Предметно-развивающая среда в воспитании юных патриотов
консультация по теме

Белоусова Валентина Алексеевна

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда в воспитании юных патриотов.

    Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о родном городе и городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины», «Народные умельцы».

    Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения. Продолжается работа по патриотическому воспитанию на кружковых занятиях. В нашей группе  организована работа кружка «Матрешкины сказки».  В вечернее время мы с детьми разучиваем подвижные народные игры, русские народные песни и пляски, знакомим детей с разными видами народной росписи, различными промыслами, дети узнают о народных праздниках, приметах, традициях. Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группе, созданная педагогами нашего детского сада. Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей ребенка действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Мы создали мини-музей «Матрешки», где собрали большой материал об этих русских красавицах. Это конспекты образовательной деятельности с участием матрешек, много литературного материала о матрешках: потешки, стихи, загадки, история появления данной игрушки. Мы собрали небольшую коллекцию любимых игрушек, книг о матрешках,  оформили альбом с работами детей «Матрешки», альбом «Русские красавицы», продолжаем работу в мини-музее: лепим, рисуем, узнаем что-то новое. Рядом с музеем матрешек у нас есть « полочка красоты», где мы выставляем изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей. «Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним.

     Здесь же размещены материалы по приобщению детей  к истокам русской народной культуры.

Для старших дошкольников оборудовали центр «Моя Родина – Россия», куда поместили :

Физическую карту России.

Флаг России.

 Герб России.

 Гимн России.

Портрет В.В.Путина – президента России.

Тематические альбомы: «Мой город», «Моя семья», «Я и Мичуринск», «Наши защитники»,  альбомы с работами детей « Мичуринск-Наукоград», «Юные селекционеры», «Город будущего».

Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом ближайшими улицами, родным городом) - фотоматериалы, иллюстрации, подбор  открыток, альбомов, тематических папок.

 Вместе с детьми создали различные макеты :

«Север,север-чародей»

«Наши предки – славяне»

«Богатыри земли русской»

«Космос и космонавты»

Собрали материал по следующим темам:

«Великие полководцы»

«Народные костюмы России»

«Куклы в национальных костюмах»

   Подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;

   У нас, благодаря родителям, собрана большая библиотечка книг на разные темы. Экспозиция постоянно меняется, тематика приурочивается к национальным праздникам, временам года, торжественным событиям.

Изготовили тематические папки, рассказывающие о жизни людей
в других странах мира,  их обычаях, традициях, профессиях, характерных
для той или иной страны, папки-передвижки «Знаменитые земляки», «И.В.Мичурин».  

    Приготовили атрибуты к следующим сюжетно-ролевым играм патриотической направленности: «Моя семья», «Армия», «Космонавты», «Мы – богатыри».

     Мы стараемся, чтобы содержание предметно-развивающей среды  соответствовало интересам мальчиков и девочек, периодически изменяем ее, постоянно обогащаем для того, чтобы  обеспечивались «зоны ближайшего развития» детей. Проделанная работа позволяет сделать выводы, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.

    Благодаря предметно-развивающей среде и работе, проводимой в группе, у наших детей сформировано положительнее отношение к родному краю, уважение к символике страны, укрепились внутрисемейные связи. Дети гордятся своей принадлежностью к Российской стране и ее народу.

   Личностно-ориентированная среда в нашей группе стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество, способствует формированию патриотических чувств дошкольников. Наши воспитанники стали более активными, общительными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание Юного Патриота своей Родины"

Дать родителям рекомендации по  воспитанию у  ребенка дошкольного возраста патриотических чувств....

Авторская программа мастер-класса "Воспитание юных патриотов"

Цель программы - распространение и внедрение в практическую деятельность ДОУ Республики Татарстан  инновационного опыта работы МБДОУ № 3 «Эллюки» г. Набережные Челны по нравственно – патриотическ...

Консультация для родителей «Воспитание юного патриота в семье»

От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране.Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с госу...

Консультация и памятка для родителей «Воспитание юного патриота в семье"

Консультация и памятка для родителей «Воспитание юного патриота в семье" ...

Методическая разработка НОД по «Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, воспитание юных патриотов России» на тему «Ладушка в гостях у ребят». (старшая группа)

Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию....