Проект Влияние позавательных игр на развитие памяти дошкольников
проект по теме

Попова Татьяна Владимировна

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №38 «Искорка»

Тема проекта: «Влияние познавательных игр на развитие памяти младших дошкольников»

Составитель: воспитатель,  МДОУ детский сад №38 «Искорка»

                                                                                           Попова Татьяна Владимировна

г. Подольск

2013г.

Содержание

Введение

Основная часть

1.Психологические особенности дошкольников 3-4 лет

2.Особенности развития памяти у дошкольников

3.Влияние познавательных игр на развитие памяти у дошкольников

Практическая часть

Диагностический инструментарий

Познавательные игры

Конспекты занятий

Заключение

Список литературы

Презентация

Введение

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.

При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле.

Актуальность темы представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.

Задачи:

1. рассмотреть психические особенности развития детей дошкольного возраста;

2. описать характеристику памяти как познавательного процесса;  

3.ознакомиться с особенностями развития и формирования памяти в дошкольном возрасте;

4.изучить методики диагностики памяти детей дошкольного возраста.

Основная часть

1.Психологические особенности дошкольников 3-4 лет.

Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» мозга. Мозг не только сохраняет наши знания об окружающем мире, но и обладает способностью по нашему желанию воспроизводить эти знания.

Процесс запоминания, сохранения и последующего припоминания или узнавания того, что человек раньше воспринимал, переживал и делал, называется памятью.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

Память сохраняет нам знания, а без знаний немыслима ни плодотворная деятельность, ни успешное учение.

Память, как и все другие психические процессы, носит характер деятельности. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает что - либо, воспроизводит либо узнает - всегда он осуществляет определенную психическую деятельность.

Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И, наоборот, все, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается.

Направленность личности выражена в ее интересах и склонностях. Интересы человека очень сильно влияют на память - обеспечивают успешность запоминания. Особенно большое значение при запоминании играют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ним не связано. Это и будет проявлением избирательности памяти.

У детей школьного возраста особенно ярко проявляется влияние интереса на продуктивность запоминания. На запоминание большое влияние оказывает эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Если предмет или какие-нибудь события для на безразличны и не вызывают яркого переживания, то запоминаются они плохо. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, оставляет глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность памяти во многих случаях зависит и от волевых качеств человека.

Продуктивность памяти в значительной степени зависит от общей культуры человека, от его умственного кругозора.

Таким образом, характер памяти, ее продуктивность связаны с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые он ставит в своей деятельности.

Физиологические механизмы памяти

Запоминание возможно благодаря пластичности нервной системы, мозга, т.е. благодаря присущему нервной системе свойству изменяться под влиянием раздражителей, оставлять и сохранять в себе следы воздействия раздражителей. Мозг каждого человека обладает свойством пластичности, но степень этой пластичности у разных людей различна. От степени пластичности мозга зависит и качество памяти человека.

Пластичность мозга не является раз и навсегда данным и неизменным свойством, она в зависимости от ряда условий может повышаться (улучшаться) или понижаться (ухудшаться). Пластичность мозга развивается в прямой зависимости от активной и разнообразной деятельности самого мозга, от его тренировки. Человек, активно познающий окружающую действительность, приобретающий новые знания и умения, беспрерывно стимулирует деятельность мозга и тем самым повышает уровень его пластичности.

Как правило, пластичность мозга заметно снижается с возрастом.

Показателем пластичности мозга является скорость образования в коре больших полушарий временных нервных связей, длительность их сохранения, быстрота и легкость их оживления.

Известно, что существуют определенные условия фиксации и сохранения следа. При одних условиях возникший след возбуждения является кратковременным, сохраняется секунды или минуты, при других сохраняется длительно. Чтобы кратковременный след перешел в долговременный, необходимо определенное время, в течение которого след закрепляется, или, как говорят психологи, консолидируется.

Таким образом, воздействие или возбуждение вызывает изменение рибонуклеиновой кислоты в нервной клетке, и эти изменения создают возможность специфически отвечать на повторные раздражители.

Ассоциации.

Временные нервные связи являются физиологическим механизмом образования ассоциации.

Ассоциация - это связь между отдельными событиями, фактами и явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти.

Без этих связей, или ассоциаций, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти. Запоминание любого предмета всегда происходит в связи с другими предметами.

Ассоциативные процессы в коре головного мозга обеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлений действительности в определенной связи и последовательности.

Ассоциации бывают нескольких видов. Обычно различают ассоциации по смежности, ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту.

В основе ассоциаций по смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Если какие-то предметы человек воспринимал расположенными близко друг к другу в пространстве или следующими непосредственно друг за другом во времени, то между ними возникает ассоциация. Например, воспринимая одновременно в пространстве такие предметы, как стол, лампу, книжную полку, учебники, мы закрепляем эти пространственные отношения в своем сознании. Когда же после мы встречаемся с одним из этих предметов или вспоминаем о нем, в нашем сознании возникает образ смежного с ним предмета.

Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда какой - либо новый предмет похож на ранее известный предмет. Например, ученик, смотря на картину, изображающую пейзаж, вспоминает, что он сходен с пейзажем, виденным им когда - то раньше в натуре.

По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления. Например, дождливый осенний день по ассоциации может вызвать представление яркого, солнечного летнего дня.

Виды памяти.

Закрепление и воспроизведение индивидуального опыта совершается в различных формах. Объясняется это тем обстоятельством, что память проявляется и обслуживает все виды многообразной жизнедеятельности человека.

В основу видовой классификации памяти в современной науке положены три основных критерия:

1.Обьект  (предмет) запоминания, т.е., то что запоминается (имеется в виду такие виды памяти, как двигательная, эмоциональная, образная и словесно - логическая);

2.Цель и способы запоминания и воспроизведения (произвольная и непроизвольная память);

3.Длительность сохранения в памяти (кратковременная и долговременная память).

Двигательная память.

Двигательная или моторная память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков и привычек.

В процессе овладения двигательными трудовыми действиями очень важное значение, имеет их правильная организация. Только при этом условии они могут формироваться с определенной скоростью и легкостью и отвечать требованиям успешного выполнения той или иной деятельности.

Все люди обладают двигательной памятью. Однако проявление ее у каждого человека происходит по-разному. Эти индивидуальные различия зависят от двух факторов:

1)от врожденных физических особенностей организма;

2)от степени правильной выучки, упражнений и тренировки в выработке двигательных навыков.

В результате индивидуальных особенностей каждый человек обладает своим темпом, стилем движений при ходьбе, письме, в труде, игре и т.д.

Обычно признаком хорошей двигательной памяти человека является физическая ловкость, сноровка в трудовых операциях и других видах практической деятельности.

Двигательная память генетически предшествует другим видам памяти. У ребенка ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. В начале, дети осваивают узкий круг простейших движений. Затем запоминание и воспроизведение движений прогрессивно расширяется, охватывая все больший круг более сложных движений. При закреплении и воспроизведении они все больше приобретают сознательный характер, тесно связываются с процессами мышления, воли, другими видами памяти. Это значит, что на разных возрастных этапах качественные особенности двигательной памяти неоднородны.

Эмоциональная память.

Эмоциональная память - это память на пережитые чувства.

Положительные или отрицательные чувства не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся при определенных условиях.

Эмоциональная память влияет на формирование личности человека. Она позволяет человеку регулировать свое поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как побудительные силы либо к совершению того или иного действия, поступка, либо к отказу от действия, если с ним связаны отрицательные переживания в прошлом. Эмоциональная память - важнейшее условие духовного развития человека. Если бы человек забывал чувство радости и удовлетворения от свершения благородного и морального поступка, так же как и угрызения совести, вызванные дурным поступком, то он имел бы слабое побуждение к новому свершению благородных дел и воздержанию от дурных, антиморальных.

Воспроизведенные чувства могут отличаться от первоначальных как по силе, так и по характеру, содержанию. По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или равным первоначальному.

Примером здесь могут служить такие жизненные факты, когда сильное и глубокое горе, большая радость со временем ослабляются в нашей памяти.

Вторичное чувство может иметь ту же силу, что и первоначальное. Это бывает тогда, когда пережитое ранее чувство связано с событиями и фактами, имеющими жизненно важное значение.

Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определенных условиях. Такими условиями является повторное восприятие или припоминание того, что связано с прошлым.

Образная память.

Образная память - это сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

Зрительная и слуховая память наиболее отчетливо проявляются у всех нормально развитых людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха. Ярким примером их исключительного развития является Ольга Скороходова.

Высокого развития образная память достигает у людей художественных профессий: художников, музыкантов, писателей.

Некоторые люди обладают очень ярко выраженной образной памятью, называемой эйдетической (от греч. «эйдес» - образ) памятью. Эйдетические образы являются следствием инертности возбуждения центрального коркового звена зрительного или слухового анализатора. Поэтому человек - эйдетик некоторое время после восприятия продолжает во всех деталях видеть только что воспринятую картину, слышать мелодию и т.д.

Точность воспроизведения воспринимаемых объектов, т.е. соответствие образа оригиналу, существенно зависит от участия речи при закреплении в памяти воспринятого. Самую важную роль здесь играет правильное объяснение и понимание того, что воспринимается. Дети, воспринимающие предмет без словесного объяснения, как правило, воспроизводят его образ неточно, фрагментарно (отрывочно).

Словесно - логическая память.

Словесно - логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому такой вид памяти называют не просто логическим, словесно - логическим.

Воспроизведение мыслей не всегда происходит в том же словесном выражении, в каком они были первоначально выражены. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть выраженных мыслей, а буквальное словесное воспроизведение их не требуется. В других - запоминается и воспроизводится не только общий смысл содержания, но точное, буквальное словесное выражение мыслей. Однако буквальное воспроизведение словесного материала может происходить без понимания его смысла, тогда заучивание будет уже не логическим, а механическим запоминанием. Существенную роль при этом играет уровень речевого развития.

Запоминание смысла - это запоминание общих и существенных сторон и признаков материала и отвлечение от деталей и малосущественных индивидуальных его признаков. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нем является наиболее важным и значительным, а что - второстепенным. Следовательно, запоминание и воспроизведение смыслового материала тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Дети, особенно младшего школьного возраста, самостоятельно выделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь учителя. Что касается деталей, то дети запоминают и воспроизводят их нередко очень хорошо, придают им непропорционально большое значение, особенно когда эти детали обладают яркой наглядностью, конкретностью и эмоциональным воздействием.

Произвольная и непроизвольная память.

Эти виды памяти различаются в зависимости от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставится специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается пассивно, как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий - такая память является непроизвольной.

Если ставится специальная цель запомнить, применяются соответствующие мнемические (от греческого слова «мнеме» - память), приемы, производятся волевые усилия - такая память является произвольной.

Непроизвольная память в своем развитии предшествует произвольной. Весь жизненный опыт ребенка в начале, опирается в основном на непроизвольную память и приобретается ребенком без специального намерения запомнить и без специальных усилий. Однако в сознательной активной деятельности, при усвоении системы знаний, умений и навыков произвольная память занимает ведущее место.

Кратковременная и долговременная память.

Наблюдениями и экспериментальными исследованиями было установлено существование двух видов памяти: кратковременной памяти (КП) и долговременной памяти (ДП).

Кратковременная память - процесс относительно небольшой длительности, но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После этого непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается не способным что - либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринимаемого материала.

При кратковременной памяти воспроизведение материала происходит в той «фотографической» форме и последовательности, в которой он воспринимался, т.е. в известной мере механически. При долговременной памяти воспринятый материал реконструируется и упрочивается по смыслу, потому и воспроизводится избирательно и обобщенно, в зависимости от задач и характера самой деятельности, т.е. тоже осмысленно.

Значение кратковременной и долговременной памяти различно. Кратковременная память обслуживает отдельные звенья и операции деятельности. Например, переводчик сохранит точно в своей памяти фразу, пока ее переведет. При переходе к новой фразе точная формулировка предыдущей фразы тут же забывается. В этом явлении, видимо, имеется своя целесообразность. Если бы вся старая информация оставалась в памяти, то внимание не могло бы переключиться на восприятие и удержание новой информации, следовательно, и выполнение новой операции было бы невозможно.

Долговременная память обслуживает более сложную интеллектуальную и практическую деятельность человека. К такой деятельности, в частности, относится учебная деятельность учащихся.

Взаимосвязь различных видов памяти.

Признаки, положенные в основу деления памяти на виды, обслуживающие различные стороны человеческой деятельности, находятся между собой в тесном единстве. Точно также в тесном единстве и взаимосвязи находятся и соответствующие виды памяти.

Например, словесно - логическая память в каждом частном случае ее проявления может быть либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она будет либо кратковременной, либо долговременной.

Различные виды памяти, выделенные по одному определенному признаку, оказываются взаимосвязанными друг с другом. Так двигательная память, образная, словесно-логическая и эмоциональная память существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют как формы отражения единства предметов и явлений окружающей действительности.

В такой же взаимосвязи находятся между собой произвольная память и непроизвольная память.

Процессы памяти.

Память - это всегда деятельность, она носит характер определенных процессов. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение (забывание), воспроизведение п узнавание.

Запоминание.

Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

Запоминание может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).

Непроизвольное запоминание совершается без заранее поставленной цели запомнить. Оно протекает без волевых усилий, совершается как бы само собой. Не все факты и события окружающей деятельности запоминаются одинаково непроизвольно. Прежде всего, прочность и длительность непроизвольного запоминания зависит от красочности, подвижности и других особенностей объекта. Особенно эффективным непроизвольное запоминание бывает тогда, когда оно связано с яркими или сильными эмоциональными переживаниями, большими чувствами. Значительную роль при непроизвольном запоминании играет интерес. Сравнительно легко, непроизвольно запоминаются такие предметы и явления, которые связаны с предыдущим опытом. Мы, знаем какие-то факты, у нас есть представление о них, потому все, относящееся к этим фактам, нас интересует и запоминается легко.

Непроизвольное запоминание имеет большое значение в жизни человека, оно расширяет и обогащает его жизненный опыт, не требуя от него специальных усилий.

Исследования показали, что непроизвольное запоминание может быть использовано в педагогической работе в тех случаях, когда новый учебный материал надо хорошо осмыслить. Здесь основная задача учащегося - осмысление нового, а запоминание этого нового происходит непроизвольно, в самом процессе осмысления. Преждевременная постановка специальной задачи на запоминание нередко отрицательно сказывается на понимании.

Произвольное запоминание в отличие от непроизвольного сознательно направлено на запоминание определенного материала. При произвольном запоминании человек прилагает необходимые волевые усилия, мобилизует себя на лучшее и прочное закрепление материала, применяя для этого специальные приемы и способы запоминания.

Учебная деятельность школьников - усвоение знаний, приобретений умений и навыков - опирается преимущественно на произвольное запоминание.

Систематическое, планомерное, специально организованное произвольное запоминание с применением определенных приемов называется заучиванием.

Произвольное запоминание осуществляется двумя способами:

-механическим;

-осмысленным.

Механическое запоминание - это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними.

К механическому запоминанию учащиеся прибегают в трех случаях:

-во - первых, когда они не могут понять или ленятся понять смысл изучаемого материала;

-во - вторых, когда отдельные части материала не связаны между собой по смыслу;

-в - третьих, когда учитель требует знать все точно так, как написано в учебнике.

Механическое запоминание материала часто приводит к формальному усвоению знаний. Кроме того, механическое запоминание неэкономно, оно требует значительно больше времени, чем запоминание смысловое. Однако механическое запоминание в разумном сочетании с осмысленным запоминанием полезно.

Осмысленное запоминание непосредственно связано с процессами мышления, оно опирается на понимание содержания материала, на осознание тех логических связей, которые существуют между его частями.

Один из приемов, способствующих осмысленному запоминанию, - смысловая группировка материала. Под смысловой группировкой следует понимать членение материала на части с выделением главного и существенного в каждой части. Смысловая разбивка и группировка материала требует активной мыслительной работы, которая должна начинаться с изучения его общего смысла, т.е. установления того, что является главным и существенным в его содержании.

После общего ознакомления с материалом он должен быть детально проанализирован и расчленен на смысловые группы или части. В каждой части надо найти и выделить смысловые опорные пункты, т.е. мысли, словесные выражения и образы, которые определяют основную суть данной части, и сформулировать эту суть в виде кратких заголовков к каждой части.

Далее необходимо провести синтетическую, обобщающую работу, т.е. установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их расположения. Мыслительная обработка должна завершиться составлением общего плана расположения учебного материала. Все, что хорошо понято, должно быть закреплено в памяти путем последующих повторений.

Целесообразно начинать повторение с попытки воспроизвести заучиваемый материал. В процессе воспроизведения человек устанавливает, что он помнит и чего не помнит из ранее воспринятого материала, и соответственно с этим организует его повторение.

Для прочного закрепления знаний существенное значение имеет при запоминании установка на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала.

Важнейшее условие быстрого и полного запоминания материала - это чередование повторений и воспроизведений в процессе заучивания. Обычно не только дети, но и взрослые прибегают к воспроизведению материала после многократных повторений, т.е. когда материал уже почти заучен. Такой способ заучивания малоэффективен и требует много времени.

Успех заучивания зависит не столько от количества повторений, сколько от того, как эти повторения распределяются во времени. В практике заучивания существуют два способа повторений:

- концентрированное, т.е. сплошное, без перерыва;

- распределенное во времени, с перерывом в несколько часов или даже дней.

Распределенное повторение значительно продуктивнее: оно требует примерно в два раза меньше повторений, чем концентрированное, выполненное за один прием.

Особенно важно распределить повторения при закреплении знаний у школьников. Нецелесообразно повторять пройденный материал только в конце учебного года. Результаты окажутся более значительными, если учитель в течение года будет периодически повторять ранее пройденный материал. При заучивании учебного материала необходимо учитывать его сложность и объем.

Наиболее эффективным способом заучивания сложного учебного материала является комбинированный способ. При этом способе заучивание проходит в три этапа. В начале, материал читают несколько раз целиком. В процессе этого выясняют как его общий смысл, так и то, из каких частей он состоит. Затем каждую часть или наиболее трудные заучивают отдельно. В заключении, чтобы закрепить связь между частями, материал вновь несколько раз прочитывают целиком.

При комбинированном способе заучивания все части материала запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом, что имеет большое значение для его понимания и воспроизведения. Когда же материал заучивают частями, то воспроизводить его труднее, особенно при переходе от одной части к другой.

Узнавание и воспроизведение.

Результаты запоминания проявляются в узнавании и воспроизведении. Возвращаясь в родные места после долгой разлуки, мы узнаем, казалось, давно забытые вещи, предметы, вспоминаем многие факты, связанные с ними, узнаем знакомые лица.

Узнавание происходит потому, что воспринимаемое в данный момент аналогично воспринимавшемуся ранее. При повторном восприятии появляется своеобразное чувство знакомства, которое и лежит в основе узнавания.

Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируется без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.

В процессе воспроизведения в коре головного мозга актуализируются следы временных нервных связей, образованных и закрепленных в ходе запоминания. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном воспроизведении образы, мысли, слова и чувства вспоминаются без сознательного намерения и усилия. Например, толчком к непроизвольному воспроизведению, какого - либо предмета может явиться его сходство с тем, что воспринимается нами в данный момент. Здесь в основе непроизвольного воспроизведения лежит ассоциация сходства.

В противоположность непроизвольному воспроизведению воспроизведение произвольное возникает в результате активного и сознательного намерения. Воспроизведение произвольное на пассивный процесс. Оно активно и избирательно направляется и перестраивается человеком в зависимости от задач и характера его деятельности, от особенностей личности: интересов, чувств, стремлений.

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связанное с определенным напряжением нервной системы человека и требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти. Припоминая, где забыл книгу, мальчик старался вспомнить все, что происходило с ним в течение дня, где он в последний раз был, с кем разговаривал. Припоминая все эти обстоятельства, мальчик активно воспроизводит те ассоциации, которые воссоздают последовательность событий и облегчают припоминание забытого.

Забывание.

Многое из того, что закреплено в памяти со временем в той или иной степени забывается.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным, непродолжительным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизвел его лишь частично или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести материал.

Длительное или полное забывание, а также и частичное, характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что - либо. Но чаще всего забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный ему материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. Такое отсроченное воспроизведение того, что казалось забытым, называется реминисценцией (от латинского слова, означающего «вспоминание»). Реминисценция чаще встречается у детей, чем у взрослых, и возникает в результате снятия торможения, вызванного утомлением нервных клеток мозга.

Процесс забывания протекает неравномерно: в начале, быстро, затем медленнее. Например, в течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней.

Физиологической основой забывания является торможение временных нервных связей в коре головного мозга, возникающие в результате отсутствия их подкрепления. Наиболее быстрому забыванию подвержен тот материал, который закрепляется механически, без понимания.

При осмысленном запоминании забывание протекает значительно медленнее.

Основное средство против забывания - повторение. Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в памяти. Учитывая, что забывание особенно быстро происходи в первое время, начинать повторять нужно как можно раньше, а не тогда, когда учебный материал уже почти забыт. Чем раньше приступают к повторению материала, тем легче он полностью восстанавливается и тем меньше требуется для этого повторений.

Важнейшим средством борьбы с забыванием является применение условных знаний на практике. Учащийся, много раз, применяющий в упражнениях и диктантах выученные правила правописания, не забывает их. Решая задачи на определенные правила, учащиеся прочно запоминают эти правила.

Особенности памяти как свойства личности.

Наблюдаются довольно значительные индивидуальные различия в области памяти. Индивидуальные особенности памяти становятся свойствами личности, характеризующими ее деятельность.

Люди запоминают различный материал по-разному и разными способами. Одни наиболее хорошо запоминают картины, лица, цветы, звуки. Это представители наглядно - образного типа памяти. Другие лучше запоминают мысли и словесные формулировки, понятия, формулы. Это представители словесно - логического типа памяти. Третьи одинаково хорошо запоминают и наглядно - образный и словесно - логический, отвлеченный материал.

Кроме того, различают типы памяти в зависимости от степени участия основных анализаторов в процессе запоминания и воспроизведения. С этой точки зрения различают следующие типы памяти: зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно - слуховой, зрительно - двигательный и  слухо-двигательный). Одни люди лучше запоминают зрительно, другие - на слух, третьи - при помощи двигательных ощущений, четвертые - при комбинированном способе.

Индивидуальные различия памяти зависят от характера деятельности человека. Иначе говоря, типы памяти зависят от упражнения анализаторов, включенных в конкретную деятельность человека. Типы памяти не остаются постоянными, а изменяются в соответствии с изменением характера деятельности.

Слабая продуктивность памяти иногда является следствием заболеваний, сильного переутомления и другого физического недомогания. Для таких детей кроме индивидуального обучения и непосредственной помощи в заучивании, необходим специальный режим: чередование учебной деятельности и отдыха, разумная дозировка учебных заданий, и т.д.

Очень часто незначительные результаты запоминания зависят не от плохой памяти, а от плохого внимания учащихся. Отсутствие внимания или недостаточное внимание учащегося на уроке - одна из важнейших причин плохого запоминания.


2. Особенности развития памяти дошкольников 3-4 лет.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию З.М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредствованного запоминания у дошкольников, и пришла к следующим выводам.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей трех, четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте - при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направление на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.

Продуктивность запоминания в игре у детей намного выше, чем  вне её. Однако у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 3-4 года, причем чаще всего ими для запоминания используется простое повторение. К концу дошкольного возраста, т.е. к 6 - 7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитии как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти.

Переход от непроизвольной к произвольной, памяти , включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что- либо запомнить или вспомнить.

На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.

Считается, что с возрастом увеличивается скорость. С какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в настоящий момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний - семью такими единицами.

С возрастом развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти, причем, чем старше дети, тем лучше они могут это делать. Со временем становятся более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения материала, которые применяет ребенок. Из двенадцати предъявленных картинок ребенок в возрасте четырех лет, например, узнает все двенадцать, но способен воспроизвести только две или три, в то время как десятилетний ребенок, узнав все картинки, в состоянии воспроизвести восемь из них.

Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относится обычно к возрасту около трех лет (имеются в виду воспоминания взрослых людей, связанные с детством). Было установлено, что почти семьдесят пять процентов первых детских воспоминаний приходится на возраст от трех до четырех лет. Это значит, что к данному возрасту, т.е. к началу раннего дошкольного детства, у ребенка складываются долговременная память и ее основные механизмы. Одним из них является ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями. Запечатляющая роль эмоций в долговременной памяти начинает проявлять себя, по-видимому, уже в начале дошкольного возраста.

У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. В некоторых случаях у лингвистически или музыкально одаренных детей неплохо развитой оказывается и слуховая память. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ним специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать, помнить и припоминать материал в играх могут уже дети трех - четырех - летнего возраста.

У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развита непосредственная и механическая память. Эти дети сравнительно легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес, и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируются в обстановке, узнают виденное или слышанное.

Было показано, что развитие памяти тесно соотносится с развитием мышления у детей. Установлено, например, что прогресс операциональных структур интеллекта оказывает положительное воздействие на мнемические процессы ребенка. В одном из экспериментов, детям в возрасте от трех до восьми лет показывали десять различных деревянных брусков, выложенных в один ряд по длине, и просили просто посмотреть на этот ряд. Неделю, а затем и месяц спустя им предлагали выложить этот же ряд по памяти.

Первым интересным результатом этого эксперимента было то, что уже через неделю младшие дошкольники фактически не могли вспомнить последовательность брусков, но, тем не менее, пытались восстановить ее, выбирая один из следующих вариантов расположения элементов ряда:

а)выбор нескольких равных между собой брусков;

б)выбор длинных и коротких брусков;

в)составление групп из коротких, средних и длинных брусков; 

г)воспроизводство логически правильной, но чересчур короткой последовательности

д)составление полной исходной упорядоченной серии.

Следующий результат состоял в том, что через шесть месяцев без всяких новых предъявлений запоминаемого материала память у детей спонтанно улучшилась в семидесяти пяти процентов случаев. Те из детей, кто находился на уровне (а), перешли к построению серии по типу (б). Многие с уровня (б) перешли на (в) или даже на (г). С уровня (в) дети переходили на следующий уровень и т.д.

При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут неплохо и запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы. Хорошо развита у детей этого возраста эйдетическая память.

3.Влияние познавательных игр на развитие памяти у дошкольников.
Существует много определений игры,  высказанных крупнейшими учеными, показавшими ее неисчерпаемость, исключительную ценность для дошкольного детства: игра – ведущая деятельность; игра – средство всестороннего воспитания; игра – средство интеграции знаний; игра – средство подготовки к школе; игра – путь развития мышления и др
.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребенок развивается как личность. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В советской педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флёрина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин (20 – 30-е годы); позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Заголиной, Т.А. Марковой и др.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми дошкольного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников.

Перед воспитателем стоит задача использовать разные виды игр в целях всестороннего воспитания дошкольников, интересно и содержательно организовывать жизнь детского коллектива. В игре каждый ребенок самоутверждается как личность. Складывается та нравственная основа, с которой ребенок живет в игре  и на которую начинает опираться в своей повседневной жизни.
В этом воспитательная сила игры. Но успех достигается только при условии правильно организованного педагогического воздействия, предусматривающего комплексный подход на всех этапах формирования игры, начиная с раннего возраста
.

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе.



Практическая  часть

Диагностический инструментарий

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух - основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика «Узнай фигуры». Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными задачами, в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов - ребенок справился со всеми задачами, за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это, более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий уровень.

8-9 баллов – высокий уровень.

4-7 баллов – средний уровень.

2-3 балла – низкий уровень.

0-1 балл - очень низкий.

Методика «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу.

На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимулирующей картинки, составляет, 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок узнал на картинке  все девять изображений, показанных ему на картинке, затратив на это, меньше 45 сек.

8-9 баллов - ребенок узнал на картинке, 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений, за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за, время от 65 до 75 сек.

2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения, за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл - ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение, 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий уровень.

8-9 баллов – высокий уровень.

4-7 баллов – средний уровень.

2-3 балла – низкий уровень.

  1. балл - очень низкий.

Методика «Запомни цифры»

Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, с интервалом 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем.

В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полу сумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

 8-9 баллов - ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.

 6-7 баллов - ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5-6 цифр.

 4-5 баллов - ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры. 2-3 балла - ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл - ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий уровень.

8-9 баллов – высокий уровень.

4-7 баллов – средний уровень.

2-3 балла – низкий уровень.

0-1 балл - очень низкий.

Методика «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток  выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 7-6 слов.

 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий уровень.

8-9 баллов – высокий уровень.

4-7 баллов – средний уровень.

2-3  балла низкий уровень.

0-1 балл - очень низкий.

Познавательные игры

Игра в слова.

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

ВНИМАНИЕ! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

ПОВТОРИ!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»). 

Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

Разрезанная картинка.

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.

Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.

Задание 1. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.

Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:

- Что изображено на картинке?

- Какой формы твой рисунок?

- Какого цвета твой рисунок? 

При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т.д. в рисунке ребенка.

Опиши картинку.

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет. 

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.

Запомни движения.

Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации. 

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим (сначала ведущим может быть взрослый, а потом и ребенок). Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

Определи на ощупь.

Цель: Развитие тактильной, произвольной памяти; внимания, наблюдательности. 

Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».

Слушай и исполняй.

Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации. 

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

Робот.

Цель: Развитие двигательной памяти.

Вы "программируете" ребенка — встаете у него за спиной, поднимаете его руку, ногу, опускаете их и т.д. Затем малыш сам старается повторить те же движения.

Чего не стало?

Цель: Развитие зрительной памяти.

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек).

Конспект занятия по развитию познавательных способностей

Программное содержание:

1. Создание условий для развития познавательных процессов, мелкой моторики, навыков саморегуляции.

2. Расширение и активизация словаря.

3. Развитие логического мышления и связной речи, умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.

4. Развитие способности к классификации, обобщению, сравнению.

5. Развитие умения устанавливать логические связи и отношение между предметами и явлениями, способности действовать по аналогии.

6. Развитие устойчивости и распределения внимания.

7. Развитие зрительной памяти.

8. Развитие зрительно-моторной координации.

9. Воспитывать вежливость, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками, доброе и чуткое отношение к животным.

10. Закреплять и систематизировать знания детей о домашних и диких животных.

Демонстрационный материал: игрушка-белочка, игрушка-Баба Яга, корзинка для грибов, иллюстрации диких и домашних животных для фланелеграфа, плакат с нарисованным домом Бабы Яги.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: листы с заданием «Соберём грибочки»; листы с заданиями для упражнения «Найди пару»; таблица-план дома Бабы Яги; грибы, вырезанные из картона, точечный рисунок белочки.

Воспитатель

Организационный момент.

Упражнение - приветствие (Цель: настроить детей на совместную работу, сконцентрировать внимание)

- Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга, как обычно. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

- Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца!

Пусть тепло на свете будет!

Улыбаются пусть люди!

Мир пусть будет без конца!

- Вот, мы с вами и поприветствовали друг друга. Настроение наше улучшилось, добрые наши сердечки стали ещё добрее. И на занятии сегодня мы будем как всегда добры и внимательны друг к другу, помнить о том, что перебивать друзей нельзя, говорить нужно по очереди.

- К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, какие вы умные и замечательные дети. Поздороваемся с ними.

- А теперь глазки смотрят на меня, ушки слушают меня!

2. Упражнение «Собираем грибы»

Цель: развитие устойчивости и переключения внимания

- Отгадайте загадку, кто к нам сегодня пришёл в гости:

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

- Правильно, это белочка.

- Как вы догадались, что это белочка?

- Как вы думаете, много надо белочке грибов запасти на зиму?

- Поможем ей?

- Сейчас мы отправимся в лес за грибами. Посмотрите на картинку. Что вы видите? (Приложение 1 называют каждую из четырех картинок, нарисованных в рамке)

- Чтобы нас не намочил дождик, зачеркните карандашом все тучки так, как показано на образце в рамочке, и «соберите» все грибы — подчеркните их. Будьте внимательны! Не пропустите ни один гриб, ни одну тучку. (Выполняют задание 3 минуты.)

- Молодцы ребята! Но всё равно этих грибов не хватит белочке на всю зиму. Давайте ещё поможем ей. За активную работу и правильные ответы я буду давать вам вот такие грибочки, и в конце занятия мы подарим их нашей гостье, согласны?

3. «Поможем животным найти свой дом» (Цель: развитие логического мышления, классификация)

- Но, что это с нашей белочкой? Она, кажется, плачет. Идите все скорее сюда, узнаем, что случилось. (Подходят к фланелеграфу, жалеют белочку, спрашивают, что случилось, делают предположения.)

- Я плачу (от лица белочки), потому что злая баба Яга заколдовала мой дом родной. Вы ведь знаете, где я живу (Да, в лесу, в дупле.)

- Теперь лес не просто лес, а заколдованный лес. Помогите нам, зверям, ребята! Посмотрите, как нас тут много.

- Давайте поможем этим несчастным животным справиться с чарами Бабы Яги. Все ли эти животные должны находиться здесь в лесу (Нет.)

- Почему (Здесь есть домашние животные)

-Сейчас, каждый из вас, по очереди, будет брать по одной картинке, и объяснять домашнее это животное или нет. Если животное домашнее прикрепляем картинку к домику, а если дикое оставляем в лесу.

(Берут по одной картинке. Объясняют свой выбор и выполняют классификацию. Лошадь отправлю домой, потому что это домашнее животное. Человек заботится о ней, кормит, строит жилище – конюшню и т. д.)

4. Физкультминутка

У медведя дом большой,

(Руки поднять вверх, подъем на

носочки.)

А у зайца - маленький.

(Приседание на корточки, руки

вытянуты перед собой.)

Наш медведь пошёл домой,

(Переступание с ноги на ногу.)

А за ним и заинька.

(Прыжки.)

Мы зверушек провожаем

(Прощальные движения рукой.)

И занятие продолжаем.

(Дети садятся за столы.)

5. Упражнение «Найди пару»

(Цель: учить устанавливать логические связи и отношения между предметами и действовать по аналогии)

- Помогли мы зверям найти свои дома. А наше путешествие по заколдованному лесу продолжается. Стоп! А где же Белочка? Наша Белочка пропала. А это кто (Баба Яга)

- Да, это я! (от лица Бабы Яги)

- Я похитила вашу Белочку, и заодно прихватила её дружка Ёжика. Спрятала их в своей избушке. А чтобы добраться до неё,  каждый из вас должен выполнить по одному заданию, да и воспитательница ваша тоже. Готовы?

- Тогда слушайте внимательно. На ваших карточках две картинки связаны между собой по смыслу, то есть образуют пару. Если вы такие умненькие, установите эту связь и подберите пару к третьей картинке. (Приложение 2)

6. Физкультминутка

- Молодцы мы! Справились с заданием Бабы Яги и скоро доберёмся до её избушки. Но, кажется, в лесу начинается дождь.

Капля — раз, капля — два.

Капли медленно сперва.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять:

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем!

7. Упражнение «Запомни где»

(Цель: развитие зрительной памяти)

- Вот мы и подошли к домику Бабы Яги. Какой он большой! Посчитайте сколько в нём этажей (В доме 3 этажа.) А сколько комнат на каждом этаже (На каждом этаже 3 комнаты) Где же она прячет наших друзей: Белочку и Ёжика?

- У вас будет 30 секунд, чтобы запомнить это (показ на магнитной доске)

- Перед вами лежат листочки с планом дома Бабы Яги (Приложение 3). Нарисуйте в нужных квадратиках, где находится Белочка, а где Ёжика.

8. Упражнение «Обведи по контуру и заштрихуй» (Цель: развитие зрительно-моторной координации, тренировка руки)

- Ура мы нашли нашу Белочку и её друга Ёжика. Лес расколдован. И в благодарность за помощь Белочка дарит каждому из вас свою фотографию (Приложение 4). Нужно будет только обвести её по контуру и заштриховать слева направо.

9. Подведение итогов занятия.

- Давайте и мы с вами подарим Белочке свои подарки. Соберём в корзиночку заработанные грибочки. Белочка благодарит вас!

Приложение 1

Приложение 3.

Приложение 4.

Заключение

При рассмотрении вопроса о психических особенностях развития детей дошкольного возраста было выявлено, что дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Рассматривая вопрос о характеристике памяти, как познавательного процесса было установлено, что память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В ходе изучения вопроса об особенностях развития памяти дошкольника выяснилось, что память в дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер. А к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

С помощью приведенных методов диагностики можно получить качественные данные о степени развития памяти у ребенка дошкольного возраста.

Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения.

Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

Список литературы

1. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001.

2. Рогов Е.И. Р59 Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 5-е изд., Стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:. – 4- е изд., стереотип. – М. Академия, 2001.

5. Немов Р.С. Психология: учеб для студ. высш. пед. учеб. заведения: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

6. Обухова Л.Ф. Детская психология:. – 2-е изд., стереотип.- М.: Тривола, 2006.

7. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Немов Р.С. Психология: учеб для студ. высш. пед. учеб. заведения: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

10. Жировина Л.Ф. Развиваем память детей// Ребенок в детском саду.- 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти дошкольников

В статье раскрываются психолого-педагогические вопросы развития памяти у детей дошкольного возраста, особенности формирования данного психического процесса у дошкольников, приемы, способствующие лучше...

«Влияние развития мелкой моторики и дидактических игр на развитие памяти дошкольников»

Определение методов психологического и моторного воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего и среднего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательног...

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА

Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего буд...

Влияние подвижной игры на развитие памяти дошкольника

В дошкольном возрасте интенсивно формируется различные формы познания. Среди них память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь позновательных процессов, видов деятельности ребёнка. Подвиж...

Педагогический проект «Влияние синтеза искусств на развитие личности дошкольника»

Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих способностей дошкольника. В проекте разработаны блоки "Музыка"...

Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики пальцев рук младших дошкольников"

Цель проекта: укрепление психического и физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с пальчиковыми играми.Цель достигается в процессе решения поставленных...

Педагогический проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи младших дошкольников"

Проект разработан с целью развития мелкой моторики кистей рук и развития речи младших дошкольников...