТА-БИЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с использованием алгоритмов ТРИЗ

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых взаимоотношений   с людьми.Вместе с тем,  ...

Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию "Злость" для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие направлено на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста: на овладение знаниями об эмоции злость, умениями распознавать, оценивать и регулировать ...

Профилактика эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста

Материал по профилактике эмоциональных нарушений...

Учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме: Совершенствование мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники модульного оригами Прошина Наталья Юрьевна

«Забавные фигурки»ГДОУ ТО №1Воспитатель группы детей со сложными нарушениями развития:   Прошина Н.Ю.Цель – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-...

Конспект занятия по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект  занятия  по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих ...

Поведенчексие и эмоциональные нарушения в старшем дошкольном возрасте.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения, воспитания и социализации ребенка, развития его социальных, нравственных и интеллек...

Статья "Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"

У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере....