Консультация для родителей «Влияние дидактических игр на развитие памяти у детей дошкольного возраста»
консультация

Анна Сергеевна Зайцева

Дидактические игры играют важную роль в развитии памяти у детей дошкольного возраста.

Играя в такие игры, дети учатся концентрировать внимание, запоминать информацию,

развивать логическое  и ассоциативное мышление.

Кроме того, игры способствуют развитию мелкой моторики,

координации движений и общей интеллектуальной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_publikatsiya.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние дидактических игр на развитие памяти у детей дошкольного возраста»

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему дети так любят играть? Ответ очень простой, потому что игра является неотъемлемой частью детства. Игра - это не просто развлечение, а важнейший инструмент познания мира и развития личности ребенка.

Дидактическая игра - это особый вид учебных занятий, который сочетает в себе элементы игры и обучения. Такие игры помогают детям усваивать новые знания и навыки в увлекательной и игровой форме. Это эффективное средство развития памяти детей дошкольного возраста. В процессе игры ребёнок познаёт окружающий мир, накапливает знания, развивает память, мышление, внимание, воображение.

Память - это познавательная способность к работе с информацией, которая отличается по характеру развития в зависимости от возраста ребёнка, его опыта и знаний о себе и окружающем мире

Отличительной чертой детской памяти является её наглядно-образный характер. Ребёнок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания.

Виды дидактических игр и

их влияние на развитие памяти:

  • Настольно-печатные игры (игры с использованием картинок). Развивают логическое мышление, память и внимание. К ним относятся разрезные картинки, лото, «ходилки», домино. Благодаря таким  играм, можно обеспечить возможность непроизвольного запоминания тех предметов, которые на них изображены. Запоминание значительно возрастает, если дети сравнивают картинки между собой, находят в изображениях на них общие признаки и на этой основе объединяют их.

  • Игры с предметами. Развивают мелкую моторику, сенсорное восприятие и творческое мышление. Это могут быть игры с природным и бросовым материалом, мозаикой, народными игрушками. С помощью предметов дети учатся проводить сравнение, устанавливать различие и сходство, узнают свойства предметов и их признаки: цвет, величину, форму, качество.

  • Словесные игры.  В них дети, опираясь на уже имеющиеся представления о предметах, углубляют свои знания о них. Дети сами решают разные мыслительные задачи, например: описывают предметы с выделением их характерных признаков, отгадывают предметы по описанию, находят признаки различия и сходства, группируют предметы по разным признакам и свойствам. Такие игры направлены на речевое развитие дошкольников, расширение кругозора, отработку навыков правильного использования слов и коррекцию произношения. В основе таких дидактических игр лежит сочетание действий и слов. Дети учатся вести диалог с окружающими, грамотно формулировать свои высказывания, увеличивают словарный запас, развивают мышление и память.

Классификация дидактических игр по содержанию

обучения и воспитания:

  • Игры по формированию математических представлений.

Направлены на развитие счета, понимание и запоминание геометрических форм, пространственного мышления.

Пример игры: «Геометрическое лото».

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Описание: Подготовьте карточки с изображениями предметов и отдельные геометрические фигуры. Ребенок должен подобрать к каждому предмету соответствующую геометрическую фигуру (например, тарелка — круг, крыша — треугольник). Обсудите, почему та или иная фигура подходит к предмету.

  • Сенсорные игры. Помогают развивать органы чувств ребенка.

Пример игры: «Волшебный мешочек с предметами».

Цель: развитие тактильных ощущений.

Описание: Положите в мешочек предметы с разной текстурой. Ребенок на ощупь определяет и описывает текстуру каждого предмета. Обсудите ощущения, которые вызывает каждая текстура.

  • Игры по ознакомлению с природой. Такие игры помогают детям узнавать о животных, растениях, природных явлениях.

Пример игры: «Времена года».

Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в природе.

Описание: Подготовьте карточки с изображениями различных природных явлений и предметов, характерных для разных времен года. Ребенок должен распределить карточки по четырем группам — весна, лето, осень, зима. Попросите ребенка объяснить свой выбор, обсудите характерные признаки каждого времени года.

Структура дидактических игр

Дидактические игры для детей раннего возраста, дошкольников, младших школьников различаются по сложности, но имеют единую структуру. Давайте рассмотрим ее основные компоненты.

  • Дидактическая задача - это цель, которую ставит перед собой взрослый, планируя игру. Она реализуется в процессе игры, но дети ее не осознают, воспринимая игру как развлечение.

Примеры дидактических задач:

- развитие памяти и внимания;

- формирование навыков счета;

- расширение словарного запаса.

  • Игровая задача - это то, что непосредственно должен выполнить ребенок в игре. Она дается в виде установки, которая побуждает детей  к активности.

Примеры игровых задач:

- собрать все грибочки в корзинку;

- найти пару каждой картинке;

- назвать как можно больше слов на определенную букву.

  • Игровые действия - это определенные действия, которые выполняет ребенок для решения игровой задачи. Сложность действий зависит от возраста детей: младшим дошкольникам доступно 1–2 действия, а старшим — 4–5.

Пример игры с различными игровыми действиями: «Путешествие по карте».

Цели: развивать пространственное  мышления, знакомить  с окружающим  миром, развивать навыки  планирования.

Описание: подготовьте большую карту (можно вымышленной страны), фишки, кубик и карточки с заданиями. Дети «путешествуют» по карте, бросая кубик и передвигая фишку. На каждой остановке они выполняют задание, связанное с местом на карте. Побеждает тот, кто первым доберется до финиша, выполнив все задания.

  • Игровые правила - это важный элемент дидактической игры, который помогает детям взаимодействовать, соблюдать дисциплину и усваивать правильное игровое поведение. Правила не должны быть слишком сложными, чтобы дети не теряли интерес к игре.

Пример игры с четкими правилами: «Звуковой поезд».

Цель:  научить ребенка выделять первый звук в слове.

Материалы: картинки с предметами, начинающимися на разные звуки.

Описание: Разложите картинки перед ребенком. Предложите ему «посадить» в поезд только те картинки, которые начинаются на звук [А]. Ребенок должен назвать каждый предмет и определить, начинается ли он на нужный звук. Если ребенок правильно определил звук, «посадите» картинку в поезд. Игра продолжается с другими звуками.

Задачи и функции дидактических игр

Все виды дидактических игр для дошкольников объединены общими задачами. Давайте  рассмотрим  основные из них.

  1. Обучающая задача.

Дидактические игры формируют у детей новые знания, умения и навыки, а также закрепляют уже имеющиеся.  Развивают познавательные процессы и расширяют кругозор.

Пример: «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Описание: воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами.

Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать).

Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега).

  1. Воспитательная задача.

Дидактические игры оказывают влияние на формирование личности ребенка. Они развивают такие качества, как терпение, усидчивость, умение следовать правилам.

Пример: «Поделись с другом».

Цель: воспитание щедрости и эмпатии.

Описание: раздайте детям разное количество мелких предметов (например, фишек или конфет).

Предложите детям поделиться с теми детьми, у кого меньше.

Обсудите, почему важно делиться и как себя чувствуют те, кто поделился, и те, с кем поделились.

Подведем итог:

  • Дидактические игры представляют большую ценность в развитии памяти дошкольников. Память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей и определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития памяти ребенка.
  • Память является одной из форм психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Это является основой обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, развития навыков.  Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. В детском саду дидактические игры используются во всем своем разнообразии. Они занимают большую часть учебного времени, а иногда и все занятие у дошкольников состоит из нескольких таких игр.

Дидактические игры — это мощный инструмент в развитии и обучении детей. Они позволяют в увлекательной форме усваивать новые знания, развивать важные навыки и формировать личностные качества. Для результативного использования дидактических игр важно соблюдать последовательность в подборе игр, учитывать такие дидактические принципы, как доступность, постепенность, повторяемость выполнения заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая консультация по теме: «Влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Консультация для родителей: "Влияние народных промыслов "Дымка" на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста".

Эстетическое воспитание в детском саду - это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекр...

Влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Консультация для родителей. Влияние дидактических игр на развитие произвольного внимания детей 5-6 лет.

Консультация для родителей.Влияние дидактических игр на развитие произвольного внимания детей 5-6 лет. Дидактические игры имеют большое значение для всестороннего развития личности ребёнка. Они о...

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на развитие дружеских отношений детей дошкольного возраста»

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. ...

Дидактическая игра на развитие памяти для детей дошкольного возраста.

Дисциплина: Теория и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.Название игры: «Пексико».Дидактическая задача: учить детей запоминать положен...