Консультация для педагогов "Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Мария Ивановна Ерусланова

Данная консультация позволяет повысить компетентность у педагогов в вопросах развития связной речи. Доступность, краткость,схематичного изложенного материала помогает у  детей повысить  познавательный интерес  к окружающему миру, активность и мотивацию в рахных видах деятельности детского сада. Развивать восприятие, память и логическое мышление у ребёнка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста Воспитатель: Ерусланова М.И. первая категория Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 г. Йошкар-Ола «Жемчужинка» Йошкар-Ола 2019

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Слайд 3

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский МОДЕЛИРОВАНИЕ - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели. МОДЕЛЬ - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя . НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.

Слайд 4

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: НАГЛЯДНОСТЬ . Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Овладев алгоритмом действия, последовательно составлять связный текст. Второй вспомогательный фактор- создание ПЛАНА-ВЫСКАЗЫВАНИЯ , где в предварительной схеме есть все элементы высказывания.

Слайд 5

Закономерности формирования наглядного моделирования у дошкольников Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни. Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер. Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений. Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д. Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. Процесс обучения моделированию заканчивается преобразованием внешних действий во внутренний, осознанный план.

Слайд 6

ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Слайд 7

ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ: Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней; Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены; Облегчать познание. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах.

Слайд 9

ЭЛЕМЕНТЫ И МОДЕЛИ: геометрические фигуры опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) мнемотаблицы, мнемодорожки сенсорно-графические схемы опорные схемы карточки карточки — символы

Слайд 10

Геометрические фигуры

Слайд 11

Графические схемы

Слайд 12

Пиктограмма – рисунчатое письмо Пиктограмма сказок «Колобок» и «Маша и медведь»

Слайд 13

Мнемотаблицы Сказка «Маша и медведь» (схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба»

Слайд 14

Опорные картинки

Слайд 15

Сравнительные схемы

Слайд 16

Сенсорно-графические схемы

Слайд 17

Пересказ текста цепной структуры с опорой на вертикальную пространственно-временную модель (по В.К.Воробьёвой )

Слайд 18

Лучевая структура рассказа

Слайд 19

Символические изображения Силуэты и контуры

Слайд 20

Вывод: Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление . Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста  

  В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детск...

Роль моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Обоснование актуальности и перспективности педагогического опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций....