День Ангела
статья (подготовительная группа) по теме

Шатохина Наталья Николаевна

Статья для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_angela.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

День рождения и День ангела в детском саду

Ныне, когда формирование духовной и культурной личности является одним из приоритетных  направлений развития общества, осуществляется интенсивный поиск естественных и органичных путей интеграции в воспитательный процесс дошкольный учреждений традиционной духовно-нравственной культуры.

Организаторам работы по духовно-нравственному воспитанию очень важно найти темы и события, наиболее актуальные для конкретного образовательного учреждения и связанные с традиционной культурой, и дать возможность этим темам и событиям реализоваться в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Одним из наиболее очевидных поводов обращения к православной культурной традиции в дошкольном учреждении могут стать:

  • Рождество Христово – праздник и церковного, и гражданского календаря, к тому же имеющий глубокие корни в европейской культуре и соотносящийся с субкультурой дошкольного детства;
  • Пасха Господня как духовная доминанта годового и недельного («воскресный день») календарного круга;
  • Праздники, одновременно являющиеся и личными, и общими: дни рождения и именины детей, их родителей, воспитателей и других членов коллектива образовательного учреждения.

На основе понимания значимости праздника как средства духовно-нравственного воспитания возникла идея возродить в жизни каждой группы добрую и благочестивую традицию: регулярно, в конце месяца, проводить занятие и досуговое мероприятие, посвященные поздравлению тех детей и взрослых, которые в прошедшем месяце отмечали свои дни рождения, именины.

Идея празднования дня именин не нова. Но можно по-новому подойти к ее реализации и постараться сделать ежемесячный именинный праздник любимым, ожидаемым, трепетным и сокровенным. Ведь в настоящее время, когда человек испытывает постоянное воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном отношении окружающей среды, любой повод для неформального внимания к ребенку, его внутреннему состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может стать лишним.

Уникальные возможности для духовно-нравственного воспитания представляет сочетание в одном празднике тематики, связанной и с днем рождения, и с Днем ангела. День рождения – хороший повод не только для того, чтобы развлечь детей, но и для серьезных разговоров о смысле жизненных ценностях, о необратимости времени и признаках истинного взросления человека.

Празднование же имени -  реальная возможность не фокусироваться на ребенке как главном действующем лице воспитательного процесса, но переключить его внимание с концентрации на самом себе – своих интересах, желаниях, успехах, проблемах – на ускоренные в культуре образцы подлинного личностного развития и духовного становления, к которым относятся православный церковный календарь; святцы, каждый день которых несет нам нравственное и духовное научение и наставление в обретении способности служения Богу, ближнему и отечеству; узнавание и осмысление образа своего святого небесного покровителя как реального жизненного наставника и помощника.

Именины – это день памяти святого, прославившего в веках свое имя делами служения Богу и людям. Поэтому в любом имени жива историческая память, сохраняемая для будущих поколений в традиции имянаречения, а также закрепляемая ежегодными празднованиями именинных дней, которые приближают к нам образы древнего благочестия.

Знакомясь с жизнью святых, мы не только узнаем об истории и внутренней жизни Церкви, но и получаем сведения о всеобщей истории, в частности истории государственно-церковных отношений, которая насчитывает вот уже почти две тысячи лет, о той роли, которую Православие сыграло в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры.

Мы знаем, что празднование именин на Руси – это древняя церковно – народная традиция. Именины выделяются из церковных праздников тем, что особым образом сочетают в себе личное и всеобщее. Именинник воспринимает именины не просто как личный праздник, но и как праздник для всех его соименинников, а в случае особо чтимых в народе святых как всенародный праздник. В церковной традиции этот день называется днем тезоименитства, т.е. днем чествования памяти соименного святого, который дается человеку в таинстве крещения в качестве его небесного покровителя. Отмечая ангельское достоинство жизни святого, именины называют еще Днем ангела.

Известна старинная благочестивая традиция – давать новорожденному имя того святого, в день памяти которого он появился на свет. В нецерковной же среде встречается по существу, обратная тенденция – называть именинником человека у которого день рождения. Однако чаще всего это непреднамеренная ошибка, которая связана с тем, что и при рождении, и в крещении человек непосредственно соприкасается с традицией имянаречения.

Именины – День ангела. Именины – День памяти. Именины – День имени. Знакомство с историей своего имени помогает детям раскрыть самих себя, обрести свои духовные и культурные истоки. Народная пословица та и гласит: «По имени и житие».

Методическая разработка празднования дня рождения и Дня ангела получила образное название «Четыре рукавички», что указывает на непосредственное соучастие в духовном руководстве ребенком его ангела – хранителя и святого небесного покровителя.

Присоединение семьи к жизни группы в целом,  через различные формы участия родителей в подготовке к празднованию именин является одной из важнейших задач проведения ежемесячных праздников. Дети тоже поздравляют с именинами родителей, дарят им поделки и книжечки с кратким повествованием о жизни их соименитых святых, которые заранее готовит педагог. Дети и родители, которые по каким – либо причинам не желают отмечать свои именины или являются некрещеными, принимают участие в праздновании дней рождений, а дни памяти их соименитых святых, включенных в именинный календарь (один день в году – на выбор), отмечают не как свои именины, а как церковные общенародные праздники.

Прежде чем начинать эту деятельность, необходимо провести организационно – подготовительную работу. Первый шаг – это составление календаря, в который войдут дни рождения и дни именин детей, воспитателей и родителей воспитанников. Составление календаря займет определенное время. Конечно, обозначение дат дней рождения не составит труда, а вот выяснение дат именин потребует обстоятельных разговоров с родителями каждого воспитанника. Если выяснится, что большая часть детей и родителей не знают своих небесных покровителей и дат своих именин, то, беседуя с родителями, можно подсказать им на выбор небесного покровителя из нескольких святых, носящих одно имя. Определяется либо желание человека, узнавшего о жизни и подвигах соименитого святого и почувствовавшего духовную связь и родство с ним, либо близостью дня памяти святого к дате рождения или крещения человека. В процессе беседы кому-то из родителей можно посоветовать, определяя день своих именин, пойти в храм и поговорить со священником; кому-то придется полистать церковный календарь и найти ближайший ко дню рождения день памяти тезоименитого святого; кому-то надо будет читать жития соименитых святых, дабы даты вновь обретенных именинных дней могли бы быть зафиксированы в календаре.

Перед началом ежемесячного празднования именин в  детском саду желательно обсудить примерный план подготовки (в течение месяца0 именинного праздника, определить ответственного за подготовку необходимой атрибутики; организовать предварительную работу с именинниками (ознакомление с житиями небесных покровителей, разучивание стихотворений, подготовка небольших инсценировок и т.п. изготовление или покупка подарков; подготовка праздничного стола; приглашение родителей и других гостей).

С представителями родительского комитета можно также составить примерную смету для проведения праздника расходов на подарки и призы детям, на угощения для чайного стола (на месяц, полугодие или учебный год).

Когда же дело коснется непосредственной разработки содержания именинного занятия и игрового досуга, можно сориентировать педагогов на те конспекты занятий, сценарии досугов, подборки демонстрационных и раздаточных материалов, которые представлены в указанном проекте. Воспитателю не составит труда выбрать из комплекса материалов то, что связано с небесными покровителями именинников ближайшего месяца и может быть использовано на празднике в конкретной группе детского сада.

Представляемые в методической разработке занятия включают многочисленные стихотворения, посвященные празднованию дней рождения, описание вариантов подарков и поздравлений. Но содержательная доминанта каждого занятия все-таки связана с чествованием именинников, с размышлением над значением этих имен, над трудами и подвигами их святых небесных покровителей.

Внимательное чтение текстов житий поможет педагогу найти яркие детали и образы, способные затронуть и впечатлить детские души, сделать содержании занятий актуальным для конкретной группы детей. Чем разнообразнее, непредсказуемее, интереснее будут занятия, чем больше будут включать поисковых вопросов и заданий, способных объединить детей, родителей и педагогов, тем более успешной окажется реализация проекта.

И, конечно же, что за праздник без чаепития с тортом, именинным пирога или пряником! А после чаепития – игровая часть праздника. Игры объединяют единой смысловой связью и календарное время (время большого праздника с устоявшимися традициями его празднования или спокойное время поста), и содержание прошедшего занятия, и задачи воспитания взаимного внимания, чуткости, способности действовать слаженно, поддерживать друг друга, не завидовать, уступать.

Дидактический материал содержит помимо конспектов занятий большое количество различных иллюстраций: силуэтов святых, репродукций икон, образцов оригинальных поделок, фотографий, сделанных во время проведения занятий и игровых досугов в дошкольных учреждениях.

Такая работа поможет детям и взрослым обрести крепкую личную связь со своими небесными покровителями, объединит во взаимном участии и заботе воспитателей, воспитанников и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение «День Ангела»

Цель:1. Познакомится с традициями и праздниками русского народа.2. Сохранять и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями, т.е. использовать то, что сделает ребят лучше,...

Праздник "День Матери" совмещенный с акцией "Крылья Ангела"

quot;Сколько звезд на ясном небе!" Сколько звезд на ясном небе! Сколько колосков в полях! Сколько песенок у птицы! Сколько листьев на ветвях! Только солнце — одно ...

"День Ангела"

21 ноября Православная Церковь празднует "День Архангела Михаила и всех небесных сил". Это праздник Ангела каждого из нас, ведь известно, что при крещении Бог дает каждому человеку Ангела -Х...

«День Ангела. Небесные покровители»

- Развитие у детей духовного начала. Учить любить ближнего, быть милосердным, уметь радоваться и сострадать. Приобщать к православным праздникам. - Сделать личностно значимыми для ребёнка понятия: ...

Сценарий День Ангела

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей...

Методическая разработка занятия «День Ангела. Небесные покровители»

Посмотрите вокруг себя. Какой прекрасный мир окружает нас! Но, прежде чем появился весь видимый мир и человек, Бог создал невидимый мир, небесный. Слово «небо» значит духовный, невидимый, ...