Знакомим дошкольников с государственной символикой России
консультация по теме

Содержит рекомендации для работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»

Консультация для воспитателей:

«Знакомим дошкольников с государственной символикой России»

Подготовила:

Батракова Ирина Викторовна,

воспитатель II квалификационной категории

Арзамас

2013

ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКОЙ РОССИИ

 

«Герб и флаг страны отражают историю народа,

мечту создателя и достоинство своих граждан»

 М. де Монтень

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

 

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания  дошкольников.

Однако принципы, методы, конкретные приемы такой работы раскрыты и представлены недостаточно не только в программах, но и в методической литературе по этому разделу.

В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции - дело непростое  для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен.

Поэтому педагоги, подбирая методы и приемы патриотического воспитания, должны учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточно сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений.

Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть - это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст больший эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.

Таким образом, задача педагога усложняется многократно, что связано как с объемом предлагаемого материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести его содержание до дошкольника и сделать занятия интересными и незабываемыми.

   

Тематический план цикла занятий по ознакомлению дошкольников с государственной символикой РФ

Месяц

Тема

Обучающие цели, задачи

Сентябрь

Наша Родина - Россия

Уточнить и углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык и др.)

Октябрь

Неофициальные символы России

Познакомить с основными неофициальными символами России

Ноябрь

Государственный флаг РФ

Познакомить с Государственным флагом РФ, дать представление о его происхождении, назначении, символике цветов и их взаиморасположении

Декабрь

Государственный гимн РФ

Познакомить с Государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них

Январь

Москва - столица России. Герб Москвы

Познакомить с гербом Москвы, его происхождением, назначением, символикой образов и цветового сочетания в нем

Февраль

Вооруженные силы России: эмблемы и символы

Познакомить с понятием «эмблема», закрепить понятие «символ», познакомить с наиболее распространенными эмблемами различных родов войск и значением символов на них

Март

Государственный герб России

Познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем

Апрель

Герб и флаг  Уфы (родного города)

Познакомить с изображением флага и герба  Уфы (родного города), со значением символов в нем, символикой цветов

Май

Знамя Победы

Формировать элементарные представления об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен

Июнь

Конкурс-викторина «Герб - флаг - гимн»

Обобщить знания и представления о государственных символах РФ

Внимание! Основная цель занятий цикла - воспитание уважения к своему народ, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к государственным символам РФ.

Помимо занятий предусмотрены экскурсии к историческим и культурным памятникам, в музеи города. В тематический план не входят интегрированные занятия аналогичной тематики, которые проводятся совместно с другими специалистами МДОУ, а также патриотические досуги и праздники.

Все занятия цикла условно можно разделить на основные и вспомогательные. Основных занятий четыре - знакомство с государственными символами РФ (герб, флаг и гимн) и гербом Москвы. На вспомогательных занятиях детей готовят к ознакомлению с тем или иным государственным символом или закрепляют полученные ранее знания.

Какую литературу целесообразно использовать при подготовке к занятиям?

Это книги и пособия, выполняющие информационную функцию, т.е. помогающие педагогу восполнить имеющийся дефицит собственных познаний в данной области.

1. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.

2. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002.

3. Хорошевич АЛ. Символы русской государственности. М.: Изд-во МГУ, 1993.

4. Министерство образования Российской Федерации. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М.: ЦНСО, 2003. (комплект: книги + компьютерный диск).

Можно порекомендовать также следующие методические пособия: 

1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: АРКТИ, 2003.

2. Ерохина ЕЛ., Круглова ТА. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.

4. Новиков СВ., Новикова ЕЛ. Родная история. М.: ЭКСМО, 2004.

5. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.

6. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для  образовательных учреждений.   М.: АРКТИ, 2005.

7. Серов Н.Б. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». 1-11-й классы. М.: ВАКО, 2005.

8. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразно сначала         познакомить детей с Государственным флагом России.

Во-первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах и т.д.

Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и их взаимное расположение.

Затем следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие - текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна.

Это уже более сложная задача в отличие от запоминания символики полос флага и их взаиморасположения. Кроме того, такая последовательность позволяет повторить пройденный материал.

Далее желательно провести занятие «Герб Москвы», на котором детям предлагается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Дети слушают, легенду о всаднике и драконе, изображенных на гербе Москвы, затем самостоятельно анализируют его цветовое решение (белый конь, синий плащ всадника).

С символическими значениями красного, белого и синего цвета дети уже знакомы, а черный, как правило, не вызывает затруднений.

Только после этого целесообразно провести занятие-исследование «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют. Воспитатель предлагает рассмотреть крылья птицы, порассуждать о том, на что они похожи, что символизируют. Информацию о трех коронах, перевитых лентой, о скипетре и державе педагог сообщает в ознакомительном порядке.

Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и, как показывает опыт, дает хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.

Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии....

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

Ознакомление дошкольников с государственной символикой РоссииРебёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна наш...

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможн...

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с государственной символикой страны и округа»

Наиболее целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России....

Краткосрочный проект «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Становление облика человека начинается в дошкольном детстве. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываю...

Консультация " Ознакомление дошкольников с государственной символикой России"

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе ...

Рекомендации для родителей "Как знакомить детей с государственной символикой России"

Что можно рассказать детям о российской символике? Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои герб и флаги....