Главные вкладки

    Интеграция в обучении . Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда на уроке чтения в 4 классе
    план-конспект по логопедии на тему

    Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда

    на уроке чтения в 4 классе 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integratsiya_v_obuchenii.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема

    Интеграция в обучении

    Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда

    на уроке чтения в 4 классе

                                                                 Сальникова Анастасия Вячеславовна

                                                                 Учитель-логопед

    Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.

    Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, развития творческого потенциала педагогических коллективов с целью эффективного и разумного воздействия на учащихся.

    Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей.

    В отечественной и зарубежной педагогической науке имеется богатый опыт исследования проблем интеграции. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский.

    В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в синтезе разных учебных предметов, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью всех школьных дисциплин.

    Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

    внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.д. внутри отдельных предметов;

    межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;

    транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

    Главными идеями интегративного обучения являются:

    личностная направленность обучения (Человек - главная ценность образовательного процесса);

    формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);

    приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);

    системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);

    проблемность обучения;

    рефлексия деятельности;

    -диалогичность (Истина рождается в процессе диалогического общения).

    Цель интегративного образования: формирование целостного видения мира. Внутри интегративного образования можно выделить отдельные технологии:

    интеграцию;

    проектные технологии;

    технологии образования в глобальном информационном сообществе;

    преподавание крупных систематических учебных курсов на основе Интернета.

    При планировании интегрированных уроков учитывается следующее:

    объединяются блоки знаний, поэтому важно правильно определить главную цель урока;

    из содержания предметов берутся те сведения, которые необходимы для реализации цели;

    устанавливается большое количество связей в содержании учебного материала;

    части интегрированного содержания планируются так, чтобы стали необходимым звеном урока и получили окончательное завершение;

    требуются тщательный выбор методов и средств обучения и определение нагрузки учащихся на уроке.

    Процесс интеграции требует выполнения определённых условий: объекты исследования совпадают, либо достаточно близки; в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

    Однако не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, которая обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.

    Проанализируем положительные и отрицательные стороны интеграции.

    Позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип системности обучения.

    Создает оптимальные условия для развития мышления, развивая логичность, гибкость, критичность.

    Способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся. Уменьшается многопредметность, расширяются и углубляются межпредметные связи, появляется возможность получить больший объём знаний.

    Является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества.

    Интегрированный подход требует от учителя повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности его образования.

    К отрицательным сторонам можно отнести: увеличение плотности урока, отсутствие детализации, в отдельных случаях, большие временные затраты при подготовке к уроку.

    Перечислив положительные и отрицательные аспекты интегрированного обучения можно сделать вывод: несмотря на то, что помимо интеграции существуют другие технологии, позволяющие нашим детям получить образование, совместимое с реальной жизнью. Преимущество интеграции в обучении — это создание предпосылок для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и профессиональной сфере. Система образования реализует и предъявляет все большие требования к человеку, а в соответствии с этим, и к качеству образования, и задачей учителя является стремление все к большему повышению качества преподавания урока, качества предоставляемых знаний и связи с другими предметами за счет интегрированного обучения.

                                                       Список литературы

    1.        Алехина, С. В., Зарецкий В. К. (МГППУ) Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа»/ Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». (Москва, 14-16 ноября 2010 года): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. - 266 с.

    2.        Будникова, Е. С. Особенности индивидуального подхода в обучении детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения [Текст] / Е. С. Будникова  // ЧГПУ. - 2011. – Т. 2. – С. 469 – 484.

    3.        Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 г. / Н.Н. Малофеев. – М.: изд. «Права человека», 2001. – с. 42.

    4.        Шевчук, Л.Е. обучение учащихся с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе [Текст]  : методические рекомендации / Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ "Образование", 2010. - 199 с.

    5.        Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение /Дефектология. – 1999. - №1. с. 18; 41 – 43

    Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда

    на уроке чтения в 4 классе

    Тема: И.Крылов "Стрекоза и Муравей" (басня).

    Цель: Закрепление умений видеть и понимать смысл басен; распознавать хорошее и плохое.

    Задачи:

         1. Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей».

         2. Продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической  речи, планирования ответа, навыков  работы с учебниками.

         3. Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни.

         4.  Продолжить работу по обогащению активного и пассивного словаря.

     Оборудование: учебник, портрет И.Крылова, иллюстрации к басне;

    Ход урока

    1. Подготовительная часть:
    1. Оргмомент (учитель)
    2. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика (учитель-логопед):

    "Насос"  - И.п.  встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох /при выпрямлении/ и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука  [С - с - с] - /руки скользят вдоль туловища - 6-8 раз на выдохе/.

    "Дровосек" - И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением "Ух - х - х". - /5-6 раз - на выдохе/.

    Общий комплекс артикуляционной гимнастики

    "Заборчик" – зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Сохранять положение до 5 секунд.

    "Трубочка" – зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять до 5 секунд.

    "Заборчик – трубочка" - чередовать первое и второе упражнение. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду.

    "Накажи непослушный язычок" - выполняется только при невозможности удержать позу предыдущего упражнения и «пошлепать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом «пя-пя-пя». После этого оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколько получится.

    "Лопатка" - Несильно высунуть широкий язык изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами, при этом, не прикусывая его. Сохранять положение 5 секунд.

    "Иголка" - округлый, острый язык несильно высунуть изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами. Сохранять положение до 5 секунд.

    "Часики"- попеременно прикасаться округлым кончиком языка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении полуулыбки. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.

    "Качели" - попеременно прикасаясь кончиком языка то к основанию верхних, то к основанию нижних резцов. Рот приоткрыт, как при произношении звука (э). Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.

    "Вкусное варенье" - рот приоткрыт. Облизывать языком по кругу верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движений. Нижняя челюсть неподвижна.

    "Пулемет" - произносить звук [Д], так же, как в предыдущем упражнении, изображая, как строчит пулемет: (д-д-д-д-д). Произносить с силой на одном выдохе.

    1. Речевая разминка (учитель-логопед):

    Без работы хоть убей,

    Жить не может Муравей.

    Над лУгом – где пасутся козы,

    На крыльях прозрачных порхают стрекозы.

    1. Проверка домашнего задания (учитель):

    а) чтение;

    б) нахождение слов с изученными орфограммами;

    в) объяснение слов и выражений;

    г) Чему учит сказка "Лягушка-путешественница"?

    1.  Основная часть (учитель):
    1. Введение в тему:

    - Рассмотрите  иллюстрацию. О ком будем читать?

    - Как одета Стрекоза?

    - Как одет Муравей?

    - Может такое быть в жизни?

         2.  Актуализация проблемы (учитель):

              - Значит, можно сделать вывод "Мы будем читать сказку".

    - Но здесь почему-то написано "Басня".

       - Напомню: "Басня – это краткое иносказательное нравоучительное стихотворение"

      - Мы уже читали и учили басню "Лебедь, Щука и Рак", которую написал И.Крылов.  Чему она нас учит? (трудится дружно). В старших классах мы познакомимся с баснями: "Ворона и Лисица"; "Щука и Кот"; "Квартет"; "Кукушка и Петух"; "Волк и Журавль" и т.д.

    -  Сегодня мы познакомимся с басней "Стрекоза и муравей".

         3.   Сообщение темы (учитель):

    -  Начнем чтение и изучение.

              - Слушайте, думайте и спрашивайте, что Вам непонятно или незнакомо.

         4.  Чтение учителем.

    5.  Словарная работа (учитель-логопед):

    • "попрыгунья" – тот, кто всё время вертится, прыгает не сидит на месте;
    • "боле" – больше;
    • "чисто" – чистое, пустое, все убрано;
    •  "нужда" – бедность, потребность в необходимом;
    •  "тоска" – душевная тревога, страх перед наступающей зимой, уныние;
    •  "удручена" – угнетена, подавлена, мучает страх;
    • "кум и кума" – крестный отец и мать по отношению к родителям крестника;
    • "вешние дни" – весенние дни;

    "мурава" – устаревшее понятие в сказках, народной поэзии – молодая трава;

    •  "резвость" – веселье в подвижных играх;
    • "голубчик" – ласковое обращение к человеку (в данном случае к Муравью) от слова голубь, голубок.

    1. Повторное чтение басни учителем.

    1. Беседа по содержанию  (учитель)

    - О ком идет речь в басне?

    - Какое время года описано?

    - Как жила Стрекоза летом?

    - Как Вы думаете, а чем занимался Муравей?

    - Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

    - К кому она (Стрекоза) пошла за помощью?

    - О чем она (Стрекоза) просила Муравья?

    - Чему удивился и что ответил Муравей Стрекозе?

     - Жалко Стрекозу или нет?

    - Как бы Вы поступили на месте Муравья? Почему?

    - А можно ли спасти Стрекозу зимой и работать вместе с Муравьем, следующим летом?

    - Как следует понимать слова: "Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!"

            8.  Лексическая работа (учитель):

    "лето красное пропела" – красивое теплое лето ушло, птицы не     поют;

     "зима катит в глаза" – скоро наступит зима; зима близко на подходе;

     "помертвело чисто поле" – ничего уже не растет в поле; голое поле;

     "был готов и стол, и дом" – летом было тепло спать под листком, кругом летали мошки – еда для стрекозы.

           9.  Динамическая пауза (учитель-логопед):

       а)                                       Руки в стороны и вверх.

    Повторяем дружно.

    Засиделся ученик –

    Разминаться нужно

    (руки к плечам, вверх, снова к плечам, в стороны)

    На одной ноге мы скачем,

    Как упругий звонкий мячик.

    На другой поскачем тоже,

    Очень долго прыгать можем.

    Головой вращаем плавно,

    Смотрим влево, смотрим вправо.

    (повороты головы вправо и влево)

    И пройдемся мы немного,

    (ходьба на месте)

    И вернемся вновь к уроку

    (дети садятся за парты).

           10. Отработка техники чтения слов, сложных для произношения (учитель-логопед):

    по-пры-гунь-я          ог-ля-нуть-ся

    по-мерт-ве-ло           у-дру-че-на

    со-брать-ся               стран-но

    го-луб-чик                вскру-жи-ло

         

            11. Постановка ударений во время хорового чтения (учитель-логопед):

              - Ребята, обратите внимание, сколько здесь знаков препинания, и на каждом надо делать паузу.

            12. Работа над интонационной выразительностью речи (учитель-логопед):

                   а) автор;

                   б) Стрекоза – речь звучит жалостно, просяще, тонким голоском.

                   в) Муравей – говорит уверенно, поучительно, низким голосом.

            13. "Чтение про себя".

             14. Работа по развитию орфографической         зоркости (учитель-логопед):

    №\№

    Название орфограммы

    Слова

    1.

    Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща)

    вскружило, души, попляши, час

    2.

    Большая буква в именах собственных

    Стрекоза, Муравей

    3.

    Звонкие и глухие согласные в корне слова

    голубчик, голод

    4.

    Слова с непроизносимыми согласными

    мягких

    5.

    Разделительный Ь знак

    попрыгунья

    6.

    Мягкий знак – показатель мягкости

    оглянуться, петь, оставь, собраться

    7.

    Правописание предлогов

    в, с, к, под, на, до, у, без

    1. Заключительная часть (учитель):
    1.  Задание на дом:

    а) выразительное чтение

    б) учить басню

    в) учить роли

    2. Оценки за работу.

    1. Итоги урока (учитель):

    - Чему учит басня И.Крылова "Стрекоза и муравей"? (надо не только веселиться, но и трудиться;  делу время потехе час).

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда «Новый год, новый год-это радость и восторг!»

    Конспект открытого интегрированного занятияучителя-дефектолога Яценко Т.В. и учителя-логопеда Федоровой А.Н.«Новый год, новый год-это радость и восторг!»Возрастная группа: подготовительная группа, 6-7...

    Интегрированное занятие учителя-дефектолога для старших дошкольников с нарушением зрения в рамках Проекта «Что такое вода?»

    Тема: «Путешествие капельки». Цель: Закрепить знания детей о воде, её значении в жизни живых организмов. Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности; учитель-дефектолог (тифлопедаго...

    Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).

    Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром  и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...

    Интегрированное занятие учителя-дефектолога и инструктора по физкультуре "Волшебное путешествие"

    План интегрированного занятия учителя-дефектолога и инструктора по физкультуре "Волшебное путешествие"...