Использование нестандартных приемов, на совместных занятиях учителя-дефектолога и учителя-логопеда, для всестороннего развития детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Статья повествует о использовании комплексного подхода при работе с детьми с ОВЗ учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx388.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА

№ 24 «ПЧЕЛКА»

633004, Новосибирская область, г. Бердск, К-Маркса, д. 51.

т. (38341) 5-04-54;  

Статья на тему:

 «Использование нестандартных приемов, на совместных занятиях учителя-дефектолога и учителя-логопеда,  для всестороннего развития детей с ОВЗ»

Разработали:

учитель-логопед

  Высшая квалификационная  категория

                                                                                           Медведева М.С.

учитель-дефектолог

  Высшая квалификационная  категория

                                                                                           Бояршинова В.А.

Бердск 2024г.

«Использование нестандартных приемов, на совместных занятиях учителя-дефектолога и учителя-логопеда,  для всестороннего развития детей с ОВЗ»

Ежегодно, количество детей  имеющих не сколько различных нозологий (например: задержка речевого развития и задержка психического развития) , только увеличивается. Из собственных наблюдений, можем отметить, что у этих дошкольников отмечается низкий уровень развития по всем образовательным областям.

Эти дети испытывают сложности в речевом развитии – наблюдается не большой словарный запас, воспитанники не могут выстраивать диалог и совместную игру; в познавательном развитии  - наблюдается не достаточное развитие знания об окружающем мире и несформированность математических представлений и ориентировки, на теле и в пространстве; в физическом развитии – при выполнении упражнений, на развитие общей моторики у воспитанников наблюдается  медленный темп и страдает переключаемость от одной деятельности, на другую, также наблюдается не совершенствование в развитие мелкой моторики рук;  в социально-коммуникативной деятельности – у детей  отмечаются трудности в установлении контакта со сверстниками, они очень застенчивы, замкнуты, им сложно вступать в совместные игры с детьми.

Все выше перечисленное,  ограничивает развитие   познавательной деятельности у дошкольников и  отрицательно сказывается на общем формировании личности и интеллектуальном развитии.

        Чтобы  дети с ОВЗ продолжали развиваться по всем направлениям образовательных областей, с воспитанниками проводят коррекционный процесс разные специалисты сопровождения.

        Для того, чтобы повысить эффективность от коррекционного обучения, мы решили, в своей работе использовать метод «комплексного подхода» - разработав для этого систему занятий, которые проводятся совместно двумя специалистами, учителем-дефектологом и учителем логопедом, и включили в этот метод различные упражнения на развития ВПФ у детей с ОВЗ и   развития сенсомоторного уровня.

            Для реализации коррекционного «комплексного подхода», мы  используем «Программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка  А.Л. Сиротюк, в ней представлены кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, а также телесно-ориентированные упражнения; упражнения из «Методики замещающего онтогенеза» Б.А. Архипова и А.В. Семенович; а также включаем задания направленные на речевое и познавательное развитие.

           В процессе этих занятий, дети учатся выполнять в игровой форме ряд последовательных действий, в ходе которых развивается – зрительная и двигательная память, слуховое внимание, координация движений – артикуляционной моторики, рук и ног. Также улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария, что способствует повышению уровня всестороннего развития ребенка.

В структуру занятия входят следующие виды деятельности:

C:\Users\DNS\OneDrive\Рабочий стол\Новая папка\photo_5188596063420929993_y.jpg         Приветствие – это упражнение способствует повышению коммуникативных навыков.

(пример): Дети в стихотворной форме приветствуют друг друга, продолжают познавать части своего тела и т.д. 

             

C:\Users\DNS\OneDrive\Рабочий стол\Новая папка\photo_5188596063420929992_y.jpgРазминка – этот этап включает в себя полосу препятствий, направленных на активизацию общей моторики и умения слышать инструкцию и ее выполнять, а также на развитие переключения.

(пример): Пропрыгивание через канат с продвижением вперед и добавлением хлопка над головой,

Прохождение между фишек змейкой,

Проползание под дугой.

C:\Users\DNS\OneDrive\Рабочий стол\Новая папка\photo_5188596063420929987_y.jpg             Растяжка – при выполнении этих упражнений, дети учатся подготавливать для себя место и чувствовать свое тело.

(пример): Упражнение «струнка», «пила», «кобра». 

          Дыхательные упражнения — эти задания, направленны на развитие речевого дыхания.

(пример): «Покачай мяч», «Хохотушки», «Надуй куклу».

C:\Users\DNS\OneDrive\Рабочий стол\Новая папка\photo_5188596063420929985_y.jpg          Глазодвигательные упражнения — на этом этапе мы используем игры направленные на развитие зрительного анализатора.

(пример): «Зрительная гимнастика с использованием разных атрибутов», «Что пропало», «Посмотри, запомни и назови».  

C:\Users\DNS\OneDrive\Рабочий стол\Новая папка\photo_5188596063420929988_y.jpg          Телесные упражнения —  данные упражнения направлены на развитие общей моторики, ориентировки и развитие межполушарного взаимодействия, коммуникативные игры.

(пример): «Колобочки», «Ползание – вперед и назад», «Бревнышко», «Марш простой и перекрест» и т.д.

           Упражнения для развития мелкой моторики рук — на этом этапе мы используем пальчиковые гимнастики в стихах, повышаем переключаемость и развитие межполушарного взаимодействия;

(пример): «Неро-плакаты», стихи с движением пальцев рук и т.д. 

           Игра с правилами – используя игровую деятельность, мы повышаем у детей коммуникативные способности, повышаем двигательную активность и мыслительную деятельность, умения слышать и выполнять инструкцию, следовать правилам игры;

(пример): «Игра с парашютом», «Море волнуется», «Стоп игры» и т.д.

          Упражнения для релаксации – на этом этапе, мы проводим упражнения, направленные на расслабление тела и повышения ощущения своего тела, развитие телесного контакта;

 (пример): «Парус», «Рыбка и водоросли», «Ива»  и т.д. 

C:\Users\DNS\OneDrive\Рабочий стол\Новая папка\photo_5188596063420929979_y.jpgРефлексия – это метод, способствует, развитию умения у детей делится своими впечатлениями о прошедшем занятии (что понравилось, а что не понравилось).

             При регулярном проведении коррекционных занятий, используя метод «комплексного подхода», у воспитанников повышается концентрация, уровни умственной и физической активности, развития всех психических процессов. Также у детей снижается тревожность, что позволяет ускорить процесс в речевом и познавательном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми по развитию речи и рисованию по теме "Игрушки"

Совметстная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми средней группы по развитию речи и художественному творчеству по теме "Игрушки"....

Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда «Новый год, новый год-это радость и восторг!»

Конспект открытого интегрированного занятияучителя-дефектолога Яценко Т.В. и учителя-логопеда Федоровой А.Н.«Новый год, новый год-это радость и восторг!»Возрастная группа: подготовительная группа, 6-7...

Фронтальное коррекционно – развивающее занятие учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС.

Вид деятельности: «Развитие сенсорного восприятия»Реализация области: «Познавательное развитие».Занятие с использованием интерактивной доски и программы «Mimio».Тема: «Игрушки»Цель: - развитие сенсорн...

Интеграция в обучении . Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда на уроке чтения в 4 классе

Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда на уроке чтения в 4 классе...

Конспект совместного занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда "Что такое новый год?"

Конспект совместного занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда "что такое Новый год?"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).

Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром  и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...