Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
статья на тему

Блохина Ольга Алексеевна

  Методический комплекс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный центр

передовых педагогических

технологий

 «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».

(методический комплекс)

Работу выполнила

воспитатель

дошкольной группы

МДОУ Копачевская НОШ

Ольга Алексеевна Блохина

2013 год

Содержание

Пояснительная записка.

Содержательный блок.

Перспективное планирование.

Конспекты занятий.

Литература.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность, обоснование темы:

         Образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни.

Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»  -    не обычный управленческий документ и нельзя его воспринимать просто как набор мероприятий. Документы такого рода содержат систему политических ориентиров.

Один из них  связан с системой  поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода   обучения.

 Образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» -  предлагает создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых детей, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

Важнейшая педагогическая задача в рамках выполнения государственных ориентиров не дать определенные знания детям, а сформировать умение добывать знания самостоятельно и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, учиться всю жизнь, осваивать знания, сформировать познавательный интерес.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Поэтому, я считаю, что выбранная мною тема актуальна.

II. Цель познавательного развития детей 5-6 лет: — развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
    

Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач познавательного развития детей  дошкольного возраста.

Задачи познавательного развития детей 5—6 лет:

1. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира:

  • Обогащать сознание ребенка новыми сведениями, способствующими накоплению представлений о мире.
  • Закреплять и расширять представления детей о природе.
  • Продолжать знакомить с миром неживой природы.
  • Закреплять полученные представления, расширять их за счет дополнительной доступной детям информации.
  • Закреплять представление о Солнечной системе; о различных атмосферных явлениях (дождь, снег, ветер, гроза, радуга, туман и др.); о качествах и свойствах объектов неживой природы (камень, песок, почва, вода и т. д.).
  • Закреплять представления о природных материалах. Рассказать, как человек использует их в своей жизни (народные промыслы).
  •  Расширять и закреплять представления детей о мире живой природы.
  • Закреплять представления о конкретных растениях и животных (внешний вид, места произрастания и обитания; легенды, сказки и интересные сведения о живой природе).
  • Закреплять и расширять представления детей о мире человека. Формировать представления о самоценности человека (красота, сила ума, созидание, героизм и пр.).
  • Знакомить с поступками, достижениями людей (познавательными, трудовыми, художественными) как примерами возможностей человека.
  • Закреплять представления о строении человека (части тела и лица).
  • Подводить детей к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).
  • Ввести, закрепить и обогатить социальные понятия (семья, город (село), страна; Родина, Россия, столица (город Москва); государственная символика и т. п.).
  • Закреплять представления детей о различной деятельности человека.
  • Подводить к пониманию того, что любая деятельность имеет свой результат. Передавать разнообразную информацию о рукотворном мире (предметах, сделанных руками человека и играющих большую роль в его жизни).
  • Ввести понятие «праздники» как отражение определенного отношения к различным сферам жизни человека.
  • Формировать основы здорового образа жизни и правил личной безопасности.
  • Закреплять представления о строении тела человека и частях головы (лица), об органах чувств (глаза, нос, уши, рот (язык), кожа), их значении в жизни человека. Обозначить некоторые важные физиологические процессы (сон, движение, питание). На базе перечисленных представлений закреплять и конкретизировать различные правила личной гигиены.
  • Расширять и закреплять правила личной безопасности, связанные с помещениями («Опасности в доме»), с улицей («Ребенок и улица»), природой («Ребенок и природа»).

      

2. Развивать познавательные процессы

 (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) в соответствии с возрастной нормой.

  • Способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными темпами развития ребенка.
  •  Целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений. Максимально использовать мыслительные операции в процессе познания мира.
  • Дифференцировать имеющиеся представления о природе и социальном мире посредством различных классификаций (природа: живая — неживая; живая природа: растения и животные; растения: дикорастущие и культурные; животные: дикие и домашние; деятельность человека: познавательная, трудовая, художественная и др.).
  • Упражнять в умении по-разному классифицировать мир природы и мир человека.
  • Упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире природы и человека посредством постижения различных связей (целевых, причинно-следственных), зависимостей, закономерностей.
  • Показать, к чему приводит нарушение связей и закономерностей.
  • Развивать умения детей анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения.
  • Создавать условия для активизации самостоятельной поисковой активности.

     

 3. Способствовать выявлению и поддержанию избирательных интересов; проявлению самостоятельной познавательной активности детей.

  • Поощрять познавательные вопросы детей.
  • Организовывать познавательные практикумы для приобщения детей к элементарному экспериментированию (с водой, песком, глиной; с пластилином, тканью, магнитом и т. д.).
  • Знакомить с материальными источниками информации (книги, телевидение, радио, компьютер). Показать их роль в жизни людей.
  • Формировать познавательное отношение к источникам информации. Начать приобщать к источникам информации.
  • Создать условия для выявления и поддержания избирательных интересов детей. Обеспечить место для хранения их личных вещей и предметов (сумочка, визитка, косметичка, красиво украшенный мешочек, альбом и т. п.). Организовать работу с коллекциями (личными и групповыми). Демонстрировать культуру оформления коллекций; правила работы с ними; способы пополнения. Проводить в течение года выставки «Мир увлечений».

      

4. Формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.

  • Формировать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения мира через конкретные исторические факты.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окружающей действительности; к радостям и достижениям, переживаниям и проблемам других людей.
  • Создавать условия, позволяющие активно проявлять собственное отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт.
  • Обращать внимание на положительные поступки и проявления детей по отношению к людям, к природе; фиксировать их; обсуждать, возвращаться к ним. Вместе с детьми планировать новые хорошие дела. Следить, чтобы дети стремились довести их до конца.
  • Формировать у детей бережное отношение к предметам, объектам природного и рукотворного мира.
  • Формировать у детей чувство признательности к сотрудникам детского сада (через объяснения и демонстрации значимости, важности их труда), желание оказать им посильную помощь.
  • Формировать чувство гордости за свой город, страну.

    

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

I. Особенности развития познавательной сферы детей

5-6 лет.

Педагогическую деятельность в группе  я строю  по программе «Радуга» Т.Н.Дороновой.

Это комплексная программа воспитания и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации и обеспечивает всестороннее развитие ребёнка.

Теоретической основой данной программы служит концепция А.Н. Леонтьева, где основными категориями анализа психики являются деятельность, сознание и личность.

Одним из центральных моментов программы является выработка личностно-ориентированного стиля общения взрослого с детьми в соответствии со спецификой каждой возрастной группы; особое значение придается задаче психо-эмоционального благополучия, охране и укреплению здоровья через формирование привычки к здоровому образу жизни дошкольника для их эффективного развития и обучения.

В старшем дошкольном возрасте познавательная сфера начинает играть существенную роль в общем познавательном развитии ребенка.

Познавательное  развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и по всей будущей жизни.

Это сложный процесс формирования познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью.

В процессе познавательного развития у дошкольника формируются:    

  • представления о мире;
  • появляются новые способы познания и познавательные интересы;
  • расширяется кругозор, развивается логическое мышление, проявляется любознательность, активность, инициативность, совершенствуется речь;
  • происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания.

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития:

  • любопытство;
  • любознательность;
  • познавательный интерес;
  • теоретический интерес;

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности ребенка. Она характеризуется стремлением дошкольника  проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности ребенка. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.  

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

Для старшего дошкольника отмечаются следующие особенности в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения):

память: преобладает непроизвольная образная память; все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; словесно – смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка; по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развития памяти включается в развитие личности; формируется и развивается способность к длительному запоминанию – долговременная память; значительно расширяется объем памяти; происходит развитие и формирование способности к быстрому и качественному запоминанию материала.

внимание: происходит дальнейшее развитие и формирование основных свойств внимания - развивается произвольность, увеличивается способность к произвольному сосредоточению (концентрации) на материале, увеличивается объем, распределение, переключаемость внимания. Все названные свойства внимания становятся произвольными, т.е. осознанными и управляемыми самим ребенком с сознательной целью.

ощущения и восприятие: происходит развитие (обострение) всех свойств ощущений – качества, интенсивности, длительности, пространственной локализации. В своем поведении ребенок все чаще прислушивается к своим ощущениям и его поведение становится согласно тем, ощущениям, которые он испытывает к тому или иному факту жизни. При восприятии окружающей действительности старший дошкольник ориентируется на всё более развивающиеся свойства восприятия – предметность восприятия, целостность, константность, структурность. Его восприятие становится всё более осмысленным; сложные форм восприятия ( восприятие пространства, времени, движения и т.д.) продолжают развивать и всё чаще ребенок использует их к качестве ориентира в тех или иных жизненных ситуациях.

воображение:  преобладает произвольный характер, предполагая создания замысла, его планирование и реализацию; становится особой деятельностью - превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов.

мышление:  наглядно-образное, развивается словесно-логическая форма, зарождаются задатки абстрактной формы мышления; мышление приобретает характеристику внеситуативности, т.е. ребенок решает мысленные задачи в представлении; мышление становится проблемным, т.е. развивается способность к самостоятельному анализу, синтезу, установлению причинно-следственных связей и, как следствие, ребенок решает возникающую перед ним умственную проблему; ребенок-дошкольник переходит от использования готовых связной и отношений к «откровению» более сложных; возникают попытки объяснить явления и процессы; экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применять имеющие знания, пробовать свои силы; формируются предпосылки качеств ума: самостоятельность, гибкость, пытливость.

II. Содержание познавательной сферы детей 5-6 лет.

Ребенка 5-6 лет интересует практически все. Чтобы предупредить перегрузку его сознания сложной, «преждевременной информацией» необходимо придерживаться четких требований при отборе познавательного содержания:

  • учет познавательных интересов и потребностей детей;
  • учет их познавательных возможностей;

Уровень психического и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких важных для человека понятий, как «знак», «символ», и «знаковые системы». Мы только начинаем закладывать содержательный базис этих понятий, на котором в последующем возникнет и их понимание, и осмысление. Познавательная информация о знаках, символах, знаковых системах может конкретизироваться в следующих темах: «Знаки вокруг нас»,
« Истории о символах», «Откуда азбука пошла», «Истории о необычных азбуках».

Время – сложное понятие, которому до сих пор нет строгого определения. В работе с детьми старшего дошкольного возраста  рекомендуется подводить их к первичному  элементарному осмыслению времени по двум направлениям:

  • вызвать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты
  • на основе собственного опыта детей начать формировать у них личную заинтересованность. Желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять.

Познавательная информация включает в себя конкретные темы: «Кто и как считает и измеряет время», «Как появился календарь», «Часы», «Дни и сутки».

        В старшем возрасте продолжается интенсивное содержательное обогащение понятия «природа». Детей волнуют различные интересные, необычные факты, события, происходящие в живой и неживой природе.

Живая природа: растительный и животный мир. Здесь можно выделить два направления познавательной активности детей:

  • стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения);
  • стремление и готовность упорядочить накопленную информацию и вновь получаемую информацию, классифицировать ее на крупные блоки.

Неживая природа: почва, вода, атмосфера, климат. Этот мир привлекает внимание детей. Но дошкольник не в состоянии до конца осознать разницу между «живым» миром и «неживым». Необходимо передавать детям различные сведения о неживой природе не вразброс, а крупными темами «Звезды и планеты», «Удивительное в камне» и др.

Царство растений: ребенку дошкольного возраста сложно воспринимать растения как живые организмы. Поэтому необходимо донести до сознания ребенка следующее:

  • в природе есть царство растений;
  • в этом зеленом царстве есть дикие растения, которые живут, растут и развиваются без усилий со стороны человека, и культурные растения, в росте, развитии и жизни которых человек принимает активное участие;
  • царство растений полно тайн, загадок, удивительных открытий;

Царство животных: дети дошкольного возраста любят животных, так как они подвижны, очень многообразны.  В этом возрасте  уже накоплено достаточно много представлений  и впечатлений о них.  Накопленные  детьми информацию и опыт можно начать систематизировать. Подразделяем представителей животного мира на диких и домашних. Необходимо донести до сознания ребенка следующее:

  • в природе есть царство животных;
  • в этом царстве есть домашние животные дикие;
  • царство животных интересно и удивительно, изменчиво, многообразно и полно впечатляющих встреч.

III. Формы и методы руководства познавательной активностью детей 5- 6 лет.

Для обеспечения единства эмоционального и познавательного развития детей, поддержания интереса успешности их обучения в школе, необходимо  проводить с детьми старшего дошкольного возраста  цикл организованных познавательных занятий в форме познавательных  игр, викторин, познавательных праздников.

Система такой работы должна строится на разработанном перспективном планировании занятий познавательного блока и совместной деятельности, на

опытно-экспериментальной деятельности, наблюдениях, целевых прогулках и экскурсиях, на итоговых совместных мероприятиях с детьми (праздниках).

Планирование должно осуществляться с учётом непосредственных предложений детей, исходя из их интересов, желаний и потребностей.

Занятия должны проходить в игровой занимательной форме: «Космическое путешествие», «Путешествие по реке «времени», «По географической карте», «Царство растений» и др. Дети в процессе путешествий узнают много интересных сведений из разных областей наук. Такое взаимодействие воспитателя с детьми положительно действует на эмоции детей, стимулирует развитие познавательных способностей, любознательности, творчества, поскольку позитивный эмоциональный фон занятия повышает уровень усвоения материала.

В  арсенал педагогического руководства познавательной активностью детей входят:

  • беседы педагога с детьми на познавательные темы;
  • познавательные рассказы педагога;
  • чтение познавательной литературы;
  • разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов-загадок;
  • просмотр, обсуждение картинок, кинофильмов, диафильмов и телепередач познавательного характера;
  • своевременные, грамотные и научно достоверные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера.

Беседы  на познавательные темы: могут касаться различного содержания. Их рекомендуется строить таким образом, чтобы вопросы педагога помогали детям упорядочивать имеющиеся представления, уточнять и расширять их. Беседы нужно проводить в определенной последовательности:

  1. вызвать интерес к теме предстоящей беседы и вовлечь детей в нее;
  2. основная часть – информационное сообщение в форме беседы;
  3. практическая часть.

Познавательные рассказы педагога: для детей 5-6 лет остаются одной из ведущих форм получения новой информации. Содержание рассказов воспитатель черпает из своего опыта, интересов и, конечно книг. Основными формами  передачи детям отобранного  содержания остаются сказочная форма, приключенческая, юмористическая.

Познавательная литература: очень разнообразна по содержанию, по форме передачи информации, по стилистике. В старшем возрасте необходимо начать формирование у детей положительного отношения к  книге как к источнику знаний, интересной информации. Для этого необходимо:

  1. иметь книги с познавательным содержанием. Нужно чтобы они были красочными, с яркими иллюстрациями, а информация в них передавалась небольшими объемами.
  2. правильно организовать работу с познавательной литературой по принципу максимального использования такой литературы в непосредственной работе с детьми.

На занятиях познавательного цикла предлагается широко использовать приём разбора и решения проблемных ситуаций для активизации познавательно-мыслительной деятельности детей, уточнения и конкретизации имеющихся сведений о мире, понимания взаимосвязи и взаимозависимости всего происходящего в нашем мире.

Эта работа должна идти поэтапно, от простого к сложному. На первом этапе анализируются готовые ситуации: случаи из жизни детей, их опыта.

Постепенно задания усложняются: из 2-3 вариантов, предложенных воспитателем, дети должны выбирать один, обосновывая свой выбор, определяя  результат, делая выводы.

Разбор проблемных ситуаций первоначально должен осуществляться вместе с воспитателем. Постепенно нужно приучать детей к самостоятельному их решению. Это дает возможность ребятам рассуждать, сравнивать, активизировало их умственную деятельность. В ходе разбора проблемных задач необходимо совершенствовать умение вычленять проблему, осуществлять поиск решения, делать выводы и аргументировать их.

В старшем дошкольном возрасте нужно вводить в работу с детьми разбор и обсуждение рассказов-загадок. Эта форма работы позволяет решать  разные задачи познавательного развития ребенка, которые распределяются по степени значимости в следующем порядке:

  1. упорядочить накопленные ребенком представления;
  2. помочь ему определиться в своем отношении к тому или иному объекту, явлению;
  3. пополнить имеющийся у ребенка запас сведений, представлений о мире;

В 5-6 лет, когда ребенок интенсивно познает большой мир, колоссальную роль в развитии его познавательной сферы могут играть картинки, кинофильмы и видеофильмы, телепередачи. В работе с детьми эти средства могут использоваться по-разному.  Они могут:

  1. служить средством наглядности, которое помогает ребенку лучше понять, осознать, разобраться в поступающей информации;
  2. быть источником новой информации (познавательные телепередачи);
  3. провоцировать познавательную активность детей (рассматривая картинки, дети начинают задавать вопросы).

Необходимо тщательно отбирать эту информацию и перерабатывать её с учётом возраста детей, их запросов, подводить детей к желанию узнавать новое. Содержание отобранного материала должно соответствовать изучаемой теме.

Необходимо поддерживать, поощрять любую инициативу детей, их желание поделиться своими знаниями с окружающими, помогать  им в подготовке коротких рассказов к занятиям, помочь собрать новую познавательную информацию для вечеров «Сейчас узнаем», сформулировать вопросы, задания к викторинам,  праздникам.

Одним из источников новой информации для детей в группе должна быть полочка «Умных книг», содержание которой составляют  тематические подборки книг, иллюстрированные издания познавательного характера, детские географические атласы, книги о мире растений  и животных.

        В старшем возрасте педагог в работе с детьми осуществляет познавательное развитие, используя метод проектирования по блокам: астрономия, анатомия, зоология, география и история; использование метода проектирования.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации исследования проекта, становятся достоянием их личного опыта. Проекты дают возможность детям самостоятельно накапливать опыт. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребенка.

Одним из эффективных средств формирования познавательной активности детей является проведение элементарной поисково-экспериментальной деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развивают собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей).

Проведение опытов с растениями по выявлению особенностей их строения, значения, функций («Куда тянутся корни?», «Вверх по листочкам», «Зачем одуванчику парашютики?») в блоке познавательных занятий по науке «Ботаника» помогут детям определить, что растения - живые организмы, которые дышат, развиваются, размножаются.

При ознакомлении с наукой «Астрономия»  рассказывая  о смене дня и ночи, о влиянии солнца на температуру воздуха Земли, можно провести практические опыты  (с глобусом и настольной лампой, «Далеко-близко», «Чем ближе, тем быстрее»).

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества ребят сам процесс поиска.

Проведение опытов способствует открытию новых знаний и способов познания, глубокому проникновению в сущность явлений природы, установлению закономерностей.

IV. Совместная деятельность педагога и детей.

В процессе совместной деятельности педагога и детей происходит передача новых сведений, закрепление и уточнение ранее полученных представлений о мире; последовательная передача ребенку функций планирования, контроля и оценки.

Совместная деятельность должна отвечать познавательным потребностям детей, учитывать их интересы. Содержательная основа совместной деятельности педагога и детей должна опираться на познавательную информацию по теме, которую дети изучают. Важно учитывать интересы детей, их желание иметь результат совместной деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста совместно с взрослыми могут собирать тематические коллекции: открыток, календарей, значков, марок, «драгоценных» камней, монет. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее информация систематизируется, и таким образом происходит осознанное осмысление окружающего мира.

Совместная  деятельность должна отвечать познавательным потребностям детей, учитывать их интересы.

С целью активизации самостоятельной поисково-познавательной деятельности детей можно использовать приём домашнее задание. Это послужит  отправной точкой совместной работы родителей с ребёнком, по поиску этой информации из литературных энциклопедических источников, с подбором необходимых  иллюстраций, картинок, подготовкой детских познавательных рассказов о животных, растениях и т.д.

Экскурсии, прогулки, походы  играют  важную роль в расширении кругозора детей, в ознакомлении с историей родного края. Они покажут  способности детей  к самостоятельному поиску новой информации.

Одним из направлений работы по упорядочиванию и расширению представлений старших дошкольников о мире человека могут стать «Встречи с интересными людьми», в процессе которых дети познакомятся  с профессиональной, бытовой деятельностью различных людей, своих родителей, результатов труда, узнают о разносторонности их интересов и увлечений, поймут  важность и значимость их деятельности для окружающих. Подобные встречи способствуют   сближению родителей и детей, воспитателей и родителей. Эмоциональное участие в общем деле послужит сплочению коллектива взрослых и детей. Родители могут заинтересоваться «Встречами», они смогут  увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям.

Совместная деятельность воспитателя с детьми способствует развитию у детей активности, самостоятельности, умения принять решение, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Познавательная деятельность детей тесно связана с художественно-продуктивной. И здесь детям может быть  представлено широкое поле деятельности: они  могут лепить, рисовать, конструировать:

  • создание макета «Наш детский сад»;
  • создание в помещении группы солнечных часов – к теме «Время»;
  • изготовление календаря жизни группы - к теме «Время»;
  • посадка растений   (на участке, в группе) – к теме «Природа»;
  • изготовление макета знакомой детям улицы «Страна дорожных знаков» - к теме «Знаки»;

Наметив цель предстоящей работы,  важно обсудить с детьми возможные способы её реализации. В процессе деятельности можно давать новые знания, поощрять  инициативу, содержательное общение, обсуждать  возникающие проблемы.  Нужно отметить, что именно в совместной деятельности у детей появляется потребность в получении и поиске знаний.

Для обогащения сюжета ролевой игры можно  сделать с дошкольниками  книги-альбомы с рисунками детей, где были отражены разнообразные приключения космонавтов. Рисунки детей оформляются  в альбомы «Почемучки»: по науке «Ботаника» - «Что растёт у нас в саду», «Лекарственные растения», «Деревья нашего края»; по науке «Зоология» - «Африканские животные», «Динозавры» и др.

В ходе работы над «экологическим дневником» дети познакомятся  с лекарственными, культурными и дикорастущими растениями родного  края.

Наличие в группе многофункционального панно позволяет организовать не только совместную деятельность педагога с детьми на различные темы: «Путешествие по реке времени», «Как жили наши предки» и.т.д., но и провоцирует детей на самостоятельную познавательную деятельность, поиск новой информации, иллюстрированного материала для составления различного вида классификаций: «Мир растений», «Мир животных», «Транспорт».

Традицией  группы должны стать  вечера «Сейчас узнаем», которые включают: краткие познавательные сообщения, подготовленные воспитателем и детьми, совместно с родителями (как домашние задания) с демонстрацией наглядного материала, иллюстраций, фотографий, открыток из книг, журналов, энциклопедий:

  • Космическое путешествие;
  • Жители тропиков;
  • Животные морей;
  • Светолюбивые и теневыносливые растения и др.

Такая система работы обеспечит положительную динамику познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, их познавательных интересов, активности, умственных способностей.

V. Предметно-развивающая среда для познавательного развития детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте ребенок приступает к активному познанию большого мира. Постигать этот мир только посредством слова (через рассказы) ребенку очень сложно, так как многие понятия и явления, которые он пытается осмыслить и постичь, сложны, противоречивы и идут в разрез с его личным опытом. Для формирования у ребенка правильных, неискаженных  представлений о мире слову педагога нужна серьезная поддержка в виде различных средств наглядности: специального оборудования, картинок и иллюстраций, наглядных пособий, книг.

        Правильно подобранные и своевременно предоставленные детям наглядные средства помогут расширить кругозор и уточнить и конкретизировать вновь формирующиеся и накопленные знания и вызвать и активизировать интерес к познанию мира.

Созданию современной предметно-развивающей среды нужно уделять пристальное внимание. Уголок  познавательного развития, должен быть  доступным, эстетичным и  соответствовать возрастным требованиям.

В уголке должны быть подобраны пособия, книги, дидактические игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, активизацию познавательных интересов детей.

Познавательно-дидактический материал должен быть представлен:

  • Географической и политической картами мира, России;
  • панно «Солнечная система», «Животные нашего края»;
  • индивидуальными и групповыми коллекциями: «История вещей», «История транспорта», коллекции «Грибы», «Цветы», «Птицы», «Транспорт», «Картон», «Бумага», «Насекомые»;
  • календарями: «Памятных дат», «Из жизни группы», а также фотоальбомами «Семейный альбом», «Наша группа»;
  • дидактически-иллюстрированным материалом;
  • дидактическими играми познавательного направления;

Расширению кругозора, уточнению конкретизации имеющихся у детей знаний способствует работа с «Полочкой умных книг», содержание которой составляют научно-энциклопедические издания, атласы, познавательная детская литература:

  • «Большая энциклопедия дошкольника»
  • «Новая энциклопедия для любознательных»
  • «Детская энциклопедия»
  • «Детская энциклопедия животных»
  • «Современная детская энциклопедия»
  • «Обо всём на свете»
  • «Большой атлас животных» и др.

Постепенное обогащение познавательной среды должно осуществляться  путём пополнения её продуктами совместной изобразительно-конструктивной деятельности педагога с детьми.

Это могут быть:

  • альбомы с  рисунками детей на тему: «Африканские животные», «Динозавры», «Космическое путешествие», «Мое любимое село »
  • книги – почемучки: «На Луне», «Космос», «Мой дом»

Важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску.

Наличие в группе многофункционального панно позволяет организовать не только совместную деятельность педагога с детьми на различные темы: «Путешествие по реке времени», «Как жили наши предки» и.т.д., но и провоцирует детей на самостоятельную познавательную деятельность, поиск новой информации, иллюстрированного материала для составления различного вида классификаций: «Мир растений», «Мир животных», «Транспорт».

Необходимо иметь в группе  коллекцию видеофильмов, носящих познавательный характер. Например:

  • «Первооткрыватели»
  • «Арифметика-малышка», «Азбука-малышка»,
  • «Уроки осторожности», «Картинная галерея»)
  • «Твои весёлые друзья – зверята» и др.

Средства наглядности должны быть представлены необходимым оборудованием:

  • глобус – для знакомства с планетой земля, со странами, с различными климатическими зонами; для объяснения зависимости наступления дня и ночи от положения Земли по отношению к Солнцу;
  • телевизор – для просмотра познавательных телепередач; для формирования у детей «чувства времени»;
  • часы (настенные) – для знакомства с понятием «время»;
  • календари (отрывные, настенные и др.) – для знакомства с понятием «время»;
  • коллекции минералов – к теме «Удивительное в камне».

Разнообразное содержание уголка познавательного развития способствует закреплению, конкретизации, расширению знаний и представлений детей различными сведениями о мире, приобретению новых впечатлений, развития наблюдательности, любознательности; способствовало активизации самостоятельной познавательной деятельности детей.

VI. Работа с родителями в сфере познавательного развития детей 5-6 лет.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов,  в воспитании которого можно достичь при согласованности их действий, и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.

Важнейшим способом реализации такого сотрудничества должна быть
организация совместной деятельности, где родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Поэтому работу с ними надо строить на основе принципов единства, систематичности, последовательности, взаимного доверия, уважения и взаимопомощи. Эффективными формами сотрудничества с родителями в направлении познавательного развития детей могут стать:

  • Родительские собрания «Готовность детей к обучению в школе» совместно с учителем начальных классов с обсуждением вопросов качественной подготовки детей к обучению в школе, с акцентированием внимания родителей на проблеме интеллектуального развития дошкольников;

  • Встречи за круглым столом с использованием тестовых заданий, памятками  для родителей, которые познакомят их с кругом вопросов, содержанием познавательной деятельности детей, с факторами, влияющими на формирование любознательности, интереса детей к познанию, к исследованию окружающего;

  • Семейные гостиные на темы «Воспитания любви к родному
    края» и др., где будет раскрыта роль семьи в формировании
    духовной и социальной культуры ребёнка, которые помогут по новому
    раскрыть внутренний мир детей, глубже проникнуть в их
    интересы и потребности ;

Наряду с коллективными формами необходимо широко использовать наглядно-информационные формы общения. Можно оформить: ширмы, стенды, папки-передвижки на темы: «Приобщение к народным традициям», «Познавательное развитие старших дошкольников», «В каждом доме традиции» для ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания в детском саду, для формирования педагогической культуры родителей. Вместе с тем эта работа будет способствовать преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приёмов домашнего воспитания.

Стать заинтересованными, непосредственными участниками процесса развития умственных, интеллектуальных способностей, познавательных интересов своего ребёнка родителям поможет совместное проведение познавательных праздников, викторин, игр.

Такая совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей, даёт возможность больше общаться с ребёнком, лучше понять его интересы, потребности, содержательно и интересно провести с ним время.

VII. Мониторинг познавательного развития детей 5-6 лет.

Мониторинг познавательного развития детей 5-6 лет проводится 2 раза в год по следующим пособиям:

  • Гризик Т.И. «Познаю мир: Знаки и символы». Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста.
  • Доронова Т.Н. «Дошкольникам об искусстве». Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста.
  • Грибовская А.А. «Детям о народном искусстве». Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста.
  • Гризик Т.И. «Познаю мир». Методические рекомендации для воспитателей.
  • Гризик Т.И. «Я во всем люблю порядок». Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста.
  • Доронова Т.Н., Мусиенко С.И. «Сделаю сам». Дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста.

Эти пособия позволяют не просто отследить накопленные знания, но и посмотреть динамику развития познавательных процессов: мышления, воображения, восприятия и др.

ЛИТЕРАТУРА

     1.  Гризик Т.И. «Познаю мир» – М., 2004

  1.  Волостникова А.Г. «Познавательные интересы и их роль в формировании личности» - М.,2003
  2.  Радуга. «Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада» – М.: Просвещение, 2004
  3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» //Ребенок в детском  саду. - 2003. -№3.
  4. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  5. Радуга. «Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в детском саду» / Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И и др. - М.: Просвещение, 1997.
  6. Радуга. «Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в  

    детском саду» – М.: Просвещение, 2006

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В буклете рассматривается работа с детьми в детском саду по экспериментальной деятельности....

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Рабочая программа Кружка "Любознайка", по теме: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"...

Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность".

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"....

Методическая разработка по дополнительному образованию "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность"

АннотацияВ данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготови...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Большая была проделана работа. Молодец!