Семинар для педагогов "Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников"
консультация по теме

Смит Наталья Юрьевна

Формирование пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

Формирование пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих  и математических понятий в школе. В процессе организации работы по программе особое внимание уделяется формированию у ребёнка умения последовательно излагать свои мысли, включатся в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении упражнений. Эти предварительные умения создают необходимую основу для успешного изучения математики и других предметов в начальной школе.

На третьем году жизни с детьми проводятся специальные занятия, в основе которой лежит метод развития ориентировок в частях собственного тела. Воспитатель привлекает внимание ребёнка к самому себе, помогает ему «открыть образ себя», развивает дифференцированное восприятие отдельных частей тела, их пространственное расположение, учит показывать на себе: где голова, лицо, ноги, руки, спина, живот; на лице — глаза, уши, рот, губы, нос. Сообщаем, что глазами мы смотрим, ушами мы слушаем, и.т.д., руками держим ложку, чашку, играем, рисуем, и.т.д.

Во время умывания или одевания воспитатель, не принуждённо разговаривая с детьми, называет части тела и лица «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб, надень на голову платок, повяжи на шею шарф».

Важно побуждать малышей к названию частей тела и лица. Если ребёнок недостаточно хорошо ориентируется, проводим дидактические игры «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Оденем куклу».Важно чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания, надо делать акцент на различении и назывании частей тела и лица.

В более старшем возрасте знание, метод по развитию представлений о пространственном расположении части тела, воспитатель широко использует игры-шутки, которые многократно повторяются с разными подгруппами детей и со всеми детьми вместе; вызывая у них радостные эмоции. Эти игры построены на ритме стиха, сопровождаются припевками и поговорками, а также разнообразными движениями, содействующими их лучшей координации:  «Водичка-водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем», «Маленькие ножки бегали по дорожке», «Зайка беленький сидит» и.т.д.

Воспитатель целенаправленно обращает внимание детей на то, что их окружает в детском саду и на участке детского сада: знакомить с названием, расположением и предназначением отдельных помещений групповой комнаты, размещением игрушек и предметов обихода, указывает и называет место их расположения, хранения личных вещей.

В повседневной жизни объясняет «Мы играем здесь /показывает/ -  в игровой комнате, она большая, в ней много игрушек». «Мы умываемся, моем руки и лицо, причёсываемся здесь — в умывальной комнате /туалетной/, здесь /показывает и называет/». В спальной  - спим; здесь — в приёмной комнате — раздеваемся, когда приходим с прогулки и одеваемся на прогулку.

Важное  место в этой работе принадлежит игровым действиям — играм с имитацией /показом/ различных направлений движения объектов в пространстве: «Покажем кукле, куда полетели птички /где сидит ворона, клюёт зёрнышки воробушек, куда побежала кошка, покатился мяч/», «Укажем где спрятался Мишка — Топтышка», «Где звенит колокольчик?».

Постепенно дети приучаются слышать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения, а также соотносить их с местом расположения конкретно предмета /в, на, за, под, туда, сюда, тут и.т.д./. В тоже время воспитатель побуждает детей  к тому, чтобы они повторяли за ним и сами использовали в речи некоторые предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения / тут, там, на, под/.

В второй  младшей группе, как и в первой, у детей активно формируют представление о свойствах предмета ближайшего окружения. Детей знакомят с пространственными направлениями о себе: вверху-внизу, впереди /спереди/ - позади /сзади/, справа-слева. Особенно затрудняет малышей различение правой и левой руки. Затруднения устраняются, если воспитатель постоянно связывает называнием руки с выполняемыми ею действиями и прежде всего характерным для каждой руки. Малыши должны назвать в какой руке руке они держат ложку, а какой хлеб, в какой руке у них карандаш, кисточки, какой рукой они придерживают бумагу.

В процессе обучения различению и называнию правой и левой руки большое внимание уделяют развитию умения определять различные стороны на себе: голова — вверху, ноги — внизу, правая нога, левая нога, правое ухо, левое ухо и.т.п. Данная работа проводится как индивидуально так и с небольшими подгруппами детей. Воспитатель просит их дотронутся руками до колена и догадаться, какая нога у них правая, а какая — левая. Дети узнают, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая там, где правая рука. Аналогичным образом дети угадывают, какая щека правая, какая — левая.

Для формирования умения передвигаться в заданном направлении можно использовать дидактические игры «Путешествие», «Куда пойдёшь, то и найдёшь», «Найди игрушку по описанию», «Где собачка». Выполняя игровые задания дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений. Например, воспитатель прячет игрушку в разных местах комнаты /за картину, под ковёр, на шкаф и.т.д./. Перед началом игры он говорит, что дети будут отыскивать спрятанное. Затем приглашает их по очереди к себе и называет игрушку и направление, в котором следует его искать. Прежде чем приступить к поиску, ребёнок повторяет задание: какую игрушку надо найти и в каком направлении она спрятана. Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве — отыскивание различных предметов и игрушек целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко — близко.

У детей пятого года жизни продолжает развиваться умение ориентироваться в пространстве. Упражнения носят игровой характер / «Узнай, где спрятано», «Что изменилось?»/. В начале дают задание определить расположение одной — двух игрушек, находящихся в противоположных от ребёнка направлениях, впереди-сзади, вверху-внизу, справа-слева, упражнения в определении пространственного расположения предметов проводят как на занятиях, так и в повседневной жизни. Большое значение придаём использованию дидактических игр «Угадай, что где находится», «Кто ушёл и где он стоял?» и.д.р. Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учётом предполагаемого местоположения ребёнка /впереди, сзади, слева, справа/. Например, впереди за ширмой прячет мишку, а сзади на палочке помещает матрёшку и.т.д. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки/. Вызвав ребёнка, он говорит: «Вперёд пойдёшь — Мишку найдёшь, назад пойдёшь — матрёшку найдёшь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдёшь?» Ребёнок должен выбрать  направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашёл / «Я пошёл назад и на палочке нашёл матрёшку» /.

Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко» дети получают, производя те или иные действия с игрушками и предметами «Чей мяч покатился дальше? Кто дальше бросил снежок? - подобные вопросы привлекают внимание детей к расстоянию. Они постепенно усваивают значение слов ближе, дальше, близко, далеко.

В средней группе  большое внимание на занятиях по математике уделяют развитию у детей ориентировки на листе, на плоскости стола. С первых занятий им предлагаем найти верхнюю и нижнюю счётной карточки, разложить определённое количество предметов вверху и внизу или слева и справа. Для закрепления умения ориентироваться на плоскости, определять взаимные расположение картинок слева, справа, или по середине, вверху и внизу используют игру типа «Парные картинки». Ребёнок должен сначала описать, как расположены три игрушки на карточке, а после найти парную.

У детей более старшего возраста закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов к себе: вверху, впереди, сзади, слева, справа. Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе в результате включения и занятия упражнения на ориентировку в пространстве. Например, воспитатель даёт задание: «Расставьте предметы по порядку так, чтобы слева был самый высокий предмет, а справа самый низкий» /или наоборот/. Он расставляет на столе игрушки и говорит: «Посмотрите и скажите, кто стоит рядом с коровой?», «Слева от кошки?», «Между какими животными находится овца?». Затем перемещает игрушки так, чтобы они стояли друг за другом: «Кто теперь стоит первым? За кем кошка? Перед кем овца? Кто за овцой?» и.т.д.

Один из методических приёмов могут служить рассматривание сюжетных картин /пространственного расположения предметов/, иллюстраций к русским народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди», а также чтение произведений С. Маршака «Городской трамвай».Эффективны также упражнения в которых дети определяют своё положение среди окружающих предметов / Я стою за стулом, рядом со столом, перед окном/, передвигаются в заданном направлении или определяют направление движения других предметов.

С этой целью проводятся игры и игровые занятия «Куда пойдёшь — то и найдёшь», «Улица и пешеход», «Назови что изменилось» и.т.д. При ориентировке в пространстве у детей развивают быстроту и чёткость реакции на звуковой сигнал /игры «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?»/. Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений. С этой целью рекомендуют игры «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку». Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: «Сделай два шага вперёд, повернись налево, сделай три шага и.т.д. Заинтересованность детей выполнении более сложных заданий требующих чёткого различения основных пространственных направлений, создаётся заменой игрушек.

В подготовке детей к школе особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентации. Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи, с помощью предлогов в наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, внизу, выше, ниже, рядом, друг с другом, напротив, правая, левая, и др.

Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин /в булочную и пр./», «Дорога на почту /в аптеку/». Они позволяют развивать у детей пространственное воображения, умение представлять «картину пути». Ребёнок рассказывает, например: где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и.т.д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного.

Большое внимание на занятиях по математике уделяют упражнениям в ориентировке на плоскости листа т.е. в двухмерном пространстве. Закрепляют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний угол, правую и левую сторону листа бумаги. Дают например, такие задания: «Отсчитайте пять красных кружков и положите в правый верхний угол, а три синих — в нижний левый угол. Важно, чтобы выполнив задание, дети рассказывали как о количестве, так и о месте расположения тех или иных предметов.

Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение». Например, воспитатель начинает предложение: «Серёжа подбросил мяч... /вверх/». «Оля поставила цилиндр» /справа/, а Ира поставила куб /слева/. Отвечает тот ребёнок, кому бросили платок. Полезно использовать задачи на смекалку, например: «Шёл человек в город, а на встречу ему шли четыре знакомых. Сколько человек шли в город?»

Литература:

  1. Л.С. Метлина «Математика в детском саду».
  2. Н.А. Арапова-Пискарёва «Формирование элементарных математических представлений в детском саду».
  3. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования дошкольников 3-4 лет по развитию пространственных представлений через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования «Фантазер»

Программа реализуется как научно-познавательное направление. Её педагогическая целесообразность обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как  пространственное...

«Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольного возраста»

laquo;Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольного возраста»      ...

Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста (выступление на педсовете)

Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Формирование пространственных представлений и ориентировок у детей дошкольного возраста"

Формирование пространственных представлений и практических ориентировок "на себе", "от себя" у детей дошкольного возраста. Пространственные представления - это деятельность, включа...

Консультации, рекомендации, семинар-практикум на тему "Формирование пространственных представлений у детей 3 - 4 лет"

Консультации, рекомендации, семинар-практикум по формированию пространственных представлений у детей 3 - 4 лет....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование пространственных представлений у дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование пространственных представлений у дошкольников"...

Консультация для педагогов «Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок в пространстве»

Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок в пространстве...