Главные вкладки

    Психолого-педагогическая программа "Веселые уроки учителя Ежа"
    рабочая программа (подготовительная группа) по теме

    Прокофьева Татьяна Владимировна

    Аннотация.

    Научно-практическая новизна и обоснованность программы

    В последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» - к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. Этот переход находит свое выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики, как развивающее обучение (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), педагогика развития (Л.В.Занков), культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, В.В. Клочко, Е.А.Ямбург) и др.

    За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний.

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

    Именно уровень сформированности предпосылок универсальных учебных действий является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

    Актуальность, перспективность, практическая направленность

    Исходя из приоритетного направления регионального уровня по обеспечению положительной динамики качества образовательного процесса актуальным является проведение социопсихологического мониторинга по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при переходе к школьному обучению.

    Данные социопсихологического мониторинга образовательной среды за предыдущий год, проводимого на базе нашего МБУ, свидетельствуют о наличии проблемных зон в формировании предпосылок личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. У 26% воспитанников не сформирована «внутренняя позиция школьника», низкий уровень развития зрительно-моторной координации (22%)  и коммуникативно-речевой функции, что позволяет прогнозировать неблагоприятный результат успешности дальнейшего школьного обучения и низкую успеваемость.

     В связи с этим актуальным стала разработка и реализация коррекционно-развивающей программы, направленной на нивелирование выявленных проблемных зон.

     Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

    Предлагаемую программу можно рассматривать как комплексную коррекционно-развивающую технологию, содержащую элементы сказкотерапии, в структуру которой вошли модифицированные варианты развивающих программ для детей дошкольного возраста (Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников; Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик»).

    Построение программы и проведение встреч основывается на следующих принципах:

    • системность подачи материала
    • доступность
    • комплексность построения встреч
    • активность всех участников
    • наличие обратной связи

    Цель программы:  создать условия для обеспечения положительной динамики в формировании предпосылок универсальных учебных действий воспитанников, как основу  успешного обучения в школе.

    Задачи:

    1. Сформировать учебно-познавательную мотивацию к обучению в школе.
    2. Снизить долю детей с низким уровнем развития  зрительно - моторной координации.
    3. Сформировать  коммуникативные умения, необходимы для успешного протекания процесса общения.

    Адресатом программы являются дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с нарушениями в формировании предпосылок  личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

    Программа реализуется в течение 10 недель (октябрь-январь). Общее время ведения программы 10 часов (по 30 минут два раза в неделю).

    Ожидаемые результаты реализации программы:

    1. Сформированность «внутренней позиции школьника», предполагающей развитие высокой учебно-познавательной мотивации.
    2. Снижение  доли детей с низким уровнем развития зрительно-моторной координации, как составляющей регулятивных учебных действий.
    3. Повышение коммуникативной компетентности, развития речи у старших дошкольников.

    Апробация программы  происходила на базе МБУ детского сада компенсирующего вида № 5 «Филиппок» в 2011-2012 учебном году и показала свою эффективность. В 2012-2013 учебном году программа в стадии реализации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_veselye_uroki_uchitelya_ezha2.doc157.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогическая  программа

    для детей старшего дошкольного возраста

    «Веселые уроки учителя Ежа»

    Автор:

                     педагог-психолог МДОУ № 5

                        Прокофьева Татьяна Владимировна

    Тольятти 2011

    Оглавление

    1.

    Аннотация…………………………………………………..

    стр.3

    Научно-практическая новизна и обоснованность  программы……………………………………………


    стр. 3

    Актуальность и перспективность………………….

    стр. 4

    Практическая направленность ………………………

    стр. 4

    Цель…………………………………………………..

    стр. 5

    Задачи………………………………………………..

    стр. 5

    Адресат………………………………………………

    стр. 6

    Продолжительность курса………………………….

    стр. 6

    Ожидаемый результат реализации программы……

    стр. 6

    Сведения о практической апробации программы…

    стр. 6

    2.

    Учебный план ………………………………………………

    стр. 7

    3.

    Учебно-тематический план ………………………………..

    стр. 8

    4.

    Учебная программа…………………………………………

    стр. 10

    Пояснительная записка………………………………

    Необходимые ресурсы для реализации программы

    стр. 10

     стр. 15

    Основное содержание………………………………..

    стр. 17

    5.

    Список литературы …………………………………………

    стр. 112

    6.

    Методические рекомендации………………………………

    стр. 113


    Аннотация.

    Научно-практическая новизна и обоснованность программы

    В последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» - к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. Этот переход находит свое выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики, как развивающее обучение (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), педагогика развития (Л.В.Занков), культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, В.В. Клочко, Е.А.Ямбург) и др.

    За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний.

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

    Именно уровень сформированности предпосылок универсальных учебных действий является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

    Актуальность, перспективность, практическая направленность

    Исходя из приоритетного направления регионального уровня по обеспечению положительной динамики качества образовательного процесса актуальным является проведение социопсихологического мониторинга по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при переходе к школьному обучению.

    Данные социопсихологического мониторинга образовательной среды за предыдущий год, проводимого на базе нашего МБУ, свидетельствуют о наличии проблемных зон в формировании предпосылок личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. У 26% воспитанников не сформирована «внутренняя позиция школьника», низкий уровень развития зрительно-моторной координации (22%)  и коммуникативно-речевой функции, что позволяет прогнозировать неблагоприятный результат успешности дальнейшего школьного обучения и низкую успеваемость.

     В связи с этим актуальным стала разработка и реализация коррекционно-развивающей программы, направленной на нивелирование выявленных проблемных зон.

     Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

    Предлагаемую программу можно рассматривать как комплексную коррекционно-развивающую технологию, содержащую элементы сказкотерапии, в структуру которой вошли модифицированные варианты развивающих программ для детей дошкольного возраста (Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников; Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик»).

    Построение программы и проведение встреч основывается на следующих принципах:

    • системность подачи материала
    • доступность
    • комплексность построения встреч
    • активность всех участников
    • наличие обратной связи

    Цель программы:  создать условия для обеспечения положительной динамики в формировании предпосылок универсальных учебных действий воспитанников, как основу  успешного обучения в школе.

    Задачи:

    1. Сформировать учебно-познавательную мотивацию к обучению в школе.
    2. Снизить долю детей с низким уровнем развития  зрительно - моторной координации.
    3. Сформировать  коммуникативные умения, необходимы для успешного протекания процесса общения.

    Адресатом программы являются дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с нарушениями в формировании предпосылок  личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

    Программа реализуется в течение 10 недель (октябрь-январь). Общее время ведения программы 10 часов (по 30 минут два раза в неделю).

    Ожидаемые результаты реализации программы:

    1. Сформированность «внутренней позиции школьника», предполагающей развитие высокой учебно-познавательной мотивации.
    2. Снижение  доли детей с низким уровнем развития зрительно-моторной координации, как составляющей регулятивных учебных действий.
    3. Повышение коммуникативной компетентности, развития речи у старших дошкольников.

    Апробация программы  происходила на базе МБУ детского сада компенсирующего вида № 5 «Филиппок» в 2011-2012 учебном году и показала свою эффективность. В 2012-2013 учебном году программа в стадии реализации.


    Учебный план программы «Веселые уроки учителя Ежа»

    Цель: создать условия для обеспечения положительной динамики в формировании предпосылок универсальных учебных действий воспитанников, как основу  успешного обучения в школе.

    Категория обучающихся: дети 6-7 лет

    Срок обучения: 10 часов

    Режим занятий: 30 мин. (2 раза в неделю).

    Наименование тем

    Всего часов

    Часы

    Форма контроля

    лекц.

    практ.

    1.

    Сказки для школьной адаптации

    2 ч.30 м.

    35 м.

    1ч.55 м.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    2.

    Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды

    3 ч.

    42 м.

    2 ч.18 м

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    3.

    Сказки об отношении учеников к урокам, к занятиям

    1ч.30м.

    21 м.

    1ч.09 м.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    4

    Сказки о здоровье, в том числе психическом

    1 ч.

    14 м.

    46 м.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    5.

    Сказки о школьных конфликтах

    2 ч.

    28 м.

    1 ч.32м.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    Итого

    10 часов

    2 часа 20 минут

    7 часов

    40 минут


    Учебно-тематический план к программе
    «Веселые уроки учителя Ежа»

    Цель: создать условия для обеспечения положительной динамики в формировании предпосылок универсальных учебных действий воспитанников, как основу  успешного обучения в школе.

    Категория обучающихся: дети 6-7 лет

    Срок обучения: 10 часов

    Режим занятий: 30 мин. (2 раза в неделю)

    Наименование тем

    Всего часов

    Часы

    Форма контроля

    лекц.

    практ.

    1.

    Сказки для школьной адаптации

    2 ч.30 м.

    35 м.

    1ч.55 м.

    1.1.

    Создание лесной школы

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    1.2.

    Букет для учителя

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    1.3.

    Смешные страхи

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    1.4.

    Игры в школе

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    1.5.

    Школьные правила

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    2ч.30 м.

    35 м.

    1ч.55м.

    2.

    Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды

    3 ч.

    42 м.

    2 ч.18 м

    2.1.

    Собирание портфеля

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    2.2.

    Белочкин сон

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    2.3.

    Госпожа Аккуратность

    30 мин

    7 мин

    23 мин

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    2.4

    Жадность

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    2.5.

    Волшебное яблоко (воровство)

    30 мин

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    2.6.

    Подарки в день рождения

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    3 ч.

    42 м.

    2ч.18м.

    3.

    Сказки об отношении учеников к урокам, к занятиям

    1ч.30м.

    21 м.

    1ч.09 м.

    3.1.

    Домашнее задание

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    3.2.

    Школьные оценки

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    3.3.

    Ленивец

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    1ч.30м.

    21 м.

    1ч.09м.

    4.

    Сказки о здоровье, в том числе психическом

    1 ч.

    14 м.

    46 м.

    4.1.

    Обманный отдых

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    4.2.

    Бабушкин помощник

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    1 ч.

    14 м.

    46 м.

    5.

    Сказки о школьных конфликтах

    2 ч.

    28 м.

    1 ч.32м.

    5.1.

    Задача для лисенка (ложь)

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    5.2.

    Обида

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    5.3.

    Драки

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    5.4.

    Грубые слова

    30 мин.

    7 мин.

    23 мин.

    Анализ результатов деятельности, метод наблюдения

    2 ч.

    28 м.

    1ч.32м.

    Итого

    10 часов

    2 часа 20 минут

    7 часов

    40 минут

    Учебная программа.

    Пояснительная записка:

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Именно уровень сформированности предпосылок универсальных учебных действий является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

    Данные социопсихологического мониторинга образовательной среды за предыдущий год, проводимого на базе нашего МДОУ, свидетельствуют о наличии проблемных зон в формировании предпосылок личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. В связи с этим актуальной стала разработка и реализация коррекционно-развивающей программы, направленной на нивелирование выявленных негативных тенденций.

     Целью разработанной нами программы является создание условий для  обеспечения положительной динамики в формировании предпосылок универсальных учебных действий воспитанников.

    В ходе реализации программы в соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

    1. Сформировать учебно-познавательную мотивацию к обучению в школе.

    2. Снизить  долю детей с низким уровнем развития  зрительно – моторной координации.

    3. Сформировать  коммуникативные умения, необходимы для успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

    1 этап предварительный.

    Психодиагностическое исследование проводится с целью выявления актуального уровня сформированности предпосылок  универсальных учебных действий и последующей оценки эффективности проведения коррекционной работы.

     Диагностика проводится в индивидуальном порядке. Для первичного исследования используется следующий диагностический инструментарий:

    • Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер (адаптация О.В. Лови, В.И. Белопольского);
    • «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.                       Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина);
    • Тест «Перескажи» Т.А.Фотековой;
    • Тест Е.А.Стребелевой «Расскажи»

    2 этап информационно- практический.

    В предложенной программе особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения, позитивной мотивации обучения в школе.

    Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками.

    В структуру каждой встречи включены:

    1. Ритуал приветствия

    2. Чтение и обсуждение сказки

    3. Подвижная игра

    4. Задание по развитие зрительно-моторной координации.

    5. Игра (задание, упражнение) по развитию речи.

    6. Задание (упражнение) по развитию познавательных процессов: внимания, памяти, мыслительных умений (дополнительно).

    7. Ритуал прощания.

    Ритуалы приветствия являются организационным моментом, способствуют созданию положительного эмоционального фона, настрою на совместную работу.

    Чтение и обсуждение сказки. Каждое занятие посвящено одной теме. Двадцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.

    Подвижная игра выполняет роль физминутки, способствует смене статического положения, снятия мышечного напряжения, сплочению детского коллектива.

    Задания по развитие зрительно-моторной координации способствуют развитию пространственной ориентации, согласованию действий  глаза и руки.

    Игры, задания и упражнения по развитию речи направлены на обогащение словарного запаса детей, формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствование связной речи,  развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения.

    Игры задания и упражнения по развитию познавательных процессов способствуют всестороннему развитию ребенка, развитию мнемических навыков, мыслительных умений, словесно-логического, творческого и критического мышления, концентрации, переключения внимания.

    Ритуал прощания  используется для создания группового единства, позитивного эмоционального настроя.


    3 этап заключительный.

    Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведенной работы, отследить динамику развития ребенка. Дополнительные методики диагностики  помогают выявить новые проблемные зоны и определить направления коррекционной работы на следующий учебный год. Для контрольной диагностики предлагается следующий диагностический инструментарий:

    • Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер (адаптация О.В. Лови, В.И. Белопольского);
    • «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.                       Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина);
    • Тест «Перескажи» Т.А.Фотековой;
    • Тест Е.А.Стребелевой «Расскажи»;
    • Методика самооценки «Дерево» (Дж. и Д. Лампен, модификация Л.П.Пономаренко);
    • Методика определения эмоционального уровня самооценки А.В.Захарова;
    • Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (индивидуальная беседа);
    • Матрицы Равенна;
    • Методика Венгера;
    • Тест Тулуз-Пьерона.

    Адресатом программы являются дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с нарушениями в формировании  предпосылок личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. Ограничением на участие в освоении программы является письменный отказ родителей (законных представителей).

    Права и обязанности участников программы определяются Конвенцией о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Уставом МБУ.

    Отношения между участниками и ведущим программы строятся на основе доверия и взаимного уважения. Происходящее в группе всегда определяется личностным выбором каждого участника.

    Необходимые ресурсы для эффективной  реализации программы

    Нормативно-правовой ресурс реализации программы - согласие родителей или законных представителей на участие в мероприятиях психологической направленности.

    Кадровый – ведущий, педагог-психолог, реализующий программу должен иметь опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывать возрастные особенности участников.

    Материально – технический – небольшая группа детского сада, столы, магнитная доска, тетради в клетку, простые карандаши, мяч, карточки-картинки, магнитола для музыкального сопровождения подвижных игр.

    Срок реализации программы: 10 недель (октябрь-январь). Общее время ведения программы 10 часов (по 30 минут два раза в неделю).


    Ожидаемые результаты реализации программы:

    • Сформированность «внутренней позиции школьника», предполагающей развитие высокой учебно-познавательной мотивации.
    • Снижение  доли детей с низким уровнем развития зрительно-моторной координации, как составляющей регулятивных учебных действий.
    • Повышение коммуникативной компетентности, развития речи у старших дошкольников.

    Система организации контроля за эффективной реализацией программы предполагает отслеживание динамики в формировании  предпосылок личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий и осуществляется с помощью психологического обследования детей.

    Критерии оценки достижения запланированных результатов: увеличение доли детей с высоким и средним уровнем сформированности учебно-познавательной мотивации и  коммуникативно-речевой функции,  снижение доли детей с низким уровнем развития зрительно-моторной координации. Данные критерии отслеживается при помощи психологической диагностики.


     


    Список использованной литературы:

    1. Н.Ю. Куражева, И.А. Козлова «Приключения будущих первоклассников», Санкт-Петербург, Речь, 2007
    2. М.А.Панфилова «Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников», Москва, Сфера, 2002
    3. Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. «Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков».  Методическое пособие.  –М.:Генезис, 2009.
    4. О.В. Белякова «100 лучших игр для подготовки к школе» Москва, Айрис пресс, 2007
    5. А. Герасимова «Тесты для подготовки к школе», Айрис пресс, 2000
    6. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.  – М.: Генезис, 2011.
    7. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников», Ярославль, Академия холдинг 2001
    8. О.В. Боровик, С.Д. Забрамная «Развитие ребенка – в ваших руках» Москва, Новая школа, 2000
    9. Н.Ю. Чивикова «Как подготовить ребенка к школе», Москва, Айрис пресс, 2000
    10. Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, Академия развития, 1996
    11. А.Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей», Ярославль, Академия развития, 1997
    12.  Н.В. Новоторцева «Развитие речи», Ярославль, Гринго Лайнер, 1995

    Методические рекомендации:

    Программа реализуется посредством прослушивания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Читая сказку, ведущему необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, основные моменты выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой. После прослушивания сказки перейти к ее обсуждению, вызвать у детей интерес к определенной проблеме.

    Каждая встреча включает в себя задания от Учителя Ежа. Рекомендуется использовать мягкую игрушку (ежа), которая будет сопровождать детей на протяжении всей программы. Задания, игры и упражнения выполняются в групповой форме (6-10 человек). Ведущему необходимо добиваться активности каждого ребенка. Задания, направленные на развитие зрительно-моторной координации выполняются в индивидуальных тетрадях в клетку и записываются туда заранее.

    Для успешной реализации программы ведущему необходимо:

    1. Контролировать ход и правильность  выполнения заданий.
    2. Оказывать психологическую поддержку, изменять последовательность  запланированных упражнений, дозировку нагрузки, учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка, переход в зону актуального развития и  его потенциальные возможности.
    3. Подводить итоги каждого упражнения и всей совместной деятельности.
    4. Информировать родителей об успехах и достижениях ребенка или об имеющихся у него трудностях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование аудио-пособия "Первые уроки" серии "Музыка с мамой" Железновых на индивидуальных занятиях учителя-логопеда с детьми 1 уровня речевого недоразвития

    Речевые возможности детей с ОНР 1 у. характеризуются  полным или частичным отсутствием  общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «леп...

    Социокультурный проект "Уроки осторожности Мудрого Ежа"

    Социокультурный проект "Уроки осторожности Мудрого Ежа"Основы безопасности жизни детей.Средняя группа. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8955327","attributes":{"alt":""...

    Социокультурный проект "Уроки осторожности Мудрого Ежа"

    Отчет по работе социокультурного проекта "Уроки осторожности Мудрого Ежа" (основы безопасности жизни детей)...

    Интеграция в обучении . Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда на уроке чтения в 4 классе

    Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда на уроке чтения в 4 классе...

    Семинар для учителей начальных классов: «Коррекционно – развивающая работа на уроке, позволяющая улучшить качество воспроизведения учебного материала в период адаптации первоклассников» Сообщение на тему: «Развитие зрительной памяти»

    Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других "познавательных" процессов. Работая над тем или иным процесс...

    Выступление учителя-логопеда на мероприятии для родителей « Уроки доброты» .

    Выступление учителя-логопедана мероприятии для родителей « Уроки доброты» ....

    Фасилитованная дискуссия как способ общения учителя и ученика на уроках художественной культуры.

    Цель статьи -  познакомить с методом фасилитованной дискуссии, который я использую на своих уроках.  Опираюсь на этот метод, потому что вижу свой предмет не как определённый набор дат, фамил...


     

    Комментарии

    Калюжная Анна Семеновна

    Татьяна Владимировна огромное Вам спасибо за ваш труд. Прекрасная программа, а какой хороший цикл сказок, увлекательный сюжет, интересные развивающие задания. Обязательно использую материал в работе со своими воспитанниками.