Дидактические игры в мини-музее по развитию речи
консультация на тему

Маликова Марина Сергеевна

Консультация поможет воспитателям использовать дидактические игры для развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_pedagogo1.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Маликова Марина Сергеевна

        Консультация для педагогов

Тема: «Дидактические игры в мини-музее по развитию речи»

  1. «Один, два… пять»                                                          

   Для этого упражнения используется  такое пособие  как «Кольца Луллия». Круг № 1 – в секторах располагаются цифры. Круг № 2 – в секторах изображены символические изображения головы, хвоста, лапы, глаза, шеи, носа. Ребенок самостоятельно выбирает животное, для которого будет составлять словосочетания. Воспитатель предлагает детям раскрутить кольца и соотнести числительное, прилагательное и существительное с учетом открывшихся в окошках символов, например: одна кошачья голова, три кошачьих лапы, пять кошачьих хвостов.

  1. «Чей нос, чей хвост, чья голова»

   Воспитатель показывает картинку с изображением животного и задает вопросы: хвост чей? (хвост змеиный), Лапы чьи? (лапы черепашьи), глаза чьи? (глаза верблюжьи).

  1. «Образование родственных слов»

   Воспитатель называет слово и предлагает детям образовать родственные слова, например: «Пустыня» (пустой, пустошь, опустел, пустота, запустение). «Песок» (песочница, песчинка, песочный).

  1. «Закончи предложение»

   Например: Одна книга, пять… (книг); один колокольчик, два… (колокольчиков); одна бочка, три… (бочки).

  1. «Подбери глагол»

   Педагог называет существительное, которое связано с темой мини-музея, и просит детей подобрать к нему глаголы (ответить на вопрос «Что она делает?»). Например: кошка прыгает, бегает, крадется, лакает, спит.

  1. «Подбери прилагательное»

   Например: Мед – сладкий, вязкий, вкусный, золотистый. Пчела – полосатая, маленькая, добрая, трудолюбивая.

  1. «Подумай и ответь»

   Воспитатель называет прилагательное и предлагает детям подобрать к нему существительное: О чем можно сказать? Пасмурная (погода), пасмурные (дни), пасмурное (небо).

  1. «Телеграф»

   Детям предлагается произнести слово по слогам и сосчитать их количество.

  1. «Ритмический рисунок»

   Дети подбирают слова к ритмическому рисунку (схеме с ударением).

  1. «Составь предложение»

   Даются опорные слова, связанные с темой мини-музея, по которым дети составляют предложение: Собирает, пыльца, пчелка, цветок; днем, змеи, жарким, в, зарываются, песок. Или дети рассматривают картину и по просьбе педагога составляют предложение из нескольких слов.

  1. «Верно-неверно»

   Педагог произносит предложения, а дети должны сказать, согласны они с тем, о чем говорится, или нет и дать правильный ответ. Например: В пустыне живут белые медведи; медведи изготавливают мед; вода может быть только в двух состояниях.

  1. «Опиши картину»

   Дети составляют рассказ по картине.

  1. «Образуй слово»

   Лист желтеет. Он какой? (желтеющий). Шар летит. Он какой? (летящий).

  1.  «Фантазеры»

   Придумать, о чем может идти речь, если в тексте есть слова «кот» и «лист». Например:

О том, как кот играл с листом. О том, как лист упал на кота. О том, как кот прыгнул на лист. О том, как кота засыпали листьями. О том, как кота щекотали листиком. О том, как игрушечного кота завернули в лист бумаги. О том, как на листе бумаги нарисовали кота.

  1. «Назови правильно»

   Назови правильно листья деревьев:

Лист дуба – дубовый; лист липы – липовый; лист рябины – рябиновый; лист груши – грушевый.

  1. «Кому что нужно»

   Парные картинки: пчела – цветок, медведь – берлога и т. д. У каждого ребенка находится в руках картинка. Один ребенок показывает свою картинку и спрашивает: Кому нужна берлога? (ребенок, у которого на картинке медведь говорит: медведю нужна берлога.)

  1. «Что сначала, что потом»

   Для игр можно использовать некоторые экспонаты мини-музея или карточки. Например: Цветок – пчела – мед. Дети выстраивают цепочку. Или же убирается любое звено, дети должны определить какое.

  1. «Сравнения»

   Одуванчик желтый, как…

Снег белый, как…

Пчела легкая, как…

  1. «Опиши экспонат»

   Вместе с детьми можно разработать схемы-описания музейных экспонатов.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи дошкольников". Советы родителям

"Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи дошкольников". Советы родителям...

Дидактическая игра как один из приемов развития речи детей дошкольного возраста

Данная статья опирается на  методику дидактических игр разработанную Е.И. Тихеевой. Дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря детей раннего во...

Дидактическая игра с прищепками, как средство развития речи дошкольника

Доклад«Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольника».Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие у...

Опыт работы: "Дидактическая игра и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста"

Вопрос о развитии речевой деятельности у детей дошкольного возраста – это серьёзная и актуальная проблема, которой уделяют большое внимание многие педагоги и специалисты. К сожалению, в современ...

Дидактическая игра как один из приемов развития речи детей 2 - 3 лет

Дидактическая игра как один из приемов развития речи детей 2 - 3 лет Значительное место в разработке теории и методики дидактических игр принадлежит Е.И. Тихеевой, являясь сторонницей и последователь...

Консультация для родителей: "Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи"

Дидактические игры являются мощным средством для развития речи....

Дидактические игры к мини-музею "Вязанка"

Игры "Разноцветный горошек" и "Продукты питания"...