Консультация для родителей "Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольников"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Одорова Александра Николаевна

Консультация необходима научить детей связно,последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли,рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника»

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ. Большую помощь в этом оказывает моделирование и модели.

По мнению Л. А. Венгера, Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности».

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Основные средства, которыми овладевает дошкольник, – сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы).

На сегодняшний день, образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

бедность речи;

недостаточный словарный запас;

бедная диалогическая речь;

неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос;

построить краткий и развернутый ответ;

Неспособность построить монолог;

отсутствие логического обоснования своих

утверждений и выводов;

отсутствие навыков культуры речи;

неумение использовать интонации;

регулировать громкость голоса и темп речи;

плохая дикция;

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Успешно помогают в этом наглядные модели, обозначающие явления и объекты. Эффективность наглядного материала, схем позволяет использовать их в работе по обучению связной речи детей.

Для активизации умственной работы детей, можно подбирать и использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним:

аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

доступность для познания;

расчленённость элементов объекта;

обобщённость.

Действия с моделями нужно осуществлять в следующей последовательности:

замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

использование готовых моделей (начиная со средней группы);

построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).

Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений:

конкретными (отображающие структуру данного объекта);

обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов);

условно – символическими (передающими не наглядные отношения).

Приемы моделирования

в познавательно-речевом развитии дошкольников.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Использование моделирования в работе с дошкольниками предполагает соблюдение определенных требований:

Модель вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта;•

Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;

Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни;

Модель должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;•

Одновременно можно использовать модели только одного вида.

В действии с натуральными объектами детям нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполнению деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта.

Например:

Ознакомление с природными явлениями.

Во время прогулок с детьми наблюдаем за состоянием погоды, отмечаем, что изменилось в природе, знакомим с характерными особенностями времен года. Свои наблюдения отмечаем в календаре природы, используя модели: модель ясной погоды, идет снег, пасмурно.

Наглядные модели с условным схематическим изображением явлений природы, признаков сезона помогают сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе. Моделииспользуются в ходе совместных бесед, наблюдений, занятий с детьми, а затем помещаются на панно в уголке природы, где дети самостоятельно их рассматривают.

Модели осенних изменений в природе.

1. Небо пасмурное, покрыто облаками.

2. Часто моросит дождь.

3. Дуют ветры.

4. Листья на деревьях желтеют и постепенно опадают.

5. Деревья в конце осени полностью сбрасывают листья.

6. Насекомые прячутся под кору деревьев.

7. Насекомоядные птицы улетают на юг.

8. Звери готовятся к зиме: линяют, некоторые звери меняют окраску шерсти.

9. Некоторые звери делают запасы на зиму, человек тоже делает запасы

Использование моделей при беседах о временах года.

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные схемы, а для детей старшего возраста желательно рисовать схемы в одном цвете. Можно составлять схемы по блокам «Зима»«Весна»«Лето»«Осень».

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстроить:

Структуру рассказа.

Последовательность рассказа.

Лексико – грамматическую наполняемость рассказа.

Таким образом, применение наглядного

моделирования положительно влияет на

развитие связной речи детей дошкольного

возраста. Также развивает психические процессы ребёнка: логическое мышление, память, внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР

Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...

Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ".

Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"....

Консультация для родителей «Метод наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников»

Развитию речи детей в детском саду уделяется очень большое внимание, но намного глубже дети впитывают то, что передают им родители.Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (педагоги и...

Сообщение из опыта работы «Наглядное моделирование – средство развития связной речи дошкольников»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания ...