Консультация для родителей «Метод наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Бургутова Надежда Николаевна

Развитию речи детей в детском саду уделяется очень большое внимание, но намного глубже дети впитывают то, что передают им родители.

Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (педагоги и родители), должны особое внимание обратить на развитие связной монологической речи: научить их самостоятельно думать и не бояться высказывать свои мысли, рассуждать и рассказывать. Развивать связную монологическую речь детей позволяют такие приемы, как заучивание стихов, составление рассказов по картине, сочинение сказок, пересказ литературных произведений и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Метод наглядного моделирования

в развитии связной речи дошкольников»

Развитию речи детей в детском саду уделяется очень большое внимание, но намного глубже дети впитывают то, что передают им родители.

Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (педагоги и родители), должны особое внимание обратить на развитие связной монологической речи: научить их самостоятельно думать и не бояться высказывать свои мысли, рассуждать и рассказывать. Развивать связную монологическую речь детей позволяют такие приемы, как заучивание стихов, составление рассказов по картине, сочинение сказок, пересказ литературных произведений и др.

Для обучения и развития у детей навыков связной речи целесообразно использовать наглядность. Чтобы быстро выучить стихотворение и запомнить его, или запомнить и пересказать произведение, перед детьми должна предстать картинка происходящего (образ, цепочка последовательных событий). Выполнение подобных заданий облегчает наглядное моделирование.

Содержание стихотворения, рассказа, наблюдения можно зарисовать в виде схематичных значков (символов). Каждый символ вызывает у детей ассоциации с каким – либо предметом, объектом. 

Моделирование облегчает процесс запоминания и увеличивает объем памяти; позволяет ребенку строить свои высказывания более точно, логично и последовательно.

Познакомимся с практическим применением моделирования 

(моделирование является составляющим для технологии мнемотехника).

Заучивание стихотворения с помощью моделирования:

  • читаем стихотворение и обсуждаем с ребенком его содержание (как можно подробнее – о ком или чём, как описываются явления, действия и т. д.;
  • читаем стихотворение построчно и обсуждаем с ребенком, как можно изобразить сказанное и изображаем значком;
  • читаем стихотворение 1- 2 раза и соотносим с изображенным символом;
  • читаем стихотворение совместно с ребенком;
  • побуждаем ребенка читать стихотворение самостоятельно.

Стихотворение «Весна – красна»

Ты, весна, весна - красна,

Что с собою принесла?

Принесла я, для лугов

Покрывало из цветов.

Принесла для ёлки

Новые иголки.

Для осины и берёз

Свежих листьев целый воз.

Составление рассказа о зиме с помощью моделирования

Подготовка к рассказу начинается с небольшой беседы (что бывает зимой?),

далее зарисовываются значки, символизирующие зимние явления природы;

приступаем к рассказыванию.

Примерный образец рассказа:

Наступила зима.

Всюду белый, пушистый снег.

Холодно на улице.

Дети пошли гулять. Они оделись тепло.

Дети катались на санках, лыжах,

играли в снежки, лепили весёлого снеговика.

Хорошо зимой!

Пересказ сказки с помощью моделирования

В начале при чтении текста сказки выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей значок — символ (можно придумать символы на каждое слово или словосочетание: изобразить главных героев сказки, явления природы, какие — либо действия - то есть можно нарисовать всё то, что ребёнок посчитает нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было понятно).

Взрослый показывает и доводит до ребенка то содержание, которое он вложил в каждое схематичное изображение. Взрослый начинает рассказывать сказку, побуждая ребенка к совместному рассказыванию. Постепенно ведущим в рассказывании становится ребенок.

Украинская народная сказка «Колосок» в моделировании может выглядеть так:

         

Элементы моделирования можно включать практически во все виды деятельности: образовательную деятельность (описание игрушек, животных, опорные схемы для заучивания стихотворений, при пересказе, игровую деятельность. Данный метод поможет дошкольнику в развитии не только связной речи, но и умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

laquo;Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»  Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать ...

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитие связной речи дошкольников»

Материал поможет родителям  познакомится с методом мнемотехники, как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников....

Консультация для родителей "Методы и приемы развития связной речи"

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях....