Цикл занятий "Безопасность на дороге". 2 - я младшая группа.
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Мишина Елена Александровна

Перед Вами цикл  специально подобранных занятий по воспитанию культуры поведения на улице у детей младшего возраста.  Сюда вошли занятия и по окружающему миру, и по рисованию, аппликации, и по развитию речи, а так же ряд прогулок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_zanyatii_bezopasnost_na_doroge.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

(ознакомление с окружающим)

Тема: «Труд водителя».

Цель: учить детей логично отвечать на вопросы воспитателя, предлагать варианты ответов. Закрепить знания детей о машинах. Познакомить с трудом водителя. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, бережное отношение к игрушкам-машинам. Закреплять навыки культурного поведения «на дороге».

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, сегодня в нашем гараже очень много машин. Какого они цвета? Какого размера? Вам нравятся наши машины? Хотите поиграть? (Дети играют, водят машины, рассматривают их).

Ребята, скажите, а машины сейчас сами двигаются? (Нет, мы их водим).

А как называется человек, который водит машину? (Шофер, водитель).

Правильно, водитель.

Где сидит водитель? (В кабине).

Как водитель управляет машиной? Чтобы работать водителем, надо много знать. Где лево, где право, где прямо. Для чего нужны педали, руль, кнопочки. Подвижная игра «Мы водители». {Воспитатель дает задание, по сигналу менять направление: влево, вправо, прямо, тормози...)

Молодцы, как вы хорошо научились водить свои машины.

Водитель должен не только уметь водить машину, но и уметь ее заправить. Чем заправляют машины? (Бензином).

 Правильно, без бензина машина не может ездить.

Где можно заправить машину? (На автозаправочной станции).

На заправочной станции всегда порядок, машины стоят в очереди и заправляют бензина столько, сколько нужно.

Как вы думаете, какой машине понадобится больше бензина?
Дидактическая игра «Заправь машину». (Фланелеграф).
(Большому автобусу - большую канистру, среднему грузовику - сре
днюю канистру, маленькому легковому автомобилю маленькую канистру).

Ваши заправленные машины теперь могут далеко уехать. Но водители должны очень аккуратно управлять своей машиной, чтобы сберечь ее от поломок и опасностей.

Поиграйте со своей машиной так, чтобы ей очень понравился водитель, чтобы машине было играть с вами интересно и безопасно.

ЗАНЯТИЕ

(ознакомление с окружающим)

Тема: «Безопасность на дороге».

Цель: познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Закрепить знание о значении светофора на дороге, правила регулирования движения транспорта и пешеходов. Развивать у детей интерес к машинам, работе водителя, правилам дорожного движения.

Ход занятия:

Ребята, вы уже научились играть с машинами, водите их, как на
стоящие водители. Но на настоящей дороге машин очень много. (Ра
ссматривают картинки по дорожному движению).

Строение своей машины водитель хорошо знает. Чем заправить машину водитель тоже хорошо знает. Что же еще должны знать водители, чтобы на дороге было безопасно и не случилось аварии? (Правила дорожного движения).

Воспитатель рисует мелом на полу дорогу, перекресток и предлагает детям поиграть в водителя на дороге.

Перекресток самое опасное место на дороге.

Кто регулирует движение машин, отгадайте загадку?

Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горим и день, и ночь -Зеленый, желтый, красный. {Светофор)

-        Что означает каждый цвет светофора?
Сюжетно-ролевая игра «Светофор».

(Дается представление о двустороннем движении, светофоре, милиционере, пешеходах).

В игре закрепляются правила дорожного движения:

не спешить;

быть внимательным;

следить за движением других;

знать сигналы светофора;

знать место перехода для пешеходов;

знать дорожные знаки (стоп, стоянка, переход, поворот и т. д.).

ЗАНЯТИЕ

(развитие речи)

Тема: «Не попади в беду на дороге».

Цель: связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя; грамматический строй: активизировать глаголы; звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [ш] [би].

Ход занятия:

Дети, наш город очень большой. На его улицах много разного транспорта. Почему машины не сталкиваются друг с другом? (По дороге висят знаки дорожного движения).

Кто регулирует движение на дорогах? (Светофор или регулировщик-милиционер) .

Что означает красный свет? (Движения нет).
Что означает желтый свет? (Внимание).

Что означает зеленый свет? (Можно ехать).

Когда едут машины по дороге, где можно перейти дорогу пешеходу? {Пройти через подземный переход. Перейти по пешеходному переходу).

А если прохожий будет переходить дорогу в неположенном месте, в случае опасности как сигналит автомобиль? (Би-би -би).

А если пешеход не услышит сигнала? Давайте ему громче посигналим (Би-би-би).

Как затормозит машина? (Ш-ш-ш).

Сначала громко, а потом все тише и тише. Давайте попробуем.(Ш-ш-ш, ш-ш-ш).

Водитель должен быть очень внимательным на дороге. Умело управлять своей машиной. Что машина может делать? (Ехать, стоять, тормозить, останавливаться, сигналить, буксовать и т. д.).Еще машина должна слушаться своего водителя и выполнять
вместе с ним правила дорожного движения.

А правила дорожного движения должен знать только водитель?
(Нет, пешеходы, пассажиры).

Кто может быть пешеходом? (Девочки, мальчики, дяди; тети, бабушки, дедушки).

Сейчас я вам расскажу историю, где пешеходом был маленький зайчонок, который не знал правила дорожного движения. И вот что с ним произошло. (Чтение отрывка К. Чуковского «Айболит»).

...И прибежала зайчиха

И закричала «Аи, аи!

Мой зайчик, попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!

Почему же зайка попал под трамвай? (Не знал перехода, не слушался, играл на дороге и т.д.).

Ребята, а что нам с вами надо знать, чтобы не попасть, как зайка в беду? (Дети рассказывают свои варианты).

Молодцы! Вы хорошо запомнили правила уличного движения. Я надеюсь, с вами ничего не случится.У нас в группе очень умные дети и сейчас вы превратитесь в умные машины, которые сами управляются и никогда не попадают в аварии. Подвижная игра «Цветные автомобили».

ЗАНЯТИЕ

(рисование)

Тема: «В машине, машине Шофер сидит. Машина, машина Идет, гудит».

Цель: учить рисовать машину крупно, закрашивать цветными карандашами, не выходя за контуры; развивать умение дополнять рисунок характерными деталями; знакомить с трудом шофера.

Материал: карандаши, листы бумаги, поролоновые трафареты, краски.

Методы: рисование поролоном.

Ход занятия:

Воспитатель говорит о том, что в сказочном городе случилась беда-гололед. Никто не может выйти из дома. А машина, на которой возят песок, сломалась. Песок нужен для того, чтобы посыпать лед. Не смогут ли дети помочь - сделать свои машины. Выделяет основные части (кузов, кабина, колеса), определяет их форму, величину, уточняет характерные признаки, цвет. В несколько машин можно нагрузить песок - они поедут первыми, за ними машины с кирпичами, елками, коробками, которые сделать поролоновыми трафаретами.

Когда работа закончена, все рисунки ставят друг за другом, получается вереница машин, едущая по дороге, посыпанной песком.

ЗАНЯТИЕ

(аппликация)

Безопасность на дороге

Тема: «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!»

Цель: учить путем аппликации создавать изображение светофора; осваивать последовательность работы: разложить фор мы, посмотреть, правильно ли, затем сверху вниз брать формы, намазывать их клеем на клеенке и аккуратно класть на прежнее место, прижимая салфеткой; учить делать атрибуты для игр; понимать значение зеленого и красного сигналов светофора.

Материал: трафареты светофоров на каждого ребенка, по 3 «сигнала», из цветной бумаги (красной, желтой, зеленой) на каждого, кисти, клей, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель напоминает о правилах перехода через улицу, дорогу:

Если свет зажегся красный,

Значит двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

 «Проходите, путь открыт!»

Желтый свет - предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

(С. Михалков)

Дети приступают к работе.

В конце занятия светофоры оцениваются.

Дорога очень длинная, и поэтому их понадобится очень много, чтобы не случилось аварии.

ЗАНЯТИЕ

(ознакомление с окружающим)

Тема: «Грузовой транспорт».

Цель: дать детям представление о грузовом транспорте, о грузах, которые перевозят водители на грузовом транспорте. Закрепить знания о составных частях грузовой машины. Развивать умение имитировать заданный образ, развивать воображение, творчество.

Ход занятия:

Ребята, что у вас сегодня было на завтрак? (Каша, чай, булка с маслом).

Кто приготовил вам завтрак? (Повар).

Детей у нас в группе очень много и в соседней группе детей тоже много, а во всех группах детского сада очень много детей. Откуда же повар взял столько продуктов? (На машине привезли из магазина).

Правильно, мы когда гуляли, видели, как к кухне приезжала машина и из нее выгружали много продуктов. Какие продукты вы видели?
(Молоко в бидонах. Рыбу в металлических ящиках. Сахар, крупу в ме
шках, картошку и морковку в сетках и много других разных продуктов).
На какой машине можно возить продукты?

Как называется машина, которая перевозит грузы? (Грузовая).

А какие еще грузы может перевозить грузовая машина? (Ответы детей разные: кирпичи, мебель, хлеб, молоко, цемент, книги, доски, картошку в мешках, елки к Новому году и т. д.). Грузовые машины - это помощники человека.

Как называется часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина).

 Куда складывают груз? (Кузов).

Без какой части машина никогда не поедет? (Без колес).
Д/игра «Почини машину». (Собрать по частям машину).

Игра «Перевези груз». (Дети по сигналу превращаются в любую грузовую машину и движутся по группе, не сталкиваются, осторожно везут свой груз. По сигналу останавливаются, заправляются бензином, по сигналу продолжают свой путь).

После игры дети рассказывают, какого цвета грузовиками они были и какой груз они перевозили.

-        Молодцы, вот какие помощники наши грузовые машины.

ЗАНЯТИЕ

(ознакомление с окружающим)

Тема: «Пассажирский транспорт».

Цель: познакомить детей с разнообразным пассажирским транспортом. Отметить характерные отличительные признаки от грузового транспорта. Учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте. Воспитывать вежливое, культурное поведение.

Ход занятия:

В гости к детям пришли Хрюша и Степашка. Но почему-то они расстроены, невеселые. Что-то случилось?

Хрюша и Степашка, почему у вас сегодня плохое настроение?- спрашивает воспитатель.

Мы сегодня решили самостоятельно поехать в цирк. Вышли на дорогу, посмотрели, а машин видимо-невидимо. Одни машины продукты везут, другие - кирпичи, третьи - мебель повезли, четвертые - доски. Мы их останавливали, просили, чтобы они нас до цирка подвезли, а
они проезжают мимо и не останавливаются. Как нам доехать до цирка, не знали, а скоро представление начнется. Что нам делать?

Ребята, что же делать Хрюше и Степаше? Как доехать до цирка, вы не знаете? (На троллейбусе, на автобусе, на трамвае, на такси...)

Правильно, ребята. Хрюше и Степаше надо ехать на транспорте, который возит людей. Это пассажирский транспорт. Чтобы Хрюша и Степаша хорошо запомнили и не перепутали
пассажирский транспорт, мы им нарисуем его на схемах: трамвай, тро
ллейбус, автобус, такси.

Кто едет в пассажирском транспорте? (Пассажиры).

Ребята, а вы когда-нибудь ездили на пассажирском транспорте?
Расскажите? (Ответы детей).

Ас кем вы ездили? (С мамой, папой, бабушкой, братом).

        Вы слышите, Хрюша и Степаша, наши дети ездили только со взрослыми, так что для безопасности советуем и вам ездить со взрослыми.

А еще в пассажирском транспорте надо покупать билет, проходить в салон, садиться на свободное место, соблюдать правила поведения.

Давайте поиграем все в игру «Мы едем в трамвае» (игра со стульчиками).

(Хрюша и Степаша благодарят детей за то, что много узнали о пассажирском транспорте, научились себя вести в транспорте. А теперь они побегут домой за взрослыми и на пассажирском транспорте отправятся в цирк, а вечером к ребятам зайдут и обязательно расскажут, что интересного они увидели в цирке).

ЗАНЯТИЕ

(развитие речи)

Тема: «Как нам транспорт помогает».

Цель: словарь: пополнить словарный запас детей о разновидностях транспорта и грузов;

связная речь: учить детей строить предложения, выражающие просьбу, называть правильно предметы в магазине «Автолюбитель»;

грамматический строй: закрепить правильное использование предлогов: В, НА, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, ОТ; звуковая культура речи: учить детей фантазировать, придумывать любой сигнал для своей машины. Регулировать силу голоса.

Ход занятия:

Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада? (Пешком, на
автобусе, на троллейбусе).

Кто живет рядом с детским садом - пришли пешком, кто живет далеко от детского сада - ехали на пассажирском транспорте (воспита- телъ помещает на ковролине изображение автобуса, троллейбуса, такси, трамвая).

Как называются люди, которые едут в пассажирском транспорте? {Пассажиры).

А кто может быть пассажиром? (Мальчики, девочки, дяди, тети, бабушки, дедушки и       т. д.).

А на пассажирском транспорте куда еще можно доехать? Как вы думаете, куда едут люди? {На работу, домой, в школу, на рынок, на почту, в кафе, в кинотеатр и т. д.).

Транспорт помогает всем нам быстро добраться туда, куда нам необходимо.

Ребята, а что делают пассажиры, когда едут в транспорте? (Сидят, стоят, смотрят в окно, разговаривают, покупают билеты, читают газеты, рекламу, входят, выходят...)

А что же нам делать, когда надо перевезти какой-то груз? {На машине).

Как называются машины, которые помогают нам перевезти груз?
(Грузовые).

А какие грузы могут перевезти грузовые машины? (Мебель, доски, кирпичи, песок, продукты, бензин, молоко и т. д.).

А кто же водит пассажирский и грузовой транспорт? (Водители).

Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать.

Водитель должен хорошо знать строение своей машины, ее части, и если что-то сломается, купить нужную деталь в магазине. Представьте, что вы водители, а я буду продавцом магазина. У меня в магазине продаются части для машины, вы должны их назвать правильно (в магазине имеются руль, колесо, фара, стекло, педаль, кузов, ручки и т. д.).

Д/игра «Купи для машины нужную деталь».

Молодцы! Починили свои машины.

Д/игра «Скажи правильно». (На ковролине определить местонахождение водителя относительно машины (в машине, на машине, за машиной, около машины, перед машиной, слева от машины, справа от машины).

Машины - наши верные и надежные помощники, но чтобы машины служили нам долго и ехали туда, куда надо человеку, человек обязан следить за машиной, аккуратно с ней обращаться, вовремя ее чинить, ставить в гараж от непогоды, беречь ее на дорогах и тогда машина преодолеет все дороги, как в нашей игре.

Прогулка

«НАБЛЮДЕНИЕ   ЗА   СВЕТОФОРОМ»

Цель: Закреплять знания детей о работе светофора (красном и зеленом сигналах). Познакомить с назначением желтого сигнала,  закреплять  знания  правил  перехода  улицы.

Перед прогулкой воспитатель предлагает послушать стихотворение:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим  и день,  и  ночь

— Зеленый,  желтый, красный.

О чем говорится в стихотворении?

О светофоре.

Сегодня мы подойдем близко к светофору и посмотрим, как его огни регулируют движение.

Подойдя к месту наблюдения, воспитатель следит за тем, чтобы дети не мешали пешеходам и в то же время могли свободно наблюдать за сигнализацией светофора. В оживленной беседе педагог стремится активизировать мышление детей.

Зажегся   красный   свет.   Дети,   как   вы   думаете,   можно сейчас переходить улицу?

Нет.

А на какой сигнал светофора разрешается идти?

На зеленый.

Зажегся зеленый свет.  Посмотрите, люди спокойно переходят   улицу.   Кто   вспомнит,   как   надо   переходить   улицу   при двустороннем  и одностороннем движении?

Дети отвечают

Вот  сигнал   в  светофоре   изменился.   Кто  заметил,   какой огонек зажегся после зеленого?

Желтый.

Правильно,  желтый.  Он   предупреждает  водителей  и  пешеходов   о   том,   что   сигнал   меняется,   надо   быть   внимательным.

Желтый свет — предупрежденье — Жди  сигнала  для   движенья.

Давайте посмотрим, как меняются огни и как ведут себя в это время пешеходы и транспорт.

Руководя наблюдением детей, воспитатель помогает им уяснить взаимосвязь между сигнализацией светофора, действиями пешеходов и водителей.

(Представления о светофоре, полученные детьми во время прогулок, закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности. Воспитатель предлагает детям сделать  для  игры светофор.

На участке детского сада можно организовать игры на внимание и закрепление знаний сигналов светофора, правил перехода через дорогу: «Цветные автомобили», «В улицу», «Лошадки», «Найти свой цвет», «Поезд», «Трамвай».)        

Прогулка

«ЗНАКОМСТВО    С    УЛИЦЕЙ»

Цель: Уточнять представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых, легковых автомобилях. Дать элементарные знания о поведении  на  улице.

Перед выходом на прогулку воспитатель говорит: «Дети, сегодня мы с вами будем гулять по улице. Она широкая, красивая. На улице много машин. Мы пойдем парами друг за другом».

Пройдя немного по улице, воспитатель останавливает детей и  проводит с ними беседу.

Посмотрите,   какая   наша   улица   широкая,   красивая.   На ней много домов. По дороге едет много машин. Машины разные. Какие машины вы видите?  (Грузовые, легковые.)

—Правильно.    А    какие    машины    называются    грузовыми?

Которые возят груз.

Где едут машины?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет, что машины едут по дороге. Она широкая (узкая).

Место, где ходят люди, называется тротуаром. Мы идем с вами  по тротуару.  Кто запомнил,  как называется место, где ходят люди?

Тротуар.

Теперь мы с вами знаем,  что машины ездят по дороге, люди ходят по тротуару.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и рассказать, что еще они видят на улице. Вопрос активизирует внимание детей, побуждает выделить отдельные предметы (дома, деревья и т.д.).

—Правильно,   на   улице   есть   дома.   Они   бывают   высокие и низкие.

Заканчивая прогулку, воспитатель подводит итог. — Сегодня мы ходили по улице, она широкая, красивая, на ней много машин. Ездят они по дороге. Люди ходят по тротуару. Они идут, не мешая друг другу. На улице есть дома. Они разные — высокие и низкие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности ЦИКЛА «ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ» (младшая группа)

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.Знакоми...

Цикл занятий "Осень" для 2 младшей группы

конспект занятий (3)  проводимых осенью с детьми 3-4 лет...

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе.

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе....

"Цикл утренних бесед для детей младшей группы на летний период"

лето - самое благоприятное время для укрепления здоровья детей. В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей - риск перегрева, солнечного ожога, утомление от излишней беготни....

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе...

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе

ull; Уточнить и закрепить знания детей о частях и органах своего тела, их назначении;• Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств;• Развивать речеслух...