Сказкотерапия как средство формирования безопасного поведения у дошкольников.
статья (старшая группа) по теме

Гнусарева Елена Федоровна

Статтья посвящена проблемам психологической безопасности дошкольников в современном мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как средство формирования

безопасного поведения у дошкольников.

Гнусарева Елена Федоровна, педагог-психолог

ГБОУ ЦРР-детский сад № 2312 «ОАЗИС»

Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторов. Правоохранительная система нашего государства борется с преступлениями против личности. Система образования, которой доверено самое ценное – дети, помимо того, что должна обеспечивать сохранность жизни и здоровья в образовательных учреждениях, призвана дать знания и сформировать навыки безопасного поведения у детей.

 Поэтому, одним из важнейших направлений в работе педагога-психолога, является формирование у ребенка культуры психологической безопасности. Но как это сделать, какие способы выбрать, какие слова найти, чтоб донести до ребенка все те, что так понятны и просты для взрослого, прописные истины?

В наш просвещенный век трудно представить, как далекие предки обходились без знаний высшей математики, филологии, юриспруденции. И все же они не были от этого менее «социально адаптированными». Может быть потому, что знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое новое поколение перечитывало и впитывало их?

Известно, что прежние бабушки и дедушки занимаясь воспитанием внуков, не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали занимательные истории, из которых становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.

К сожалению, сегодня многие родители и педагоги считают сказки «пережитком прошлого». Они перегружают ребенка научными знаниями, не придавая большого значения развитию «практического интеллекта», передаче и накоплению жизненного опыта. Чрезмерно развитая интеллектуальность в ущерб элементарным житейским представлениям и навыкам может привести к проблемам и возникновению в жизни ребенка опасных ситуаций.

Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказку. И копились, копились истории в памяти.

 Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

Мы с ребятами читаем и анализируем сказку. Обсуждение начинаем с ответов на вопрос: «О чем эта сказка?» Далее вспоминаем, что в сказках всегда зашифровано много важной информации и начинаем игру «Сказочные уроки». Суть ее в следующем. На примере героев, сказка нас хочет научить чему-то важному, и мы должны догадаться – чему именно. Важно – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

Примеры сказок:

«Заюшкина избушка», «Семеро козлят» - эти сказки говорят – «Не пускай в дом чужих!».

«Не разговаривай с незнакомцами и не уходи с ними!» - это правило, дети усваивают при анализе сказок «Снежная королева», «Золотой ключик или приключения Буратино».

«Не принимай угощение от чужих!» - учат «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Кот, лиса и петух».

В сказках «Гуси-лебеди», «Маша и медведь» - дети учатся видеть опасности, которые подстерегают ребенка оставшегося без присмотра взрослых.

Много других сказок с увлекательными сюжетами, на примере героев попадающих в сложные ситуации помогут ребенку стать осторожнее.

 Сказка учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые обидчики помогают нам задуматься над тем, что у нас не получается, что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем дружим, что за наказанием, часто скрывается забота. Так сказочный урок приходит в реальную жизнь и направляет ребенка по пути к осознанию происходящих с ним событий.

При формировании навыков безопасного поведения с помощи сказок следует соблюдать следующие принципы работы со сказочным материалом:

  1. Осознанность – понимание причинно-следственных связей в развитии сюжета и роли каждого персонажа.
  2. Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
  3. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым, а жизнь его – более счастливой и безопасной.

 Сказкотерапия это синтез достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Это уникальный метод для развития социализации и формирования культуры безопасности у детей.

Литература:

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб., 1998.

Соколов Д.Сказки и сказкотерапия. – М., 1996.

Фон Франц М.-Л. Психология сказки. – СПб., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом воспитания маленького человека....

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Презентация и теоретический материал по описанию сказкотерапии, способах ее использования в воспитательном процессе. Даны примеры сказок Г.Х. Андерсена для дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

Проект в форме презентации "Сказкотерапия - как средство развития связной речи дошкольников"

Проект "Сказкотерапия -  как средство развития связной речи дошкольников"  Использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей пятого года жизни....

Конспект НОД для детей подготовительной группы «А» Тема: «Использование сказкотерапии как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников »

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие» ;«Социально - коммуникативное развитие» ;«Познавательное развитие»; «Художественно - эстетическое развитие» ; «Речевое развитие». Цель: углу...

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников»

Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. Современная стратегия обучения родному языку дошкольнико...

Презентация "Сказкотерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников"

Использование сказкотерапии для решения эмоциональных проблем дошкольников...