Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи

детей дошкольного возраста.

Составитель:

Учитель-логопед

Петрова Е.Н.

2019 г.

Слайд 1 .

Тема: «Путешествие в страну Волшебников»

Цель: Оказание информационной и методической поддержки педагогам дошкольных образовательных учреждений по вопросу формирования и развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования

Задачи:

1.Реализация практических аспектов наглядного моделирования по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

2. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной

проблеме.

Материалы для проведения практикума: мультим. слайды, презентация, мнемотаблица к стихотворениям «Весна пришла», «Дом», «Старушки», схема-модель для описания предметов. Проектор, ноутбук, карточки для изображения модель-подсказки для описания животных (козе и кабане) и для рисования модели –подсказки к предложениям (Я пройду по мосту. Я переплыву реку в лодке.).

Методы:

Рассказ, беседа, демонстрация готовых работ, показ приемов работы, самостоятельная работа педагогов.

План проведения:

I. Актуальность. Постановка проблемы.

II. Практические занятия путем обучения основным приемам

моделирования.

Чтение наизусть стихотворения «Весна пришла» по мнемотаблице

Составление мнематаблицы к стихотворениям «Дом», «Старушки» к предложениям.

Дидактическая игра «Угадай животное», используя мнемотехнику.

III. Рефлексия.

Ход мастер класса:

I.Актуальность.

Добрый день уважаемые коллеги!

Очень часто вместе со своими воспитанниками отправляемся в необычные порой путешествия. Сегодня я предлагаю Вам стать участниками мастер класса «Путешествие в страну Волшебников»

Слайд 2.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо, а использование наглядного моделирование в работе с детьми – это и будет попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную и вербальную память. Многие учёные отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Исходя из этого, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

-во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так, же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

-во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики;

-в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей, видеть главное, систематизировать полученные знания.

А, вы хотели побывать в стране Волшебников?

У нас с вами есть возможность попасть в эту необычайно интересную страну. Но, хочу вас предупредить, что страна Волшебников не только очень удивительная, но и полна загадок и приключений! Вы готовы к приключениям?

Ну, что ж тогда мы смело, можем отправиться в путь.

-Где-то есть чудесная страна,

Волшебства и чудес она полна,

Сквозь волшебное зеркало пройдем

В ту страну мгновенно попадем!

Слайд 3.

Вот мы и оказались в стране Волшебников. И теперь каждый из вас стал чуточку волшебником. Но если мы волшебники, что ещё нужно волшебникам, чтобы совершать чудеса? Конечно, волшебная палочка! (Раздаются маркеры)

Слайд 4.

Как вы думаете, что это? Схема, мнемотехника к стихотворению «Весна пришла» Т. Дмитриева.

Для чего нам волшебники это оставили? Я вам напомню это стихотворение

Весна пришла

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клена –

Сколько носиков зеленых!

Т. Дмитриев

Теперь Вы прочитайте, пожалуйста, это стихотворение по схеме. Молодцы!

Слайд 5.

Нам оставили письмо волшебники и попросили о помощи. Хотите его прочитать? Слушайте.

Здравствуйте юные волшебники. Помогите нам, пожалуйста, мы не успели нарисовать для малышей такие же мнемотаблицы к стихотворениям. Мы оставляем Вам методику, она вам поможет выполнить нашу просьбу.

Слайд 6.

Суть методики для запоминания стихов

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений, любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Описание методики:

  • Берем заданное на изучение стихотворение.
  • Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.         
  • Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной.
  • После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
  • Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Предлагаю разбиться на две группы и нарисовать ассоциативные образы к стихотворениям, используя эту методику.

Слайд 7.

1 стихотворение -1 подгр.

На опушке в избушке, живут старушки, болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошки кошка.

2 стихотворение-2 подгр.

Этот дом для белочки, этот дом для зайчиков.

Этот дом для девочек, этот дом для мальчиков.

А теперь покажите и расскажите, что у нас получилось. (слайд 7, 8)

Слайд 8. 

- Посмотрите, какие красивые листики висят дереве.

А вас ничего не смутило в моем предложении? Что именно? А что нужно сделать, чтобы это исправить? Да, конечно, я забыла использовать предлог, который помогает связывать слова в предложении.

А, давайте поколдуем и превратим листочки с помощью волшебных палочек в предлоги, которые вам знакомы.

Коллеги нарисуйте на листиках схематические изображения предлогов— через, на, в, из, с, над, по

Давайте проверим, правильно ли вы сделали. 

Слайд 9.

Слайд10.

 Посмотрите, перед нами ещё одно препятствие.

Возьмите свои волшебные палочки и схематично зарисуйте каждый своё предложение. Не забывайте пользоваться предлогами.

Я пройду по мосту.

Я переплыву реку в лодке.

Молодцы! Мы с вами легко справились с этим делом.

Теперь нам необходимо немного отдохнуть.

Слайд11.

Физкультминутка «Сделай так же как на схеме»

Что ж путешествуем дальше.

А сами бы вы хотели совершить ещё чудо? Тогда, я вам хочу предложить заколдовать какое-нибудь животное. Но для начала, давайте разделимся на две команды, чтобы узнать, чья волшебная сила больше.

Каждой команде я покажу картинку с животным, а вы должны рассказать о вашем животном, не называя его. Соперники должны угадать, какое животное вы заколдовали. Понятно задание? 

 Первая команда рассказывает о козе Слайд12.,

 вторая - о кабане Слайд 13. 

Во время рассказывания предложить соперникам угадать животное. Почему они так решили?

Молодцы, обе команды оказались сильными волшебниками и справились с заданием. И я хочу вам открыть один секрет. В этой волшебной стране пишут книги, журналы, коллажи не с помощью букв, а с помощью символических значков, так как мы сейчас с вами и делали. Понравилось вам в стране Волшебников?

И я для вас совершу маленькое чудо! (Сюрпризный момент – подарю Вам эти брошюры, которые пригодятся Вам в работе с детьми по данному вопросу)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста. Мастер-класс. 1 Выполнила : Петрова Е.Н. Учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» п. Приволжский Волжского муниципального района РМЭ.

Слайд 2

« Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский 2

Слайд 3

Тема: «Путешествие в страну Волшебников» Цель: Оказание информационной и методической поддержки педагогам дошкольных образовательных учреждений по вопросу формирования и развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования. Задачи: 1.Реализация практических аспектов наглядного моделирования по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. 2. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме . 3

Слайд 4

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. 4

Слайд 5

5 Страна волшебников

Слайд 6

6

Слайд 7

7 Здравствуйте юные волшебники. Помогите нам, пожалуйста, мы не успели нарисовать для малышей такие же мнемотаблицы к стихотворениям. Мы оставляем Вам методику, она вам поможет выполнить нашу просьбу.

Слайд 8

8 Описание методики: Берем заданное на изучение стихотворение. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее. Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной. После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Слайд 9

9 На опушке в избушке, живут старушки, болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошки кошка. Этот дом для белочки, этот дом для зайчиков. Этот дом для девочек, этот дом для мальчиков.

Слайд 10

10 Посмотрите, какие красивые листики висят дереве.

Слайд 11

11 На Над Из с По Через

Слайд 12

12 Я пройду по мосту. Я переплыву реку в лодке.

Слайд 13

13

Слайд 14

14

Слайд 15

15

Слайд 16

16

Слайд 17

Творческих успехов! 17