Система работы по развитию мелкой моторики рук в раннем возрасте (по материалам формирующего эксперимента)
методическая разработка (младшая группа) по теме

Радченко-Зелина Екатерина Николаевна

 


Формирующий эксперимент проводился в ГБДОУ № 53 Кировского района в первой младшей группе № 3. В эксперименте участвовало 10 детей группы в возрасте 2,6-3,4 лет, выбор детей обусловлен уровнем развития умений.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что детей можно условно разделить на 2 группы по уровню развития мелкой моторики рук:

группа

имена

затруднения в умениях

1

Лиза И.

Максим Б.

Лиза Ч.

Никита А.

Лиза Ч.

Миша М.

Русла Н.

Полина П.

нанизывать колечки на стержень

нанизывать колечки на стержень

Согласовывать движение и речь; застегивать пуговицы

застегивать пуговицы

застегивать пуговицы

застегивать пуговицы

нанизывать бусины на леску

нанизывать бусины на леску

2

Артем П.

Илья Ш.

Застегивать пуговицы; нанизывать колечки на стержень

Согласовывать движение и речь; нанизывать бусины на леску

 

Таким образом, была сформулирована цель формирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с учетом уровня развития мелкой моторики рук.

Задачи: 1.разработать систему работы по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста;

     2.апробировать систему работы по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Для этого, мы будет опираться на следующие дидактический принципы:

1.Доступности

2.Наглядности

3.Систематичности и последовательности

4.Активности

5.Воспитывающего характера

6.Развивающего характера

 

Мы разработали систему работы, направленную на развитие мелкой моторики рук с учетом уровня развития моторики рук детей.

дата

Совместная деятельность

Игровая

Самостоятельная

Работа с родителями

1 неделя

1. Научим куклу играть с пальчи-ками.

Цель: стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, развивать память.

2. Чтение потешки «Бу – бу – бу, я рогатый».

Пальчиковые игры со стихами

Цель: развитие мелкой моторики, речи.

На прогулке сбор камней.

Цель: дать представление о камне, развивать мелкую моторику.

Игра «Как тебя зовут?»

Цель: развивать навыки общения. Перекладывание предметов из одной тарелки в другую

Знакомство и ежедневные консультации.

 

2 неделя

1. Игра-инсцени-ровка «Курочка ряба».

2. Рисование «Дождик»

Цель: развитие речи, мелкой моторики, учить узнавать в линиях образ дождя.

 

 

 

Пальчиковые упражнения.

Цель: развитие речи, мелкой моторики, памяти.

Упражнение «Шнуровки и пуговицы»

Цель: отрабатывать умение застегивать пуговицы, продолжать учить завязывать шнурки.

Привлечь родителей к изготовлению игрушек на развитие мелкой моторики.

3 неделя

1. Рассматривание игрушек.

2 .Лепка «Зерна для цыплят».

Цель:учить отрывать кусочки пластилина, соз-давая знакомые образы.

Разучивание потешек «Пальчик мальчик».

Игры с кубиками, прищепками.

Цель: развитие мелкой моторики Формировать представление о цвете .

Беседы о необходи-мости развития мелкой моторики.

4 неделя

Конструирование «Диван».

 

Пальчиковый театр, инсценировка «Колобок».

Цель: развитие речи и ручной умелости.

Игра «Собери картинку».

Цель: Развитие и активизация словаря, игры с карандашами, пуговицами, счетными палочками.

 

Предложить родителям «поиграть» с детьми на кухне.

Цель: поможет усвоить название посуды и ее назначение.

5 неделя

Рисование «Подарок маме» (мимоза - рисуем пальчиком).

Цель: познакомить с желтым цветом, учить ритмично рисовать пальцем.

Игры с веревочкой

Цель: тренировка движений пальцев рук.

Игра «Расставь все по местам»

Цель: Совершен-ствовать сенсор-ную моторику. Развивать внимание.

Игры с пирамид-ками. Цель: совершенствовать движения рук.

-семинар-практикум «Наши руки не для скуки»

 

Для детей первой группы имеющих проблемы в развитии умений нанизывать колечки на стержень; 

Согласовывать движение и речь;

застегивать пуговицы, нанизывать бусины на леску мы разработали следующие задания.

задачи

Название игры

Проблемная ситуация

Время, место игры

Развивающая среда

Работа с родителями

Предполагаемый результат

1

Развития умения согласовы-вать движения и речь

Помоги Мишутке испечь оладушки

К Мишутке придут гости, а он не умеет печь

оладушки

Индивидуаль-ная работа.

В группе (после завтрака)

Внесение игрушки

Беседа с роди-телями на тему «Игры пальчиками как средство развития мелкой моторики

у детей»

Мы предполагаем, что во время игры будет развиваться умение согласовывать движения и речь

2

Развития умения согласовы-вать движения и речь

 

Развивать умение брать горошину двумя пальцами

Птичка хочет кушать, накорми её

Птичка хочет кушать,

её

нужно накормить

Во время свободной деятельности. В группе (после полдника)

Внесение гороха, горошин

Папка-передвижка с пальчиковыми играми

Мы предполага-ем,что ребенок будет развивать умение брать и удерживать предметы пальцами

3

Развивать зрительно- моторную координацию.

 

Владение двумя руками.

Помоги кукле застегнуть пуговицу

Кукла Маша хочет со всеми детками пойти гулять,но застегнуть свое пальто не может. Просит детей помочь ей.

В раздевалке перед сбором на прогулку.

Панно с разными видами застегива-ния

 

Мы предполагаем, что при проведении игры у ребенка будет развиваться зрительно- моторная координация. Ребенок будет учится выпол-нять задание двумя руками.

 

4.

Развития умения согласовы-вать движения и речь

 

Развитие глазомера.

Поможем золушке

Золушка собралась на бал, для

бус нужны красные бусины. Помоги ей их найти.

Во время совместной деятельности. В группе (после завтрака)

Внесение бусин разного цвета

 

Мы предполагаем, что при проведении игры у ребенка будет развиваться глазомер.

 

Для детей второй группы, имеющих проблемы в развитии умений застегивать пуговицы; нанизывать колечки на стержень, согласовывать движение и речь; нанизывать бусины на леску следующие задания:

задачи

Название игры

Проблемная ситуация

Время, место игры

Развивающая среда

Работа с родителями

Предполагаемый результат

1

Развивать зрительно- моторню координацию

 

 

 

Владение двумя руками.

 

Развития умения согласовы-вать движения и речь

 

Бусинки

Мама рассыпала бусы и попросила сыночка ей помочь

Во время совместной деятельности

Внесение бусин и лески для игры

Беседа с родителями на тему «Игры с пальчиками как средство развития мелкой моторики у детей»

Мы предполага-ем, что во время игры будет раз-виваться умение согласовывать движения и речь. Так же будет развиваться зрительно- моторная координация.

2

Развивать зрительно- моторную координацию.

 

Владение двумя руками.

 

 

Развития умения согласовы-вать движения и речь

 

Помоги папе построить колодец

Папа хочет построить колодец, но один не может. Давай поможем ему.

Во время совместной деятельности.

Внесение спичек для игры

Папка- передвижка с пальчиковыми играми

Мы предполага-ем, что при проведении игры у ребенка будет развиваться зрительно- моторная коор-динация. Так же будет развиваться умения согласовывать движения и речь.

3

Развития умения согласовы-вать движения и речь

 

Развитие глазомера

Поможем золушке

Золушка собралась на бал, для бус нужны красные бусины. Помоги ей их найти.

Во время совместной деятельно-сти.

В группе (после завтрака)

Внесение бусин разного цвета

 

Мы предполага-ем, что при проведении игры у ребенка будет развиваться глазомер.

 

 

В ходе проведения формирующего эксперимента для поддержания интереса детей мы использовали проблемные ситуации.

Для разъяснения родителям значимости развития мелкой моторики рук мы проводили следующую работу:

Работа с родителями.

Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:

1.стимулирует развитие мелкой моторики;

2.знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

3.помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева,рядом, друг за другом и т.д.);

4.развивает воображение, память, мышление и внимание;

5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.

Игры – шнуровки:

1.развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

2.развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

4. способствуют развитию речи;

5. развивают творческие способности;

6. развивают усидчивость;

7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Игры с крупой и семенами.

Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть.

Можно делать это одной или двумя руками.

Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

· развивают мелкую моторику;

· развивают внимание;

· развивают память.

Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию,

мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно

прищеплять прищепки.

Упражнения с бусинами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Выкладывание фигур с помощью бусин. Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины.

Цель упражнения - научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов, сердечко, спираль и т.д.

Занятия продуктивной деятельностью.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности.

Аппликации.

Доступны с весьма раннего возраста.Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или

газеты - как получится. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами.

Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.

Раскраски для детей – прекрасное средство для развития мелкой моторики ребёнка.

Игры с конструктором, мозаикой - в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.

В ходе формирующего эксперимента нам удалось провести игры с пальчиками. В развивающую среду были внесены разнообразные игровые материалы. Была проведена беседа с родителями на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей», так же внесена папка - передвижка с пальчиковыми играми.

Дети с удовольствием выполняли игровые задания. Очень радовались результату. Проявляли активность, самостоятельность.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...

Из опыта работы по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста с целью ранней профилактики речевых нарушений.

Развитие мелкой моторики с детьми раннего возраста с целью ранней профилактики речевых нарушений....

Система работы по развитию мелкой моторике в старшем дошкольном возрасте.

Система работы по развитию мелкой моторике в старшем дошкольном возрасте....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....